…ет есть Сам Христос, имеющий та­кую же притягательную силу, как солнце для цвет­ка. Он вызывает душу из мрака, и, когда она идет к Нему, Он влечет ее все сильнее, все ближе к Себе, ведет ее за Собою неразлучно и делает ее, в свою очередь, светом, т. е. отражением Его Света. «Тьма не затмит от Него» – чем темнее вокруг, тем ярче сияет свет Христов, и душа, Им просве­щенная, несет светильник свой в темные места.

 

 

 

23 АПРЕЛЯ

Ведите детей в храм

«Родители принесли Младенца Иисуса в храм» (Лк. 2, 27).

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (Мк. 10, 13).

Примеру этих благочестивых родителей, принесших Младенца Иисуса в храм, этих матерей, которые приводили детей к Иисусу, долж­ны бы следовать все родители христиане. В этом – основа всякого воспитания. Ведите детей ваших в храм правды и любви, посвятите их Господу, от­дайте на служение Ему с малолетства; в ваших горя­чих молитвах приносите их в жертву Богу живому, передайте их всецело в Его руки – и сердце ваше будет спокойно за них, и благословение свыше сни­зойдет на них.

Он, Всемогущий, остается на веки тот же. При­нявший тогда с любовью и благословением малых детей остается и поныне тем же любящим Отцем. Он невидимо стоит среди каждой семьи, и чистые дет­ские души Ему особенно близки. С самых ранних лет ведите ваших малюток к Нему; на нежную ниву детского сердца бросайте семена слова Божия. Пусть дети ваши всегда видят перед собою светлый лик Спасителя и привыкают прибегать к Нему во всякой нужде, во всяком горе. Не допустите детей расти без сознания Его близости. Пусть они чувствуют себя всегда под сенью Его присутствия и, сильные этим сознанием, будут вооружены против всех ожидаю­щих их в жизни искушений.

В современной жизни, как и тогда, при земной жизни Спасителя, найдутся люди, которые будут препятствовать вам в вашем желании привести к Иисусу ваших детей. В холодном течении неверия и равнодушия вы встретите отпор вашему стремле­нию, но не смущайтесь, не поддавайтесь ему и знай­те, что нигде дети ваши не будут безопасны, как только у Того, Кто сказал: «Пустите детей прихо­дить ко Мне, и не препятствуйте им» (Мк. 10, 14).

Блаженны родители, наставники, которые, помня эти слова, не колеблясь понесут к Спасителю свое лучшее сокровище!

24 АПРЕЛЯ

Возложи на Господа печаль свою

«Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании кре­пость ваша» (Ис. 30, 15).

Мы часто воображаем, что заботы и бремена наши должны быть сопряжены с угнетени­ем и тревогой. Мы не понимаем и часто осуждаем тех, которые относятся спокойно к горестям жизни. Несомненно, нельзя не чувствовать до некоторой степени бремени возложенных на нас забот. Созна­ние этой тяжести неизбежно, но не должно отни­мать у нас способность ощущать радость и поль­зоваться лучами света, посланного нам. Чрезмерная озабоченность и уныние не только не облегчат ис­полнение нашего долга, но принесут нам вред. Дух суеты и постоянной тревоги отнимает у нас те силы, которые мы можем почерпнуть только в духе кро­тости и уповании на Бога. Только невозмутимый дух полного подчинения Богу даст совершенный мир душе, необходимый для успешного труда. В этом духе, который даруется нам свыше, мы тру­димся не отдельно от Бога, а в общении с Ним.

Часто кидаясь во все стороны в суете и тревоге, мы стараемся исполнить то, что кажется нам на­шей обязанностью, и дело как будто валится из наших рук. Лучше было бы иногда заменить эту суету уединением и молитвой, возложив на Гос­пода непосильное бремя. Надеясь только на соб­ственные силы, мы не можем исполнить нашей задачи. Лишь ободренные любовью Божией могут надеяться на совершение дела. Оно будет де­лом Божиим, которому мы послужим верным орудием.

25 АПРЕЛЯ

Духовный рост

«Приносят плод в терпении (Лк. 8, 15).

Опыт жизни дается нам не сразу. Долгие годы требуются для того, чтобы смирить нашу непокорную волю, смягчить наше ожесточенное сердце, обратить наше раздражение в кротость, по­ложить «хранение устам нашим», так часто от­крывающимся для ненужной и вредной болтовни. Духовный рост души человеческой совершается по­степенно, подобно тому, как «земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом пол­ное зерно в колосе» (Мк. 4, 28). Все в свое время. Терпеливое и спокойное ожидание облегчения трудностей жизни нашей есть необходимое условие, при котором Бог может возрастить в нас истинный плод.

Не будем же предаваться ропоту, не будем жало­ваться на то, чего мы изменить не можем. Будем принимать все в духе кротости, относясь благодуш­но к встречающимся неудачам и веря, что во всем есть светлая сторона. Испытания послужат нам на пользу и принесут нам мир душевный.

«Приносить плод в терпении» означает также предать все последствия наших действий в Божии руки. Сеятель сеет, земля принимает, человек наде­ется на урожай. Он сеет с упованием, но знает, что успех в руках Божиих. Нельзя торопить жатву. Нельзя вновь и вновь тревожить семя, которое скрылось в недрах земли. Надо уметь иногда просто ждать в терпении и уповании. Мать блаженного Августина св. Моника ждала сорок лет плода своих молений, ждала, когда ее сын язычник обратится к Богу. И в назначенное Богом время этот плод дивно вырос, на радость ей и во Славу Божию.

26 АПРЕЛЯ

Наше сердце

«И дам им сердце, чтобы знать Ме­ня, что я – Господь» (Иерем. 24, 7).

«Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым» (Пс. 140, 4).

«Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» (Пс. 85, 11).

Тот, кто искренне стремится к совершенству, не доверяет своему сердцу. Человеческое сердце от природы лукавое и порочное, поэтому и просим мы у Господа, чтобы Он дал нам сердце новое. И Господь, всеперерождающий и обновляю­щий, хочет изменить и сердце человеческое, под­чиняя его Себе. Христос обещал придти и «обитель сотворить» (Ин. 14, 23) в сердце человека; как же может Он обитать в сердце порочном, не перерож­денном еще Духом Его Святым?

Сам Христос, без сомнения, позаботится убрать и украсить эту обитель перед тем, как поселиться в ней, поэтому мы можем и должны, с полным упованием, обращаться к Нему с усердной молит­вой дать нам «сердце новое и дух новый» (Иезек. 36, 26).

Обетования Господни были даны задолго до на­шей просьбы о них; более двух тысяч лет прошло с тех пор, как Господь изрек Свои священные слова, и Он всегда готов исполнить их при нашем обраще­нии к Нему. Не будем же ослабевать в молитве о сердце новом, пока мы его не ощутим в себе и не узнаем уже в нем нашего прежнего порочного серд­ца.

27 АПРЕЛЯ

Дело Господне

«Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 21).

Дело Господне есть прежде всего возрождение и спасение душ человеческих, и в этом-то великом святом деле Господь призывает нас быть Его сотрудниками, работая на ниве Его и собирая на ней, силою самого Спасителя, плоды все более и более совершенные. Достойны ли мы такого свя­того, великого призвания? Только с чистой душой и чистым сердцем можно приступить к этому вели­кому священнодействию – насаждению добра в ду­шах человеческих.

Один великий мыслитель сравнивает человечест­во с мраморной глыбой, из которой художник мо­жет изваять прекрасные формы. Человек есть такое же орудие в руках Божиих, как резец в руках вая­теля; но орудие сознательное и, вследствие того, ответственное.

Действительно, высоко призвание художника, могущего из бесформенного камня создать Ангела, но еще несравненно выше и прекраснее возмож­ность пробудить душу человеческую к сознательной жизни, призвать ее к высшей, духовной цели. Мать, воспитывающая своего ребенка, лелея его в своих объятиях, прежде всего должна думать о вверенной ей Господом живой душе. Ей дана сила возрастить эту душу в духе правды и любви Божией, заглушить в ней зародыш зла, пробудить как бы спящего в ней Ангела, поставить ее на путь истинный, ведущий к Господу. Все стремления, все силы материнского сердца должны быть обращены к этой цели, ко­торую она может достигнуть только с Всесильной помощью Божией.

Но не только в тесной связи родителей с детьми совершается это великое дело пробуждения и вос­питания души. И дети, в свою очередь, влияют на родителей, побуждая их к добру, и брат на брата, и друг на друга. В основе всех человеческих отноше­ний прежде всего должна стоять эта высокая святая задача – побуждение друг друга к добру, призыв к вечной правде. Все просвещенные, мудрые, бога­тые знанием должны нести просвещение свое, зна­ние, мудрость к ногам Христа, чтобы Он научил вас помогать непросвещенным людям-братиям в позна­нии Его. И помните, что нет ваших собственных дел. Христос говорит не о ваших делах и замыслах, а о Своих, которые Он хочет творить через вас, если вы предадитесь Ему вполне и не будете Ему мешать самомнением и своеволием. Миру нужен Бог, дела Его, а вы – только как орудия Его. Итак, «да не хвалится мудрый мудростию своею... но хваля­щийся хвались тем, что разумеет и знает Меня... ибо только это благоугодно Мне», говорит Господь (Иерем. 9, 24).

28 АПРЕЛЯ

Истинная сила

«Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).

Когда мы считаем себя сильными, тогда-то мы всего слабее, потому что, полагаясь на себя, мы не взываем о помощи свыше. Но, когда мы сознаем себя слабыми и немощными, неспо­собными на борьбу, неумелыми в труде, тогда мы сильны тою Силою, которая «совершается в не­мощи». Мы поистине сильны, потому что обраща­емся к Богу, умоляя о Его помощи, в которой Он не отказывает никогда. Увы, слишком часто, под предлогом слабости и неумения, мы отказываемся от предстоящей нам деятельности и, не чувствуя в себе способности к полезному труду, предпочита­ем оставаться в полном бездействии.

Не лучше ли было бы передать наш труд в руки Господа, Который восполнит все наши пробелы и преобразит наши слабые способности, исполнив нас Своею Силою? Он готов ежедневно творить такое чудо, ибо «сила Его в немощи совершается». Своею бесконечною премудростью Он заменяет на­шу человеческую неспособность. Ап. Павел был глубоко проникнут этой мыслью, когда сказал, что хвалится немощами своими, чувствуя, что Сила Божия проявляется в нем, и поэтому он сознавал вполне, что «когда он немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10).

29 АПРЕЛЯ

Искупление

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1, 15).

«Япришел призвать не праведников, а грешни­ков к покаянию» (Мк. 2, 17). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Верно, как говорит ап. Павел, и действи­тельно, всякого принятия достойно это слово, ибо более прекрасного, более радостного, более утеши­тельного слова не найти на земле, и никакие изрече­ния мудрецов не могут с ним сравниться. Иисус Христос, Единородный Сын Божий, пришел в мир спасти грешников! Услышав и правильно уразумев это слово, человек сразу обогатится высшим богат­ством в мире и исполнится таким блаженством, которое ничто другое ему дать не может.

То, о чем писал ап. Павел, Спаситель возвестил Сам грешному человечеству: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Заметьте, не к святым, не к праведным послал Бог Любви Сына Своего – нет, Он послал Его искать и спасти погибших, омыть нечистых Своею Кровью, возродить грешников к новой жизни, искупить Сво­ею смертью все человечество, погибающее во грехах!

Он хочет, чтобы «все спаслись и достигли позна­ния истины» (1 Тим. 2, 4). Он не хочет смерти грешников, но чтобы они обратились и были живы.

Услышав о таком поразительном чуде, весь мир должен бы повергнуться во прах перед Господом! Проникнемся же и мы чудным смыслом этих слов и, если даже доселе ничего не могло сломить наше упорное, ожесточенное сердце, теперь, внемля этому чудному призыву Божественной Любви, со­крушенные, подавленные бесконечным милосерди­ем нашего Спасителя, пролившего за нас Свою Свя­тую Кровь и призывающего грешников к покаянию, поспешим, кающиеся, к Его ногам в горячей молит­ве и благодарении за неизреченный Его Дар.

30 АПРЕЛЯ

О молитве

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою, и затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Кото­рый втайне» (Мф. 6, 6).

Основанием каждой святой жизни должна быть живая, постоянная беседа души с Бо­гом – в тайнике человеческого сердца, вдали от людей, с глазу на глаз, так сказать, с самим Госпо­дом. Весь смысл молитвы заключается в этом непо­средственном, тесном личном общении человека с Богом, в котором он находит доступ к Престолу Всевышнего. Мы, без сомнения, везде и всегда в присутствии Божием, но Сам Христос указал нам на необходимость уединения в нашей келлии для молитвы, и опыт доказывает нам всю пользу такого уединения, когда оно входит в привычку.

Там, в этом нашем святилище, вдали от всего земного, человеческого, мы найдем источник воды живой для утоления нашей духовной жажды, там возгорится с новой силой пламя нашей веры, там нам даны будут крылья для безопасного полета над бездной сомнений и греха. Будем же искать уедине­ния, и в нем найдем Отца нашего Небесного; во свете Лица Его, в живом сознании Его отеческой любви, мы научимся молиться. Хотя Господь и не требует от нас, чтобы мы молились долго, и не видит достоинства в многословии, нам необходимо, начи­ная день, в котором ожидает нас, быть может, не­мало затруднений и забот, укрепиться на пути и по­черпнуть новые силы в уединении нашей келлии. Там мы положим к Его ногам все то, что нас страшит в предстоящем нам труде, и, призывая Его благосло­вение на этот труд, озаренные Его светом, исполнен­ные Его Духом, вооруженные молитвой, бесстрашно пойдем навстречу ожидающим нас испытаниям.

Будем уверены, что всякий раз, как мы предста­нем перед Богом, даже ненадолго, мы получим бла­гословение свыше и «Отец Небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно» .

 

 

 

1 МАЯ

Море житейское

«Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» (Иов. 13, 15).

Плывет корабль. И, как бы ни была глубока пучина морская, как бы ни были сильны волны, как бы ни свирепствовала буря, – все хо­рошо, пока вода в него не проникла. Не в том задача мореплавателя, чтобы вывести корабль из моря, а в том, чтобы вода его не залила. Так и задача жизни христианина состоит не в избежании забот, испытаний, искушений, а в том, чтобы все это не могло нарушить его душевный покой и залить его душу неудержимой волной, не оставляя места ни­чему другому.

Если оставить в своем сердце свободный доступ бесчисленным, мелким и крупным заботам, посто­янно осаждающим каждого из нас, они очень скоро породят в нас недовольство, раздражение, горечь, и мы будем в тягость себе и другим. Наше мрачное расположение духа будет бросать тень на все ок­ружающее, и от нас будет веять холодом.

Научимся же не поддаваться нашим заботам и за­труднениям и не будем преувеличивать их значение, тогда и душевный наш мир не будет нарушен, и среди всех этих бурь мы будем «всегда радоваться».

Нет ничего отраднее и утешительнее, чем видеть человека всегда спокойного, мирного, радостного даже среди многих и тяжелых забот. Такой человек светит ярко среди жизненного мрака, действует луч­ше всякой проповеди, может ободрить и поддержать унывающего брата и дать ему силу продолжать тя­желый путь.

«Нас наказывают, но мы не умираем, нас огор­чают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 10, 6, 9).

2 МАЯ

Молитва за ближнего

«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих!» (Иов. 42, 10).

Ясвободен только тогда, когда забываю о себе. Забота о себе и о своих невзгодах есть цепь, связывающая меня. Если бы я мог забыть о себе, я был бы свободен. Если бы я вспомнил, когда надвигается на меня туча, что та же туча покрывает и брата моего, я бы уже не заметил тени ее над своею головой. В молитве за него мое бремя исчезло бы бесследно, и я перестал бы его ощущать. О, дух самозабвения, божественный дух Христов, дух сми­рения и любви, излившейся на Кресте, – в тебе одном могу я найти полную свободу! Освободи меня от самого себя, сними с меня эту тяжелую цепь.

Меня сковывает не горе, не страдание, а то, что это страдание сосредоточено на мне самом. По­моги мне взять на себя чужие бремена, помоги мне вкусить сладостное чувство мира, наложив на себя бремена окружающих меня и имея в этом общение с Тобою, взявшем на Себя наши немощи и болез­ни! Научи меня молиться за других. И, что бы ни сковывало мою собственную душу, дай мне вы­рваться к той свободе, которую Ты даруешь, сво­боде самоотречения и готовности быть Твоим орудием для служения другим молитвою, словом или делом.

3 МАЯ

Грех бездействия

«Алкал Я, и вы не дали Мне есть... был болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 42 – 43).

Здесь люди осуждены не за действие, но за бездействие. Здесь не указывается на какое-нибудь злодеяние по отношению к братиям голод­ным, больным, заключенным, одиноким. Здесь указывается на бездействие по отношению к ним. Согрешившие видели «малых сих» в нужде, в го­лоде, в жажде, в заточении и наготе и не помогли им. Они «прошли мимо», мимо людской скорби и нищеты, которые они могли бы облегчить. Стону человеческому не вняли, а если он и долетел до них, то оставил их безучастными. И вот эти-то упущения, это небрежное отношение к ближним считаются настоящими, тяжкими грехами в глазах Божиих.

Многие из нас живут беспечно, упускают случаи помочь другим, облегчить их страдание; они не желают понять, что этим грешат против Самого Христа – оставляют без участия Его в лице бедных братьев, оставляют без помощи, без сочувствия, без утешения! Мы не думаем, не останавливаемся над этим. Однако же надо подумать и остановиться. Надо спросить себя – христиане ли мы, не только на словах, но и на деле. Если же мы сознательно именуемся учениками Христа, то как можем жить без духа Его, без послушания Ему, как можем ос­тавить Его алчущим и жаждущим и отказать Ему в том едином, чего Он у нас просит, – в любви и преданности сердца.

4 МАЯ

Вечная слава

«Ибо кратковременное легкое стра­дание наше производит в безмерном пре­избытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17).

Кратковременное легкое страдание произво­дит вечную славу – каждое слово этого из­речения полно глубокого смысла. Противополож­ность между видимым и невидимым поражает ап. Павла все более и более, и по мере того, как его мысль подымается выше, все земное постепенно исчезает из его взора и остается только одна небес­ная слава, покрывающая все остальное. Он называ­ет ее даже «преизбытком вечной славы».

Наши понятия о славе вряд ли могут вместить мысль о преизбытке, это слово означает для нас как бы излишек, чрезмерную тяжесть, которая скорее может относиться к заботам, к невзгодам и испыта­ниям, обременяющим нас. Преизбыток славы! Не есть ли это непонятный образ? Однако же это ис­тина. То, что составляло тяжесть нашей скорби, несомненно, преобразится для нас в преизбыток славы. Нам нужен лишь новый свет, чтобы видеть днем то, чего мы не могли различить во мраке ночи. Ту же мысль выражают слова псалма: «Пошли свет Твой и истину Твою, да приведут они меня»... (Пс. 42, 3). Давид не просит о перемене обстоятельств, но о новом свете, чтобы озарить эти обстоятельства. И ты, обремененный тяжелой скорбью, поторо­пись просить облегчения в просветлении, чтобы тяжесть твоя могла обратиться в будущем в преизбы­ток славы! Все испытания и скорби наши должны содействовать этой славе. Пройдя шесть трудовых дней, назначенных нам для борьбы и страдания, в седьмой день мы оглянемся назад, и мрак этого прошлого исчезнет, свет неземной озарит его, наше прошлое будет покрыто славою. Каждый шаг этого прошлого, как бы ни был он тяжел и труден, поведет нас к седьмому дню, дню Господню, дню отдыха, и весь этот преизбыток наших земных страданий обратится тогда в преизбыток вечной славы.

5 МАЯ

Путь самоотречения

«Путем новым и живым» (Евр. 10, 19).

То был новый путь, потому что он был путь живой. Люди часто ищут в Евангелии только способ пройти через долину смерти; они не ищут в нем помощи и указания для жизненного поприща. Но когда подходит к душе Христос, Он открывает ей «путь новый и живой». Он открывает нам, что вечность началась для нас уже теперь и что мы можем ее познать, не дожидаясь смерти. Он откры­вает нам, что общение с Богом достижимо для нас не только после смерти, но и в жизни, что, пред­ставляя тела наши «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего» (Рим. 12, 1), мы уже здесь, на земле, получаем Царствие Божие общением и соединением с Госпо­дом. Двигаясь, как израильтяне, среди жизненной пустыни, мы уже не можем ни голодать, ни жаждать, ибо Спаситель идет перед нами, и в Нем ежедневно дается нам та благодать, которая спасает нас, тот свет, который освещает, тот хлеб жизни и источник правды, которые наполняют и укрепляют нашу душу.

Без благодати Божией, без веры и любви мы шли путем греха, путем себялюбия, наслаждений, легко­мыслия, широким путем, не ведущим в Царство Божие! Путь новый – есть путь отречения от себя, любви к ближним, путь узкий, часто тернистый. По нему мы должны идти под бременем креста, но он приведет нас к Господу. И светлая надежда на жизнь вечную, на соединение с Господом поддер­жит нас на этом пути.

Идя по Его стопам, мы не можем сбиться с до­роги. Опираясь на Него, мы не ослабеем в пути. Он есть «путь и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6). Только бы открыты были глаза наши, только бы не дремало сознание наше, только бы всю жизнь мы искали и желали этого пути.

Господи! Неужели я отдамся тебе только в смерт­ный мой час? Покажи мне путь живой. Научи меня той святой жизни, которая отдается Тебе уже в Виф­лееме, и далее в Назарете, и на Голгофе! Помоги мне идти с Тобою по пути живому; даруй мне среди моей земной жизни могущество бессмертия. Научи меня отказаться всецело от своей воли, покорив ее воле Твоей. Среди труда, среди забот, среди борьбы, в часы безмолвной скорби, в горе и в радости, в болезни и в здоровье, в нищете и в довольстве, помоги мне отдаться всецело Тебе, сказав: «Отче! в руки Твои предаю дух мой» (Лк. 23, 46), – тогда моя земная жизнь будет живым путем к небу!

 

6 МАЯ

Хлеб небесный

«И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам своим, а ученики народу» (Мф. 15, 36).

Вдуховном мире, как и в вещественном, неред­ко второстепенные причины управляют событиями. Спаситель умножил хлебы, но не Сам раздал их толпе. Он передал их сперва ученикам, и таким образом божественный дар не перешел непосредственно к ожидающей толпе, но через Его посредников.

Так бывает и с нами. Господь насыщает нас Сво­ею пищею, но предлагает нам эту пищу очень часто в земных сосудах. Он посылает ее посредством ис­пытаний, тяжелых перемен в нашей жизни и часто самым незаметным, самым обыкновенным спосо­бом. Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы соприкасаемся с этими орудиями, посланными свыше. Весь жизненный опыт, какою бы ценою он ни был куплен, с какой-нибудь стороны нас вос­питывает, так же как воспитывают нас и соприкос­новения с людьми, которые встречаются на нашем пути. Хлеб небесный доходит до нас, проходя через бесконечное число рук человеческих.

Господи! Преврати и меня в одно из Твоих ору­дий – действуй через меня. Я бы хотел сознательно напитать алчущего Твоим хлебом, подкрепить его Твоею силою, я бы хотел взять в мои недостойные руки Твой хлеб и раздать его нуждающимся.

Дай мне только глубоко и смиренно осознать, что собственного запаса я не имею, что сух тот хлеб и нечиста та вода, которые бы я от себя хотел предложить ближнему; поэтому покажи мне, как я нищ, научи меня простирать руки сперва к Тебе, а потом уже к брату моему, чтобы передавать ему не мое, а Твое!

7 МАЯ

Откровение

«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17).

Слово Божие есть Откровение, и вся христи­анская жизнь заключается в воспринятии этого Откровения. Оно не постигается простым ра­зумом человеческим, его нельзя измерить, исследо­вать, одобрить или отбросить, применяя к нему оценку мира сего. Оно не входит в сердце под влия­нием плоти и крови, которые, напротив, часто вос­стают против него, но только посредством воздей­ствия Духа Святаго. Господь возрадовался проявле­нию действия Божией благодати на душу Своего ученика и назвал его блаженным, потому что не от плоти и крови воспринял он свое верование, а от Духа Отца Его. То, что принимается от плоти и крови, – шатко, поверхностно, переменчиво, бесплодно.

Верования, которые принимаются от людей, не выдерживают испытаний, не достигают до глубины сердца, не перерождают его к новой жизни и не дают ему силу жить и умереть по-христиански.

Только то истинно, прочно и вечно, что явлено нам Самим Богом. Возрадуется Христос и теперь о каждой душе, которая испытает то, что испытал Симон, сын Ионин, в тот день, когда вопреки всем недоумениям провозгласил Иисуса – Сыном Бога Живого. Блаженны и теперь те, которые, не совету­ясь с плотью и кровью, идут прямо к Богу и которым Он являет за это Сына Своего Иисуса Христа! Бла­женны те, которые стоят на твердом камне, камень же есть Христос (1 Кор. 10, 4). Они не поколеблют­ся не потому, что они сильны и тверды, но потому, что Он силен и несокрушим, и Он их держит, и они на Нем стоят и будут стоять во веки.

8 МАЯ

Кроткий взгляд Спасителя

«Господь, обратясь, взглянул на Петра» (Лк. 22, 61).

Что было в этом взгляде Спасителя? Что дол­жен был почувствовать Петр, встретив этот взгляд, полный кроткого, любовного упрека? Не­мудрено, что в нем внезапно пробудилось раская­ние, что он понял в эту минуту, как огорчил своего Учителя и Господа, и горячие слезы полились из его глаз. Он, так сильно надеявшийся на свою твер­дость, еще незадолго до этого утверждавший, что всюду последует за Христом, – мог в одно мгнове­ние забыть все это и, поддавшись мелкому чувству малодушия, отречься от Того, за Которого готов был умереть!

Потому понятна вся глубина раскаяния, охватив­шего Петра, когда взгляд Спасителя как бы пробу­дил его от малодушия. Пусть же этот взгляд, полный любви, но и справедливого обличения, остановит и нас, когда мы бываем готовы забыть наши обеты, наши благие намерения, когда любая, даже ничтож­ная причина побуждает нас уклониться от истины.

Докажем же свою любовь к Спасителю нашему нашим преданным служением Тому, Кому мы ре­шились быть верными навсегда. Не рассчитывая на собственную твердость, которая бывает так непроч­на, станем уповать на Бога, держась за Него, опира­ясь на Его слово, на живой, неиссякаемый источник этого слова. И, вспоминая об отречении Петра, будем всегда искать этот Божественный взор нашего Спасителя. Будем обращаться прежде всего к Нему, всякий раз, когда почва под нами колеблется и мы чуем приближение опасности. Опираясь на Него Самого, будем верны Ему до смерти. И когда и к нам обратятся слова Спасителя: «Любишь ли ты Меня?» ответим и мы Ему, без колебания: «Ты все знаешь, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя! (Ин. 21, 17).

9 МАЯ

Дух Христов

«Не знаете, какого вы духа»
(Лк. 9, 55).

Всегда ли и мы понимаем, «какого мы духа?» Как часто высказываются строгие суждения, справедливое, как будто бы, негодование, когда мы думаем, что имеем полное право произнести неумо­лимый приговор над нашим ближним. Иногда даже призываем на него наказание Божие! Но вспомните тогда эти слова Спасителя: «Не знаете, какого вы духа!»

Он, Всемогущий, но и Всепрощающий Христос, этими словами остановил учеников, когда они при­зывали небесный огонь на Самарян, не хотевших принять к себе Спасителя. Казалось бы, такой гнев был вполне справедлив с их стороны и должен был доказать их пламенную любовь к Спасителю. Но нет, такая любовь, требующая отмщения, не угодна Господу, потому что в ней нет того духа кротости, которому Он учит нас и который должен быть на­шим духом – духом христианства. Как часто мы говорим, что простили бы все, что направлено про­тив нас лично, но не можем простить оскорбление, нанесенное тому, кого мы любим, тем доказывая, что не знаем мы, «какого мы духа!»

Какое бы зло ни было нанесено нам или нашим близким – никак не извиняя это зло, ненавидя его, будем, однако, всегда «медленны на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 19, 20). Обратимся к провинившемуся в духе кротости, любви, всепрощения, в духе, побеждающем зло силою кротости и любви.

10 МАЯ

Главная потребность человека

«И сказал ей Илия: не бойся, пой­ди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после» (3 Цар. 17, 13).

Какая поразительная картина! Пророк Илия обращается к голодающей женщине и велит ей в ожидании будущего блага располагать им за­ранее. Первое ее действие должно быть подаянием, а не приобретением. Прежде всего, она должна была потрудиться для другого, для пророка: «Прежде сде­лай опреснок для меня». Не будем удивляться этому, да не видим в этих словах равнодушия пророка к чужой нужде или забвения о чужом горе.

Это было, напротив, выражением самого чуткого понимания потребности человека. Отречение от са­мого себя должно быть нашей главной потребнос­тью, как в духовном, так и в материальном мире. Все наши горести происходят от излишней заботы о самих себе. Сосредотачиваясь на наших личных затруднениях и невзгодах, мы не получаем жела­емого облегчения. А посвящая себя чужим невзго­дам, стараясь облегчить чужое бремя, облегчаем и свое. Помогая в немощах другим, мы находим излечение и своему недугу. Всегда, во всех обсто­ятельствах, мы должны помнить, что чужие раны открыты, как и наши, что темные тучи, висящие над нашей головой, бросают ту же тень и рядом с нами, что братья наши, так же как и мы, нуждаются в об­легчении, в ободрении, в ласке и любви.

Самое горе наше приносит нам великий дар – дар сочувствия. Отдадим же дар этот, будем щедро расточать его, и наша духовная сила от этого удво­ится. Забудем о себе, и, вернувшись потом в свою духовную келлию, найдем ее уже озаренной новым светом, украшенной новым сиянием, светом Духа Господня, сиянием Любви Божией.

Пророку, сильному, независимому человеку, не­легко было, может быть, попросить хлеба у бедной вдовицы; и ей нелегко было забыть свою нужду и послужить другому. Но оба повиновались Божией воле, и обоим это принесло великое благо. Послуш­ный и смирившийся пророк стал орудием великого чуда, а бедная беззащитная женщина узрела в этом чуде любовь и попечение о ней Самого Бога. Так всегда бывает, когда душа без видимой опоры идет путем повиновения.

11 МАЯ

Будь мирен во Христе

«Уразуметь превосходящую разуме­ние любовь Христову» (Ефес. 3, 19).

Не говорите, что вы не можете верить тому, чего вы не понимаете. В нас самих есть свойство, которое превыше всякого ума и которое никакой ум объять не может. Это нечто необъяснимое, нечто возвышающее нас над собственным нашим рассудком, открывающее душе нашей целый мир, недоступный умственному взору. Но более всего нам непонятны мир Божий и любовь Христова. Как может человек быть мирен во Христе, когда его ок­ружают смуты, раздоры, смущения и суета? Как он может в своем ничтожестве, в своей греховности быть предметом Божественной любви? Однако мир и лю­бовь Христова по милости Божией нисходят на нас. Как и каким путем – мы этого не знаем, но чувству­ем на себе их благотворное действие.

Мы знаем, что Его мир наполняет нашу душу, когда мы остаемся тверды и спокойны посреди бури жизни. Наше стремление к Нему приближает Его к нам. Мы любим Его, потому что «Он прежде воз­любил нас» (1 Ин. 4, 19), и наша жажда познать Христа, победившего мир, доказывает Его близость к нам. Его любовь, снисходя в нашу грешную душу, преобразует ее и, согретая лучами этой любви, душа наша созревает для вечности. Тогда смирению и вере нашей будет дано «уразуметь превышающую разуме­ние любовь Христову».

12 МАЯ

Обретение духовного сокровища

«Когда нечистый дух выйдет из че­ловека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» (Мф. 12, 43).

Переходное состояние есть самое тяжелое время в духовной жизни. Старое уже прошло, но новое еще не наступило. Самым тяжелым временем в жизни народа Израильского были 40 лет, проведенные им в странствии по пустыне. В Египте они еще предавались греховным наслаж­дениям, в земле обетованной они вкусили ожида­емое довольство, но в пустыне все было голо, мерт­во, безжизненно.

Так и ты, душа моя, не можешь пребывать долго в пустыне, не можешь довольствоваться законом запрещения. Тяжело и опасно становится, когда мы видим дом наш выметенным и украшенным, но не занятым никем. Любовь наша ко греху может… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz