…а человеческого, этого малого члена, действия которого так велики.

Он нас предостерегает от опасных последствий злобного языка, воспламеняющего и отравляющего все вокруг себя; а в выше указанной притче сказано, что и жизнь и смерть во власти слова человеческого! Создавая человека по образу и подобию Своему, вдыхая в него бессмертный дух жизни, Бог возвысил его над бессловесной тварью, одарив его умом и сердцем, для выражения которых дан ему Гос­подом язык – орудие слова. Таким образом, слово есть выражение души человеческой, данное ей для прославления Творца, для служения правде Божией! Между тем, язык в жизни человеческой служит час­то, почти постоянно, злобе, лжи, клевете, богохульству; язык наносит раны, сеет вражду, убивает хуже острого меча, отравляет вернее самого смертонос­ного яда. Язык действует как скрытый враг, из-за угла, невидимо; трудно от него остеречься, трудно предотвратить нанесенный им удар; часто трудно, даже невозможно, найти источник злого, неумо­лимо жестокого слова и проследить и угадать, от­куда оно?

Сколько зла, сколько страданий, хуже телесной смерти, были совершены языком, сколько злого се­мени им посеяно! Всего этого невозможно измерить, смертоносные плоды эти как будто уходят в веч­ность. Особенно беспощадно и ужасно по своим последствиям слово неверия, слово безнравствен­ное, нечистое, отражающееся в молодой восприим­чивой душе ребенка или юноши! Такое слово убива­ет самое дорогое, самое прекрасное в жизни, за­глушает доброе Божие семя в зачатке, уничтожает расцветающий цветок, затемняет ясную утреннюю зорю молодой души! Часто в порыве злобы и раздра­жения, под влиянием сомнения и личного разочаро­вания, мы необдуманно, без злого намерения ска­жем в присутствии ребенка слово, выражающее сос­тояние нашей души. Мы пройдем мимо и забудем про это, а впечатлительная молодая душа запомнит, примет в себя это безбожное, злое, холодное слово и отравится его ядом.

Как-то особенно больно подумать, что это зло развивается и растет между людьми, носящими имя Христово и называющими друг друга братиями. И не только злым словом, но и холодным, молча­ливым выслушиванием злых речей мы грешим друг против друга. Действительно, как сказано Соломоном, смерть во власти языка, и Божия заповедь «не убей» прежде всего, глубже всего относится к на­шему языку!

О, если бы мы могли обуздать свое слово или, что еще лучше, изменить свое сердце, – тогда язык наш сделался бы орудием жизни, силой животворящей любви! Из сладкого источника не потечет горькая вода – из того сердца, где обитает Бог, не вырвется ни одно злое слово, но польется хвала Богу, слова любви к ближнему.

Словом искренней похвалы будем ободрять и по­ощрять друг друга, словом ласки радовать, словом сочувствия смягчать страдания, словом веры воспла­менять сердца, словом благословения и молитвы освещать всю жизнь кругом себя и в себе! Господи! измени наше сердце, перероди его и сделай источни­ком любви и добра, и язык наш сделай орудием славы Божией и правды вечной!

15 АПРЕЛЯ

Твой крест

«Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Водной притче усталая, изнуренная женщина, изнемогающая под тяжестью своего креста, молилась о том, чтобы дали ей какой-либо другой крест, в уверенности, что всякий другой окажется легче. Она заснула, и очутилась среди множества крестов различной величины и вида, лежащих на земле. Один из них приглянулся ей – он был небольшой, украшенный драгоценными каменьями, в золотой оправе. «Вот, – подумала она, – этот крест я могла бы нести без труда». Однако, как только она его подняла, он стал давить ее своею тяжестью: золото и каменья были прекрасны, но тяжесть их была ей не по силам. Рядом лежал другой крест, обвитый цветами. «Вот этот, без сомнения, создан для меня!» – воскликнула она и поспешно взяла его в руки. Но под чудными цветами оказа­лись шипы, которые, вонзаясь в ее тело, причиняли боль. Наконец, нашелся крест простой, ничем не украшенный, не отличающийся ни изяществом формы, ни богатой оправой, на котором лишь было начертано слово любви. Подняв, она понесла его и убедилась, что он самый легкий из всех, испробо­ванных ею.

И что же – в нем она узнала свой прежний крест, которым так тяготилась. Господу известно, какой именно крест нам нужен и какой мы способны понести. Он измеряет его по нашим силам. Мы же не можем судить о тяжести испытаний, посылаемых нашим ближним. Томясь недостатком, нищетою, мы смотрим с завистью на богатого, но, быть может, золото и каменья прибавляют тяжести к его кресту. Другая жизнь представляется нам цветущей в безоб­лачном счастии, но мы не видим шипов, кроющих­ся за чудными розами. Итак, если бы мы могли попробовать все многочисленные кресты, послан­ные Господом страждущему человечеству, то убеди­лись бы несомненно, что наших сил не хватило бы ни на один из них, кроме нашего собственного, который Господь в Своей любви избрал для нас.

16 АПРЕЛЯ

Слово Божие

«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105).

Когда мы проходим в ночное время через не­освещенное глухое пространство с фонарем в руках – путь наш освещается шаг за шагом; нам виден только один шаг, то местечко, куда надо ступить дальше. Так мы подвигаемся постепенно и безопасно вперед, хотя кругом непроницаемый мрак, – и наконец, достигаем нашей цели. Фонарь исполнял свое назначение – он освещал один шаг за другим на всем нашем пути.

Таким же образом Господь управляет нами; Его Слово служит нам светильником на нашем жизнен­ном пути. Оно бросает свет на дорогу под нашими ногами и дает его настолько, чтобы мы могли по­двигаться бесстрашно шаг за шагом, день за днем вперед, к намеченной цели. Не всегда светит нам яркое солнце – нередко мы окружены непроница­емым мраком, но, не заглядывая вперед, заботясь лишь о сегодняшнем дне, мы всегда получим свыше достаточно света, чтобы этот сегодняшний день был нам ясен.

Исполнив смиренно наш долг сегодня, доверимся Господу и будем терпеливо ожидать Его света и на завтрашний день. Так подвигаясь, послушно, шаг за шагом вперед, имея всегда в руках оружие света Божия на каждый день, мы, с Божиею помощью, достигнем, наконец, того радостного дня, когда «не зайдет уже солнце твое и луна твоя не скроется; ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис. 60, 20).

17 АПРЕЛЯ

Плат во гробе Господнем

«И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежал, но особо свит, на другом месте» (Ин. 20, 7).

Почему эта забота о таком, по-видимому, ненужном предмете? Плат, который был на голове Его, бережно сложен руками Ангелов и поло­жен отдельно! Этот плат уже исполнил свое назначе­ние, прикрыв мертвый лик Спасителя, и теперь, после Его Воскресения, казалось бы, что он уже не нужен. Нет, Ангелы позаботились и о нем. Почему? Потому что у Господа ничего не пропадает даром, и Он сберегает и то, что носило для нас облик смерти, желая и в этом проявить свою победу.

Из символа слез этот плат преобразился в победо­носное знамя. Он означал собою неудачу, разруше­ние, смерть, отныне же будет возвещать вечную славу и жизнь бесконечную!

Таким же образом и многое пережитое с горестью на земле проявится в вечности в новом свете, и мы научимся благословлять и славить то самое, что стоило нам наибольших слез. Погребальная пелена была принадлежностью смерти, а стала свидетель­ницей Воскресения Христа, одним из доказа­тельств, что тут лежал Мертвый, когда-то ею обви­тый, и теперь Восставший.

И в нашей жизни многое, что казалось омертве­лым, безжизненным, оживет под дуновением Того, Который «льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 26): восстановит разрушенное, недоделанное, недоска­занное и приведет несовершенное к окончательному развитию! Тогда нам станет ясно, что минуты, ка­завшиеся нам потерянными, принесли наибольшую пользу. В то время, когда жизнь наша как бы засты­вала на месте, без цели, без пользы, Господь вел нас незаметно вперед, и великий, решающий переворот готовился в нашей душе. На почве, казавшейся бес­плодной пустыней, расцвела чудная долина. В то самое время, когда мы предавались отчаянию и блуждали во мраке, – Ангелы служили нам и вы­водили нас из мрака к свету, к тому чудному свету Божией любви, в котором все, даже рубище наше, преобразившись, засияет новой нетленной красой.

18 АПРЕЛЯ

Благодать

«Хочу, очистись!» (Мк. 1, 41).

На улице в стоке воды мутная грязь: дож­девые капли, смешанные с песком и мусо­ром, превратились в мутную волну. Но яркий сол­нечный луч, с небесной высоты спустившись на землю, любовно и бережно привлек к себе каплю мутной воды и унес высоко на снежную вершину. Там эта капля прониклась солнечным светом, от­далась его теплоте, и в чистом, прозрачном горном воздухе, среди окружающей ее снежной белизны, вдруг сама превратилась в чистую, блестящую, как алмаз, снежинку, отражающую в себе яркие солнеч­ные лучи.

Грязь земная, нечистота греха: удушливый смрад пагубных страстей затемняет, загрязняет, губит че­ловеческую душу, угашает в ней искру Божию. Она лежит во зле и мраке, как дождевая капля в стоке мутной воды, – но всесильная любовь Божия своею благодатью, как солнечный луч, проникает сквозь этот мрак, побеждает силу греха и, не гнушаясь падшей душой, вселяется в нее, согревает, оживляет и подымает от земли. Бедное погибающее, затем­ненное, застывшее сердце просыпается, в нем за­рождаются новые стремления, голод и жажда духов­ные, тоска по небесной родине!

Взгляд устремляется к горным вершинам, ищет небесного света, трепетная надежда наполняет грешную душу, и Дух Божий, всесильный и неудер­жимый, влечет ее к Богу, к Источнику благодати и истины! Мало-помалу жизнь Христова проникает в грешное сердце, перерождает его, и, очищенная, омытая в Крови Агнца, убеленная белее снега, ду­ша, радостная и сияющая, вступает в обитель вечно­го света и вечного блаженства!

19 АПРЕЛЯ

Доколе есть день

«Мне должно делать дела По­славшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4).

Как часто мы теряем случай помочь бедному, выразить сочувствие скорбящему, навестить больного, порадовать и обласкать старого и малого, и узнаем слишком поздно, какой страшный ущерб причинило наше упущение в жизни этого человека! Может быть, горечь налегла ему на душу, или ее затопляет земное зло, а доброе слово увещания, своевременно сказанное, могло бы рассеять мрак, грозящий вечной тьмой.

Ребенок находился подле нас, повлияли ли мы истинной любовью на эту нежную душу? Нет, и ребенок вырос неверующим, блуждает, может быть, и теперь по путям своеволия или распутства, потому что мы вовремя не остановили его.

Старческое сердце томится одиночеством, тайные слезы проливаются, а мы проходим мимо, и вдруг смерть отнимает у нас возможность это поправить! Тогда мы бросаемся в бессильном горе к безжизнен­ному трупу, несем ко гробу наши слезы и воздыха­ния, – но поздно, закрытые глаза на нас не взгля­нут, закрытые уста нам не ответят, мы уже ничего сделать не можем! Сердце наше сжимается, совесть нас мучает, мы видим неумолимо ясно все, что упустили, сознаем наше равнодушие, невнимание, но уже не можем загладить их, не в силах ничего вернуть! Мы могли бы украсить жизнь стариков добрым, ласковым словом, своевременной по­мощью, искренним поощрением, а мы несем цветы и слезы к безжизненному телу!

О, будем «друг ко другу добры, сострадательны» (1 Петр. 3, 8), не будем откладывать, будем спешить отдавать душу свою ближним своим! Будем усердно делать дела нашего Господа, доколе есть день!

20 АПРЕЛЯ

Как получить Божие благословение?

«Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5).

Водной из старинных германских легенд рас­сказывается, как однажды вечером, накануне Рождества, один бедный крестьянин спешил с рабо­ты домой к скромному ужину, которым его семья готовилась почтить великий праздник. Вдруг в лесу раздался жалобный стон, похожий на плач ребенка. Оглядевшись вокруг себя, крестьянин увидел на мерзлой земле, под деревом, плачущего горькими слезами ребенка. Жаль стало крестьянину этого ма­лютки, брошенного в лесу, и, недолго думая, он взял его на руки и понес домой, в свою убогую хижину.

Жена и дети ждали его с нетерпением, пригото­вив скудное Рождественское угощение. Вошел ра­ботник в свою хижину, передал свою ношу жене и сказал: «Небогатое у нас угощение, еле хватит его и на нас самих, но я привел тебе гостя, с которым мы поделимся им; не мог я в такой праздник оставить в лесу брошенного ребенка, голодного и холодного. Бедняжка так жалобно плакал. Возьми, согрей его и накорми, мы дадим ему ночлег хотя бы сегодня».

Принятый с любовью ребенок сел вместе с бед­ной семьей за скудную трапезу – и вдруг убогая хижина наполнилась светом, над головою ребенка показалось сияние, лицо его озарилось неземной красотой, он поднял руку, благословляя охваченную благоговейным недоумением семью. То был Сам Христос, Предвечный Младенец, явившийся под видом бедного, страждущего ребенка!

Легенда, конечно, вымышленная, но в ней есть наставление и для нас. Под видом несчастных, страждущих нищих Христос и теперь стучится у многих дверей, и, принимая их, мы принимаем Самого Спасителя. Как же бережно должны мы относиться к этим несчастным, требующим нашей помощи и участия! Будем в каждом из них видеть посланника Христова и, окружая его любовью, по­лучим благословение свыше. Христос примет Сам от нас, в лице одного из малых сих, все то, что мы дадим Ему от души.

 

 

 

21 АПРЕЛЯ

Воскрешение из мертвых

«Кости сухия! слушайте Слово Гос­подне! Так говорит Господь Бог кос­тям сим: вот, Я введу дух в вас, и ожи­вете» (Иезек. 37, 4 – 5).

Священное Писание неоднократно представ­ляет нам высшее чудо, совершенное силою Божией, – воскрешение из мертвых. Спаситель взял за руку дочь Иаира, и она встала после нес­кольких часов смерти. Сына вдовы Наинской выно­сили из города на место погребения, и он восстал по слову Господа Иисуса Христа, сжалившегося над скорбью материнского сердца. Лазарь, друг Спаси­теля, не только умерший, но уже разложившийся, вышел из гроба, вызванный Господом.

Все эти чудеса поражают нас и подают надежду на наше воскресение и жизнь вечную. Смерть теряет свою силу – является упование на духовное воз­рождение. Особенно поразительна в этом смысле картина, изображенная пророком Иезекиилем. По­ле усеяно мертвыми костями; тут уже не только смерть, погребение, тление, тут окончательное по­следствие всего этого – сухие, распавшиеся, рассе­янные кости! Пророк останавливается в недоуме­нии: неужели же и для них есть надежда? Пророк сомневается, но в Господе нет сомнения. Создатель знает назначение всего, Им созданного, и мертвые кости не лишены возможности «слушать Слово Господне». За слушанием следует оживление от Бога: «Я введу дух в вас, и оживете». Кость сближается с костью, плоть нарастает, мертвые встают, оживают.

Неизмеримо сильнее любви человеческой любовь Отца нашего небесного! В своей ограниченности человек не видит ни малейшего луча надежды, но безграничная, бесконечная любовь Божия спускает­ся в бездну, ищет по всей вселенной все погибшее, безнадежно сухое и мертвое, чтобы его оживить! Прокаженные, бесноватые – все найдены, все при­званы, ко всем протянуты руки Спасителя, для всех у Него исцеление, прощение, жизнь вечная. Разрушенный Иерусалим, в котором не осталось камня на камне, – и над тобой плакала любовь Спасителя, и ты можешь силою Его восстать и вос­сиять в стенах нового Иерусалима! Для Бога все возможно, и вера побеждает всякое отчаяние.

Душа моя, не теряй никогда надежды о спасении родственных тебе душ. Не считай их погибшими, как бы сухи и мертвы они тебе ни казались, – люби их животворящею любовью, согревай их во имя того Милосердия, которое всесильно восстановить и оживить их. И молись о том, чтобы они слушали Слово Господне. Очевидно, это возможно даже для самой сухой кости, раз Господь это повелел, и это слушание предшествовало всему остальному дивно­му перевороту. Господь не может спасти человека помимо его воли. Христос спасал только внимаю­щих Его голосу, а других укорял за то, что они не слышат ушами и не разумеют сердцем, чтобы Он исцелил их (Мф. 13, 15).

 

 

 

22 АПРЕЛЯ

Сыны света

«Ибо все вы – сыны света. По­ступайте, как чада света» (1 Фес. 5, 5; Ефес. 5, 8).

«И тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» (Пс. 138, 12).

Каждое растение обращается к свету, желая получить в нем свежие, живительные силы. Будем и мы всегда тянуться к свету, не останав­ливаясь на мрачной стороне жизни. Какое бы горе ни поразило нас, какие бы страдания ни терзали нашу душу, не будем унывать и, вечно поворачива­ясь к свету, почерпнем в нем свежие силы и новую бодрость, чтобы идти на служение ближним, неся им свет и теплоту нашей любви и ласки. И будем помнить, что свет есть Сам Христос, имеющий та­кую же притягательную силу, как солнце для цвет­ка. Он вызывает душу из мрака, и, когда она идет к Нему, Он влечет ее все сильнее, все ближе к Себе, ведет ее за Собою неразлучно и делает ее, в свою очередь, светом, т. е. отражением Его Света. «Тьма не затмит от Него» – чем темнее вокруг, тем ярче сияет свет Христов, и душа, Им просве­щенная, несет светильник свой в темные места.

 

 

 

23 АПРЕЛЯ

Ведите детей в храм

«Родители принесли Младенца Иисуса в храм» (Лк. 2, 27).

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (Мк. 10, 13).

Примеру этих благочестивых родителей, принесших Младенца Иисуса в храм, этих матерей, которые приводили детей к Иисусу, долж­ны бы следовать все родители христиане. В этом – основа всякого воспитания. Ведите детей ваших в храм правды и любви, посвятите их Господу, от­дайте на служение Ему с малолетства; в ваших горя­чих молитвах приносите их в жертву Богу живому, передайте их всецело в Его руки – и сердце ваше будет спокойно за них, и благословение свыше сни­зойдет на них.

Он, Всемогущий, остается на веки тот же. При­нявший тогда с любовью и благословением малых детей остается и поныне тем же любящим Отцем. Он невидимо стоит среди каждой семьи, и чистые дет­ские души Ему особенно близки. С самых ранних лет ведите ваших малюток к Нему; на нежную ниву детского сердца бросайте семена слова Божия. Пусть дети ваши всегда видят перед собою светлый лик Спасителя и привыкают прибегать к Нему во всякой нужде, во всяком горе. Не допустите детей расти без сознания Его близости. Пусть они чувствуют себя всегда под сенью Его присутствия и, сильные этим сознанием, будут вооружены против всех ожидаю­щих их в жизни искушений.

В современной жизни, как и тогда, при земной жизни Спасителя, найдутся люди, которые будут препятствовать вам в вашем желании привести к Иисусу ваших детей. В холодном течении неверия и равнодушия вы встретите отпор вашему стремле­нию, но не смущайтесь, не поддавайтесь ему и знай­те, что нигде дети ваши не будут безопасны, как только у Того, Кто сказал: «Пустите детей прихо­дить ко Мне, и не препятствуйте им» (Мк. 10, 14).

Блаженны родители, наставники, которые, помня эти слова, не колеблясь понесут к Спасителю свое лучшее сокровище!

24 АПРЕЛЯ

Возложи на Господа печаль свою

«Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании кре­пость ваша» (Ис. 30, 15).

Мы часто воображаем, что заботы и бремена наши должны быть сопряжены с угнетени­ем и тревогой. Мы не понимаем и часто осуждаем тех, которые относятся спокойно к горестям жизни. Несомненно, нельзя не чувствовать до некоторой степени бремени возложенных на нас забот. Созна­ние этой тяжести неизбежно, но не должно отни­мать у нас способность ощущать радость и поль­зоваться лучами света, посланного нам. Чрезмерная озабоченность и уныние не только не облегчат ис­полнение нашего долга, но принесут нам вред. Дух суеты и постоянной тревоги отнимает у нас те силы, которые мы можем почерпнуть только в духе кро­тости и уповании на Бога. Только невозмутимый дух полного подчинения Богу даст совершенный мир душе, необходимый для успешного труда. В этом духе, который даруется нам свыше, мы тру­димся не отдельно от Бога, а в общении с Ним.

Часто кидаясь во все стороны в суете и тревоге, мы стараемся исполнить то, что кажется нам на­шей обязанностью, и дело как будто валится из наших рук. Лучше было бы иногда заменить эту суету уединением и молитвой, возложив на Гос­пода непосильное бремя. Надеясь только на соб­ственные силы, мы не можем исполнить нашей задачи. Лишь ободренные любовью Божией могут надеяться на совершение дела. Оно будет де­лом Божиим, которому мы послужим верным орудием.

25 АПРЕЛЯ

Духовный рост

«Приносят плод в терпении (Лк. 8, 15).

Опыт жизни дается нам не сразу. Долгие годы требуются для того, чтобы смирить нашу непокорную волю, смягчить наше ожесточенное сердце, обратить наше раздражение в кротость, по­ложить «хранение устам нашим», так часто от­крывающимся для ненужной и вредной болтовни. Духовный рост души человеческой совершается по­степенно, подобно тому, как «земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом пол­ное зерно в колосе» (Мк. 4, 28). Все в свое время. Терпеливое и спокойное ожидание облегчения трудностей жизни нашей есть необходимое условие, при котором Бог может возрастить в нас истинный плод.

Не будем же предаваться ропоту, не будем жало­ваться на то, чего мы изменить не можем. Будем принимать все в духе кротости, относясь благодуш­но к встречающимся неудачам и веря, что во всем есть светлая сторона. Испытания послужат нам на пользу и принесут нам мир душевный.

«Приносить плод в терпении» означает также предать все последствия наших действий в Божии руки. Сеятель сеет, земля принимает, человек наде­ется на урожай. Он сеет с упованием, но знает, что успех в руках Божиих. Нельзя торопить жатву. Нельзя вновь и вновь тревожить семя, которое скрылось в недрах земли. Надо уметь иногда просто ждать в терпении и уповании. Мать блаженного Августина св. Моника ждала сорок лет плода своих молений, ждала, когда ее сын язычник обратится к Богу. И в назначенное Богом время этот плод дивно вырос, на радость ей и во Славу Божию.

26 АПРЕЛЯ

Наше сердце

«И дам им сердце, чтобы знать Ме­ня, что я – Господь» (Иерем. 24, 7).

«Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым» (Пс. 140, 4).

«Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» (Пс. 85, 11).

Тот, кто искренне стремится к совершенству, не доверяет своему сердцу. Человеческое сердце от природы лукавое и порочное, поэтому и просим мы у Господа, чтобы Он дал нам сердце новое. И Господь, всеперерождающий и обновляю­щий, хочет изменить и сердце человеческое, под­чиняя его Себе. Христос обещал придти и «обитель сотворить» (Ин. 14, 23) в сердце человека; как же может Он обитать в сердце порочном, не перерож­денном еще Духом Его Святым?

Сам Христос, без сомнения, позаботится убрать и украсить эту обитель перед тем, как поселиться в ней, поэтому мы можем и должны, с полным упованием, обращаться к Нему с усердной молит­вой дать нам «сердце новое и дух новый» (Иезек. 36, 26).

Обетования Господни были даны задолго до на­шей просьбы о них; более двух тысяч лет прошло с тех пор, как Господь изрек Свои священные слова, и Он всегда готов исполнить их при нашем обраще­нии к Нему. Не будем же ослабевать в молитве о сердце новом, пока мы его не ощутим в себе и не узнаем уже в нем нашего прежнего порочного серд­ца.

27 АПРЕЛЯ

Дело Господне

«Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 21).

Дело Господне есть прежде всего возрождение и спасение душ человеческих, и в этом-то великом святом деле Господь призывает нас быть Его сотрудниками, работая на ниве Его и собирая на ней, силою самого Спасителя, плоды все более и более совершенные. Достойны ли мы такого свя­того, великого призвания? Только с чистой душой и чистым сердцем можно приступить к этому вели­кому священнодействию – насаждению добра в ду­шах человеческих.

Один великий мыслитель сравнивает человечест­во с мраморной глыбой, из которой художник мо­жет изваять прекрасные формы. Человек есть такое же орудие в руках Божиих, как резец в руках вая­теля; но орудие сознательное и, вследствие того, ответственное.

Действительно, высоко призвание художника, могущего из бесформенного камня создать Ангела, но еще несравненно выше и прекраснее возмож­ность пробудить душу человеческую к сознательной жизни, призвать ее к высшей, духовной цели. Мать, воспитывающая своего ребенка, лелея его в своих объятиях, прежде всего должна думать о вверенной ей Господом живой душе. Ей дана сила возрастить эту душу в духе правды и любви Божией, заглушить в ней зародыш зла, пробудить как бы спящего в ней Ангела, поставить ее на путь истинный, ведущий к Господу. Все стремления, все силы материнского сердца должны быть обращены к этой цели, ко­торую она может достигнуть только с Всесильной помощью Божией.

Но не только в тесной связи родителей с детьми совершается это великое дело пробуждения и вос­питания души. И дети, в свою очередь, влияют на родителей, побуждая их к добру, и брат на брата, и друг на друга. В основе всех человеческих отноше­ний прежде всего должна стоять эта высокая святая задача – побуждение друг друга к добру, призыв к вечной правде. Все просвещенные, мудрые, бога­тые знанием должны нести просвещение свое, зна­ние, мудрость к ногам Христа, чтобы Он научил вас помогать непросвещенным людям-братиям в позна­нии Его. И помните, что нет ваших собственных дел. Христос говорит не о ваших делах и замыслах, а о Своих, которые Он хочет творить через вас, если вы предадитесь Ему вполне и не будете Ему мешать самомнением и своеволием. Миру нужен Бог, дела Его, а вы – только как орудия Его. Итак, «да не хвалится мудрый мудростию своею... но хваля­щийся хвались тем, что разумеет и знает Меня... ибо только это благоугодно Мне», говорит Господь (Иерем. 9, 24).

28 АПРЕЛЯ

Истинная сила

«Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).

Когда мы считаем себя сильными, тогда-то мы всего слабее, потому что, полагаясь на себя, мы не взываем о помощи свыше. Но, когда мы сознаем себя слабыми и немощными, неспо­собными на борьбу, неумелыми в труде, тогда мы сильны тою Силою, которая «совершается в не­мощи». Мы поистине сильны, потому что обраща­емся к Богу, умоляя о Его помощи, в которой Он не отказывает никогда. Увы, слишком часто, под предлогом слабости и неумения, мы отказываемся от предстоящей нам деятельности и, не чувствуя в себе способности к полезному труду, предпочита­ем оставаться в полном бездействии.

Не лучше ли было бы передать наш труд в руки Господа, Который восполнит все наши пробелы и преобразит наши слабые способности, исполнив нас Своею Силою? Он готов ежедневно творить такое чудо, ибо «сила Его в немощи совершается». Своею бесконечною премудростью Он заменяет на­шу человеческую неспособность. Ап. Павел был глубоко проникнут этой мыслью, когда сказал, что хвалится немощами своими, чувствуя, что Сила Божия проявляется в нем, и поэтому он сознавал вполне, что «когда он немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10).

29 АПРЕЛЯ

Искупление

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1, 15).

«Япришел призвать не праведников, а грешни­ков к покаянию» (Мк. 2, 17). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Верно, как говорит ап. Павел, и действи­тельно, всякого принятия достойно это слово, ибо более прекрасного, более радостного, более утеши­тельного слова не найти на земле, и никакие изрече­ния мудрецов не могут с ним сравниться. Иисус Христос, Единородный Сын Божий, пришел в мир спасти грешников! Услышав и правильно уразумев это слово, человек сразу обогатится высшим богат­ством в мире и исполнится таким блаженством, которое ничто другое ему дать не может.

То, о чем писал ап. Павел, Спаситель возвестил Сам грешному человечеству: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Заметьте, не к святым, не к праведным послал Бог Любви Сына Своего – нет, Он послал Его искать и спасти погибших, омыть нечистых Своею Кровью, возродить грешников к новой жизни, искупить Сво­ею смертью все человечество, погибающее во грехах!

Он хочет, чтобы «все спаслись и достигли позна­ния истины» (1 Тим. 2, 4). Он не хочет смерти грешников, но чтобы они обратились и были живы.

Услышав о таком поразительном чуде, весь мир должен бы повергнуться во прах перед Господом! Проникнемся же и мы чудным смыслом этих слов и, если даже доселе ничего не могло сломить наше упорное, ожесточенное сердце, теперь, внемля этому чудному призыву Божественной Любви, со­крушенные, подавленные бесконечным милосерди­ем нашего Спасителя, пролившего за нас Свою Свя­тую Кровь и призывающего грешников к покаянию, поспешим, кающиеся, к Его ногам в горячей молит­ве и благодарении за неизреченный Его Дар.

30 АПРЕЛЯ

О молитве

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою, и затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Кото­рый втайне» (Мф. 6, 6).

Основанием каждой святой жизни должна быть живая, постоянная беседа души с Бо­гом – в тайнике человеческого сердца, вдали от людей, с глазу на глаз, так сказать, с самим Госпо­дом. Весь смысл молитвы заключается в этом непо­средственном, тесном личном общении человека с Богом, в котором он находит доступ к Престолу Всевышнего. Мы, без сомнения, везде и всегда в присутствии Божием, но Сам Христос указал нам на необходимость уединения в нашей келлии для молитвы, и опыт доказывает нам всю пользу такого уединения, когда оно входит в привычку.

Там, в этом нашем святилище, вдали от всего земного, человеческого, мы найдем источник воды живой для утоления нашей духовной жажды, там возгорится с новой силой пламя нашей веры, там нам даны будут крылья для безопасного полета над бездной сомнений и греха. Будем же искать уедине­ния, и в нем найдем Отца нашего Небесного; во свете Лица Его, в живом сознании Его отеческой любви, мы научимся молиться. Хотя Господь и не требует от нас, чтобы мы молились долго, и не видит достоинства в многословии, нам необходимо, начи­ная день, в котором ожидает нас, быть может, не­мало затруднений и забот, укрепиться на пути и по­черпнуть новые силы в уединении нашей келлии. Там мы положим к Его ногам все то, что нас страшит в предстоящем нам труде, и, призывая Его благосло­вение на этот труд, озаренные Его светом, исполнен­ные Его Духом, вооруженные молитвой, бесстрашно пойдем навстречу ожидающим нас испытаниям.

Будем уверены, что всякий раз, как мы предста­нем перед Богом, даже ненадолго, мы получим бла­гословение свыше и «Отец Небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно» .

 

 

 

1 МАЯ

Море житейское

«Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» (Иов. 13, 15).

Плывет корабль. И, как бы ни была глубока пучина морская, как бы ни были сильны волны, как бы ни свирепствовала буря, – все хо­рошо, пока вода в него не проникла. Не в том задача мореплавателя, чтобы вывести корабль из моря, а в том, чтобы вода его не залила. Так и задача жизни христианина состоит не в избежании забот, испытаний, искушений, а в том, чтобы все это не могло нарушить его душевный покой и залить его душу неудержимой волной, не оставляя места ни­чему другому.

Если оставить в своем сердце свободный доступ бесчисленным, мелким и крупным заботам, посто­янно осаждающим каждого из нас, они очень скоро породят в нас недовольство, раздражение, горечь, и мы будем в тягость себе и другим. Наше мрачное расположение духа будет бросать тень на все ок­ружающее, и от нас будет веять холодом.

Научимся же не поддаваться нашим заботам и за­труднениям и не будем преувеличивать их значение, тогда и душевный наш мир не будет нарушен, и среди всех этих бурь мы будем «всегда радоваться».

Нет ничего отраднее и утешительнее, чем видеть человека всегда спокойного, мирного, радостного даже среди многих и тяжелых забот. Такой человек светит ярко среди жизненного мрака, действует луч­ше всякой проповеди, может ободрить и поддержать унывающего брата и дать ему силу продолжать тя­желый путь.

«Нас наказывают, но мы не умираем, нас огор­чают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 10, 6, 9).

2 МАЯ

Молитва за ближнего

«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих!» (Иов. 42, 10).

Ясвободен только тогда, когда забываю о себе. Забота о себе и о своих невзгодах есть цепь, связывающая меня. Если бы я мог забыть о себе, я был бы свободен. Если бы я вспомнил, когда надвигается на меня туча, что та же туча покрывает и брата моего, я бы уже не заметил тени ее над своею головой. В моли

Бесплатный хостинг uCoz