…й легенды: душа человеческая подобна этой арфе. Она разбита, запылена, безмолвна, пока до нее не дотронется рука Создателя.

Молчат ли струны вашей души? Заглохло ли вся­кое хваление, исчезла ли всякая радость? Раство­рите широко двери сердца Христу. Впустите Его к себе, и Он своей любящей рукой очистит ваши душевные струны от всякой пыли, нанесенной гре­хом, восстановит все разрушенное, разбитое в ва­шем сердце; все неправильные звуки сольются тогда в одну чудную гармонию и радостная, торжествую­щая, хвалебная песнь будет звучать непрестанно в обновленной душе.

25 МАРТА

Благовещение

«Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Пресвятая Дева Мария представляет пример полной покорности, бесконечного смире­ния. Возвещенная Ей Ангелом «благая весть» долж­на была поразить Ее, как нечто неожиданное, неиз­вестное, великое и устрашающее в своем величии. В предвещанном событии все для Нее ново, и мож­но было ожидать, что неподготовленная душа юной Девы или смутится, или возгордится при такой ис­ключительной судьбе, открывающейся перед Нею. Но ни смущения, ни гордости не явилось в чистом сердце Пресвятой Девы Марии. Повергаясь во прах перед Всевышним, уничтожая Себя, забывая Себя совершенно, Она отвечает одним словом, одним порывом: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Как редко упоминается о Пресвятой Деве во всей земной жизни Спасителя! После Рождества Хри­стова мы ее видим лишь тогда, когда Он, Отроком, учил во храме, потом на браке в Кане Галилейской и затем уже у подножия Креста. Матерь Божия как бы стушевывается, не проявляет Себя ничем в гла­зах человеческих, зато перед Богом Она стоит всегда на высоте Своего святого призвания. Она благо­словенна пред всеми женами навеки. Тайный под­виг любви и самоотвержения, скрытый от челове­ческих глаз, не понятый ими, но великий в своем смирении, есть и теперь перед Богом гораздо боль­шая заслуга, чем доброе дело, стоящее на виду и вы­зывающее людскую похвалу и одобрение.

26 МАРТА

Господь не отринет

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).

Вот что возвещается нам в Таинстве Причаще­ния. Несмотря на наши бесчисленные грехи и падения, на наше недостоинство, мы можем полу­чить жизнь вечную верою в Господа нашего. Каж­дому из нас, как блудному сыну, открыта дверь в родительский дом. И Отец Небесный готов с неиз­менной любовью встретить нас, «когда мы еще да­леко», лишь только мы воскликнем в сердце нашем: «Отче, я согрешил против неба и перед Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим»! Не только раз навсегда, а снова и снова, ежедневно и ежечасно, мы можем к Нему обращаться и никог­да не будем отвергнуты. Голос Господа возвещает нам в великом Таинстве Причащения, чтобы мы приступали к Нему, надеясь не на свою правед­ность, но на Того, «Который сделался для нас от Бога праведностью».

Мы недостойны поднять и крохи, падающей со святой трапезы, а Он предлагает нам Свое святое Тело и Свою святую Кровь, омывая нас от грехов этою Божественною Кровью, чтобы мы пребывали в Нем и Он в нас навеки.

27 МАРТА

Агнец Божий

«Пасха наша – Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Древняя Пасха была лишь прообразом чего-то луч-шего. Ветхозаветный агнец возвещал беспорочного Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира. Так и Тайная Вечеря есть обещание высшего блаженства, вечной вечери любви, которой уже не будет конца.

После трудного ночного плавания апостолов ожи­дало на берегу приготовленное для них Спасителем подкрепление. Так и нас Он подкрепляет на пути, питая Своею любовью. Утомленные, подавленные горем, изнемогающие в жизненной борьбе, мы на­ходим утешение, подкрепление и пищу для нашей души. Принимая с благоговением это святое Таин­ство, мы предвкушаем блаженство той минуты, ког­да окончится наше земное поприще. Тогда, испол­нив возложенный на нас труд, мы удостоимся узреть светлый образ Христа, протягивающего к нам Руки с того берега, где нас ожидает «брачная вечеря Агнца» (Откр. 19, 9); и мы приобщимся вечному, нескончаемому блаженству.

Итак, «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Очис­тим старую закваску, предадим на смерть старые грехи наши, старые привычки силою Спасителя, Который был заклан и призывает нас умереть для греха и жить для праведности.

28 МАРТА

Закон любви

«Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14, 15).

Законом всей нашей жизни должна быть лю­бовь; любовь должна решать все вопросы. На­ша свобода действий должна останавливаться там, где мы можем огорчить нашего брата. Апостол Па­вел, признавая вполне, что само по себе ничто не может быть нечистым, однако, по любви к братиям, советует не есть мяса из уважения к мнению других, чтобы «ради пищи не разрушить дела Божия» (Рим. 14, 20). Мы свободны употреблять всякую пищу, но по любви готовы отказаться от нее. Мы никогда не должны забывать ближних. Думая постоянно об их благе, мы учимся их интересы ставить выше своих, оставаясь свободными, подчинять эту свободу выс­шему закону – закону любви.

«Никто из нас не живет для себя» (Рим. 14, 7): всякий поступок влияет на ближних во благо или во вред и имеет гораздо большее значение, чем мы предполагаем. Если даже качеством пищи можно «погубить брата», то тем более недобрым и лживым словом, резким суждением, дурным примером или советом. Поэтому «поступайте осторожно, не как неразумные, а как мудрые» (Еф. 5, 15).

29 МАРТА

Как устоять?

«Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою» (Деян. 26, 22).

Апостол Павел провел почти 25 лет среди вра­гов в мужественной борьбе за правду, никог­да не унывая, никогда не уклоняясь от прямого пути. И вот, свидетельствуя перед царем Агриппой, что он и теперь стоит твердо, непоколебимо на камне веры, он не приписывает себе ничего, а прямо и открыто признает, что во все эти тяжелые годы была ему помощь от Господа.

Вступив на христианский путь, часто смотришь со страхом на предстоящее жизненное поприще, предвидишь многие опасности впереди и боишься, подвергаясь искушениям, не устоять в своей вере до конца. Но в этих словах апостола каждый най­дет опору. Помощь от Бога дана будет на каждый день, на каждый подвиг, на каждый опасный шаг жизни. Надо только, день за днем, уповать на Господа, оставаясь верным Ему, и помощь Его придет непременно. Она никогда не изменит нам, придет в ту самую минуту, когда всего нужнее.

Но, чтобы получить эту помощь, надо, не колеб­лясь, храбро идти вперед, исполняя свой долг с мо­литвою, в полной уверенности, что на молитву бу­дет ответ. Помощь Божия дана будет только тогда, когда мы будем исполнять волю Божию.

Люди привыкли к падениям и смотрят на них довольно равнодушно, как на неизбежную принад­лежность жизни. Упасть в тот или другой грех и не встать считается естественным. Божие назначение человеку – стоять твердо и непоколебимо на том Камне, который есть Христос.

30 МАРТА

Благодарность

«За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия» (1 Фес. 5, 18).

Что может облегчить и возвысить нашу душу, разогнать уныние и даже сомнение? Что мо­жет ободрить нас на жизненном пути? Благодаре­ние – т. е. сознательная, живая, сердечная благо­дарность Богу за все.

Один человек верующий часто предавался уны­нию, тем не исполняя воли Божией, о которой говорит апостол Павел. Ему кто-то посоветовал за­писывать в особой книжечке все милости, которые посылал ему Господь. Через несколько месяцев вся книжка была полна. Милости, так быстро забыва­емые, начертались на бумаге и на сердце, но уныние, все-таки, иной раз охватывало его душу. «Сто­ило мне тогда, – говорил он, – лишь заглянуть в мою книжку, вновь окунуться в испытанную мною любовь Божию, чтобы мгновенно рассеялись все тучи: теплой волной радости и упования перепол­нялось сердце и хотелось только благодарить и сла­вить Бога без конца».

Да, но не все посылаемое Богом кажется нам милостью: иное кажется тягостью, бременем непо­сильным; и тут благодарение сменяется жалобой.

Пойми, верующая душа, что все без исключения в жизни твоей – милость, под каким бы черным покрывалом она ни являлась. Пусть вера приподы­мет покрывало, и милость тебе явится и проникнет в тебя. Так было с царем Езекией, когда он, припо­миная пережитое испытание, говорил: «Вот, во благо была мне сильная горесть, и мы во все дни жизни нашей будем воспевать песни в доме Господ­нем, ибо во всем этом жизнь моего духа» (Ис. 37, 14). Всякая скорбь, всякая теснота и труд посланы, чтобы усилить жизнь нашего духа, который научает­ся благодарить и за то, что заставляло нас плакать, потому что это же самое научило нас хвалить.

31 МАРТА

Возрождение

«Я есмь Лоза, а вы ветви» (Ин. 15, 5).

Посмотрите весной на виноградник, где рядами тянутся черные, сухие ветки, на вид безжизненные, некрасивые, которые, однако, в будущем принесут плоды. Глядя со вниманием на них, мы найдем новое значение в словах Спасителя: «Я есмь Лоза, а вы ветви». В них выражается не только отношение каждой ветки к древесному стволу, не только живительное свойство виноград­ного плода, не только очищение ствола от сухих, негодных веток и сжигание их. Кроме всего этого, слова Спасителя указывают на кажущуюся смерть лозы, лишенной всякой красы, высохшей, обречен­ной на длинный зимний сон. После этого сна лоза возрождается вновь и внутренней, всепобеждающей жизненной силой рождает новые ветки, пускает новые ростки в бесконечном множестве по всему стволу. Здесь мы видим в пророческих словах Спа­сителя прообраз Церкви Его, возродившейся из вос­кресшего тела Господа, навеки давшего ей жизнь бесконечную.

Божественная Лоза поддерживает жизнь не только в крепких, более видных ветвях, но и в каждом отдельном маленьком ростке. Радуйся, Его Церковь, что тебе надлежит, крепко держась Его, принести много плода! Радуйтесь и отдельные ветви, одинокие души, отрезанные почему-нибудь от видимого обще­ния с другими, что и вас держит, кормит и очищает эта же Лоза и что силою Христа, в вас пребывающе­го, вы можете возрастать в Нем и прославлять Его.

1 АПРЕЛЯ

Сегодня поражение, завтра победа

«Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27, 66).

Бывают времена мрачные, тяжелые, когда по-видимому торжествует власть тьмы и победа будто бы на стороне врагов Христа. Господь допус­кает пригвождение Сына Божия ко кресту, положе­ние Его во гроб, и сама могила закрывается над Ним как бы навсегда – мы видим лишь большой камень и печать над этой могилой. Перед этим зрелищем скорбят апостолы.

Часто кажется и нам, что наша вера поругана, побеждена... Голос Божий не раздается, мы Его не слышим при совершающемся беззаконии; свет за­стилается густым мраком, грубая вражья сила по­беждает справедливость и правду. В унынии, с болью в сердце, апостолы Христа недоумевают – почему Учитель их дал прикрыть себя могильным камнем?

Сегодня поражение, завтра победа; и если в ис­тории народов, по множеству грехов человеческих, Христос представляется нам чаще побежденным, чем победителем, – будем верить, что после много­летней власти зла настанет видимое, полное тор­жество увенчанного Славою Иисуса, перед Кото­рым «преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 10).

Каждый из нас, повторяя ежедневно, «да приидет Царствие Твое», может ускорить это время, приняв владычество Христа в свое сердце и умножая число тех, которые среди господства греха и плоти пре­клоняются всем своим существом и всею жизнью перед Иисусом Христом.

2 АПРЕЛЯ

Встань на помощь другим

«Моисей, раб Мой, умер; итак, встань» (Иис. Нав. 1, 2).

Едва ли Иисус Навин в минуту поразившего всех горя чувствовал себя в силах повиновать­ся Богу и сразу предстать пред толпой. У людей обыкновенно является естественная потребность отдаться сперва в одиночестве своей скорби. Потря­сенные внезапным ударом, они большею частью нуждаются в тишине и одиночестве, потребность эта от невольного страха перед минутой возвраще­ния к жизни. Одиночество, пустота захватывают душу. Долго жили вместе, все делили, а теперь один взят, а другой оставлен! Оставлен без поддержки, без земной опоры! Как сжимается при этом сердце; как хочется спрятаться от людей, пока не пройдет первый приступ жгучего горя!

Однако Господь зовет и нас, как Он звал Иисуса Навина, встать и следовать за Ним. Сколько мы ни будем лелеять наше горе, мы его не вылечим. Одно средство исцелить сердечную рану – обратить ее к Господу, забыться в Нем и встать, во Имя Его, на помощь другим. И заметим, что Господь не велит этому преемнику Моисея встать одному – Он говорит: «Я буду с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя». Я заполню пустое место; Я не только не оставлю, но не отступлю от тебя ни на шаг, только встань и иди служить Мне. Простирайся вперед, не страшись будущего. Вся твоя крепость, защита, муд­рость, бодрость, утешение – в этом: «Я с тобой!»

Встанем и мы и пойдем за Ним. Предадим Ему нашу скорбь и пойдем с Ним навстречу мировой скорби. Придется идти вдоль потока неисчислимых человеческих горестей; там мы похороним наше личное горе – и будем «утешать других тем утеше­нием, которым утешил нас Бог» (2 Кор. 1, 4).

3 АПРЕЛЯ

Бог долго терпит.

«Ты это делал, и Я молчал» (Пс. 49, 21).

Это говорит Господь. Он молчал, и ты поэ­тому воображал, что Он не замечает, что тот или другой грех может укрыться от Него и остаться без последствий. «Не скоро совершается суд над худыми делами, – говорит Священное Писание, – от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл. 8, 11).

До поры до времени позволяет Бог плевелам рас­ти вместе с пшеницей, но придет время, когда Он заговорит и, припоминая человеку все то, что он забывал, скажет ему: «Ты это делал». И теперь уже говорит с нами слово Божие, ясно обличая наши грехи; говорят с нами также жизнь и опыт, сталкивая нас с последствиями того или другого греха. Началось с малого: тонкой ниточкой сперва обвила тебя та или другая дурная привычка, и теперь эта тонкая ниточка превратилась в толстую веревку, которая связала тебя по рукам и по ногам. В детях твоих, в ближних, в делах твоих тебе встречаются следы твоих грехов и говорят тебе: «Ты это делал»; но ты отворачиваешься и грешишь дальше. Нако­нец, обличающий голос Божий прозвучит в беспеч­ной душе твоей, и ты услышишь от Него не толь-
­ко – «ты это делал», но и – «изобличу тебя и пред­ставлю перед глаза твои грехи твои; уразумейте это – забывающие Бога».

Внемли этому Голосу, он тебе правду говорит, и припади в сердечном покаянии и сокрушении к тому любящему Господу, Который обличает тебя, чтобы ты уразумел. Он может и хочет беззакония твои простить и изгладить и, дав тебе новое сердце, поставить тебя на «путь новый и живой».

 

 

 

4 АПРЕЛЯ

Жить по вере

«Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5).

Ежедневно и ежечасно мы должны исповедывать нашу веру.

Для этого нет необходимости высказывать ее сло­вами, проповедывать и наставлять: лучшая пропо­ведь выражается жизнью, каждым поступком чело­века, отношением его ко всему окружающему. Мы, конечно, должны постоянно сознавать, как нужда­емся в укреплении нашей веры. Твердая, непоколе­бимая вера нужна нам для противодействия всем препятствиям, которые постоянно возникают на на­шем пути. Страшно подумать, как мало веры между людьми! Как вера эта несовершенна, как она холод­на, как часто люди готовы отказаться от нее! Однако никакие доводы, никакие философские рассужде­ния не устоят против веры истинной. «Сия победа, победившая мир, есть вера наша!» (1 Ин. 5, 4).

По делам нашим узнают нас; будем же непоколе­бимы в нашем намерении жить по вере нашей, чтобы от бездействия, от бесплодности она не оску­дела. Чувствуя всю немощь нашу, в минуты колеба­ния, в минуты изнеможения будем неотступно про­сить Отца нашего Небесного: «Умножь в нас веру!»

Молясь об этом, необходимо приводить в дей­ствие то, что нам уже дано, и тогда оно умножится и окрепнет. Вера производит послушание, а от по­слушания возрастает вера. Вера также порождает и познание, и уверенность. Сначала трепетно, робко вступаешь на путь, где все подкрепление заключает­ся в невидимом, но постепенно, возрастая в опыте, возрастаешь и в познании. Почва крепнет под но­гами, они ступают более твердо и уверенно, и уста уже без колебания и сомнения говорят: «Я знаю, в Кого я уверовал» (2 Тим. 1, 12).

5 АПРЕЛЯ

Следуй за Мною

«Проходя оттуда, Иисус увидел че­ловека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною» (Мф. 9, 9).

Ик нам тоже Спаситель обращается с этим зовом: «Следуй за Мною». Он находит нас, где бы мы ни были, и Его голос звучит в глубине нашей совести. Нам остается только ответить на этот призыв – встать и следовать за Ним. Христос говорит: «Следуй за Мною», по узкому пути сми­ренного и подчас тяжелого долга. Следуй в ответ на этот Божественный голос и на голос твоей совести, посвяти себя одной священной цели и, преследуя эту цель, следуй за Богом!

Иди, не оставляя твоего ежедневного труда; сле­дуй за Ним в покорности, в смирении и любви, в любви к ближнему, в служении ему; следуй твер­до, не колеблясь, забывая о себе, отдавая себя вполне Божественному призыву. Не отставай, не оглядывайся назад, «не бойся ничего, что тебе надо будет претерпеть» (Откр. 2, 10), – не сму­щайся ни препятствиями, ни борьбою, не прене­брегая никем, иди рука об руку с презренными и малыми, подвигайся все вперед твердыми ша­гами, бросая вокруг себя бессмертное семя добра. Оно созреет в свое время, плоды его ты пожнешь в вечности, следуй только за Ним, иди, – «взирая на Начальника и Совершителя веры – Иисуса» (Евр. 12, 2).

6 АПРЕЛЯ

Крест – наши крылья

«Поднимут крылья, как орлы» (Ис. 40, 31).

Существует поэтичная легенда о том, как были созданы птицы. Красивые перышки украшали этих прелестных тварей, они обладали чудным голосом и заливались звонкою песнью, но, увы, не могли парить в далеком воздушном про­странстве, так как у них не было крыльев. Тогда Господь Бог создал крылья; указал птичкам на них и сказал: «Возьмите эту ношу и несите ее на себе». С недоумением и страхом глядели птички на эту незнакомую ношу; потом послушно взяли ее своим клювом, наложили на себя, и показалось им очень тяжело ее нести. Но скоро, по мере того, как они прижимали их к себе, крылышки приросли к этим маленьким существам, и птички научились ими пользоваться. Расправив их, они поднялись высоко над землею. Так ноша превратилась в крылья. Вмес­то тяжести птички обрели новую, неведомую им способность летать.

Легенда эта имеет духовный смысл. Все мы – птицы без крыльев, и те испытания и обязанности, которые посылает нам Господь, должны научить нас подниматься выше всего земного. Мы смотрим на наши заботы, как на тяжелое бремя, но когда поймем, что Господь посылает нам их, чтобы нау­чить нас подняться выше, то примем их от Него. И что же? Они превращаются в крылья и несут нас к небу, а без них мы, быть может, приросли бы к этой жалкой земле. Они же, вознося нашу душу, превращаются в благословение. Отстраняясь от ис­полнения долга, уклоняясь от посланной нам ноши, мы теряем возможность духовного развития. Ре­шимся же твердо нести наши бремена, уповая на Господа, и будем помнить, что Он хочет превратить их в крылья. Все выше и выше понесут нас эти крылья, пока не достигнем туда, «где птичка нахо­дит жилье себе у алтарей твоих, Господи сил, Царь мой, и Бог мой» (Пс. 83, 4).

Не забудем, что во время полета нашего через земную жизнь эти Богом данные, часто еще слабые, крылья нуждаются в покрове, в укреплении и, глав­ное, в очищении от земной пыли, от которой они тяжелеют. И тут является нам любовь Божия, подо­бно широким крыльям, распростертая над земными странниками. Под Кров Всевышнего должны мы прибегать вновь и вновь, чтобы укрепиться для но­вого полета и, расправляя крылья, всегда помнить, что они могут остаться поднятыми только Силой Божией.

7 АПРЕЛЯ

Из мира невидимого

«И се, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия» (Лк. 9, 30).

Иисус Христос во время Своего одинокого скорбного пути на земле не мог с самого начала не чувствовать на Себе всей тяжести предстоящего Ему креста. Душа Его скорбела за бедное грешное человечество, которое Он шел искупить и, будучи Сам всецело «Мужем скорбей» (Ис. 53, 3), Он жаждал сочувствия и нуждался в поддержке свыше. И вот, являются Ему два мужа из того мира, где они давно обитают во славе Отца Небес­ного. Посланные Богом, они беседовали с Иису­сом о том, что ожидало Его впереди, и как бы соединяли в эту минуту небесное с земным! То были Моисей и Илия, посланные к Сыну Божию, чтобы подкрепить Его к скорбному часу на Гол­гофе, чтобы принести Ему сияние с неба перед шествием Его по омраченной грехом земной до­лине!

Не может ли это чудесное видение служить нам указанием того, что и в настоящее время Господь невидимо посылает к нам души дорогих отшедших наших близких для утешения и поддержки? Тайна эта великая нам не открыта, утверждать ее мы не смеем, но, опираясь на Евангельский пример, не можем ли мы в душе надеяться на такое общение с миром невидимым? Связь наша во Христе с ми­ром невидимым не прерывается никогда: смерть не разрушает ничего духовного, она не в силах осла­бить любовь: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Как отрадно поразмыслить над тем, что изобра­жало собою это чудное свидание на горе Фавор! Основывая Новый Завет в Своей Крови, Христос незадолго до смерти Своей беседует о предстоящем Своем страдании с двумя представителями ветхоза­ветного мира, который многие века чаял Его при­шествия и предвозвещал Его искупительную жертву. Древние уповали на Грядущего, мы уповаем на Пришедшего, и все единодушно, небесные и зем­ные, славим чудное и преславное Его имя.

8 АПРЕЛЯ

Побеждающие бурю

«Блаженны кроткие, ибо они на­следуют землю» (Мф. 5, 5).

Как ясно отражается небо со всеми своими звездами, с глубокой своей синевой, как яр­ко блещут солнечные и лунные лучи на гладкой поверхности воды! Но стоит только налететь буре, как исчезает это небесное отражение: вода темнеет, вздымаются волны, камень и песок, раздраженная стихия пенится, ревет, разбиваясь о скалы и неся с собой разрушение и гибель.

Не то же ли самое происходит в душе человечес­кой, когда ею овладевают раздражение и злоба? Там, где должна бы сиять любовь, там, где могли бы обитать мир и тишина, вдруг нарушается гармония, сеется несогласие, наносятся раны, разрушается дружная, мирная жизнь!

Отчего может произойти такая буря в душе? От­куда идут эти тучи? Раздражение чаще всего являет­ся последствием себялюбия, гордости, власто­любия. Мы желаем, чтобы нам уступали, чтобы с нами все соглашались, ищем исполнения своей воли, потому каждое противоречие, малейшая не­приятность возбуждают в нас раздражение, которое раздувается бесовской силой и овладевает нами, мутит нашу душу, навевает на нас целую бурю зло­бы и нетерпения.

Если бы мы были смиренны и кротки, ничего подобного не могло бы случиться! Господь, пригла­шая нас взять иго Его на себя, подает нам пример смирения и кротости, обещает нам, что иго это будет легко и бремя благо, и что мы обретем покой душам нашим. Учась у Господа, подражая Ему, вос­принимая Его силу и идя по Его стопам, мы прежде всего должны смирить себя и укротить в себе вся­кую злобу. Царствие Божие не может водвориться в раздраженной душе; в бурном дуновении нет Гос­пода! Трудно бороться с душевной бурей: она часто налетает незаметно, и невооруженная заранее душа слабеет и поддается напору волн. Надо быть насто­роже и, если буря настигнет, сразу воззревать к Тому, Которого апостолы разбудили в настига­емой волнами лодке. «Встав, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 26).

Пусть же водворится в душе нашей Царствие Божие, и образ кроткого Спасителя да изобразится в ней!

9 АПРЕЛЯ

О чистоте

«Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15).

Когда-то я прочел рассказ о посещении уголь­ных копей. У самого отверстия в шахту, где все было покрыто густою черною пылью, вырос чистенький, белоснежный цветок, которого пыль не коснулась нисколько. Посетители копи смот­рели с недоумением на этот цветок, не веря своим глазам, и не могли понять причину такого стран­ного явления. Один из углекопов взял щепотку черной пыли и посыпал ею цветок; ни одна части­ца не пристала к нему, все само собою слетело, и белые лепестки, такие же чистые, по-прежнему выглядывали из окружающей их черной пыли. Оказывается, что самое свойство этих тоненьких лепестков таково, что к ним ничего постороннего не пристает.

«Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19)! Мы вращаемся ежедневно среди греха и злобы, нравст­венная нечистота покрывает весь мир черной пылью, как густой завесой; она проникает повсюду и свирепствует с ужасающей силой. Но мы, верую­щие, призваны оставаться чистыми и среди всей этой грязи.

«Для чистых все чисто», – говорит апостол. Омытая Христом душа не должна касаться ничего нечистого; убеленная Господом и хранимая Им от греха, она должна, как тот цветок, оставаться чис­тою даже среди густого мрака мирского зла. Благо­дать Божия может совершить это чудо. Она может оградить душу человеческую от всякой нечистоты, соблюсти ее чистою, нетронутою среди греховного, порочного мира и не допустить над нею власти тьмы. Милостию Божией пусть ничто нечистое не коснется нас, и да будет одеяние души нашей «во всякое время светло» (Еккл. 9, 8).

10 апреля

Да будет воля Господня

«Отче! о, если бы ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впро­чем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

Кто может измерить всю бездну страдания, вызвавшую этот вопль нашего Божествен­ного Спасителя?

Сошедший на землю, чтобы принести величай­шую жертву искупления – для спасения рода чело­веческого, Он скорбел при приближении часа этой жертвы. И тогда Он, Богочеловек, несший страда­ния всего человечества, воззвал к Отцу небесному, умоляя Его об избавлении от этой чаши страданий. Но прибавил те слова, которые должны быть осно­вой каждой нашей мысли, каждого чувства: «Не моя воля, но Твоя да будет».

Когда нам кажется, что мы готовы на любую жертву, кроме именно той, которая в эту минуту нужна Господу, когда мы всеми силами души взыва­ем к Нему о пощаде, – все же сильнее всего должно быть в нас чувство: Его воля, а не наша да будет! Господь не запрещает нам молиться во время тяж­ких испытаний, напротив, Он Сам дал нам образ молитвы и Своим божественным примером указал нам, как можно и должно молиться. Но в нас не должно возникать чувства горечи или смущения тогда, когда наша молитва остается как бы без от­вета. Вспомним, что даже молитва Самого Христа, излившаяся из Его страждущего сердца, не была исполнена: чаша не миновала Его! Как же можем мы, смертные, грешные существа, удивляться тому, что наши молитвы остаются часто по-видимому без ответа. Будем молиться непрестанно, но и непре­станно повторять с полною верою, упованием и по­корностью: «Господи! да будет воля Твоя»!

 

 

 

11 АПРЕЛЯ

Спешите делать добро

«Дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13).

Влияние, которое имеет на окружающих наша земная жизнь и деятельность, простирается далеко за гробом.

В природе ни один звук не пропадает, он несется в бесконечном пространстве и передается далеко за пределы нашего слуха. Поверхность моря зашелох-нется от брошенного камушка, и зыбь эта пойдет, переливаясь, все дальше и дальше, бесконечным движением переходя в другие моря и океаны.

Так и каждое доброе слово, сказанное на земле, каждая благая мысль, каждое доброе намерение и начинание обретет, неведомо для нас самих, не­скончаемое, непредвиденное нами влияние. В этом смысле и дела наши следуют за нами. То, что мы совершаем во Христе и для Него, то, чего Он источ­ник и цель, семя добра, посеянное нами в юную душу, хорошее побуждение, которому мы поддаем­ся, – все это с нами не умрет. Духовные плоды на удобренной почве человеческого сердца произрастут также несомненно, как ежегодно созревают на наших глазах древесные плоды. Наконец, враща­ющаяся в бесконечном обновлении природа не ука­зывает ли нам на несомненную, безграничную дей­ствительность благотворного влияния? Давно умер и забыт насадивший когда-то дерево, под тенью которого веками отдыхают усталые путники.

Почти три тысячи лет прошло с тех пор, как умер псалмопевец Давид. Однако слово его звучит и до­селе во всем христианском мире, и влияние его псалмов отражается на бесчисленном множестве че­ловеческих сердец. Ап. Павел и многие другие давно почившие праведники действуют и теперь повсюду, где читается их слово или повествуется о них.

Так и самая скромная жизнь, посвященная Богу, самый смиренный труд на ниве Господней несом­ненно оставят след на земле, и долго, долго после смерти этих никем не замеченных тружеников нравственный облик их будет жить, влияние их бу­дет действовать и приносить пользу многим.

12 АПРЕЛЯ

О вере в мраке отчаяния

«Познать Его, и Силу Воскресения Его» (Флп. 3, 10).

Христос умер на Кресте. Каково же было апо­столам, друзьям Его, всем Его ученикам пе­режить это? До последней минуты они надеялись, такая развязка казалась им невозможною, немыс­лимою. Они ожидали чуда, которое должно было отвратить это бедствие. Но нет, неумолимая смерть разрушила все их надежды.

Не случалось ли и некоторым из нас испытать нечто подобное? Не встречались ли и на нашем жизненном пути необъяснимые события, раздираю­щие душу испытания, таинственные несообразнос­ти, неразгаданные задачи?

Тяжелые удары судьбы обрушиваются на нас не­ожиданно; среди ключом бьющей жизни вдруг яв­ляется смерть, отнимает у нас самое дорогое, и мы как бы каменеем от горя. Тяжелее всего для уче­ников Спасителя было то, что они, по скудному своему разумению, видели в этой смерти противо­речие своим ожиданиям. Из Его Слов они поняли, что Он Сам – Жизнь и Истина, что, веруя в Него, они не увидят смерти, что Отец пребывает в Нем; как же могли они объяснить себе Его смерть? Но может ли человек понять пути и намерения Божии? Найти причину и объяснение всякого события? Где же тогда наша вера? Только из полного мрака, из совершенной слепоты возникает вера живая и ис­тинная. Полное доверие к Богу является только тогда, когда мы ни осязать, ни видеть ничего перед собой не можем. Как часто наше возрождение со­вершается среди горя, бури, разочарования, разби­тых надежд.

Умервщлением плоти нашей, сокрушением, уничтожением нашей гордости достигается беспре­кословное подчинение Закону любви.

Воскресение Христа явилось так же внезапно, как землетрясение. Этого ожидали всего меньше – оно казалось невозможным. Но «сила воскресения Его» освободит и вас. Оставайтесь тверды во мраке, и свет, сила и любовь озарят вас; не отказывайтесь от надежды! Вам Он кажется мертвым, но Он вове­ки живой, и возлюбил вас любовью вечною. Ваша победа послужит победой и для других. Господь проявит Свою силу в вас; люди увидят вашу веру, вашу покорность в испытании, ваше долготерпение, вашу духовную радость среди горя, ваш невозмути­мый мир среди житейских бурь, и они скажут: «Вот плод, вот «сила воскресения Его!»

Этою силою Христа, совершающейся в вашей немощи, вам дано будет исполнить даже неиспол­нимое и достигнуть недостижимого.

13 АПРЕЛЯ

Ангел утешитель

«Ангел Господень, сошедший с не­бес, приступив, отвалил камень
от двери гроба и сидел на нем» (Мф. 28, 2).

Отчего Ангел не улетел после Воскресения Христова, но остался на камне, при двери гроба? Казалось бы, он должен был вернуться на небо, когда совершился великий подвиг Воскресе­ния. Нет, он остался на камне, чтобы своим присут­ствием пролить свет на этот камень, преобразить его, возвестить скорбящим по Иисусе победу над смертью и превратить плач их в хвалу Господу.

Так торжество Воскресения Христова бросает луч света на все наше прошлое, на все наши могилы. Оно нам возвещает, что там места нет тому, что мы называем смертью; оно осушает наши слезы, оно дает нашей скорби новое значение. Дай, Господи, и нам на каждом скорбном камне, тяготеющем на нашем сердце, видеть светлого Ангела утешителя, возвещающего благую весть; видеть открытую дверь для упования и надежды, луч Божественной любви и торжество Воскресения.

Избыток нашего страдания «произведет в безмер­ном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17).

 

 

 

14 АПРЕЛЯ

Дар слова

«Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Пр. Сол. 18, 21).

Апостол Иаков указывает нам на страшное влияние и силу язык… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz