…сили особые плоды. В самом начале Ветхого Завета мы читаем про Моисея, крот­чайшего из людей, что он «видел Бога лицем к лицу». В самом начале трудного своего поприща – посто­янной, тяжелой борьбы с народом, «раздражающим Господа Бога Своего», – он взошел на гору, «и пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета» (Ис. 34, 28).

Он оставил на время свое земное дело, свои забо­ты и труды и поднялся прямо ко Господу. Он видел Его, насладился Им, озарился Им, так что лицо его долго потом сияло, и пробыл с Ним наедине, в этом чудном, непрерывном общении, внимая Его воле и Его Словам, сорок дней и сорок ночей! Вот удиви­тельный пост! Пост тесного общения и сокровенной беседы с Богом.

Каким образом Моисей мог видеть Бога? Это нам не сказано; это словами описано быть не могло. Но мы верно знаем, что это свидание действительно было, и оно оставило след неизгладимый. «Лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним», и душа его, явившаяся «перед Отцем, Который втайне», приняла силу и благодать на всю последующую жизнь его. Это был пост близкой встречи с Богом.

А наш пост? Заключается ли он в искании Лица Божия, как говорил Давид: «Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я, Тебя жаждет душа моя... чтобы видеть силу твою и славу Твою» (Пс. 62, 2 – 3)? Уединяемся ли мы для беседы сокровенной с Гос­подом, в которой заключается тайная сила христи­анской жизни? Угодный Богу пост – это сближение и общение души с Ним, и к этому посту призван не только Моисей, но и каждый из нас.

 

5 МАРТА

О постоянстве

«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры – Иисуса» (Евр. 12,1).

Мы призваны идти непреклонно по пути, указанному нам Господом. Часто мы на­чинаем хорошо, пускаемся бодро в путь и проходим успешно несколько шагов; но этого еще недостаточ­но. Решившись следовать за Господом, нам необ­ходимо продолжать наш путь с таким же усердием, с каким мы его начинали. Нередко говорят, что во всяком деле первый шаг самый трудный. Без сомне­ния, он требует от нас большой решимости, которая не всегда легко дается; но, быть может, еще труднее и еще необходимее постоянная выдержка в протя­жении всего пути.

Ранней весной деревья покрываются почками, из них образуются листья, зарождается цвет, обещаю­щий плод; но не все почки достигают полного рас­цвета. Так и наши благие начинания не всегда дос­тигают развития, не всегда доводятся до конца. Бу­дем помнить, что должны подвигаться вперед, еже­дневно и ежечасно, движимые твердым упованием на нашего Божественного Вождя, от Которого мы не должны никогда отводить наш уповающий взор.

Будем взирать на Него непрестанно, с полной уверенностью, что Он совершит за нас все то, что нам не под силу, лишь бы мы продолжали путь наш с терпением, не унывая, не уклоняясь, несмотря ни на какие препятствия.

Следя издали за плавающим кораблем, мы не можем видеть, кто им управляет, но правильный его ход указывает на то, что он несется не один и что ведет его твердая, искусная рука. И наша жизнь, если потечет с постоянством и терпением, самоотверже­нием – вся к одной небесной цели, то явно станет, что в нас невидимо действует Божественная сила, что Дух Божий обитает в нас и ведет нас, шаг за шагом, по всему предлежащему нам поприщу.

6 МАРТА

Суди строго себя, а не ближнего

«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13).

Вместо того, чтобы постоянно искать недо­статки и ошибки в наших ближних и на­ходить некоторое удовольствие в суждениях и пе­ресудах об их действиях, нам бы следовало строже следить за собою и стараться избегать всего того, что может послужить соблазном нашим братьям. Мы слишком легкомысленно относимся к нашим собственным недостаткам, забывая, что нашим не­обдуманным поведением мы не только вводим в искушение меньших братьев, но и грешим против закона, которому мы служим, не исполняя на деле тех правил, которые мы исповедуем.

Мы неумолимы в обличении ближнего и слиш­ком снисходительны к самим себе. Обратим же взор наш на себя, будем судить себя строго, будем «удер­живаться от всякого рода зла» (1 Фес. 5, 22), и без громких слов, одним нашим примером, мы, быть может, приведем ко Господу отпадших братьев. Тог­да вся жизнь наша будет живой проповедью, более полезной ближнему, чем порицания и увещевания.

Сознавая всегда наши бесчисленные пороки и не­достатки, мы будем «почитать один другого выс­шим себя» (Флп. 2, 3), и дастся нам благодать, обещанная Господом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

7 МАРТА

О Божественном сострадании

«Я, Я Сам Утешитель ваш» (Ис. 51, 21).

Вминуты глубокой скорби, в минуты безутеш­ного горя, только в Господе можем мы искать и найти утешение. Мы все, пережившие тяжелые испытания, знаем по опыту, как бессильны слова человеческие в эти минуты. Но многие из нас, если не все, испытали на себе всесильное утешение, да­рованное нам свыше, струю благодати, орошающую сухую почву нашего наболевшего сердца, непонятно и неизъяснимо для нас самих. Вспомним те случаи из земной жизни Спасителя, когда Он являлся Уте­шителем скорбящих.

Он утешал, как Бог Всемогущий и как человек, которому понятны все житейские скорби. Как Бог, Он возвращал плачущим тех, которых смерть уже отняла у них: вдове, в городе Наине, Он возвратил сына; Иаиру – дочь; Марфе и Марии – любимого брата!

Но рядом с этим утешением, всемогущим, сверхъ­естественным, исцеляющим открытые раны, утира­ющим слезы, – Он утешал и по-человечески, ука­зывая и нам способ помочь и облегчить страдания братии наших. Утешение это, доступное всякому, есть сочувствие искреннее, глубокое, болеющее скорбями страждущих братий. «Прослезился Ии­сус» (Ин. 11, 35), – в этих двух словах выражается вся сила, вся теплота сострадания, охватившего преисполненное любовью человеческое сердце Спа­сителя. В этих двух словах открывается перед нами путь к облегчению и смягчению чужой скорби, кoторую устранить мы бессильны. Ныне, стоя у гроба любимого существа мы не можем надеяться на чудо, совершенное Спасителем при Его земной жизни, но мы не должны скорбеть безутешно, скорбеть, как «прочие, не имеющие упования» (1 Фесс. 4, 13), ибо мы «знаем, в Кого уверовали, и уверены, что Он силен сохранить залог наш на оный день» (2 Тим. 1, 12).

Быть может, день этот недалек. В загробной жизни, в том чудном мире, где уже не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, Господь возвратит нам навеки всех тех, которых мы оплакиваем и которым Он даровал жизнь вечную. А пока мы здесь горюем, Он плачет вместе с нами, Он приходит к нам, чтобы «не оставить нас сиротами», и посылает нас утеши­телями к тем, которых мы не могли бы понять, если бы сами не страдали.

 

 

 

8 МАРТА

Божии посещения

«Даруй ми зрети моя прегрешения» (из молитвы Ефрема Сирина).

Снова и снова обращается к нам слово Божие: всячески действует Господь. Он не оставляет человека в покое, потому что в этом своем покое человек черствеет, и почва его сердечная, засохшая и затвердевшая, может наконец стать неспособною принять Слово Божие. Оно коснется лишь поверх­ности, как сказано в притче о сеятеле, и пропадет, потому что почва его внутрь не приняла. Благодаре­ние Богу за все, чем Он переворачивает эту твердую землю, чтобы сделать ее рыхлою, мягкою и открыть в ней отверстие для Слова Своего! Нужда, болезни, скорби, безысходные наши беды, все, что являет нам наше бессилие и нищету, – это Божий плуг, переворачивающий землю, это Божии посещения. Он хочет прорезать глубокие борозды в этой без­жизненной непокорной почве, чтобы сделать ее способною воспринять живое семя.

Глубокие борозды сокрушения и сознания своего греха – вот почва, благоприятная для принятия Слова Божия, вот значение и плод поста, к кото­рому мы приступаем в память сорокадневного поста Иисуса Христа за грехи наши. Много есть примеров и в Ветхом Завете, когда назначался пост для того, чтобы опомнились люди, смирились, осознали свой грех, исповедали его и отступили от него. В этом смысле молим и мы теперь: «Даруй ми зрети моя прегрешения».

Повторяем это, коленопреклоненные, много раз, но как и для чего? Неужели для того только, чтобы устами произнести желание увидеть грехи свои, а душой даже и не взглянуть на них, или же, увидав их вскользь, потом еще ближе прижать их к сердцу и не расставаться с ними никогда? Прикрыть по­скорее свои раны, спрятать их от собственных и чу­жих глаз и оставить их только прикрытыми, но смердящими и гниющими в сердце!

Зачем же «зреть мне свои прегрешения»? Неуже­ли, чтобы утаить их вновь в душе и еще покойнее ужиться со смертельными своими язвами? Сатана усердно закрывает их от нас, залепляет их грязным тряпьем, под которым они гниют все больше и разъ­едают душу. Бог раскрывает раны, потому что Он Врач души; обнажает, срывает тряпье, чтобы ис­целить! Этого просим мы, взывая: «Даруй ми зрети моя прегрешения»! Лишь бы только взывали мы искренно, лишь бы не смотрели легко на тот грех, который пригвоздил Сына Божия ко Кресту! Даруй же мне «зрети моя прегрешения», проникнуться ими, возненавидеть их и отвергнуть их навсегда!

9 МАРТА

Что значит идти к Нему?

«Прииди ко Мне!» (Мф. 11, 28).

Отвернемся от всего земного и устремим наш взор на распятого Господа, Который призы­вает нас из бездны страдания на высоту безконечной Своей Славы словами: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные!»

Но что же значит идти к Нему? В тихий час уединения вспомним, как шли к Нему все те, о ко­торых повествуется в Евангелии. Начнем с 8-й главы от Матфея и проследим во всех Евангелиях, как люди шли к Спасителю со всеми своими нуж­дами и заботами. Принесем и мы Ему наши духовные нужды, прося Его о просвещении нашем, об исцелении, о наставлении, о прозрении, о спасении.

Те люди знали, в Ком и в чем они нуждались, поэтому и приходили к Нему. Будем же и мы взы­вать к Духу Святому, прося указать нам, в чем мы нуждаемся и о чем должны молиться.

Пойдем к Нему и, познав, что Он воистину Хри­стос, Спаситель мира, воскликнем: «Господь мой, и Бог мой!» (Ин. 20, 28).

Отец наш Небесный знал, что нам самим не найти пути к Нему и, в Своей неизреченной любви к человечеству, послал Сына Своего быть Вождем нашим и Учителем. Он ведет нас и вну­тренними, и внешними путями, говоря: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Он называет каждого по имени, – «назвал тебя по имени твоему, ты Мой» – и каж­дому указывает путь, по которому идти. Глубоко проникнувшись этим сознанием, мы уже не будем сомневаться, что все, что мы встречаем на пути, – от Бога послано, допущено Им для нашей пользы. Поэтому мы все должны принять с любовью и с полным доверием. Чудеса Его любви от­крываются каждый день перед нами, если только наши духовные очи будут всегда открыты, всегда внимательны к тем милостям, которыми нас ок­ружает Господь. Милости эти проявляются во всех мелочах ежедневной жизни. Вдумываясь в них, мы будем поражены на каждом шагу той заботливостью, тем бесконечным милосерди­ем, с которым Господь ведет нас, шаг за шагом, охраняя нас, вразумляя и наставляя, как малых детей. Доверимся же всецело этому любящему Вождю и пойдем к Нему и с Ним, ибо Он ска­зал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

10 МАРТА

Все начинай с молитвы

«И сказал царь: чего ты жела­ешь? – Я помолился Богу Небесному» (Неем. 2, 4).

Да поможет нам Господь ничего не начинать, ничего не предпринимать, ничего даже не отвечать на предложенный нам вопрос, не обратив­шись сперва душою к Господу! Нам постоянно при­ходится сожалеть о необдуманно сказанном слове; как дорого бы мы дали иногда, чтобы вернуть его, когда уже поздно и вред принесен!

Долго лелеял Неемия в своем сердце мечту идти в Иерусалим, к бедствующему родному племени своему. Можно себе представить, как он размышлял об этом день и ночь, как молился усердно, чтобы Господь внушил царю давно желанное слово! Вся эта забота, угнетавшая его, вероятно, ясно выража­лась на его лице и была замечена царем Артаксерк­сом, который захотел его утешить. Но прежде и сильнее всего была у Неемии потребность посту­пить по воле Божией, даже и в том, что ему казалось необходимым. На вопрос царя он отвечал не сразу, а «помолился Богу Небесному» и тогда уже, ук­репившись, этой молитвой, испросив внутренно со­гласие Того, Кто был для него выше всех царей земных, он открыл Артаксерксу причину своей пе­чали и пламенное желание своего сердца.

Будем же усердно желать, чтобы Господь давал нам знать Свою волю во всех случаях нашей жизни. Подчиним Ему Одному все наши стремления, и пусть искренняя, горячая молитва всегда лежит в основе каждого нашего дела и слова.

Будем обращаться мысленно ко Господу каждый раз, когда нам предстоит какое-либо решение. И куда бы нас ни уводило наше личное желание, будем искать прежде всего волю Божию, с полною готовностью отказаться от нашей воли, если это потребуется. Тогда только можно будет надеяться, что дела и слова наши не пропадут, а принесут желанный плод для вечности.

11 МАРТА

Бесплодное раскаяние

«Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 8).

Всвятые дни поста церковь призывает верую­щих к покаянию и молитве, к исповеданию грехов и приобщению Св. Тайн. Совершая все это с благоговением, мы должны помнить, что покая­ние, пост и молитва должны принести плод в душах наших и в нашей жизни, иначе мы уподобимся сухому дереву, в которое не проник живительный сок. «Возвратитесь, мятежные дети, – взывает Гос­подь, – и Я исцелю вашу непокорность» (Иер. 3, 22). Возвратитесь сердцем, возвратитесь всецело, нелицемерно, и Я не упрекну вас, не осужу вас, нет. Я исцелю вашу непокорность.

Сохрани нас только Господь от бесплодного рас­каяния, от раскаяния, которое только в чувстве, а не на деле и которым мы часто обманываемся. Фараон так каялся: минутно, поверхностно и потом опять поступал по-прежнему, и сердце его ожесточалось все более и более. Многие и теперь так каются – расчувствуются на минуту над грехами, а потом опять за старое, и не замечают, как постепенно черствеет совесть!

Апостол Петр не так каялся. Он плакал горько о грехе своем и потом уже никогда более не воз­вращался к нему. Блудный сын не так каялся. Он не только тосковал о родительском доме, но «встал и пошел к Отцу», и пришел к Нему. Какая польза была бы ему, оставаясь на чужбине, только гово­рить: «Отче, я согрешил», – и не двинуться оттуда? Он бы так и умер там с голоду. Господь не говорит: кайтесь на словах и довольно! Он говорит: «Воз­вратитесь, мятежные дети, и Я исцелю вашу непо­корность». Возвратимся и мы, чтобы Он мог нас исцелить. Он не исцелит издали, не исцелит те раны, которые прячутся от него; Он исцелит лишь возвратившихся к Нему. «Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш» (Иерем. 3, 22).

 

12 МАРТА

Любовь

«Любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4, 8).

Вот что делает любовь! Вся сила и вся суть христианства выражается апостолом Петром в этих словах. Любовь христианская не останав­ливается на чужих недостатках – она покрывает их. Каждый из нас имеет свои недостатки, свои непри­ятные для других особенности, и в ежедневной жиз­ни приходится на каждом шагу встречаться с этим. Жизнь была бы невыносима, если бы мы стали считаться с каждым взрывом неудовольствия, с каж­дым порывом нетерпения, требовать объяснения и извинения за каждое оскорбление; тогда семей­ные отношения сделались бы невозможными. Вся премудрость общежития состоит в той мягкости ха­рактера, в той обходительности, которая умеет сгла­живать угловатости других характеров.

Любовь покрывает грехи, ища и находя для них извинение. В душе каждого, даже самого грешного человека, есть зародыш добра, и само зло бывает иногда последствием искаженного доброго начала.

Любовь понимает и разделяет все – сочувствием. Любовь любит во всем находить добро, она в него верит, его везде ищет. Эта благодать Божия побуж­дает человека с каждым днем относиться мягче к не­достаткам других, оставаясь всегда строгим к себе. Не малодушие тому причиной, а та высшая небес­ная любовь, которая, вместо того, чтобы углублять­ся во тьму, обращается к светлой стороне человека.

Итак, любовь прощает даже жестокосердие и из­виняет осуждающего. Самая тяжелая задача люб­ви – это прощать отсутствие ее в других, находить извинение для нетерпимости, прощать того, кто сам прощать не умеет. Нет на свете более умилительного и чудного зрелища, чем любовь, заслоняющая собою величайшее преступление – отсутствие любви.

Христос так любил: «будучи злословим, Он не злословил». Ничто не могло поколебать или осла­бить в Нем хоть на минуту ту силу любви, доказательством которой было «положить душу Свою». Будем же помнить, что настоящая, непоколебимая любовь не от нас исходит, а только От Него. Чем ближе будем мы жить к Источнику, тем постояннее будем наполняться от Него.

13 МАРТА

Что такое – «усердная любовь»?

«Более же всего, имейте усердную любовь друг к другу» (1 Петр. 4, 8).

Любовь Божия, как любовь совершенная, ве­дет нас к высшему благу, желает для нас прежде всего достижения цели, указанной Госпо­дом.

Итак, вот о какой любви говорит aп. Петр, на­зывая ее «усердною», призывая нас к возрастанию в ней, т. е. к развитию ее в себе. Усердная любовь – значит, которая «долго терпит, не раздражается, не ищет своего, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 5 – 7). Христианская любовь не мечта идеалиста или теория философа, она – действительность, и жизнь должна быть всецело пропитана ею, не в чувстве только, но на деле.

Каким же образом можем мы возрастать в любви? Силой сделать это невозможно. Сила, напротив, убивает любовь. Любовь, так же как и вдохновение, не может быть вызвана нами самими: она приходит извне, т. е. свыше. Но будем помнить, что если нам еще недоступен путь любви, то открыт путь послу­шания Богу, и этим часто достигается любовь. Господь в Своем бесконечном милосердии так создал природу человека, что по мере того, как он испол­няет долг по убеждению, пробуждается в нем и чув­ство. Если в нас нет теплого чувства, не будем ждать, когда оно придет. Начнем и без него делать то, на что двинула бы нас любовь. И делами любви смягчится и согреется наше холодное сердце. Как часто услуга, оказанная ближнему, возбуждает в нас участие к нему. Участие же со временем переходит в сердечную привязанность!

Исцеление сухорукого, о котором читаем в Еван­гелии (Лк. 6, 10), поясняет нам это живым образом. Христос велел больному протянуть к Нему руку, когда она была еще суха и неподвижна. Больной силою веры смог протянуть ее и исцелился.

И мы протянем сухое сердце ко Христу, будем служить ближнему за послушание Богу, пока еще нет любви – и любовь придет.

14 МАРТА

Что такое Причастие?

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

ВТаинстве Евхаристии Христос присутствует всецело. Когда вы в сокрушении сердечном приступаете к сему великому Таинству, Сам Хри­стос невидимо стоит перед вами. Он еще ближе к вам в эту минуту, еще теснее связан с вами, чем те, которые видимо окружают вас. И во Христе мы, хотя еще и странники, запыленные землей, «при­ступаем к Небесному Иерусалиму и к духам правед­ников, достигших совершенства». Это общение даруется нам «Ходатаем Нового Завета Иисусом и Кровью кропления», которая их очистила и нас очищает «от всякого греха» (Евр. 12, 22 – 24).

Очищенные от всего земного, суетного, мы при­ближаемся к уже окончившим свой земной путь. Любовь не умирает, она вечно живет, и любовь эта к нашим дорогим отшедшим составляет живое звено с тем лучшим миром, к которому мы стре­мимся. Многое, касающееся загробного мира, от нас сокрыто, но сильнее всякого вещественного до­казательства живет в душе убеждение бессмертия, которое дает нам силу переносить разлуку с умер­шими, уповая на несомненное свидание за гробом и на вечное соединение.

15 МАРТА

Путь прозревших слепцов

«И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18, 43).

Неоднократно рассказывается в Евангелии о совершенных Спасителем чудесах над слепыми. Прозревшие слепые последовали за Хрис­том. Они уже не могли оставаться вдали от Даровав­шего им зрение, их неудержимо влекло к Нему, куда бы Он ни шел. Итак, когда духовные очи наши открываются к истине, мы уже не можем оставаться во мраке, нас влечет к свету, ко Христу.

Пойдем и мы туда, куда пошли прозревшие слеп­цы. Господь совершает и над нами то же чудо. Он открывает наши духовные очи, озаряет Своим Све­том нашу душу. Пойдем же и мы за Ним, оставив за собою всю нашу греховную жизнь и тот мрак, в ко­тором мы блуждали до сих пор.

«Он пошел за Ним, славя Бога». Такая же хвала, такая же глубокая благодарность за прозревшие очи должна наполнять и нашу душу. Прозрев к истине, мы пойдем за Христом, не смущаясь испытаниями, затруднениями, соблазнами. Для прозревших, взирающих на Него, путь всегда будет светел и ясен и приведет к тихому пристанищу, к царству вечной любви.

16 МАРТА

Чаша Христова

«Неужели Мне не пить чаши, ко­торую дал Мне Отец»? (Ин. 18, 11).

Одвух чашах говорится нам в Евангелии. Од­ну подал Спаситель Своим ученикам за тай­ною Вечерею, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20). Эта чаша предвозвещала Его крестную смерть, пролитие пречистой крови Его за наши грехи и Но­вый Завет любви, которую эта кровь запечатлела. Она была уже полна грядущего страдания.

Вторая чаша была подана Ему Отцом и означала наступившее страдание. «Отче... пронеси чашу сию мимо Меня» (Мк. 14, 36), – было сказано в ту минуту, когда весь грех человеческий был возложен на безгрешного Искупителя, и священная Глава Его склонилась до земли под этим гнетом. Но вскоре последовал другой возглас: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). И эта воля совершилась. Чаша искупительного страдания была испита до дна, и от чаши, поданной на Тайной Вечери, вновь и вновь через все века вкушают христиане, «воз­вещая этим смерть Господню, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26).

К участию в Его страданиях призываются все верующие. Пречистой кровию омываются грехи и, приобщаясь Его страданию, душа соединяется со Христом и хочет жить с Ним и для Него. Жизнь для Него включает в себя и долю страдания, но этого страдания, названного апостолом даже «огненным испытанием», душа «не чуждается» (1 Петр. 4, 12), потому что оно посылается рукой любви и сострада­ет ему Сам Христос.

17 МАРТА

Воззови ко Господу

«Близок Господь ко всем призыва­ющим Его» (Пс. 144, 18).

«Из глубины взываю к Тебе, Гос­поди» (Пс. 129, 1).

Когда ты, погруженный в бездну сомнения и греха, тщетно ищешь проблеска света – воззови к Самому Господу Иисусу, Он услышит тебя! Иди к нему Самому, к Источнику воды живой. Зачем искать утешения и поддержки у земных созда­ний, когда мы можем искать их у Самого Создателя? Пойдем же к Нему и воззовем к Нему, из самой глубины нашего отчаяния; будем взывать день и ночь, неотступно, неустанно, из бездны нашего бессилия, нашей немощи – к Его всемогуществу.

Всякий из нас имеет право «приступить с дерзно­вением к престолу благодати, чтобы получить ми­лость и обрести благодать для благовременной по­мощи» (Евр. 4, 16). Благодать эта дана каждому, самому слабому, самому грешному, самому немощ­ному. Ибо «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс. 144, 18), и когда они «возопиют к Нему, Он услышит вопль их
(Ис. 22, 23).

18 марта

Духовной жаждою томим...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

Духовную жажду испытывают многие. И те, кто недовольны собою, кого терзают неудовлетво­ренные мечты и стремления, и те, кто не находит применения своим силам, кому обязанности кажутся непосильными, сомнения неразрешимыми. Эти люди были бы готовы на всякую жертву, на всякую перемену в жизни, на всякое нравственное потрясение, лишь бы все это их очистило и исполнило любовью и сострада­нием ко всему человечеству.

Тот, кто возбудил в нас духовную жажду, несом­ненно Сам и утолит ее. Для всех алчущих и жаждущих есть у Него слово утешения и ободрения; они блаженны, ибо насытятся; слово Божие обмануть их не может.

Кто имеет духовную жажду, тот найдет утоление. Вы, желающие быть лучшими людьми, вы, стре­мящиеся ко всему прекрасному, будете удовле­творены, если пойдете к Тому, Кто сказал: «Иди ко Мне и пей». Что произошло, когда эти слова впервые были сказаны на земле ясно и громко Самим Сыном Божиим? Ни одна душа не двинулась к Нему! Стали рассуждать между собой, даже ссориться; разбирали Его происхождение, Его слова, но на прямой, определенный, личный зов Его никто не откликнулся!

То же самое происходит и теперь. Люди остаются неудовлетворенными, потому что хоть и говорят, может быть, о Христе, но не идут к Нему сердцем, чтобы принять от Него ту воду живую, которая всякую жажду утолит навсегда.

19 МАРТА

Жатва вечной жизни

«Сеющий в дух, от Духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8).

Семя, сеянное нами, семя раскаяния, семя смирения, семя наших воздыханий и моль­бы о помощи пустит корни, возрастет и принесет плод, неведомо для нас самих, не тогда, когда мы этого ожидаем, а во время, назначенное Господом. Мы, быть может, изнемогаем на пути, унываем и падаем духом, ослабевшие очи наши ждут явле­ния Господа «более, чем стражи утра»; но, как стражи утра и мы дождемся этого света, который должен воссиять и рассеять мрак самой длинной ночи. Как несомненно то, что каждое утро загора­ется заря и восходит солнце, так и над нами взойдет солнце правды, побеждающее всякое зло, – и Господь избавит нас, взывающих к Нему об избавлении. «Долготерпите, и вы укрепите сердца ваши» (Иак. 5, 8), настанет жатва вечной жизни, и тогда найдется в целости всякое зерно, посеянное в Духе Христовом и для славы Его.

20 МАРТА

Прежде всего является благодать

«Благодать же Господа нашего Ии­суса Христа открылась во мне обиль­но, с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1, 14).

Заметим, как поучительна последовательность этих трех выражений: благодать, вера и лю­бовь.

Прежде всего, является благодать как противоположность всякого личного нашего достоинства и как удовлетворение всех наших желаний и по­требностей. Вся наша надежда заключается в од­ной благодати Божией, которая дается и нам, не­достойным, по Божией любви и милосердию. Сам Христос есть живое воплощение и ясное выраже­ние этой любви.

Апостол Павел, вспоминая историю своего об­ращения, приписывает его единственно всесильной благодати Божией. Он говорит, что благодать эта «открылась в нем обильно»; хотя грех его был ве­лик, но любовь Божия превзошла его и покрыла его преизбытком благодати Своей. Ап. Павел этого ни­когда не забывал. Сознание этого было основою его великого смирения. И вера вселилась в его сердце вместо неверия: не только общее, бессознательное чувство упования на Бога, но живая, твердая вера в живого Спасителя, Господа нашего Иисуса Хри­ста. И вместе с этой пламенной верой возгорелась любовь к живому Спасителю. Будем же и мы неот­ступно молить Господа об этих дарах, и открывшая­ся в нас благодать да наполнит все наше существо. Она изменит для нас все, смягчит гнетущую нас скорбь и даст нам новые силы.

21 МАРТА

Кто может нам помочь?

«Сам Он претерпел, быв искушен» (Евр. 2, 18).

Мучает ли нас искушение, тревожат ли со­мне-ния, пойдем с ними прямо к Тому, Кто, «быв искушен, может и искушаемым помочь».

Пойдем со всеми гнетущими нас мыслями, кото­рых мы стыдимся и которые ненавидим, – теми мыслями, которые мы не могли бы высказать ни­кому, – и выскажем их Тому Единому, Кто может помочь, потому что и Он претерпел искушение.

С глубоким чувством сокрушения, в сознании своего греха, пойдем к Иисусу, Который пришел призвать «не праведников, а грешников к покая­нию» (Мф. 9, 13). Не будем медлить, не будем откладывать ни на минуту, пойдем сейчас, изольем всю душу нашу пред Ним, выплачем пред Ним все наши слезы, возлюбим Его много, чтобы многое нам было прощено (Лк. 7, 47).

Тогда все сомнения наши исчезнут, мы победим искушение, и «Господь нас исполнит и преиспол­нит любовию друг к другу и ко всем, чтобы утвер­дить сердца наши непорочными во святыни пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа на­шего Иисуса Христа, со всеми святыми Его» (1 Фес. 3, 12 – 13).

22 МАРТА

Как обрести Божий кров?

«Живущий под кровом Всевыш­него, под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (Пс. 90, 1 2).

Милосердый Господь принимает с любовью всякого приходящего к Нему. Одни, как нищие, останавливаются у порога Его дома и стара­ются наполнить корзину свою только крохами, и их Он не отпускает с пустыми руками. Другие доволь­ствуются положением слуг; они живут в Его доме, стараются исполнять Его волю, имеют с Ним сно­шение, но, исполнив назначенный им труд, не отдыхают внутри жилища Его, а переходят к своим делам.

Есть, наконец, и дети Божии; эти всегда пребы­вают с Ним, они живут в Его присутствии, всегда у Него дома, знают сердце Его, и им Он говорит: «сын Мой, ты всегда со Мною, и все Мое – твое».

Пусть каждый спросит у себя, кто он – проси­тель, слуга или сын. Слова псалма написаны чело­веком, который «пребывает» с Господом. Нашел в Боге покой, удовлетворение души и родной кров. Лишь тот, кто ищет, – найдет этот кров, эту благо­дать, о которой всякий может сказать: «она будет моею, я взыщу усердно, пока не найду ее». Но нерадивое сердце этого никогда не достигнет. Гос­подь призывает всех нас к Себе, как детей Своих, Он предлагает нам кров Свой и под сенью Своей дает успокоение. Поспешим же укрыться в этом верном пристанище от злого веяния соблазна, от бури сомнения, от греха, от искушения, и, пребывая в нем, мы найдем мир и покой душам нашим.

23 МАРТА

Как следует угождать ближнему?

«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию» (Рим. 15, 2).

Обязанность угождать нашему ближнему прямо истекает из великого учения о любви христианской; но о чем должны мы стараться и к чему стремиться, угождая ему? Любовь наша, конечно, не должна выражаться в потворстве вся­кой прихоти или в бессмысленной похвале, дающей пищу самомнению. Во всех наших словах и дей­ствиях и в отношениях наших с ближними мы всегда должны иметь в виду исключительно то, что может служить им «во благо, к назиданию».

В земной жизни Спасителя мы видим живой при­мер этой любви, соединенной с твердостью. Спаси­тель всем желал добра, от Него веяло благостью и кротостью. Однако Он никогда не уклонялся от правды, справедливо и прямо обличал зло. Смысл Его слов всегда был ясен, и окружающие Его знали, что ни малейший оттенок зла не ускользнет от Него. Подражая этой всеобъемлющей любви Христовой, мы научимся угождать нашему ближнему не во вред ему, а на пользу. Смирением пусть дышит каждое наше слово и каждый поступок, и если придется сделать необходимое замечание, пусть оно будет сказано в духе кротости, смягчающем все то, что могло бы причинить боль. Будем остерегаться ка­ким-нибудь необдуманным словом оттолкнуть от себя того, кому мы хотим помочь.

Назидать – значит созидать, и такова цель ис­тинной любви. Соприкасаясь нашей жизнью с жиз­нью ближних наших, будем помнить, что Господь посылает нас быть благословением всюду, куда бы мы ни пошли, и всюду, в лице ближнего, мы долж­ны исполнить что-либо для Самого Господа. Поэ­тому мы должны постоянно искать случая делать добро и всегда быть готовыми отказаться от нашей воли в пользу ближнего. Не забудем, что то же Св. Писание, которое учит нас «угождать», говорит нам, чтобы мы не были «человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф. 6, 6). Воля Божия должна управлять нашим служением людям, тогда только оно будет им истин­но во благо.

24 МАРТА

Дающий радость

«Пойте Господу, живущему на Си­оне, возвещайте между народами дела Его» (Пс. 9, 12).

«Рабы Мои будут петь от сердеч­ной радости» (Ис. 65, 14).

На стене старинного замка – так гласит преда­ние – висел старый, запыленный, сломан­ный инструмент. Употребление его никому не было известно и, несмотря на все старания, никто не мог извлечь из него ни единого звука! Однажды странник зашел в ворота замка и, увидав висящий на стене предмет, снял его со стены, стал бережно стирать с него пыль и нежною рукою поправлять порванные струны. И так долго безгласные струны зазвучали вновь, под его рукой полились восхитительные звуки, проникающие до глубины души. То был хозяин за­мка, вернувшийся домой после долгого отсутствия.

Каждому понятен тайный смысл это… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz