…ющие в Сына Божия, отдавшиеся Ему, тем самым обновляемся силою Духа Святаго. Все вет­хое, все истлевшее должно отстать от нас, как от­падают старые, сухие листья в ожидании молодых побегов. Будем же молить Господа очистить нас настолько, чтобы все греховные дела и помыслы, так часто осаждающие нас, отпали бы сами собою, не находя места в нашей душе, обращенной к свету, почитающей себя «мертвою для греха, живою же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6, 11).

Великое преимущество ходить в обновленной жизни! Воспользуемся же им с радостью и будем помнить, что мы уже ничего не можем иметь обще­го с той греховною жизнью, которой предавались прежде. Озаренные светом истинным, не допустим больше тьме проникнуть в нашу душу, но будем стремиться к еще большему Свету, Которого «тьма объять не может», – и тогда мы уже здесь, на земле, будем ходить «в обновленной жизни» (Ин. 1, 5).

1 ИЮНЯ

Вечная весна

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близ­ко лето» (Мф. 24, 32).

«Когда вы видите облако, поднима­ющееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так. И когда дует южный ветер, говорите: зной бу­дет, и бывает» (Лк. 12, 54 – 55).

Природа учит нас многому. Это постоянно открытая перед нами книга, доступная каж­дому, кто хочет по ней учиться. Весною все просыпа­ется, все как бы дышит и живет, невольно овладевает нами радость жизни – глаза отдыхают на чудном зрелище, все как бы смягчается в нас под живительными лучами солнца. Но в нас самих, в наших сердцах, в наших чувствах, не должно ли тогда про­будиться с новою силою все хорошее? При виде этих чудных красот природы, расточаемых перед нами, не должно ли еще сильнее согреться наше сердце ко всякой нужде – еще живее, еще неудер­жимее хлынуть поток нашей любви.

Возносятся ли тогда все наши мысли к нашему Творцу, чувствуем ли мы новый прилив благодар­ности за все, дарованное нам, и особенную потреб­ность раскрывать перед Ним нашу душу в горячей молитве?

Осень и зиму постоянно сравнивают с преклон­ными годами; и грустные мысли возникают неволь­но при мрачном виде умирающей природы. Но если мрачен вид обнаженного дерева, сквозь сухие ветки нам виднее голубое небо. Не одно счастливое, не одно радостное отпадает от нас с годами – отпадает все. Нам больше не нужно убранство молодости, нас больше не тревожат житейские дрязги и заботы, суета мирская не привлекает нас, все мелочи, при­ковывающие нас к земле, сами собою отпадают от нас, как сухие листья. Как-то легче становится, ког­да, освободившись от всего лишнего, мы можем отдаться вполне духовной жизни.

Усталый путник не грустит, приближаясь к давно ожидаемой цели; зачем же грустить нам, когда мы тоже приближаемся к цели, когда мы уже в пред­дверии того вечного блаженства, для нас еще непо­стижимого, когда нас охватывает подчас как бы предчувствие той вечной весны, для которой вос­креснем и мы, когда довершим наше земное по­прище!

 

2 ИЮНЯ

Притча о Самарянине

«Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 37).

Рассказав притчу о Самарянине, Спаситель выводит из нее заключение, примененное к слушателю. Человек этот, вероятно, не ожидал такого заключения и сам бы к нему не пришел. Oн хотел только озадачить Спасителя, обратившись к Нему с одним из тех двусмысленных вопросов, которые эти представители закона любили разби­рать между собой. Спаситель отвечает ему, но при этом обращается к его совести и проникает в глу­бину его сердца. Он хочет, чтобы свет этот отразил­ся на всей жизни этого человека, побуждая его к действию, вселяя в него силу и стремление к де­ятельному добру: «Иди, и ты поступай так же».

Не будем же и мы довольствоваться одним чтени­ем Слова Божия, размышлениями, рассуждениями о нем. Знание Евангелия обязывает жить по нему. Каждое слово Священного Писания, каждая пропо­ведь несет в себе нравоучение, которое мы должны применить к себе и внести в свою жизнь. Истина есть семя, данное нам Богом для того, чтобы и мы сеяли его на нашем жизненном пути в делах любви и милосердия. Тогда семя Божие произрастет для нас в вечности, дав в жизни нашей часто не замет­ный для нас самих плод сторицею. «Иди, и ты поступай так же».

 

3 июня

Единение от смирения

«Единство духа» (Ефес. 4, 3).

Обращаясь к Ефесянам ап. Павел призывает их к «единству духа» в союзе мира. Единст­во это еще далеко не достигнуто христианами, и причиною тому, несомненно, служит отсутствие смирения не только перед Богом, но и перед людь­ми, которое ап. Павел ставит непременным услови­ем достижения единства, это то смирение, пример которого мы видим во Христе. Все мы еще не впол­не постигли, что в едином теле, которое есть Цер­ковь Христова, у каждого свое назначение, свое место и, очевидно, назначения эти не могут быть равными для всех. Есть степени выше и ниже.

Единство духа состоит, прежде всего, в мире ду­ховном, в согласии, взаимном снисхождении, еди­нении душ, стремящихся к единой высшей цели. Пусть каждый довольствуется своим назначением. Не превозносясь, не завидуя, проникнувшись хрис­тианским смирением и любовью, мы найдем луч­ший способ содействовать единству духа между хри­стианами и приблизимся, насколько возможно, к тому состоянию, о котором говорит ап. Павел.

Несомненно, что всей полноты этого единства мы достигнем лишь тогда, когда всемирная скорбь прекратится, когда все земное, греховное исчезнет и настанет за гробом полный расцвет наших духов­ных сил. Но и здесь, на земле, мы можем к нему стремиться.

 

4 ИЮНЯ

Мы созданы на добрые дела

«Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам испол­нять» (Ефес. 2, 10).

Вы, верующие в Господа, Который создал вас на добрые дела, не знаете разве, что Он вас предназначил исполнить эти добрые дела здесь по отношению ко всему, окружающему вас, с полною готовностью и от всей души? Вы, может быть, очень тяготитесь окружающей вас обстановкой? Быть мо­жет, обстановка эта кажется вам унизительной и раздражает вас? Быть может, круг вашей деятель­ности кажется вам слишком ограниченным или слишком обыденным? Но все это известно Господу. Малейшее страдание ваше находит в Нем отклик и сочувствие.

Пусть же утвердится в вас сознание того, что и для вас возможна блаженная жизнь, «сокрытая со Христом в Боге» (Кол. 3, 3), – жизнь, полная мира и радости, полная любви и свободы, жизнь благо­словенная, даже среди всех этих тяготящих вас об­стоятельств. В такой жизни все, с первого до пос­леднего часа, все наши личные заботы и обществен­ные бедствия, наш сравнительно легкий крест, так же, как и самый тяжелый, все является нам во свете Святой, непогрешимой воли Божией, и поэтому принимается нами «от души», без ропота! «Испол­няя волю Божию от души» (Ефес. 6, 6), вы почув­ствуете духовное общение с Духом Божиим, осеняющим вас. Вы «представите себя Богу, как ожив­ших из мертвых» (Рим. 6, 13), и все озарится для вас новым светом. «Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), но «Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению» (Флп. 2, 13) и по Своей святой воле. Не забывайте эту святую истину, она даст вам силу и радость, преобразит всю вашу жизнь.

5 ИЮНЯ

Доверься Богу

«Господь – Пастырь мой» (Пс. 22, 1).

Вэтом псалме Давид описывает отношение свое к Господу. Он в зависимости от Бога своего, как овца в зависимости от пастыря. Он сознает, что рука Господня над ним, что Господь его держит, и в этом сознании вся его сила. Он не уклоняется от пути, он идет туда, куда его ведет Господь; он не выбирает сам свою пищу, он все принимает из руки Дающего. И так он идет все дальше, достигая лучшего. Это пастбище приводит его к жилищу Самого Пастыря. Благодать изливает­ся на него обильно, и он счастлив.

А ты, брат мой, на каком пути находишься? Укло­няешься ли ты от верного пастбища, вкушаешь ли от запрещенного плода, утоляешь ли свою жажду у зараженного источника греховных наслаждений? Как относишься ты к воле Божией, даешь ли ей первое место в твоем сердце, в твоих стремлениях?

Или ты уклоняешься от Его слова? Если так, то ты не найдешь ни покоя, ни истинного счастья! Душа твоя очутится в безводной пустыне. Поспеши же к доброму Пастырю, посох Его тебя направит; Он, положивший душу Свою за овец, один может напол­нить Собою всю жизнь нашу. Доверимся Ему и, не колеблясь ни минуты, последуем за Ним, чтобы Он привел нас к тихим водам и злачным пажитям. Он «подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды, ради имени Своего» (Пс. 22, 3).

6 ИЮНЯ

О служении ближнему

«Каждый помогает своему това­рищу и говорит своему брату: «крепись!» (Ис. 41, 6).

Один известный духовный писатель сказал: «Мы только тогда уподобляемся Богу, когда становимся полезными». И действительно, служе­ние ближнему – это Божественный закон. Христос принял образ раба – пришел служить и научил слу­жить: «Я посреди вас как служащий» (Лк. 22, 27). Он служил непрестанно, словом, делом, жизнию – служил душе и телу окружающих людей, терпеливо, неутомимо, всегда имея их благо перед глазами. «Он ходил с места на место, делая добро» (Деян. 10, 38), – божественная любовь выразилась служени­ем, сопряженным с жертвой даже самой жизни.

На небе служат день и ночь, говорит нам Писа­ние. Ангелы, называемые служебными духами, нисходят на землю для особого служения людям. Бог Сам служит людям бесконечным радением об их вечном благе, непрестанно призывая, привлекая, смягчая, направляя души грешников.

И нам надлежит служить, и нас Бог почтил тем, что призвал нас на дело, подобное Его делу. Помо­гать людям, ободрять их, поддерживать, быть гото­выми на всякое служение ради того, чтобы принес­ти им истинную пользу.

«Бог есть любовь, – и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). «Каждый помогал ближнему своему» – это Божие назначение для всех Его созданий, не для некото­рых только, избранных, но для каждого. Не жди себе какого-нибудь громкого, видного служения, поступи лучше сейчас в число этих каждых, которые простирают руки на помощь ближним, и увидишь, что, ободряя, согревая, поддерживая брата твоего, ты сам ободришься, согреешься и утвердишься на христианском пути.

7 ИЮНЯ

Утешающий

«Утешающий нас во всякой скор­би нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1, 4).

Различны способы, которыми «Бог всякого утешения» утешает нас, – их и не исчислить. Подчас Он посылает луч света на нашем мрачном пути в виде случайно попавшегося нам на глаза изречения из Священного Писания; иногда в душе нашей звучит утешительное слово Божие, и как бы невольно повторяется нами, приобретая все возрас­тающую силу. Иногда оказанное нам неожиданное внимание, ласковое слово, обращенное к нам, на­поминает нам о той Любви, которая неусыпно о нас радеет. Или же внезапное появление любимого друга утешает нас, как были утешены коринфяне прибытием Тита (2 Кор. 7, 6).

Нет такого мрачного дня, безотрадной участи, в которую Господь не вложил хотя бы каплю Своего утешения. Он не всегда отнимает боль, нужную нам как полезное врачевание, но всегда дает нам силу пройти через горнило страдания и выйти из него победителями.

Будем искать и ловить эти лучи небесного света, посылаемые нам Господом. Нет той скорби, за ко­торой не следовало бы утешение; если мы его не ощущаем, то потому только, что слишком погло­щены этой скорбью, и, проливая слезы над свежей могилой, мы не замечаем Ангела Утешителя, витаю­щего над нею. Кроме того, скорбь наша часто для нас невыносима потому, что кажется нам бесцель­ной, но мы забываем, что во всяком посланном нам испытании всегда есть у Господа определенная, хотя для нас невидимая, цель.

Вспомним же, что и мы призваны «утешать нахо­дящихся во всякой скорби» и что для этого сами должны пройти через испытания. Придет время, когда все, пережитое нами, послужит уроком и уте­шением страждущим братиям нашим. Наш опыт несомненно будет нужен другому, и когда разбитая жизнь ближнего, наболевшее его сердце, откроется перед нами, у нас найдется слово утешения, свиде­тельствующее о той безграничной милости, ко­торою Господь вывел нас самих из мрака к свету.

Слово наше, сильное опытом, спасет от отчаяния скорбящего брата и будет для него якорем спасения, а для нас самих откроется в этом подвиге любви блаженная цель Господа, испытавшего нас в свое время неизбежной скорбью и страданием.

8 ИЮНЯ

Иди на голос Своего Пастыря

«Он зовет своих овец по имени и выводит их» (Ин. 10, 3).

Взагробном мире «Агнец будет пасти их, и во­дить их на живые источники вод» (Откр. 7, 17). Но и здесь, на земле, Он творит с нами то же самое; Он непрестанно ведет нас, шаг за шагом, выводит из старого к новому, из знакомого к неиз­вестному, из оконченного дела вперед к другому, из достигнутого нами знания к открытию новых, еще неведомых нам тайн.

Ведет Он нас все вперед различными путями – обстоятельствами, сближением с людьми, чтением, познанием Священного Писания. И знающие голос Пастыря следуют за Ним повсюду, когда слышат этот знакомый голос. Но, чтобы идти за Ним, надо принадлежать к Его стаду и быть внимательным к Его голосу – тогда исполнится чудное обещание Господне, выраженное в словах Спасителя: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10, 28).

9 ИЮНЯ

Господь не оставит

«Он идет перед ними» (Ин. 10, 4).

Взирая на доброго Пастыря, идущего впереди, будем помнить, что Он видит и знает прежде нас все то, что ожидает нас в жизни. Глазами веры мы всегда увидим впереди себя Его священный образ, сглаживающий неровности пути, отвращаю­щий от опасности, ограждающий нас Своим при­сутствием.

Как утешительно сознавать, что Он Сам прошел через все то, что нам предназначено испытать; изве­дал все страдания и понес болезни наши, которые уже не могут уничтожить нас своею тяжестью. Он как бы пробивает путь для нас сквозь дремучий лес, через, по-видимому, непреодолимые скалы, мимо пропасти, и нам остается только покорно следовать за Ним!

В этом весь смысл блаженного состояния челове­ка: не заглядывая тревожно вперед, не страшась за следующий шаг, не выбирая сам свою дорогу, не возлагая на себя заранее бремена будущих бедствий, без страха, с твердою верою, спокойно следовать за Пастырем, шаг за шагом, радуясь и помня всегда, что «Он идет перед ними».

10 ИЮНЯ

О чем молиться?

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно; но Сам Дух ходатайствует за нас воздыхани­ями неизреченными» (Рим. 8, 26).

Никогда мы не ощущаем так сильно наши немощи, как во время молитвы. Как часто наши мысли разбрасываются на все стороны, и мы ослабеваем в усилии возвысить их к Господу! Кто из нас не страдал от этой неспособности молиться, кто не испытал этого охлаждения, этой сухости, овла­девающей нами, против которых мы бессильны бо­роться? Мы не знаем подчас, о чем молиться, мы не о том просим, что нужнее всего, – мы не умеем постигнуть самый дух молитвы, мы не имеем той веры, которая бы научила нас приносить свою тяже­лую ношу к ногам Христа и оставлять ее там с пол­ным упованием.

Мы сами бессильны и немощны, но Дух Божий может подкрепить нас – «Он подкрепляет нас в не­мощах наших». Единый с Богом Отцом, Ему из­вестно то, что Господу угодно даровать нам, и когда мы сами не знаем, о чем молиться, Он ходатайству­ет за нас «воздыханиями неизреченными».

Дух Божий, животворящий, может дать нам по­чувствовать почти невольно овладевающую нами могучую волну высших желаний и стремлений, от­решающую нас от земной суеты; отдадимся этой волне всем существом нашим, оставляя за собой все наши мелкие житейские дрязги, часто приковывающие нас к этой земле, – подымемся выше, хотя бы и в бессловесной молитве, зная, что «воздыхания неизреченные» ходатайствуют за нас перед Престо­лом Всевышнего!

Пусть неудержимая сила желания доходит иногда до боли, пусть наше сердце томится и плачет; Гос­подь в такие минуты творит великое в нашей душе, изливая на нас дожди благословения и утоляя жаж­ду нашу! Вот настоящая молитва: стремление души излить перед Господом все глубокое, неизреченное, непонятное для нас самих, не находящее слов и на­полняющее неопределенной тоской жаждущее сердце. И Дух Божий, живущий в нас, берет от нас это стремление, и Сам молится в нас!

11 ИЮНЯ

Господь не упрекает

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1, 5).

Господь дает щедро и без упреков. Мы же, когда даем, редко можем воздержаться от уп­реков. Мы упрекаем людей за то, что они так часто и много просят, и пользуемся случаем прочитать им целое нравоучение, напоминая об их неблагодар­ности за прошлые благодеяния. Господь поступает иначе с нами, грешными. Мы можем обращаться к Нему бесконечное число раз в один день, и Он никогда не упрекнет нас в этом. Мы можем приносить Ему, без различия, все наши бесчисленные нужды – Он не найдет их слишком многочислен­ными.

После долгих лет равнодушия, отчуждения, когда мы, наконец, обращаемся снова к Нему, Он не упрекает нас за это прошлое, и всегда готов излить на нас Свое милосердие и принять нас с любовью, как блудного сына, идя к нам навстречу. Это слово так верно выражает свойство Божие: «Он дает прос­то и без упреков».

Господь дает нам действительно все; Он отдал Себя Самого грешному человечеству – наша гре­ховность, наше недостоинство не может изменить Его любви, которая «все покрывает, всегда долго терпит». Не бойтесь же Его упреков, бойтесь только упреков вашей совести, если будете медлить в об­ращении к щедрому, любящему Отцу. Пусть мило­сердие Его, столь бесконечно часто вами испытан­ное, научит и вас не только просить и получать, но и давать, давать ближним вашим все, что можете, с нелицемерной любовью, так же просто и без уп­реков, как сами получили от Господа!

12 ИЮНЯ

Дух Господень

«Дух Господень на Мне» (Лк. 4, 18).

Христос Спаситель так определяет цель Своего пришествия: Он несет людям не дух науч­ный, философский или социально-политический, Он несет миру Дух Господень, Дух Божией правды и Божией любви, несет Бога в жизнь людей – про­буждает Божии чувства в сердцах человеческих. Дело Божие никакими руками человеческими раз­рушить нельзя. Оно свое возьмет, над злобой чело­веческой восторжествует.

Дух Божий даром получить нельзя. Его получает только тот, кто томится, жаждет Бога, как измучен­ный зноем пустынник жаждет воды в пустыне. В сердце каждого человека, как в глубоком роднике, сокрыт образ Божий – непробужденными спят чув­ства Божеские. Прислушайтесь к Божию роднику в глубине вашего сердца, дайте свободу светлым Божиим струям, внесите в жизнь хоть каплю Божи­ей любви и Божией правды, и не «потеряете на­грады своей» (Мф. 10, 42).

 

13 ИЮНЯ

Земля правды

«Научи меня исполнять волю твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142, 10).

Какая это великая мысль Псалмопевца. Он хочет сказать, что есть живая связь между нашими свойствами и нашим назначением. Благий Дух Божий должен привести в землю правды. Не заключается ли в этой мысли вся надежда наша на бессмертие? Мы сознаем в себе силу высших нрав­ственных стремлений, цель которых в этой жизни недостижима. Сердце наше ищет чего-то недосяга­емого, идеалы неосуществимые мерещатся нам, идеалы намерений, на исполнение которых не хватает нашей воли.

Не слышится ли в этих высоких побуждениях голос Духа Божия? Конечно, да, и вместе с тем это есть голос пророческий. Как мало этих намерений нами исполнено, как мало идеалов достигнуто, даже и в лучшие минуты нашей жизни! В нас столько противоречий, слабая наша плоть не может устоять против искушения страстей, и воля недо­статочно сильна, чтобы дать перевес духовным стремлениям.

А между тем, стремления эти не покидают нас и борются, чтобы одержать победу! Неужели же можно считать пустой иллюзией этот внутренний голос, так сильно звучащий в нас? О нет, это голос пророческий. Он открывает нам в тайнике нашего сердца нечто несравненно высшее, чем то, что до­ступно нашим внешним чувствам; внутренний го­лос этот как будто предвещает нам грядущую силу, которая когда-нибудь будет нашей.

Не может быть, чтобы наши нравственные потребности остались бесплодными! Не может не уто­литься когда-нибудь эта душевная жажда. Нет, самая жажда эта есть залог будущего исполнения! «Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим!» (Пс. 16, 15).

Теперь мы несем в себе лишь задатки будущего, но задатки эти даны Духом благим, который живет в нас; в настоящее время в нас как будто дремлет весна, ожидая пробуждения, чтобы достигнуть полной летней красы, но эта загорающаяся заря предвещает радостный рассвет полуденного зноя. «Дух Твой Благий доведет меня до земли правды».

14 июня

Господи, войди в мое затворенное сердце

«Когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты... пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20, 19).

Не будем отчаиваться в появлении Христа и в нашем ожесточенном сердце. Доступ к нему как бы закрыт; мы сами упорно запираем двери сердца нашего ко всему хорошему, в безум­ной гордости отклоняем от себя «единое на по­требу» и стараемся заглушить голос нашей совести, который не дает нам покоя. Но даже в этом упор­ном отчуждении, в этой, по-видимому, неприступ­ной крепости, в которой мы запираемся, Господь может явиться неожиданно для нас среди всех на­ших себялюбивых, лукавых чувств, среди суетных помышлений и сказать нам: «Мир вам!» Господь хочет нашего спасения и, покрывая все наши бес­численные беззакония, Он стучится у двери нашего сердца; найдя дверь эту закрытой, Он все-таки вхо­дит в нее и озаряет Своим светом мрак нашей души.

Господи Иисусе, проникни и в мое сердце! Ты, воскресивший мертвого, Ты, Сам воскресший Хри­стос, воскреси и во мне заглохшее семя добра и даже сквозь затворенную дверь войди в мое серд­це, озари слепоту мою светом Твоего присутствия и дай мне услышать Священное Слово твое: «Мир вам!»

15 ИЮНЯ

Кто добрый и верный раб

«Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22, 27).

Служение Его продолжается и поныне. Он и теперь опоясывает чресла Свои, чтобы умывать нам ноги. Он снова и снова предлагает нам в пищу Свое Святое Тело, и дает нам пить чашу Своей Святой Крови. Он и теперь несет болезни наши. Исполняя волю Отца, уничтожает Свою волю, чтобы Отец Небесный, живущий в Нем, дей­ствовал через Него.

«Вы же Христовы» (1 Кор. 3, 23). Вспомним же, Кому мы принадлежим, и будем ежечасно испол­нять Его волю. Пусть и в нас живет Христос, а не мы. Он пожертвовал всем, отдал Самого Себя для того, чтобы довершить дело, порученное Ему Отцом Небесным.

Не пожалеем же и мы ничего, не остановимся ни перед какою жертвою для того, чтобы когда-нибудь услышать и к нам обращенные слова: «Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господина твоего» (Мф. 25, 21).

16 июня

Пути любящих Господа

«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28).

Люди постоянно забывают, что для Бога не существует различия между малым и вели­ким, это определение отвечает лишь человеческим понятиям. Они готовы признать волю Божию в ка­ком-нибудь потрясающем событии, в поразитель­ном проявлении правосудия Божия, они не со­мневаются в том, что Он управляет в общем челове­ческою жизнью, но в так называемых мелочах они отказываются видеть исполнение воли Божией, за­бывая, что ни один волос не падает с головы нашей без Его воли и что забота Его простирается и на каждого воробья.

Думающие так не сознают, что не версты и не мили одни составляют жизненный путь, но и каж­дый шаг ведет нас к той же цели. Любящим же Господа «все содействует ко благу!» Любовь эта видит во всем волю Божию, заботливость Его о каж­дом нашем шаге, о каждом нашем действии; она не сомневается ни на минуту в том, что, держа в Своих руках судьбы человечества, Он одновременно бли­зок к каждому отдельному лицу и что каждый из нас может прибегать к Нему в полном уповании со всеми нашими нуждами и заботами.

Любящие Господа не останавливаются на второ­степенных причинах, не приписывают людям ни­чего, но все относят к Тому, Кто руководит малейшими событиями и управляет всеми нашими дей­ствиями и даже мыслями. Тогда во всем слышится голос Божий, во всем видна благая цель, и все жизненные звуки сливаются в одну чудную гар­монию.

17 ИЮНЯ

Свет мира

«Вы свет мира. Не может ук­рыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца ва­шего Небесного» (Мф. 5, 14 16).

Спаситель указывает Своим ученикам, каким способом свет их должен светить людям, избегая двух крайностей: желание намеренно вы­ставлять этот свет и желание скрыть его от людей.

Он говорит о том, что город, стоящий на горе, скрыться не может, т. е. что в них самих есть сила, которую они не могли бы скрыть и при желании. Эта сила сама собою является людям и дает им ощущать как бы видимое присутствие чего-то нового.

Как же можем мы постигнуть это? Как можем мы светить сознательно и бессознательно? Сознавая нашу силу и вместе с тем отвергая нашу силу? Господь разрешает это затруднение. Он учит нас светить другим, ничего не присваивая себе, но принося всю славу Богу. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Пусть ваша сила будет силой любви, той силой, которая умирает ежедневно, чтобы ожить в жизни другого. Да будет слово Отца вашего Небесного вашей славой, Его заботы – вашими заботами, ва­ша воля пусть сольется воедино с волею Отца и бу­дет поглощена ею всецело. Да будет для вас вели­чайшею радостью Его радость, величайшею скор­бью – огорчать Его, сильнейшим вашим стремле­нием – служить Ему.

И действительно, достигнув этого, вы будете све­тить людям, как звезда на темном небе. Вы будете проводниками Его света, отражением Его Боже­ственных лучей. Забывая о своем личном счастии, вы приобретете небывалую дотоле силу. Люди будут дивиться вашей силе, и вы сами больше всех будете дивиться ей, потому что сила ваша будет силой смирения, силой тех душ, которые распинают себя, силой любви.

18 ИЮНЯ

Через страдания – к радости

«Во благо мне была сильная го­ресть» (Ис. 38, 17).

Блажен, кто может вполне искренно повторить эти слова. Блажен тот, чья скорбь не ожесто­чила сердце, а обратилась в благо для души. Такое влияние скорби вполне возможно по милости Божией, оно есть настоящее его назначение и цель.

Подчас в минуты самого тяжелого горя душа воз­вышается к Господу, и в порыве благодарности за все прошлые милости мы чувствуем как бы неудер­жимое влечение к Источнику всех благ, так щедро нас одарившему. Мы чувствуем, что, отнимая у нас даже самое дорогое, Он всесилен вселить внезапно в наши сердца чудный мир Свой, усмирить бурю и озарить Своим светом мрак наболевшей души!

Испытаниями Господь хочет смягчить наше серд­це, согреть его сочувствием к чужой нужде, открыть в нем доступ к чужому горю. Лишения, скорби – это Божий плуг, переворачивающий душу и готовя­щий ее к Божией ниве. В глубокой бездне страдания бросается Им семя великой будущей радости. В Своем безмерном милосердии Господь посылает нам подчас и здесь, в земной жизни нашей, живое сознание того, что действительно «временные стра­дания наши ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас!» (Рим. 8, 18). Не есть ли уже одно сознание этого величайшая ми­лость Божия?

19 ИЮНЯ

Память сердца

«И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 51).

Обыкновенно принято считать память свой­ством ума. Но мне кажется, что самая твер­дая память есть память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно остается вечно живо. Многие жалуются на забыв­чивость, но не происходит ли это большею частью от равнодушия? Если бы мы относились более сер­дечно к нашим обязанностям, мы бы не забывали о них. То, что мы любили в прошлом, оставляет неизгладимое впечатление в нашем сердце и уж забыться не может.

Как бы следовало развивать эту сердечную спо­собность! У нас есть сердечные очи, есть духовный слух, которые восприимчивее ко всему духовному, чем телесные наши свойства. Также и суждения сердца часто гораздо разумнее, чем холодное опреде­ление ума. Как живо восстает в нашем воображении давно минувшее, когда оно дорого нашему сердцу!

Отдадим же Господу эту нашу сердечную память, сохраняя в ней яркую картину всех тех благ, ко­торые мы получили от Него. И, вспоминая о них, будем надеяться получить их и в будущем. Почему Давид с такою уверенностью восклицает: «Я ни в чем не буду нуждаться!» (Пс. 22, 1). Не потому ли, что он уже испытал, как Господь «покоит на злач­ных пажитях, ведет к водам тихим, как Он подкреп­ляет душу» (Пс. 22, 2, 3). Испытав это, он запомнил, и не мог уже более бояться.

Пусть наша вера, опираясь на прошлое, почерп­нет в бывших милостях Господа надежду на бу­дущее. Сохраним же и мы в сердце своем не только живое воспоминание всего того, что мы получили от Господа, но, подобно Матери Его Пречистой, будем слагать в душе своей все слова Его, весь свет Его дивного образа, все чудеса и страдания Его, всю жизнь Спасителя нашего, в которой для нас источ­ник жизни вечной.

 

 

20 ИЮНЯ

Подыми глаза к небу

«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5, 45).

Влияние солнечного света имеет кроме громад­ной живительной силы еще ни с чем не срав­нимую красоту. Когда нет солнца, когда тучи покры­вают небо, тогда точно отуманивается, холодеет и мер­кнет красота природы. Но стоит из-за туч блеснуть одному солнечному лучу, как все преображается, все оживает, блещет, все точно улыбается и сияет радос­тью. Солнце своею теплотой будит жизнь, сокрытую в недрах земли, оно убивает микробы, побеждает холод и мрак, под его лучами тают снежные и ледяные глыбы, превращаясь в живительные потоки. Оно раду­ет своим светом, согревает своим теплом человека и всякую тварь, оно отражается и блещет в каждой капле росы, освещает каждую былинку в поле, к нему тянутся все растения, обращаются все взоры.

Такое же солнце, но с вечным, беспредельным, ничем не затемненным светом и теплотой существу­ет и в духовной жизни. Лучами его может и должна наполниться каждая душа человеческая, созданная для вечного блаженства. Солнце – это вечная прав­да, вечная любовь, вечное добро, подаваемое Мило­сердным Господом, повелевающим солнцу Своему восходить над добрыми и злыми.

Все люди получают в свою душу эти чудные лучи и могут отражать их далее, проливая Божий свет и теплоту кругом себя.

К сожалению, не все мы восприимчивы, и не всегда душа наша открыта для принятия этих лучей. Есть люди с великими дарованиями, но мы не чув­ствуем в них той бодрости, того утешения, которые дают нам люди, иногда менее одаренные, скром­ные, в которых живет сокрытый солнечный луч. Они ободряют, утешают, подымают дух и настрое­ние, помогают жить. Они обладают способностью всегда указать на светлую сторону, залить светом неприглядные стороны жизни, украсить и осветить самые темные уголки! Каждый из нас, хотя бы в са­мой скромной доле, может служить проводником света и тепла. Несчастны и жалки те люди, про которых сказал Спаситель, что они «более возлю­били тьму» (Ин. 3, 19).

Кто любит Свет, тот идет к Свету, и Свет в нем отражается. Осмотрись, взгляни вокруг себя, по­дыми глаза к небу, не найдется ли светлая голубая полоска между лучами? Укажи на нее угрюмым, унывающим. Напомни себе и другим, что за ту­чами солнце, пробуди надежду на лучшие дни. Подходи с улыбкой к малому и старому, возбуждай в трудящемся надежду на помощь Божию, в скор­бящем старайся пробудить упование, в равнодуш­ном и унылом зажечь искру добра. Чтобы не ут­ратилась в тебе самом сила светлых лучей, посто­янно проникайся светом любви Божией, лови вся­кий луч, замечай всякий оттенок разлитой всюду красоты, удаляйся от всего нечистого, уродливого, или же неси и туда всепобеждающие лучи света! Проси у Господа, дающего каждому «просто и без упреков», бери у Него воду живую, и она будет в тебе источником для других, бери свет немерцающий у Того, кто сказал: «да светит свет ваш перед людьми» (Мф. 5, 16).

У Него почерпнем со Светом и радость Его совер­шенную, и таким образом все, без исключения, будем содействовать тому, чтобы воссияло Солнце Правды во всей силе и слав… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz