… быть заменена только новой любовью, закон ее не заме­нит. Поэтому молитва наша ко Господу должна быть о ниспослании нам духовного сокровища, пре­вышающего все то, от чего мы отказались, – живо­го источника любви, орошающего безводную пус­тыню нашего сердца, полноты радости, наполняю­щей пустоту, ощущаемую нами. Научи меня, Гос­поди, понять, насколько Твое обещание превышает все то, что я оставил за собою в старой египетской стране. Преврати закон в благодать, преврати раб­ство в свободу, обрати мою жертву в источник на­слаждения.

Когда «вместо плача», я получу «елей радости», вместо «унылого духа славную одежду», когда Он облечет меня в «ризы спасения и одеждою правды оденет меня» (Ис. 61, 3, 10), тогда дом мой уже не будет пуст – он станет храмом Духа Божия, и дух злобы будет изгнан из него навсегда.

13 МАЯ

Грех отторгает от Бога

«Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего» (Мк. 5, 7).

Дух злобы, дух гордости, дух сатаны не может иметь ничего общего с кротким духом люб­ви Христовой; огонь и вода никогда не могут слить­ся воедино, не могут соединиться свет и тьма – между ними нет ничего общего. И все, что есть в нас нечистого, злого, греховного, инстинктивно бежит от лица Божия. Мы приближаемся к Нему лишь в наши лучшие, светлые минуты, лишь с той сто­роны, которая чувствует влечение к Тому, Кому стремится подражать.

Как страшны эти слова: «Что Тебе до меня, Ии­сус, Сын Бога Всевышнего!» Сатанинский дух от­рицания и злобы сам изрек себе приговор этими словами. Да послужат они нам грозным предостере­жением, которое должно остановить нас на пороге греха. Переступим порог, и будет уже трудно вер­нуться назад, нас охватит отвращение от всего свя­того и чистого, мы с ужасом почувствуем, что ни­чего уже общего не можем иметь с тем светлым Образом, который является нам в Лице Христа.

Припадем к Нему, умоляя Его привлечь нас Сво­ею силой, зажечь в нас пламя любви Своею боже­ственною Любовью, чтобы мы в глубоком сознании нашей греховности, нашего ничтожества во прахе у Его ног отказались навеки от того духа злобы, который в своем безумии дерзнул оттолкнуть от себя Спасителя мира.

14 МАЯ

Радость и молитва

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16 – 17).

Радость и молитва не могут противоречить друг другу, хотя бы казалось, что душе, исполнен­ной радости и ликования, не о чем более просить Господа. Но ведь молитва не только выражение скорби и болезни, вопль страдающей души, неуже­ли в радости самой светлой, самой полной нет у вас потребности обратиться ко Господу, вознося Ему благодарение за великий дар радости, наполняю­щий наше сердце? В радости, как и в скорби, душа должна прежде всего искать Господа, Источника жизни нашей. К Нему, к Его ногам мы должны нести и счастье, и горе, и слезы, и ликование.

Всякий дар совершенный исходит свыше. Радость и скорбь – все от Него. И в молитве постоянное общение с Ним. Все светлое, отрадное в жизни нашей есть дар Божий; молодость, здоровье, святое семейное счастье, красота природы, каждый сол­нечный луч, каждый чудный цветок на поле – все, что нас радует, все нам дорогое, все это мы при­нимаем из рук Творца.

Но главная радость наша, радость духовная, ра­дость во Христе – это полнота любви. Только в любви – истинное счастье, только любящая душа светится ярким солнечным светом, отражая в себе небесное сияние. Любовь нуждается в молитве, и радующийся в любви постоянно молится, так как истинная любовь сама по себе есть молитва.

В любви получаем радость, но радость эта несо­вершенна, пока мы душу свою не положили за други своя. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13). Стараясь любить друг друга, отдавать душу свою на служение ближним, забывать себя для других, мы начинаем понимать, что истинная жизнь в любви. Тогда нам становится ясно, что мы терпели голод духовный и питались рожками, пока жили только для себя. Чем глубже наша любовь, тем сильнее наше жела­ние совершенствоваться. Чем более мы любим, тем более стремимся к идеалу, тем менее мы довольны собой. Счастье ближнего, его покой, его здоровье, его радости составляют цель нашей жизни. О них мы взываем день и ночь ко Господу, на них мы призываем прежде всего благословение Божие.

Боже! Соедини во мне навсегда радость с молит­вой и благодарением. Пусть молится во мне любовь моя к Тебе и к ближним моим, пусть, помня Твои предсмертные слова, я не забуду никогда слово, Тобой изреченное: «Жажду!» (Ин. 19, 28).

В этом слове высказалась вся любовь Твоя, жаж­дущая спасения человечества. Дай же и мне, Гос­поди, жаждать не только спасения моей, души, но и спасения всех людей. Дай мне радоваться не од­ной земной, преходящей радостью, но дай мне «войти в радость Господа моего!» (Мф. 25, 2). Дай мне силу Твоей любви, Твоей молитвы, и когда я до­стигну Славы Твоей, то ты дашь мне вкусить ту радость вечную, которая в деснице Твоей во век.

15 МАЯ

Не бойтесь завтрашнего дня

«Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

Не страшитесь заранее своей слабости, «до­вольно для каждого дня своей заботы». Не бойтесь завтрашнего дня: завтрашний день сам о себе позаботится. Тот, кто сегодня послал вам мир душевный, Тому все возможно, Он не откажет вам и завтра в этом мире. Не искушайте самих себя заботой о будущих испытаниях, которые еще не наступили. Не поддавайтесь никаким опасениям, не заглядывайте вперед. Не делайте никакого усилия, чтобы угадать будущее, но отгоните подальше от себя всякий страх верою в Господа и упованием на своевременную помощь Его.

Отдавайтесь во всем и всецело Господу, в полной вере, что вместе с испытанием Он пошлет вам и силу, достаточную, чтобы его перенести, – Гос­подь «восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему во славе» (Флп. 4, 19). Предоставьте все Ему; взявшись за плуг, не озирайтесь назад, не останавливайтесь на подробностях, имейте мужест­во, доверившись во всем Ему, ожидать спокойно, с полным упованием и с полною покорностью, чтобы воля Его совершилась.

Помните, что сила дается не на завтрашний, а на сегодняшний крест. Один человек, глубоко удру­ченный, поведал другому свои заботы и спросил: «Почему мне так ужасно тяжело?» – «Потому, – ответил тот, – что ты вместе с настоящей ношей захватил и будущую, и несешь эту и будущую ношу своей силой, не Божией».

Своя сила гнетет беспомощностью, а Божия сила подымает всемогуществом.

16 МАЯ

Учись славить и исчезнет уныние

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Пс. 41, 6).

Унывает во мне душа моя, сознается Псал­мопевец. И последующие слова: «Все воды Твои, и волны Твои прошли надо мною», – поясняют это его состояние. Бывают такие времена, когда и верующая душа унывает; ее заливает одной волной за другой, ее угнетает непонимание, несо­чувствие людей, разочарование, неудачи. И воз­никает, как у Давида, вопрос: «Для чего я, сетуя, хожу?» Почему так мало отрады в моей жизни? Он жалуется Самому Богу, не людям, и всякая жалоба, принесенная прямо Ему, скоро превращается в хвалу.

Повеет на человека тем Духом Утешителем, кото­рый изменяет его настроение и налаживает расстро­енные струны, и душа вдруг начинает припоминать всю благость и помощь: «все милости днем, все песни ночью» (Пс. 41, 9) и кончает твердо, убеж­денно: «Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего, и Бога моего». Душа унывающая, подымись над бездной забот и огорчений твоих, смотри без страха на те волны, которые иной раз подымаются вокруг тебя, помни, что через них про­ложен тебе путь, и что над ними светят тебе «свет и истина Его», которые ведут и приведут тебя «на святую гору Его, и в обители Его» (Пс. 42, 3). Учись славить, и утихнет жалоба. Уповай, и исчезнет уны­ние.

17 МАЯ

Иго Христово

«В братолюбии любовь» (2 Пет. 1, 7).

Христианство есть выражение всеобщей, все­мирной любви. Оно учит нас любить и благо­творить не одним нашим близким, а всему челове­честву; любить тех даже, с которыми мы ни в чем не сходимся, любить ненавидящих нас. Христианская любовь не похожа ни на какую другую любовь. Любовь человеческая простирается на людей, ко­торые привлекают нас высокими качествами, но любовь Христова идет искать и спасти погибшего, она следит издали за блудным сыном и идет к нему навстречу, она отыскивает прокаженных, она при­зывает всех отверженных.

Дивная любовь Христа! Озари и меня Твоими лучами! В моей грешной земной любви есть еще столько себялюбия. Я часто, думая любить других, ищу в этой любви только себя; но я жажду другой любви, я бы хотел обнять моей любовью недостой­ных, погибших, павших братьев, тех, от которых все отвернулись.

В Тебе одном могу я найти эту любовь. Вдохни в меня Твой Дух Животворящий, осени меня славою Твоего Креста, которая поможет мне носить на себе чужое бремя; наложи на меня Твое иго, которое будет мне легко, потому что оно уничтожит во мне всякое себялюбие; расширь пределы моей любви, чтобы я мог понять всю глубину любви Твоей и на­звать все человечество моими братьями.

18 МАЯ

О жажде

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5, 6).

Знаменитый ваятель Торвальдсен работал дол­го над статуей Христа, – но говорят, что, ког­да он ее окончил, им овладела глубокая грусть. На вопрос о причине этой грусти он отвечал: «Я пер­вый раз в жизни удовлетворен моим произведением; до сих пор моя мечта далеко превышала все то, что я мог исполнить, теперь же, когда мне кажется, что я достиг высшего идеала, мне больше нечего ожи­дать, не к чему стремиться».

Удовлетворившись своим произведением, достиг­нув своей цели, он как будто сразу ослабел и поте­рял энергию и радость в дальнейшем творчестве. Не соглашаясь с мыслью великого художника о дос­тижимости того идеала, который представляет для нас облик Спасителя, мы не можем не согласиться с глубиной и верностью высказанной им мысли. Если бы чувства наши, потребности и стремления могли быть чем-либо удовлетворены навсегда здесь, на земле, то для нас настало бы усыпление, и нрав­ственный рост души нашей должен был бы прекра­титься.

Закон этот действует к каждой жизни. Голод есть признак здоровья в живом организме, жажда позна­ния есть признак развития умственных способнос­тей. Если бы не было этой жажды, наступил бы застой. В духовной жизни голод и жажда, недоволь­ство собой доказывают стремление к высшему иде­алу. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» – блаженны неудовлетворенные, блаженны ненасыт­ные, вечно желающие все большей и большей люб­ви, вечно стремящиеся горе. Эта сильная жажда духовная, это неудержимое, пламенное желание и стремление к более тесному, более близкому, пол­ному, совершенному общению с Богом – есть при­знак здоровой духовной жизни, явление пробудив­шейся, возрожденной души. В этом неутомимом стремлении к лучшему, в этой как бы тоске по родине, по новой жизни, по всестороннему совер­шенству кроется идеал христианского духа.

Так преисполнен изобилия источник Божий, что не вмещает его сразу душа человеческая, и прос­тирается к Нему вновь и вновь, с постоянной жаж­дой. Он удовлетворяет и услаждает ее и этим самым вызывает в ней все большее желание наполниться им.

Наполняя душу, он ее расширяет и переполняет, так что благодать льется через край и простирается на других.

 

 

19 МАЯ

Пусть слово наше будет с благодатию

«Язык – небольшой член, но много делает» (Иак. 3 – 5).

Действительно, сколько хорошего может сделать иной раз одно слово, сказанное вовремя, обдуманно, слово, исходящее из сердца, плод доброго чувства, возвышенной мысли. С другой стороны, сколько невообразимого зла может сде­лать одно недоброе, едкое слово, действующее, как яд, направленный против ближнего. Как строго мы должны следить за этим «небольшим членом», который призван только благословлять, распростра­нять одно добро и противодействовать злу, где толь­ко может.

Большею частью люди смотрят слишком легко на сказанное слово; как часто, желая блеснуть умом, они готовы исказить истину и сказать то, что может принести великий вред; и так как мы уже не можем остановить действия сказанного слова, которое бы­вает гораздо сильнее, чем мы думаем; оно распро­страняется все дальше и дальше, преувеличивая по пути высказанную мысль, и, прежде чем мы успева­ем опомниться, оно уже поставило клеймо на чело­века, может быть, и ложное.

Постараемся же всегда помнить это и будем чаще повторять в своем сердце: «Положи, Господи, хра­нение устам моим!» И вместе с тем, не дай нам, Господи, воздержаться от того слова, которое под­час должно быть сказано в защиту правды или для ободрения и утешения скорбящего, которого неред­ко одно слово может подкрепить и согреть в минуту уныния. Не будем лишать ближнего этой поддерж­ки из ложного стыда или неуместной робости, и пусть слово наше «будет всегда с благодатию... дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).

20 МАЯ

Благословляйте

«Будьте все единомысленны, со­страдательны, братолюбивы, мило­сердны, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3, 8).

Все эти увещания сводятся к одному главному, которое мы находим в следующем стихе: «Бла­гословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Из того, что дано нам Богом, должно истекать то, что мы даем людям. Усвоив Божие, мы сможем помочь ближним. Зная, что мы призваны к благословению, мы, которые его не заслужили, мы, которые благословляемся не по своим заслугам, а только во Иисусе Христе, как же не станем мы из того, что получили, уделять другим? И как же нам не ответить на разнообразные нужды людей выражением этого благословения?

Сострадание, дружелюбие, смирение – это все заключается в том великом благословении, которым Господь хочет обогатить нашу душу, и во всем этом нуждаются наши братья. Свойство всех Его даров – это щедрость; они не могут остаться при одном только человеке, они должны идти дальше и изли­ваться братолюбием, милосердием и всеми проявле­ниями любви.

Итак, будем любить, потому что мы любимы Бо­гом, будем давать, потому что нам дано, будем бла­гословлять, потому что Он благословляет.

21 МАЯ

Во свете Твоем узрим свет…

«Открывает глубокое из среды тьмы, и выводит на свет тень смерт­ную» (Иов. 12, 22).

Самые темные стороны нашей жизни всего яснее служат для откровения небесного света – вот что испытал на себе тот человек, кото­рый прошел по самому мрачному пути. То, что Иов постиг вследствие своих испытаний, тому учимся и мы с каждым днем: крест есть венец нашей славы; камень, который отвергли зиждущие, стал главою угла.

Вы ищете тот свет, который рассеет могильную мглу и осветит для вас жизнь загробную, но вы не понимаете, что сама смертная тень обратится в свет и что Он «выводит на свет тень смертную», как говорит Иов. Слова эти доказывают, что свет явля­ется именно тогда, когда мы думаем, что он исчез навеки. Мы, христиане, в образе смерти всего яснее видим образ жизни вечной. Не поражала ли нас вечерняя заря на темном небе? Не случалось ли нам быть свидетелями того, что, когда «земной дом, сия хижина, разрушается», тогда живее становится «жи­лище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1). Не испытали ли и мы на себе необычай­ную, неизъяснимую силу, непонятное для нас самих возрастание веры нашей именно в те тяжелые ми­нуты, когда нам казалось, что мы покинуты всеми? В непосильной борьбе, среди мрака горестей и скорбей, мы только глазами веры могли узреть луч света; вера поддержала нас, надежда блеснула нам среди мрачных туч, и сама смерть стала для нас откровени­ем другой, высшей истинной жизни!

Не ропщите на окружающий вас мрак. Он даст вам понять то, что вы прежде не знали, – существование мира невидимого, силу, превышающую нашу чело­веческую силу, и из этого мрака послышится вам Голос Господень: «Да будет свет» (Быт. 1, 3).

22 МАЯ

Близок Господь

«Ибо Господь, Бог твой, благосло­вил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время пу­тешествия твоего по великой пустыне сей» (Втор. 2, 7).

Неужели забота Провидения простирается на каждого отдельного человека? Неужели Господь знает о моем ужасном унынии, о моем одиноком пути по безотрадной пустыне? А мне ка­залось, что я всеми покинут, потерял Бога моего. Я звал Его днем и ночью и думал, что Он меня не слышит. Однако, в то самое время все было известно Ему: и мое одиночество, и громадная, бесплод­ная пустыня, по которой я проходил.

Почему же я сомневался? Господь был все время ко мне близок. На этой самой казавшейся бесплод­ной почве, без моего ведома, в безмолвной тишине. Он посеял те семена, которые должны были взойти в земле обетованной. Итак, когда я проходил по пустыне, Он был со мною, Он сам вел меня к тихим водам и злачным пажитям. «Господь был в месте том, и я того не знал» (Быт. 28, 16).

Постигнув эту близость Господа, я возблагодарю Его больше всего за те одинокие часы душевной тоски и внутренней борьбы, когда Он невидимо был со мною, и наконец, я познал Бога и испытал на себе Его любовь.

Когда приходит эта близость Господня, тогда пус­тыня перестает быть пустыней, она превращается в «напоенный водою сад, в источник, которого воды никогда не изсякают» (Ис. 58, 11). И впереди видит­ся путь, уже проложенный, светлый и святой, на котором даже и неопытный не заблудится, потому что над ним бодрствует Сам Господь, у Которого исчислены все скитания Его земных странников.

23 МАЯ

Усыновление

«Отче наш, сущий на небесах» (Лк. 11, 2).

Отец наш! Как мало понимаем мы, что это означает! Христос даровал нам Отца; Он часто во время Своей земной жизни повторял слова: «Отец ваш небесный». Но с особенной силой воз­вестил Он об этом усыновлении перед смертью и после смерти. «Ты возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 23), – говорит Он Отцу. Трепет охватывает нас при этих словах – возможно ли, чтобы та же мера любви, данная Единородному, Возлюбленному Сыну, снизошла и на нас? Христос так сказал, Он знает Отца и просил у Него нашего усыновления, как мзду за Свое страдание. Восстав из гроба, Он провозгласил: «восхожу к Отцу Моему, и Отцу вашему» (Ин. 20, 17). Усыновление, Им совершенное, исполнилось.

Ап. Иоанн, сознающий всю драгоценность, всю радость, все преимущества этого усыновления, восклицает: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3, 1)!

Это усыновление объединяет всех верующих. «Отец наш», и в Нем мы друг другу родные. Это родство превыше, теснее, прочнее всякого другого. К Этому Отцу есть доступ непрестанный, к Нему должны притекать все наши печали и заботы, у Него неиссякаемый источник благ для уповающих на Не­го. И в Нем сливаются сердца, ибо «Один у них Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Ефес. 4, 6).

24 МАЯ

Молитва Господня

«Да святится имя Твое; да при-идет Царствие Твое» (Лк. 11, 2).

Твое имя, имя Отца моего небесного, я буду почитать и святить выше всякого имени. Ес­ли я осквернил, запятнал свое имя, я могу омыть его в имени Отца моего. Радуйтесь не делам вашим, не служению вашему, не вашей власти над злым духом, а тому, что «имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Христос один мог научить нас молиться, только через Него мы имеем мир с Богом и «получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5, 1, 2).

Господи! Имя твое – Правда, Любовь, Справед­ливость, Чистота, Премудрость, Милосердие, Мир, Святость, Смирение, Кротость – все великое, свет­лое, доброе. Да святится имя Твое в душе, в сердце, в уме, в жизни, в устах моих, да будет оно мне святыней, которая освятит меня и которой я по­свящу себя!

Да не похулится, не осквернится ничем, не отдалится никогда от меня святыня эта!

Да приидет Царствие Твое!

На земле этой порочной, где мы боремся со гре­хом, со страстями, с самими собой, с миром зла и соблазна, где так много шума, пустоты, неправды, нечистоты, страданий, где царствует зло, мы – взы­ваем к Господу в жажде пришествия Царствия Его. Мы молимся, да покорится зло, да царствует правда Божия, да отрется всякая слеза, да не будет смерти, да придем и мы, как покаявшийся разбойник, к ногам Его, и да соединимся все в братской любви у Пре­стола славы Его во Царствии Его. Господи, услыши молитву нашу, и да приидет Царствие Твое в нашу душу, преобразив, омыв и обновив ее всецело.

25 МАЯ

Лучшая доля

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11, 2).

Лучшая доля для человека на земле – творить волю Божию. Не иногда, поверхностно, час­то неохотно, но так, как она творится на небе.

Три первых прошения молитвы Господней отно­сятся прямо к Отцу: Имя Твое, Царствие Твое, воля Твоя. Христос учит человека ставить Бога на первое место, которое Ему и принадлежит. Сперва небес­ное – потом земное, сперва духовное – потом те­лесное, сперва Божие – потом человеческое. Хри­стос отрывает взоры людские, прикованные к ок­ружающему, и устремляет их на Отца и на то, что Его касается.

У нас не так: свое стоит на главном месте. Свои заботы, нужды, дела поглощают все, и мы прибега­ем с ними к Богу, как единственному выходу из тяжелого положения. Он же Сам, может быть, не имеет в нашей жизни никакого места. Оттого не­правильность, греховность, бесцельность всесущес­твования. Христос признает только один порядок вещей и возвещает его в этой чудной молитве: «в начале Бог».

Когда человек тоже воспримет душой эту истину, тогда только для него наступит настоящая христиан­ская жизнь. Ища прежде всего воли Божией и творя ее по мере света, ему данного, он входит в область Царствия Божия и начинает познавать и прослав­лять имя Того, от Которого исходит всякая благо­дать и исполнение всякой нужды. Является тогда равновесие в его душе, и тогда воля Божия не просто принимается с печальной покорностью, но творится с полной энергией и доверием преданной любви.

В одной школе спросили у детей: «Как творится воля Божия на небе?» Множество посыпалось от­ветов: «охотно», «сейчас», «радостно»... Послед­ний голосок принадлежал очень маленькой девочке, которая благоговейно сказала: «Не спрашивая – почему!». Да, с доверием, которое не вопрошает, но исполняет, творят волю Божию те, которые созна­тельно произносят это третье прошение и согласуют с ним свою жизнь.

26 МАЯ

О хлебе насущном

«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11, 3).

Далее в молитве Господней следуют три про­шения, касающиеся человека и его нужд. Как заботится Отец о пропитании Своих детей! Он «ангельским хлебом» питал Свой народ, посылал этот хлеб прямо с неба каждый день. Он из камня извлекал для них воду в пустыне. Христос кормил голодных, исцелял больных, сострадал нуждам не только души, но и тела; Он учит нас и в этом прошении, куда обращаться прежде всего за по­мощью.

Люди обращаются к людям за помощью и огор­чаются, получая отказы, а надо обращаться прямо, просто, к Подателю всех благ.

Одна очень бедная женщина, которую спросили, куда она обращается за помощью, ответила: «К Богу, и к людям, только через Него. Сердца в Его власти, и Он их склоняет к жалости, когда хочет».

Чем дальше мы подвигаемся в нашей духовной жизни, тем более учимся мы этой полной зависи­мости от воли Бога Отца, полагаясь на Него во всем, каждую минуту нашей жизни, пока не поймем вели­кую истину этих слов: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). «Тело для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6, 13). Когда же Господь отказыва­ет в чем-нибудь, Он Сам восполняет все сторицею. Дети Его ни в чем не зависят от внешних обсто­ятельств, а зависят лишь от «всякого слова, исходя­щего из уст Божиих» (Втор. 8, 3).

Если и скуден бывает подчас земной хлеб, то Господь может приложить к нему такое благослове­ние, вложить в сердце человека такую радость, тер­пение и благодарность, что скудный хлеб превра­тится в Его руках в богатую духовную пищу, от которой при лишениях для тела окрепнет душа.

27 МАЯ

О прощении

«И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику на­шему» (Лк. 11, 4).

Часто, прощая обиды, мы в глубине души питаем все же некоторое отчуждение к оби­девшему нас. Но в таком случае мы должны ожидать того же от Господа: «Какою мерой мерите, возмерится и вам» (Мф. 7, 2), – говорит Господь. Если мы думаем при этом про себя: «Я бы хотел прос­тить, но не могу», – мы недостойны приступить к Господу с молитвой о прощении. Лучше оставь все, твою молитву, твой труд, и прежде помирись вполне, всецело со всеми, и тогда обратись снова к Богу. Берегись, чтобы Господь не сказал тебе, как худому рабу: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего?» (Мф. 18, 32 – 33). Нам будет прощено на столько, на сколько мы прощаем. Только Сила Креста Господня может избавить нас от злопамятства и дать нам возмож­ность прощать так же, как нас прощает Господь.

«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примире­ния» (2 Кор. 5, 19). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 9).

В первые времена христианства жили в Антиохии два друга, священник Саприкий и мирянин Никифор. По какому-то случаю они поссорились и перестали видеться. Между тем открылось гонение на христиан, схватили Саприкия и предложили ему принести жертву богам или идти на смертную казнь. Саприкий избрал последнее, и его повлекли на смерть. Никифор, который уже и раньше искал с ним примирения, поспешил проститься с мучеником и, встретив его на пути, пал к ногам его, умоляя: «Мученик Христов, прости меня». Саприкий ничего не отвечал и отвернулся. Это повторилось несколько раз. Никифор последовал за осужденным до места казни и тут еще настоятельно просил у него проще­ния, но Саприкий оставался непреклонен. И что же?

В самую последнюю минуту, испугавшись казни, Саприкий отрекся от Христа и согласился принести жертву идолам. Исполнились на нем слова апостола Иоанна: «Кто ненавидит брата своего, тот находит­ся во тьме... и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 11).

Никифор же бесстрашно исповедал себя христи­анином и принял мученический венец.

 

 

28 МАЯ

Об искушениях

«Не введи нас во искушение» (Лк. 11, 4).

Слово «искушение» имеет двоякий смысл; во Второзаконии 8, 2 сказано: «чтобы испытать тебя», – и в том же смысле мы понимаем, что «Господь испытал Авраама» (Быт. 22, 1). С самой колыбели человечества Господь испытывает людей.

Уже в раю является первое испытание наших праро­дителей в познании древа добра и зла.

Другое значение приобретает это слово, когда диавол искушает человека для того, чтобы вовлечь его в грех. Такого рода искушение никогда не может исходить от Бога, и это становится нам ясно, когда мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушает злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Когда же человек «искушается, увлекаясь и обольщаясь соб­ственною похотию» (Иак. 1, 14), то это доказывает, что он уже не пребывает в духе Христа, потому что принадлежащие Ему «распяли свою плоть со страс­тями и похотями» (Гал. 5, 24).

Но, как только чадо Божие изменило своему месту у подножия Креста, оно легко может быть увлечено страстями и похотями своими. Наши внутренние похоти должны исчезнуть. Пока они еще живы, наше подчинение Духу Божию не совершилось вполне. С другой стороны, мы читаем в этом же послании: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

Господь в Своей любви посылает это искушение, дабы дело терпения созрело и достигло совершенст­ва, поэтому «с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2). «Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18).

Во всех внешних обстоятельствах, во всех сноше­ниях наших с ближними, даже во всех мелочах ежедневной жизни, мы должны молиться, чтобы Господь руководил нами и держал нас Своею рукою, охраняя от всего дурного. Мы будем безопасны только тогда, когда осознаем постоянную нашу за­висимость от Бога. Мы будем сильны нашей не­мощью, когда будем искать опоры и силы в Его всемогуществе. Если искушения и одолевают нас со всех сторон, будем постоянно повторять эти слова: «не введи нас во искушение», – помня, что Гос­подь держит в Своих руках все, касающееся нас, и что Он не допустит нас быть искушаемыми сверх сил, если наша молитва к Нему о помощи будет начинанием и основанием каждого нашего шага.

29 МАЯ

О духовной брани

«Избави нас от лукавого» (Лк. 11, 4).

«Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2, 12), – говорит Апостол Иоанн. Почему победили? Потому что «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4). Не силою человека одерживается эта победа – она сверх его силы. Но есть такая всемогущая власть, которая не подпускает врага к верующей душе. Он пускает в нее свои «раскаленные стрелы», но щи­том веры ей дано их угасить и, «все преодолев, устоять» (Ефес. 6, 13, 16).

Враг соблазняет ее разными способами, и козни его бесчисленны. Но Господь, Который обитает в Своих детях, больше искусителя и может защитить нас от всякого злого дела и сохранить для Своего Небесного Царствия. Молитва «избавь нас от лука­вого», искренне произносимая, никогда не может остаться без ответа, потому что Христос смертью Своею попрал силы ада, и «Сильнейший отнял добычу у сильного» (Лк. 11, 22). Сказано, что «лу­кавый ходит, как рыкающий лев, ища кого погло­тить» (1 Петр. 5, 8), ища душу беззащитную, само­уверенную, блуждающую по собственным путям, не прикрытую заступничеством Христа, – такую душу он может поглотить.

Но те, кто спрятаны под кровом Всевышнего, даже и самые бессильные существа, которые держа­тся за Христа, – вне его власти и могут с увереннос­тью сказать, как бы страшно ни казалось рычание врага: «Верен Господь, Который утвердит и сохра­нит от лукавого» (2 Фес. 3, 3).

30 МАЯ

Царство Божие

«Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь» (Мф. 6, 13).

Хотя Царство Его еще не проявилось, но оно существует несомненно. Устремим наши взо­ры к Царю Небесному в терпеливом ожидании пол­ной победы над всеми Его врагами. Сатана побеж­ден Христом и «Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16, 20).

Христос, Глава Церкви, победил и дал власть и победу членам Тела Своего. Хотя бы много времени прошло, пока сила и слава Его не про­явится в членах Его Тела, т. е. в нас, искупленных Кровью Его, мы все же не должны терять надежды, а повторять ежедневно: «Твое есть Царство!»

С каждым новым проявлением Его Царства, со­знание полноты вечной жизни глубже проникает в нашу душу; мы рождены для вечности, и время не может длиться слишком долго для нас. Обновлен­ные души в своем стремлении к вечности проника­ют все в новые тайны, открывающиеся им. Они не страшатся угроз сатаны; даже и тогда, когда почва под ними колеблется. Обращая свой взор к небу, они безбоязненно продолжают восклицать: «Твое есть Царство!»

Как ни велики их потери, как ни изнурительна их слабость, даже и тогда, когда по-видимому нет им спасения, они переходят от победы к победе, вос­клицая: «Твое есть Царство!» Тогда, когда им всего труднее, когда враг осаждает их с новою силою, они еще глубже вникают в жизнь (Кол. 3, 3) и все преодолевают «силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 37).

Заметим последовательность этих слов и приме­ним их каждый к себе, к своему сердцу и жизни. Могу ли я в своем сердце, по природе мятежном и своевольном, сказать Богу: «Твое есть Царство!»

Покорилось ли оно Ему вполне? Он ли там Вла­дыка и Распорядитель всего? Если так, то в этом сердце будет проявляться и Его сила. Где Он цар­ствует, там Он и действует могущественно. А где Его сила, там Его и слава. Человек не может хвалиться сам собою – он знает, что одна сила Божия творит в нем угодное Богу, и вся слава, и вся хвала воздается Единому достойному всякого поклонения, Все­сильному и Вселюбящему нашему Господу.

Да будет наше сердце обителью Его Царства и силы и да принесет оно Ему славу, честь и покло­нение.

31 МАЯ

Обновленная жизнь

«Мы погреблися с Ним крещени­ем в смерть, дабы, как Христос вос­крес из мертвых Славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).

Ходить в обновленной жизни! Проникнемся этими словами и постараем­ся понять, что именно должно умереть в нас для того, чтобы жизнь наша обновилась, как обновляет­ся природа с появлением весны. Должен умереть «ветхий наш человек» (Рим. 6, 6), т. е. человек греха, того греха, с которым мы родились, который с первого грехопадения человека распространился по земле.

Зародыши грехов есть в каждом человеке, но в нем есть и искра жизни, семя добра, которое должно произрасти и победить греховное семя. Мы все, веру… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz