…е Господней.

21 ИЮНЯ

Сокровище в глиняных сосудах

«Но сокровище сие мы носим в гли­няных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4, 7).

Какое это сокровище? Ап. Павел объясняет это в предыдущем стихе: «познание славы Божией в лице Иисуса Хри­ста» (2 Кор. 4, 6).

Почему же это познание должно содержаться в глиняных сосудах? Апостол дает нам понять этими словами, что высшие дары Божии находят примене­ние в самой простой, обыденной жизни, в ежеднев­ных отношениях наших с людьми, в самой незатей­ливой, обыкновенной обстановке.

Подчас нам кажется, что сокровище это надо искать далеко и высоко над землей, и мы хотели бы уйти из мира, думая найти удовлетворение нашей духовной жажды вдали от суеты мирской. Но, из­бегая затруднений и неминуемой борьбы, которым мы подвергаемся, живя среди людей, мы удаляемся и от той благодати, которую Господь готов нам даровать для этой борьбы, среди всех трудностей жизни, в самом общении с людьми, нередко вы­зывающем мелкие дрязги.

Вспомним же, что «познание славы Божией» со­держится в глиняных сосудах и что оно будет нам открыто в нашей ежедневной жизни. Если мы стремимся познать значение Креста Христова – подымем наш собственный крест с полной верою и понесем его без ропота. Он выпадает на долю каждого человека, состоит часто из ежедневных мелких забот и столкновений, раздражающих нас постоянным повторением. Быть может, этот самый крест, который мы охотно променяли бы на крест другого, и приведет нас к нашему сокрови­щу, к «познанию славы Божией в лице Иисуса Христа».

22 ИЮНЯ

Кротость –
выражение внутреннего благодушия

«Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Флп. 4, 5).

Очень многие христиане не считают кротость необходимой добродетелью, находя, что это только дело внешности. Если плод сладок, говорят они, кому какое дело, что древесная кора бывает груба? Какое значение имеет резкость в обращении, когда мы знаем, что под нею кроется доброе сердце, чистая совесть и честные побуждения?

Однако ап. Павел, сам человек порывистый и под­час – вспыльчивый, почти в каждом своем послании говорит о необходимости проявления кротости в чув­ствах и в действиях. Это внешность, положим. Но внешностью этой мы влияем на других, умиротворяя их. Потому ап. Павел хочет, чтобы кротость наша была «всем известна», чтобы она составляла отличи­тельную нашу черту, точно так же, как и Спаситель указывает на любовь, отличающую Его последовате­лей: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Вспомним же и мы, что «Господь близко». И, постоянно сознавая Его присутствие, проникаясь Его духом неизменной кротости, будем остерегаться нетерпеливым словом оскорбить кроткий образ Спасителя. Пусть кротость наша не будет одной только внешней сдержанностью, но выражением внутреннего благодушия, причастного каждому ис­тинному христианину.

23 ИЮНЯ

Искушения в пустыне

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» (Мк. 1, 13).

Нам часто кажется, что сатана имеет более власти над нами в толпе, чем в пустыне, но мы ошибаемся. В Библии часто показывается, что искушение всегда бывает сильнее в пустыне. Паде­ние великих людей случалось чаще всего в минуты их уединения. Моисей оставался твердым, стоя перед фараоном, и только в пустыне терпение ему изменило. Также и Давид поддался искушению лишь по окончании битвы, когда он расположился для отдыха. Всегда легче одолеть грех при свиде­телях, чем в тишине уединения; тогда-то грех этот осаждает нас с удвоенною силою. Главным источ­ником искушения служат мысли наши, осаждаю­щие нас с непреодолимой силой, когда мы одни. Потому-то ап. Павел и говорит: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противустать в день злой и, все преодолев, устоять» (Ефес. 6, 13).

Господи! Ты Один управляешь моими мыслями, будь мне Помощником в моей пустыне! Там, в часы одиночества, я всего больше нуждаюсь в Твоей за­щите. Дай мне, Господи, почувствовать, что лишь под сенью Твоею я буду безопасен! В минуту иску­шения, в минуту соблазна, тогда, когда никакая земная тварь не в силах устоять против врага, Ты один, Безгрешный, простри ко мне руку Твою и вы­веди меня из этой пустыни, в которой я скитаюсь! Ты, Который «Сам претерпел, быв искушен, можешь и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18).

24 ИЮНЯ

Письмо Христово

«Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и чита­емое всеми человеками» (2 Кор. 3, 2).

Вот как ап. Павел определяет степень нравственного уровня коринфян; для него они представляют собою письмо Христово, написанное Ду­хом Бога Живого «на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3).

Письмо это каждый из нас имеет в себе, оно есть то слово, которое Господь говорит каждому человеку, которое относится именно к нему, а не к другому, как личная благая весть, обращенная к нему. Оглянемся назад, на наше прошлое, и пе­ред нами возникает не один случай, когда в глу­бине нашего сердца прозвучал голос, призываю­щий нас к Господу. Этот божественный призыв, начертанный на скрижалях сердца нашего, и есть то письмо, которое не может и не должно никогда изгладиться.

Пусть же каждый спросит у себя, какое употреб­ление нашел он для этого письма? Неужели мы оставили его незамеченным, или отложили, как не­нужное, неужели начертанное Духом Бога Живого не приведет нас к полному перерождению?

Ап. Павел с такою уверенностью говорит про вновь обращенных коринфян, что они – письмо «узнаваемое и читаемое всеми». Очевидно, он не сомневался, что познание истины утвердило их в непоколебимой вере, которую они отныне от­крыто исповедуют, принося тем самым живое сви­детельство обретенной ими веры.

Пусть же пример этих коринфян не пройдет неза­меченным и для нас с вами. Будем чаще вспоми­нать, будем все больше проникаться тем высоким назначением, к которому мы призваны: мы – «храм Бога Живого», и мы «письмо Христово, на­писанное Духом Бога Живого». Будем же соблюдать храм души нашей в совершенной чистоте, в полном смирении, в непоколебимой вере. Воскурим в нем чистый фимиам неподдельной любви к Господу и беспрекословной покорности Его Святой воле. Будем и для других открытым письмом Божиим, возвещающим Слово Его каждым нашим действием и всею нашею жизнью!

 

 

25 ИЮНЯ

Мы принадлежим Христу

«Всегда Господни» (Рим. 14, 8).

Будем всегда твердо помнить о двух великих истинах, лежащих в основе нашей веры, ко­торые как будто сплетаются в одну неразрывную нить, руководящую всей нашей деятельностью, всей жизнью нашей. Во-первых, мы принадлежим Хри­сту – «всегда Господни». Во-вторых, мы соеди­нены с Ним – «соединяющийся с Господом, есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17).

«Живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Пусть же слова: «всегда Господни» будут запечатлены в нашем сердце на всем протяжении нашего жизненного пути. Будем просыпаться утром с этим чувством, и не с чувством только, но и с полным осознанием этого. Пусть осознание этого не покидает нас ни в тяготе полуденного зноя, ни в отдыхе вечерней прохлады, и пусть оно остается так же живо в глу­бине души нашей, когда мы заснем спокойно после пережитого тревожного дня. «Ибо Христос для того и умер и ожил, чтобы владычествовать над мерт­выми и над живыми» (Рим. 14, 9).

Быть под таким владычеством – вот настоящая свобода! Цепь, привязывающая нас к нашему Вла­дыке, в то же время освобождает нас от плоти, от греха. «Соединяющийся с Господом, есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17), уже теперь, уже и на этой грешной земле. Это не только обещание буду­щего блаженства, это уже совершившееся событие. В таком тесном единении с Ним самая слабая тварь несомненно дерзнет сказать: «Все могу в укрепляю­щем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13) – и тогда уже «никто не повредит вам» (Лк. 10, 19). Какой глубокий мир, какое совершенное успокоение на­полняет душу при сознании этого.

26 ИЮНЯ

Везде ли можно молиться?

«Заплакал, и печален был несколь­ко дней, и постился, и молился перед Богом Небесным» (Неем. 1, 4).

Мне хочется еще раз поразмыслить об этом случае из жизни Неемии. Перед нами душа человеческая во внезапном искреннем общении с Богом. Неемия обращается к своему Создателю, прося Его указания в решительную минуту своей жизни. В этом обращении мы можем найти много поучительного для нас. Неемия возносит молитву свою в пышных царских хоромах, в присутствии великого персидского царя и царицы, среди большого собрания и роскошного пира. Трудно, каза­лось бы, выбрать менее благоприятное время и мес­то для молитвы. Однако Неемия, «как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр. 11, 27).

Перед ним внезапно исчезает все земное величие, исчезает властелин персидского царства и окружаю­щая его торжественная обстановка; ничто не за­граждает ему доступ к Невидимому, и он свободно входит в общение с Богом своим.

Каждый из нас, вероятно, испытал на себе чуть ли не физическую невозможность обращаться с сокро­венной молитвой к Богу при известных обстоятель­ствах, в которых, однако, нам приходится находить­ся очень часто. Будь то пестрая толпа, нас окружаю­щая, шумное собрание или суета и пустота нравст­венного ничтожества – выходя оттуда, мы должны сознаться, что все время были очень далеко от Бога нашего, как бы вращались в другом мире. Но этого не должно быть. Господь наш есть не только «Бог холмов, но и Бог долин», и, если мы принадлежим Ему, наши мысли также свободно будут возноситься к Нему среди шумной толпы, как в уединении нашей горницы или в вечерний час, когда вся природа засыпает в безмолвной тишине.

Но в первой главе книги Неемии мы видим, как он «сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился перед Богом Небесным». И в этой-то искренней, уединенной молитве, он, несомненно, заранее почерпнул силу и возможность во всякое время и во всякой обстановке взывать к Господу. Душа его как бы бессознательным поры­вом возносилась к Богу в трудные минуты, зная, где искать опору и помощь.

Итак, в уверенности, что тайная молитва дает возможность молиться всегда и везде, мы должны приучить себя к постоянному ежеминутному иска­нию Бога в неотступной молитве, пользуясь мину­тами уединения. Тогда, когда придется нам проме­нять уединение на общение с людьми и «ходить перед сынами человеческими» (Пс. 30, 20), мы уже будем знать, как открывать «свои желания перед Богом» (Флп. 4, 6). Никакие внешние условия не будут уже в состоянии помешать нашему общению с Господом.

 

27 ИЮНЯ

Жертвенник Авраама

«И двинул Авраам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» (Быт. 13, 18).

Особенное значение имеет этот жертвенник, воздвигнутый Авраамом. Он уже прошел по всей святой земле, и когда, достигнув Хеврона, мог отдохнуть под тенью пальмовых деревьев, в нем, быть может, проснулось как бы предчувствие вечно­го покоя, и в порыве благодарности он вознес хва­лебную песнь к небесам.

Не случалось ли и нам испытать нечто подобное? Когда, после отчаянной борьбы против наших злых наклонностей, мы, наконец, достигаем возможнос­ти покориться и исполнить волю Божию, не чув­ствуем ли мы себя ближе к Богу, и не приближается ли Он к нам? Не видится ли нам тогда, пусть слабое, отражение вечного блаженства?

Быть может, мы хотели бы жить во времена про­роков и испытать на себе, как они, видимое прикос­новение Божества. Мы бы желали с Савлом пройти по пути в Дамаск, мы бы хотели видеть своими глазами те чудеса, свидетелями которых были апо­столы. Мы жаждем достигнуть в нашей жизни того величия, той славы, которая окружала ветхозавет­ных Патриархов, а между тем Господь призывает нас быть «верными в малом» – в тех бесконечных мелочах ежедневной жизни, которые проходят неза­метно в глазах людей. Вот в чем наше призвание.

Жизнь учит нас отречению от собственной воли, разбивает нашу гордость, смиряет наше самомне­ние. Господь призывает нас к великому подвигу терпения, к сочувствию ближним, к самозабвению в заботе о других – и все это кажется нам часто как бы недостойным старания. Но мы ничем не можем оправдать пренебрежение этой святой обязаннос­тью. Когда же мы поймем, наконец, что воля Божия должна быть для нас свята во всем и что ничто не может быть ниже нашего достоинства, самое прос­тое, незаметное, то, что кажется нам ничтожным, все это мы должны с одинаковым усердием испол­нять во славу Божию.

Евангельская истина так ясна в своей простоте, и мы должны так же просто, как малый ребенок, принять ее. «Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство небесное» (Мф. 18, 3).

28 ИЮНЯ

Об отчужденности

«И моря уже нет» (Откр. 21, 1).

Всем известно, что в физическом мире море занимает более пространства, чем суша. Можно сказать, что то же происходит и в мире духовном. Люди не живут дружно, как братья, од­ним неразрывным целым. Напротив, они составля­ют как бы бесконечное множество островков, раз­деленных бурными волнами. Огромная пропасть от­деляет нашу жизнь от жизни братьев наших, пере­шагнуть ее мы не в силах, и пропасть эта – эгоизм.

В нашей взаимной отчужденности кроется при­чина нашей постоянной тревоги. Мы живем для себя, и поэтому живем в неизбежной суете. Люд­ские мысли, как бушующие волны, постоянно воз­вращаются к исходной точке – к самим себе.

Но та высшая духовная жизнь, которая откры­лась перед апостолом Иоанном на Патмосе, пред­ставляла другую картину: все эти преграды, все пропасти исчезли, и не стало больше разделения на земле. Все человечество представилось ему как один цельный материк. Отдельные личности ис­чезли, и все объединились. Люди смотрели одними глазами, чувствовали за одно, трудились рука об руку – и видение небесной славы раскрылось пе­ред ними. Неся чужое бремя, каждый забыл о сво­ей собственной ноше. Бушующее море личных за­бот утихло, и мир глубокий, невозмутимый, охва­тил каждую душу.

В те минуты, когда мы изнемогаем под нашей тяжелой ношей, когда жизнь нам в тягость, когда мы ищем защиты от бури и непогоды, подымем наш взор к Тому, Чье иго благо и Чье бремя легко! Гос­поди, дай мне забыть самого себя, чтобы я мог войти в Твою радость, в Твой вечный покой. По­моги мне поднять мой крест, дабы сила этого креста понесла меня. Вдохни в меня дух отречения и люб­ви, уничтожающий всякое волнение и страх. При­соедини меня к великому материку братства всего человечества, тогда все волны вокруг меня утихнут, и моему сердцу станут понятны слова Откровения: «Моря уже нет».

29 ИЮНЯ

Я приду...

«Иисус говорит ему: Я приду и ис­целю его» (Мф. 8, 7).

Бывают молитвы, на которые Господь отвечает лишь обещанием исполнения в будущем. Сотник просил исцеления своего слуги, и Господь отвечал ему: «Я приду». Не повторяется ли то же самое и с нами? Тогда, когда наша молитва не бывает тотчас исполнена, мы все же чувствуем, что Господь не безмолвствует. Нечто, похожее на пред­чувствие, возникает в нашем сердце и, придавая нам небывалую бодрость, служит как бы залогом будущего счастья.

Как весною ласточки являются предвестниками лета, так и в глубине души у нас звучат тогда слова: «Я приду». Будем же благодарны за эти минуты; если они не приносят нам то, о чем мы просили, то указывают нам на лучшие времена в будущем. Бу­дем же ценить и то затишье, которое приходит к нам в минуты ожидания. Одно обещание уже ободряет нас, и мы чувствуем, что будет ответ.

Такие минуты бывали плодотворны и блаженны для многих. Вспомним, как Авраам оставил свою родину и дом отца своего, надеясь только на обеща­ние Божие. В этом обещании он нашел силу под­няться на гору Мориа и выдержать там величайшее испытание веры. Эта сила ему была дана словами: «Я приду».

И мы должны искать опору в этих словах. Мы тоже, пускаясь в тяжелый, дальний путь жизни, будем хранить в нашем сердце упование, что молит­ва наша когда-нибудь будет услышана и исполнена.

Нет той скорби, которую не исцелил бы Христос, нет той жизни человеческой, которую Он не посе­тил бы рано или поздно в ответ на искренний при­зыв томящейся души. Помня это, мы останемся твердыми в испытании, когда от нас потребуется величайшая жертва. Слезы наши будут предвестни­ками будущей славы, и среди суровой зимы нам послышатся радостные звуки приближающейся вес­ны, ибо Господь сказал нам: «Я приду!»

зо июня

Встань рано, чтобы обратиться к Богу

«Я встану рано» (Пс. 56, 9).

Это говорит человек, теснимый заботами и огорчениями. Он встанет рано, чтобы на­сытиться Светом Лица Божия, прежде чем узреть чье-нибудь лицо человеческое. Про многих слуг Божиих – Авраама, Иакова, Моисея, Самуила, Ии­суса Навина и других – говорит Священное Писа­ние, что они вставали рано. Также и в Новом Завете встречаем мы это слово. Господь наш, «встав весьма рано, удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1, 35).

Женщины, оплакивающие Его, пришли ко Гробу «весьма рано» (Мк. 16, 2).

«Поутру насытитесь хлебом и узнаете, что Я Господь» (Исх. 16, 12), сказал Бог своему народу, и вместе с утренней росой лежала в изо­билии небесная манна, Богом посланная. Но надо было подняться со своего ложа рано, чтобы ее собрать.

И ныне есть пища небесная для народа Божия, и ныне должен он быть насыщен вдоволь, если хочет иметь силу противостоять греху. Каждый день тебя постигает искушение, люди тебя огорчают, раз­дражают или соблазняют; каждый день ты сам скло­нен людей смутить или обидеть, каждый день тебе надо трудиться, побеждать зло, идти по узкому пути без уклонения и без колебания.

Кто же способен к сему? Тот, кто с утра набрался сил, кто открыл голодную душу для принятия Божией пищи и насытился. Тот воин способен сражать­ся, который облекся во всеоружие прежде, чем всту­пить на бой. Обезоруженному что предстоит, кроме поражения? Ему и места нет в строю. Ранняя тре­вога пробуждает воинов на дело, когда они во все­оружии, тогда только они готовы.

Итак, встанем рано, и не ради только своего зем­ного дела, но прежде всего для Бога; встанем рано, чтобы Он видел, что мы, прежде земной выгоды, Царствие Божие ищем, что нам дорого Его словом накормиться, Его напутствие на предстоящий день принять. Ведь Он один, знающий, что нам предсто­ит, может нас вооружить, чем нужно. И не говори: успею и после. После – заботы и хлопоты, и суета мирская, и разговоры, и ссоры с людьми. После – сердце неспокойное, слова недобрые, мысли грехов­ные. После – тяжкое сознание, что и тут греху под­дался, и там нехорошо поступил, и все это не потому ли, что с голодной, безоружной душой вышел на бой?

 

1 ИЮЛЯ

Сердце мудрое

«Господи! Ты нам прибежище в род и род. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89, 1, 12).

Из рода в род Господь один остается для нас прибежищем и опорой, Он один не меняется никогда, Он якорь нашего спасения. Он та «твер­дыня вечная» (Ис. 26, 4), о которой говорит пророк Исаия, – та твердыня, которая никогда не изменит нам, на которую мы можем и должны опираться, не колеблясь никогда.

Не всем дано «сердце мудрое», но, если мы каж­дый день будем молиться о нем, без сомненья, оно нам будем дано. Мы повторяем часто, что Господу все возможно, но сознаем ли мы на деле, что во всякой нашей нужде, во всякой заботе, во всяком испытании у нас один исход, одно утешение, одна опора – это Всемогущий и Всемилосердый Отец наш Небесный?

Мы сами немощны, слабы, неразумны, и чем более сознаем нашу слабость, тем сильнее мы, потому что «сила Моя в немощи совершается» – говорит Гос­подь, и, только полагаясь единственно на Него, мы можем получить силу и бодрость. «Научи нас так счислять дни наши», чтобы каждый день мы одержи­вали победу над собой, и хотя бы в чем-нибудь и сколько-нибудь подвинулись на пути к Нему.

 

2 ИЮЛЯ

О внимании

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10, 24).

Следовало бы чаще вспоминать эти слова, следовало бы яснее сознавать, насколько не­обходимо быть «внимательными» ко всем. Иной раз легче сделать доброе дело, оказать крупную по­мощь нуждающемуся, чем постоянно, в мелочах ежедневной жизни, оказывать внимание, избегать столкновения, воздержаться от колкого замечания или от такого слова, которое может оскорбить слушающего.

А между тем, внимание к окружающим нас, даже к их слабостям и странностям, есть также дело люб­ви, которое мы не в праве отстранять от себя. Дух любви один и тот же, в великих и малых делах, потому что дух любви есть дух Божий, а для Бога нет ни великого, ни малого.

з июля

Во Мне мир...

«Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6, 25, 26).

Как утешительны эти слова для каждого страждущего сердца! Мы часто находимся во мраке, вокруг нас все темно и грустно, в душу нашу свет не проникает ниоткуда; нам кажется, что все сложилось одновременно против нас. И вот, иной раз, вдруг открывается «светлое лице» нашего Гос­пода – и озаряет Собою все нас окружающее. Тогда свет Его разливается вокруг нас, входит в нашу душу, освещает все другим светом, и мы начинаем смотреть иначе на все то, что нас огорчало, – и ви­дим светлую точку на нашем мрачном небе.

И этим самым Господь дает нам мир – высшее благо, которого всякий жаждет, но без Господа до­стигнуть не может. «Во Мне мир имате» (Ин. 16, 33), говорит Он, – и действительно, куда мы ни пойдем, что мы ни сделаем, нигде и ни в ком мы не найдем истинный мир, только в нашем Милосердом Спасителе.

4 ИЮЛЯ

На Фаворе

«Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Мф. 17, 4).

Вминуты, когда Господь вливает в нашу душу живое сознание Его близости, Его милосер­дия, Его помощи и нашего бесконечного ничтожес­тва, когда во время теплой молитвы или принятия Св. Таинства мы чувствуем себя как бы выше всего земного и ближе к небесному, у нас является жела­ние и потребность оставаться в таком настроении всегда. Нам кажется, что и не следовало бы воз­вращаться к земному.

Но невозможно сохранить такое чудное настрое­ние надолго; это было бы слишком большое счастье для нашей души. И когда жизнь, с ее неизбежными смущеньями, соблазнами и дрязгами, уносит и смы­вает то светлое чувство, мы не должны скорбеть об этом чрезмерно, и еще менее раздражаться этим. Господь снова поведет нас на Фавор, снова пошлет нам Свою благодать, когда мы всего более будем в ней нуждаться. А общение с людьми, земные занятия не удаляют нас от Него, как нам иногда кажется. Напротив – тут-то и вносить бы нам долю небесного, – влагая во всякое дело, в каждое от­ношение наше к людям ту частицу молитвенного настроения, которая возвышает и очищает все, не исключая даже и самого ничтожного.

5 ИЮЛЯ

Кто отвалит камень?

«Мария Магдалина и Мария Иа-ковлева и Соломия... приходят ко Гробу при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянувши, видят, что камень отвален; а он был весьма велик» (Мк. 16, 1 – 4).

Как часто на нашем пути лежит тяжелый камень, сильное препятствие к достижению нашей цели, и нам кажется, что нет никакой возможности его удалить. Мы чувствуем себя бессильными и повторяем слова жен мироносиц: «Кто отвалит нам камень?» И что же? Где для них было главное препятствие, там именно встретила их нежданная радость: камень был уже отвален, и они узнали о Воскресении Гос­поднем!

Каким уроком должен служить для нас этот рас­сказ! Будем полагаться всецело на Господа, не до­пуская в себе и тени сомнения, и Ангел Господень сойдет на наш тернистый путь. Он устранит камень, и когда мы очутимся перед тем, что заранее нас страшило, – мы увидим, что оно, милостью Божиею, обратилось для нас в радость и стало легким.

6 ИЮЛЯ

Любовь

«Любовь долготерпит, милосерд­ствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчин-ствует, не ищет своего, не раздражает­ся, не мыслит зла, не радуется неправ­де, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все пере­носит» (1 Кор. 13, 4, 5, 6, 7).

Кажется, что сильнее этих слов апостола Пав­ла о любви не найти. Они выражают все, что может дать нам почувствовать всю необходимость любви. Они должны согреть нашу душу и зажечь в ней ту искру любви, которая, разгораясь, напол­нит все наше существо и с помощью Божиею про­льется на все окружающее нас.

Как холодно и страшно становится при мысли, что мы так легко отпадаем от любви! Кто из нас не раздражается, кто не превозносится, не ищет свое­го, не мыслит зла? Во всех этих проявлениях челове­ческой слабости любви нет!

Будем же молиться всеми силами нашей души, чтобы Господь не дал погаснуть в нас этой искре, чтобы Он, Который Сам есть любовь, научил бы нас любить так, чтобы любовь наполняла нашу жизнь своим светом и, никогда не омрачаясь, светила бы нам до конца наших дней, указывая путь к небу.

Каждый уголок земли, даже самый скрытый, ос­вещенный вечным солнцем становится прекрас­ным. Так и любовь, широкая, беспредельная любовь ко всем и ко всему, должна освещать, возвышать и согревать каждое наше дело. И все, что нам кажет­ся ничтожным, скучным или отталкивающим, полу­чит другую окраску и другое значение. Итак, «все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 1, 14).

7 ИЮЛЯ

Я знаю, в Кого уверовал...

«Я знаю, в Кого уверовал, и уве­рен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1, 12).

Когда гнетет нас забота о дорогом нам сущес­тве, от которого мы далеко или которому мы помочь не можем, – предадим его всецело, с пол­ною верою Тому, в Кого мы уверовали, – Ему, Который несравненно лучше нашего сохранит залог наш.

Так часто в жизни страдаем мы от невозможности помочь, облегчить в чем-нибудь тяжелую участь ближнего. Даже молитва наша ослабевает, и мы чувствуем себя вполне бессильными, когда готовы бы, кажется, отдать жизнь свою, чтобы помочь ему. В такие-то минуты вспомним, откуда может придти помощь и утешение. Друг наш не один, его охраняет Тот, Чья рука всегда сильна помочь, поддержать, восстановить погибающего, Кто и заблудшую овцу не оставит, а приведет на хорошее пастбище.

Эта уверенность апостола должна перейти и к нам, и поддерживать нашу слабую веру. Все самое дорогое нам и близкое, то самое, над чем мы как бы постоянно дрожим, решимся передать прямо в руки Спасителя, и да успокоит нас сознание, что Он сохранит дорогой залог до того дня, когда мину­ет для него всякая опасность.

8 ИЮЛЯ

Не оставлю их

«И поведу слепых дорогою, кото­рой они не знают, неизвестными пу­тями буду вести их; мрак сделаю све­том перед ними и кривые пути – пря­мыми: вот что Я сделаю для них, и не оставлю их» (Ис. 42, 16).

Как часто мы ропщем на нашу судьбу, когда нам кажется, что мы как будто ощупью плутаем во мраке, что мы свернули с верного пути, что окружены неизвестностью! Но и тут, в этом мраке, в этой неизвестности, кто же ведет нас? Один Господь. Почему и куда? Мы этого не знаем, но будем довольствоваться тем, что Он ведет нас и уже ничто более не должно нас страшить.

Слышите, какое обещание дает Господь Своему народу: «Мрак сделаю светом перед ними, и кри­вые пути – прямыми». Не будем же отчаиваться, братья: Отец наш Небесный нас не оставит, Он заботится о нас, Он приведет нас туда, куда следует. Если он наводит на нас мрак, если Он посылает нам испытания, все это нам нужно, все это должно содействовать нашему благу. Он знает лучше нашего, по какому пути нам нужно идти. «Что я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13, 7).

9 ИЮЛЯ

Вечный свет

«Господь будет для тебя вечным светом» (Ис. 60, 20).

На старинной картине Рождества Христова Младенец Иисус представлен лежащим в яслях, Пресвятая Дева Мария нагнулась над Ним. Их окружают пастухи в немом благоговении, а на заднем плане виден скот.

Кругом темная ночь, пещера лишь слабо ос­вещена фонарем. Но от Самого Младенца исходит сияние, которое бросает яркий свет на всю эту картину. Так бывает и в душе, омраченной горем, когда Христос воистину в ней пребывает. Свет, исходящий из Того, Кто Сам есть свет мира, в котором «нет никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5), озаряет глубочайший мрак скорби. Больше того, сама скорбь обращается в милость Божию, так как только через нее нам открывается источник духов­ной радости, сокрытый в обыкновенной жизни.

Не было бы темноты ночной – и мы бы не знали о существовании звезд. Не было бы скорби на зем­ле, и мы лишены были бы того утешения, той неиз­реченной благодати, которую Господь изливает обильно на скорбящих.

При этом чудном свете все заботы, все нужды житейские, даже самое жгучее горе, отходят на зад­ний план, – и просветленные наши очи благого­вейно взирают на Самого Спасителя – Источника всякого утешения.

10 июля

Отвори дверь

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Будем внимательны к голосу Спасителя, Кото­рый стоит и стучит у двери нашего сердца. Как часто мы упускаем случай понять этот голос и заглушаем его нашими земными заботами, на­шими человеческими соображениями. Посещает ли нас тяжкая болезнь, осаждают ли нас заботы, стал­кивает ли нас жизнь с характером, который нам противен, находимся ли мы в обстановке, ни в чем не отвечающей нашим вкусам и желаниям, – все это есть не что иное, как голос Спасителя, взываю­щий к нам.

Будем же к Нему прислушиваться и Его искать во всем. Тогда Сам Господь войдет к нам, и все станет ясно и легко. Не будем же никогда затворять двери перед Ним, но проникнемся сознанием, что Он Сам, милосердый, любящий, стоит возле нас и ждет. Поспешим же воскликнуть: «Ей, гряди скоро, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20) .

 

 

11 ИЮЛЯ

Трудись

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Еккл. 9, 10).

Все да, все – не разбирая, не пренебрегая ни­чем. Все, что встречается на нашем жизнен­ном пути, все может обратиться для нас в живое дело. И поразительно, сколько можно успеть испол­нить в один день, – если с любовью и с охотой возмешься за дело.

Берсье в одном из своих сочинений очень верно говорит, что «время не состоит только из часов и минут, но также из желания и любви. Кто много любит, тот сумеет и много сделать».

И действительно, никто так часто не жалуется на недостаток времени, как люди праздные, а если только захотеть, то и в короткое время успеешь исполнить вдвое больше, чем тогда, когда нехотя и вяло возмешься за труд. Тут, как и везде, главный наш двигатель есть любовь к делу и искреннее жела­ние исполнить его хорошо. Господь несомненно пособит доброй воле и добрым намерениям нашим, если мы со всем желанием примемся за наш труд, влагая в него и старание и любовь.

 

 

12 ИЮЛЯ

Отвергнись себя

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Довольно ли мы проникнуты смыслом этих слов: «отвергнись себя»? Каждый из нас знает в теории, что надо жить для других, что эгоизм есть большой порок, но понимаем ли мы вполне, что значит отвергнуться себя? И исполняем ли мы это повеление, идя за Иисусом Христом?

Пока человек не перестал вовсе существовать для себя, он еще ничему не научился. Пока он не понял, что свою волю, свою силу, свою жизнь, все свое существо он должен отдать Богу и ближнему, – он не может следовать за Христом.

В слове Божием есть много указаний на это, например: «если пшеничное зерно не умрет, оно не может принести плод». Только умирая ежедневно для самих себя, мы можем нашею жизнью принести плод, достойный звания христианина, – тот плод, которого ожидает от нас Господь, который Он пред­назначил нам произвести и который обратится в пользу и для нашей души.

Имея всегда перед собою образ Спасителя, следуя за Ним, подражая Ему, как можем мы еще думать сколько-нибудь о себе? Взор, обращенный единст­венно на Него, не может вместить уже ничего лич­ного, и кто идет за Ним, конечно, пойдет всегда по верному пути.

13 ИЮЛЯ

О вечной жизни

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце чело­веку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор, 2, 9).

Какая великая награда ожидает любящих Гос­пода! Ожидает их то, что наш слабый челове­ческий разум постичь даже не может! И какое необъ­ятное будущее открывается перед нами этими сло­вами! Чувствуется в них то, чего объяснить мы не можем, потому что тот чудный мир, который ожида­ет нас за гробом, не может даже представиться на­шему воображению, пока мы на земле.

Многие страшатся смерти, боясь неизвестности, и пытаются проникнуть в эту тайну, которую Гос­подь не пожелал нам открыть. Но неужели нам недостаточно Его святого слова, неужели не до… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz