…стать и следовать за Ним. Христос говорит: «Следуй за Мною», по узкому пути сми­ренного и подчас тяжелого долга. Следуй в ответ на этот Божественный голос и на голос твоей совести, посвяти себя одной священной цели и, преследуя эту цель, следуй за Богом!

Иди, не оставляя твоего ежедневного труда; сле­дуй за Ним в покорности, в смирении и любви, в любви к ближнему, в служении ему; следуй твер­до, не колеблясь, забывая о себе, отдавая себя вполне Божественному призыву. Не отставай, не оглядывайся назад, «не бойся ничего, что тебе надо будет претерпеть» (Откр. 2, 10), – не сму­щайся ни препятствиями, ни борьбою, не прене­брегая никем, иди рука об руку с презренными и малыми, подвигайся все вперед твердыми ша­гами, бросая вокруг себя бессмертное семя добра. Оно созреет в свое время, плоды его ты пожнешь в вечности, следуй только за Ним, иди, – «взирая на Начальника и Совершителя веры – Иисуса» (Евр. 12, 2).

6 АПРЕЛЯ

Крест – наши крылья

«Поднимут крылья, как орлы» (Ис. 40, 31).

Существует поэтичная легенда о том, как были созданы птицы. Красивые перышки украшали этих прелестных тварей, они обладали чудным голосом и заливались звонкою песнью, но, увы, не могли парить в далеком воздушном про­странстве, так как у них не было крыльев. Тогда Господь Бог создал крылья; указал птичкам на них и сказал: «Возьмите эту ношу и несите ее на себе». С недоумением и страхом глядели птички на эту незнакомую ношу; потом послушно взяли ее своим клювом, наложили на себя, и показалось им очень тяжело ее нести. Но скоро, по мере того, как они прижимали их к себе, крылышки приросли к этим маленьким существам, и птички научились ими пользоваться. Расправив их, они поднялись высоко над землею. Так ноша превратилась в крылья. Вмес­то тяжести птички обрели новую, неведомую им способность летать.

Легенда эта имеет духовный смысл. Все мы – птицы без крыльев, и те испытания и обязанности, которые посылает нам Господь, должны научить нас подниматься выше всего земного. Мы смотрим на наши заботы, как на тяжелое бремя, но когда поймем, что Господь посылает нам их, чтобы нау­чить нас подняться выше, то примем их от Него. И что же? Они превращаются в крылья и несут нас к небу, а без них мы, быть может, приросли бы к этой жалкой земле. Они же, вознося нашу душу, превращаются в благословение. Отстраняясь от ис­полнения долга, уклоняясь от посланной нам ноши, мы теряем возможность духовного развития. Ре­шимся же твердо нести наши бремена, уповая на Господа, и будем помнить, что Он хочет превратить их в крылья. Все выше и выше понесут нас эти крылья, пока не достигнем туда, «где птичка нахо­дит жилье себе у алтарей твоих, Господи сил, Царь мой, и Бог мой» (Пс. 83, 4).

Не забудем, что во время полета нашего через земную жизнь эти Богом данные, часто еще слабые, крылья нуждаются в покрове, в укреплении и, глав­ное, в очищении от земной пыли, от которой они тяжелеют. И тут является нам любовь Божия, подо­бно широким крыльям, распростертая над земными странниками. Под Кров Всевышнего должны мы прибегать вновь и вновь, чтобы укрепиться для но­вого полета и, расправляя крылья, всегда помнить, что они могут остаться поднятыми только Силой Божией.

7 АПРЕЛЯ

Из мира невидимого

«И се, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия» (Лк. 9, 30).

Иисус Христос во время Своего одинокого скорбного пути на земле не мог с самого начала не чувствовать на Себе всей тяжести предстоящего Ему креста. Душа Его скорбела за бедное грешное человечество, которое Он шел искупить и, будучи Сам всецело «Мужем скорбей» (Ис. 53, 3), Он жаждал сочувствия и нуждался в поддержке свыше. И вот, являются Ему два мужа из того мира, где они давно обитают во славе Отца Небес­ного. Посланные Богом, они беседовали с Иису­сом о том, что ожидало Его впереди, и как бы соединяли в эту минуту небесное с земным! То были Моисей и Илия, посланные к Сыну Божию, чтобы подкрепить Его к скорбному часу на Гол­гофе, чтобы принести Ему сияние с неба перед шествием Его по омраченной грехом земной до­лине!

Не может ли это чудесное видение служить нам указанием того, что и в настоящее время Господь невидимо посылает к нам души дорогих отшедших наших близких для утешения и поддержки? Тайна эта великая нам не открыта, утверждать ее мы не смеем, но, опираясь на Евангельский пример, не можем ли мы в душе надеяться на такое общение с миром невидимым? Связь наша во Христе с ми­ром невидимым не прерывается никогда: смерть не разрушает ничего духовного, она не в силах осла­бить любовь: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Как отрадно поразмыслить над тем, что изобра­жало собою это чудное свидание на горе Фавор! Основывая Новый Завет в Своей Крови, Христос незадолго до смерти Своей беседует о предстоящем Своем страдании с двумя представителями ветхоза­ветного мира, который многие века чаял Его при­шествия и предвозвещал Его искупительную жертву. Древние уповали на Грядущего, мы уповаем на Пришедшего, и все единодушно, небесные и зем­ные, славим чудное и преславное Его имя.

8 АПРЕЛЯ

Побеждающие бурю

«Блаженны кроткие, ибо они на­следуют землю» (Мф. 5, 5).

Как ясно отражается небо со всеми своими звездами, с глубокой своей синевой, как яр­ко блещут солнечные и лунные лучи на гладкой поверхности воды! Но стоит только налететь буре, как исчезает это небесное отражение: вода темнеет, вздымаются волны, камень и песок, раздраженная стихия пенится, ревет, разбиваясь о скалы и неся с собой разрушение и гибель.

Не то же ли самое происходит в душе человечес­кой, когда ею овладевают раздражение и злоба? Там, где должна бы сиять любовь, там, где могли бы обитать мир и тишина, вдруг нарушается гармония, сеется несогласие, наносятся раны, разрушается дружная, мирная жизнь!

Отчего может произойти такая буря в душе? От­куда идут эти тучи? Раздражение чаще всего являет­ся последствием себялюбия, гордости, власто­любия. Мы желаем, чтобы нам уступали, чтобы с нами все соглашались, ищем исполнения своей воли, потому каждое противоречие, малейшая не­приятность возбуждают в нас раздражение, которое раздувается бесовской силой и овладевает нами, мутит нашу душу, навевает на нас целую бурю зло­бы и нетерпения.

Если бы мы были смиренны и кротки, ничего подобного не могло бы случиться! Господь, пригла­шая нас взять иго Его на себя, подает нам пример смирения и кротости, обещает нам, что иго это будет легко и бремя благо, и что мы обретем покой душам нашим. Учась у Господа, подражая Ему, вос­принимая Его силу и идя по Его стопам, мы прежде всего должны смирить себя и укротить в себе вся­кую злобу. Царствие Божие не может водвориться в раздраженной душе; в бурном дуновении нет Гос­пода! Трудно бороться с душевной бурей: она часто налетает незаметно, и невооруженная заранее душа слабеет и поддается напору волн. Надо быть насто­роже и, если буря настигнет, сразу воззревать к Тому, Которого апостолы разбудили в настига­емой волнами лодке. «Встав, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 26).

Пусть же водворится в душе нашей Царствие Божие, и образ кроткого Спасителя да изобразится в ней!

9 АПРЕЛЯ

О чистоте

«Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15).

Когда-то я прочел рассказ о посещении уголь­ных копей. У самого отверстия в шахту, где все было покрыто густою черною пылью, вырос чистенький, белоснежный цветок, которого пыль не коснулась нисколько. Посетители копи смот­рели с недоумением на этот цветок, не веря своим глазам, и не могли понять причину такого стран­ного явления. Один из углекопов взял щепотку черной пыли и посыпал ею цветок; ни одна части­ца не пристала к нему, все само собою слетело, и белые лепестки, такие же чистые, по-прежнему выглядывали из окружающей их черной пыли. Оказывается, что самое свойство этих тоненьких лепестков таково, что к ним ничего постороннего не пристает.

«Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19)! Мы вращаемся ежедневно среди греха и злобы, нравст­венная нечистота покрывает весь мир черной пылью, как густой завесой; она проникает повсюду и свирепствует с ужасающей силой. Но мы, верую­щие, призваны оставаться чистыми и среди всей этой грязи.

«Для чистых все чисто», – говорит апостол. Омытая Христом душа не должна касаться ничего нечистого; убеленная Господом и хранимая Им от греха, она должна, как тот цветок, оставаться чис­тою даже среди густого мрака мирского зла. Благо­дать Божия может совершить это чудо. Она может оградить душу человеческую от всякой нечистоты, соблюсти ее чистою, нетронутою среди греховного, порочного мира и не допустить над нею власти тьмы. Милостию Божией пусть ничто нечистое не коснется нас, и да будет одеяние души нашей «во всякое время светло» (Еккл. 9, 8).

10 апреля

Да будет воля Господня

«Отче! о, если бы ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впро­чем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

Кто может измерить всю бездну страдания, вызвавшую этот вопль нашего Божествен­ного Спасителя?

Сошедший на землю, чтобы принести величай­шую жертву искупления – для спасения рода чело­веческого, Он скорбел при приближении часа этой жертвы. И тогда Он, Богочеловек, несший страда­ния всего человечества, воззвал к Отцу небесному, умоляя Его об избавлении от этой чаши страданий. Но прибавил те слова, которые должны быть осно­вой каждой нашей мысли, каждого чувства: «Не моя воля, но Твоя да будет».

Когда нам кажется, что мы готовы на любую жертву, кроме именно той, которая в эту минуту нужна Господу, когда мы всеми силами души взыва­ем к Нему о пощаде, – все же сильнее всего должно быть в нас чувство: Его воля, а не наша да будет! Господь не запрещает нам молиться во время тяж­ких испытаний, напротив, Он Сам дал нам образ молитвы и Своим божественным примером указал нам, как можно и должно молиться. Но в нас не должно возникать чувства горечи или смущения тогда, когда наша молитва остается как бы без от­вета. Вспомним, что даже молитва Самого Христа, излившаяся из Его страждущего сердца, не была исполнена: чаша не миновала Его! Как же можем мы, смертные, грешные существа, удивляться тому, что наши молитвы остаются часто по-видимому без ответа. Будем молиться непрестанно, но и непре­станно повторять с полною верою, упованием и по­корностью: «Господи! да будет воля Твоя»!

 

 

 

11 АПРЕЛЯ

Спешите делать добро

«Дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13).

Влияние, которое имеет на окружающих наша земная жизнь и деятельность, простирается далеко за гробом.

В природе ни один звук не пропадает, он несется в бесконечном пространстве и передается далеко за пределы нашего слуха. Поверхность моря зашелох-нется от брошенного камушка, и зыбь эта пойдет, переливаясь, все дальше и дальше, бесконечным движением переходя в другие моря и океаны.

Так и каждое доброе слово, сказанное на земле, каждая благая мысль, каждое доброе намерение и начинание обретет, неведомо для нас самих, не­скончаемое, непредвиденное нами влияние. В этом смысле и дела наши следуют за нами. То, что мы совершаем во Христе и для Него, то, чего Он источ­ник и цель, семя добра, посеянное нами в юную душу, хорошее побуждение, которому мы поддаем­ся, – все это с нами не умрет. Духовные плоды на удобренной почве человеческого сердца произрастут также несомненно, как ежегодно созревают на наших глазах древесные плоды. Наконец, враща­ющаяся в бесконечном обновлении природа не ука­зывает ли нам на несомненную, безграничную дей­ствительность благотворного влияния? Давно умер и забыт насадивший когда-то дерево, под тенью которого веками отдыхают усталые путники.

Почти три тысячи лет прошло с тех пор, как умер псалмопевец Давид. Однако слово его звучит и до­селе во всем христианском мире, и влияние его псалмов отражается на бесчисленном множестве че­ловеческих сердец. Ап. Павел и многие другие давно почившие праведники действуют и теперь повсюду, где читается их слово или повествуется о них.

Так и самая скромная жизнь, посвященная Богу, самый смиренный труд на ниве Господней несом­ненно оставят след на земле, и долго, долго после смерти этих никем не замеченных тружеников нравственный облик их будет жить, влияние их бу­дет действовать и приносить пользу многим.

12 АПРЕЛЯ

О вере в мраке отчаяния

«Познать Его, и Силу Воскресения Его» (Флп. 3, 10).

Христос умер на Кресте. Каково же было апо­столам, друзьям Его, всем Его ученикам пе­режить это? До последней минуты они надеялись, такая развязка казалась им невозможною, немыс­лимою. Они ожидали чуда, которое должно было отвратить это бедствие. Но нет, неумолимая смерть разрушила все их надежды.

Не случалось ли и некоторым из нас испытать нечто подобное? Не встречались ли и на нашем жизненном пути необъяснимые события, раздираю­щие душу испытания, таинственные несообразнос­ти, неразгаданные задачи?

Тяжелые удары судьбы обрушиваются на нас не­ожиданно; среди ключом бьющей жизни вдруг яв­ляется смерть, отнимает у нас самое дорогое, и мы как бы каменеем от горя. Тяжелее всего для уче­ников Спасителя было то, что они, по скудному своему разумению, видели в этой смерти противо­речие своим ожиданиям. Из Его Слов они поняли, что Он Сам – Жизнь и Истина, что, веруя в Него, они не увидят смерти, что Отец пребывает в Нем; как же могли они объяснить себе Его смерть? Но может ли человек понять пути и намерения Божии? Найти причину и объяснение всякого события? Где же тогда наша вера? Только из полного мрака, из совершенной слепоты возникает вера живая и ис­тинная. Полное доверие к Богу является только тогда, когда мы ни осязать, ни видеть ничего перед собой не можем. Как часто наше возрождение со­вершается среди горя, бури, разочарования, разби­тых надежд.

Умервщлением плоти нашей, сокрушением, уничтожением нашей гордости достигается беспре­кословное подчинение Закону любви.

Воскресение Христа явилось так же внезапно, как землетрясение. Этого ожидали всего меньше – оно казалось невозможным. Но «сила воскресения Его» освободит и вас. Оставайтесь тверды во мраке, и свет, сила и любовь озарят вас; не отказывайтесь от надежды! Вам Он кажется мертвым, но Он вове­ки живой, и возлюбил вас любовью вечною. Ваша победа послужит победой и для других. Господь проявит Свою силу в вас; люди увидят вашу веру, вашу покорность в испытании, ваше долготерпение, вашу духовную радость среди горя, ваш невозмути­мый мир среди житейских бурь, и они скажут: «Вот плод, вот «сила воскресения Его!»

Этою силою Христа, совершающейся в вашей немощи, вам дано будет исполнить даже неиспол­нимое и достигнуть недостижимого.

13 АПРЕЛЯ

Ангел утешитель

«Ангел Господень, сошедший с не­бес, приступив, отвалил камень
от двери гроба и сидел на нем» (Мф. 28, 2).

Отчего Ангел не улетел после Воскресения Христова, но остался на камне, при двери гроба? Казалось бы, он должен был вернуться на небо, когда совершился великий подвиг Воскресе­ния. Нет, он остался на камне, чтобы своим присут­ствием пролить свет на этот камень, преобразить его, возвестить скорбящим по Иисусе победу над смертью и превратить плач их в хвалу Господу.

Так торжество Воскресения Христова бросает луч света на все наше прошлое, на все наши могилы. Оно нам возвещает, что там места нет тому, что мы называем смертью; оно осушает наши слезы, оно дает нашей скорби новое значение. Дай, Господи, и нам на каждом скорбном камне, тяготеющем на нашем сердце, видеть светлого Ангела утешителя, возвещающего благую весть; видеть открытую дверь для упования и надежды, луч Божественной любви и торжество Воскресения.

Избыток нашего страдания «произведет в безмер­ном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17).

 

 

 

14 АПРЕЛЯ

Дар слова

«Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Пр. Сол. 18, 21).

Апостол Иаков указывает нам на страшное влияние и силу языка человеческого, этого малого члена, действия которого так велики.

Он нас предостерегает от опасных последствий злобного языка, воспламеняющего и отравляющего все вокруг себя; а в выше указанной притче сказано, что и жизнь и смерть во власти слова человеческого! Создавая человека по образу и подобию Своему, вдыхая в него бессмертный дух жизни, Бог возвысил его над бессловесной тварью, одарив его умом и сердцем, для выражения которых дан ему Гос­подом язык – орудие слова. Таким образом, слово есть выражение души человеческой, данное ей для прославления Творца, для служения правде Божией! Между тем, язык в жизни человеческой служит час­то, почти постоянно, злобе, лжи, клевете, богохульству; язык наносит раны, сеет вражду, убивает хуже острого меча, отравляет вернее самого смертонос­ного яда. Язык действует как скрытый враг, из-за угла, невидимо; трудно от него остеречься, трудно предотвратить нанесенный им удар; часто трудно, даже невозможно, найти источник злого, неумо­лимо жестокого слова и проследить и угадать, от­куда оно?

Сколько зла, сколько страданий, хуже телесной смерти, были совершены языком, сколько злого се­мени им посеяно! Всего этого невозможно измерить, смертоносные плоды эти как будто уходят в веч­ность. Особенно беспощадно и ужасно по своим последствиям слово неверия, слово безнравствен­ное, нечистое, отражающееся в молодой восприим­чивой душе ребенка или юноши! Такое слово убива­ет самое дорогое, самое прекрасное в жизни, за­глушает доброе Божие семя в зачатке, уничтожает расцветающий цветок, затемняет ясную утреннюю зорю молодой души! Часто в порыве злобы и раздра­жения, под влиянием сомнения и личного разочаро­вания, мы необдуманно, без злого намерения ска­жем в присутствии ребенка слово, выражающее сос­тояние нашей души. Мы пройдем мимо и забудем про это, а впечатлительная молодая душа запомнит, примет в себя это безбожное, злое, холодное слово и отравится его ядом.

Как-то особенно больно подумать, что это зло развивается и растет между людьми, носящими имя Христово и называющими друг друга братиями. И не только злым словом, но и холодным, молча­ливым выслушиванием злых речей мы грешим друг против друга. Действительно, как сказано Соломоном, смерть во власти языка, и Божия заповедь «не убей» прежде всего, глубже всего относится к на­шему языку!

О, если бы мы могли обуздать свое слово или, что еще лучше, изменить свое сердце, – тогда язык наш сделался бы орудием жизни, силой животворящей любви! Из сладкого источника не потечет горькая вода – из того сердца, где обитает Бог, не вырвется ни одно злое слово, но польется хвала Богу, слова любви к ближнему.

Словом искренней похвалы будем ободрять и по­ощрять друг друга, словом ласки радовать, словом сочувствия смягчать страдания, словом веры воспла­менять сердца, словом благословения и молитвы освещать всю жизнь кругом себя и в себе! Господи! измени наше сердце, перероди его и сделай источни­ком любви и добра, и язык наш сделай орудием славы Божией и правды вечной!

15 АПРЕЛЯ

Твой крест

«Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Водной притче усталая, изнуренная женщина, изнемогающая под тяжестью своего креста, молилась о том, чтобы дали ей какой-либо другой крест, в уверенности, что всякий другой окажется легче. Она заснула, и очутилась среди множества крестов различной величины и вида, лежащих на земле. Один из них приглянулся ей – он был небольшой, украшенный драгоценными каменьями, в золотой оправе. «Вот, – подумала она, – этот крест я могла бы нести без труда». Однако, как только она его подняла, он стал давить ее своею тяжестью: золото и каменья были прекрасны, но тяжесть их была ей не по силам. Рядом лежал другой крест, обвитый цветами. «Вот этот, без сомнения, создан для меня!» – воскликнула она и поспешно взяла его в руки. Но под чудными цветами оказа­лись шипы, которые, вонзаясь в ее тело, причиняли боль. Наконец, нашелся крест простой, ничем не украшенный, не отличающийся ни изяществом формы, ни богатой оправой, на котором лишь было начертано слово любви. Подняв, она понесла его и убедилась, что он самый легкий из всех, испробо­ванных ею.

И что же – в нем она узнала свой прежний крест, которым так тяготилась. Господу известно, какой именно крест нам нужен и какой мы способны понести. Он измеряет его по нашим силам. Мы же не можем судить о тяжести испытаний, посылаемых нашим ближним. Томясь недостатком, нищетою, мы смотрим с завистью на богатого, но, быть может, золото и каменья прибавляют тяжести к его кресту. Другая жизнь представляется нам цветущей в безоб­лачном счастии, но мы не видим шипов, кроющих­ся за чудными розами. Итак, если бы мы могли попробовать все многочисленные кресты, послан­ные Господом страждущему человечеству, то убеди­лись бы несомненно, что наших сил не хватило бы ни на один из них, кроме нашего собственного, который Господь в Своей любви избрал для нас.

16 АПРЕЛЯ

Слово Божие

«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105).

Когда мы проходим в ночное время через не­освещенное глухое пространство с фонарем в руках – путь наш освещается шаг за шагом; нам виден только один шаг, то местечко, куда надо ступить дальше. Так мы подвигаемся постепенно и безопасно вперед, хотя кругом непроницаемый мрак, – и наконец, достигаем нашей цели. Фонарь исполнял свое назначение – он освещал один шаг за другим на всем нашем пути.

Таким же образом Господь управляет нами; Его Слово служит нам светильником на нашем жизнен­ном пути. Оно бросает свет на дорогу под нашими ногами и дает его настолько, чтобы мы могли по­двигаться бесстрашно шаг за шагом, день за днем вперед, к намеченной цели. Не всегда светит нам яркое солнце – нередко мы окружены непроница­емым мраком, но, не заглядывая вперед, заботясь лишь о сегодняшнем дне, мы всегда получим свыше достаточно света, чтобы этот сегодняшний день был нам ясен.

Исполнив смиренно наш долг сегодня, доверимся Господу и будем терпеливо ожидать Его света и на завтрашний день. Так подвигаясь, послушно, шаг за шагом вперед, имея всегда в руках оружие света Божия на каждый день, мы, с Божиею помощью, достигнем, наконец, того радостного дня, когда «не зайдет уже солнце твое и луна твоя не скроется; ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис. 60, 20).

17 АПРЕЛЯ

Плат во гробе Господнем

«И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежал, но особо свит, на другом месте» (Ин. 20, 7).

Почему эта забота о таком, по-видимому, ненужном предмете? Плат, который был на голове Его, бережно сложен руками Ангелов и поло­жен отдельно! Этот плат уже исполнил свое назначе­ние, прикрыв мертвый лик Спасителя, и теперь, после Его Воскресения, казалось бы, что он уже не нужен. Нет, Ангелы позаботились и о нем. Почему? Потому что у Господа ничего не пропадает даром, и Он сберегает и то, что носило для нас облик смерти, желая и в этом проявить свою победу.

Из символа слез этот плат преобразился в победо­носное знамя. Он означал собою неудачу, разруше­ние, смерть, отныне же будет возвещать вечную славу и жизнь бесконечную!

Таким же образом и многое пережитое с горестью на земле проявится в вечности в новом свете, и мы научимся благословлять и славить то самое, что стоило нам наибольших слез. Погребальная пелена была принадлежностью смерти, а стала свидетель­ницей Воскресения Христа, одним из доказа­тельств, что тут лежал Мертвый, когда-то ею обви­тый, и теперь Восставший.

И в нашей жизни многое, что казалось омертве­лым, безжизненным, оживет под дуновением Того, Который «льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 26): восстановит разрушенное, недоделанное, недоска­занное и приведет несовершенное к окончательному развитию! Тогда нам станет ясно, что минуты, ка­завшиеся нам потерянными, принесли наибольшую пользу. В то время, когда жизнь наша как бы засты­вала на месте, без цели, без пользы, Господь вел нас незаметно вперед, и великий, решающий переворот готовился в нашей душе. На почве, казавшейся бес­плодной пустыней, расцвела чудная долина. В то самое время, когда мы предавались отчаянию и блуждали во мраке, – Ангелы служили нам и вы­водили нас из мрака к свету, к тому чудному свету Божией любви, в котором все, даже рубище наше, преобразившись, засияет новой нетленной красой.

18 АПРЕЛЯ

Благодать

«Хочу, очистись!» (Мк. 1, 41).

На улице в стоке воды мутная грязь: дож­девые капли, смешанные с песком и мусо­ром, превратились в мутную волну. Но яркий сол­нечный луч, с небесной высоты спустившись на землю, любовно и бережно привлек к себе каплю мутной воды и унес высоко на снежную вершину. Там эта капля прониклась солнечным светом, от­далась его теплоте, и в чистом, прозрачном горном воздухе, среди окружающей ее снежной белизны, вдруг сама превратилась в чистую, блестящую, как алмаз, снежинку, отражающую в себе яркие солнеч­ные лучи.

Грязь земная, нечистота греха: удушливый смрад пагубных страстей затемняет, загрязняет, губит че­ловеческую душу, угашает в ней искру Божию. Она лежит во зле и мраке, как дождевая капля в стоке мутной воды, – но всесильная любовь Божия своею благодатью, как солнечный луч, проникает сквозь этот мрак, побеждает силу греха и, не гнушаясь падшей душой, вселяется в нее, согревает, оживляет и подымает от земли. Бедное погибающее, затем­ненное, застывшее сердце просыпается, в нем за­рождаются новые стремления, голод и жажда духов­ные, тоска по небесной родине!

Взгляд устремляется к горным вершинам, ищет небесного света, трепетная надежда наполняет грешную душу, и Дух Божий, всесильный и неудер­жимый, влечет ее к Богу, к Источнику благодати и истины! Мало-помалу жизнь Христова проникает в грешное сердце, перерождает его, и, очищенная, омытая в Крови Агнца, убеленная белее снега, ду­ша, радостная и сияющая, вступает в обитель вечно­го света и вечного блаженства!

19 АПРЕЛЯ

Доколе есть день

«Мне должно делать дела По­славшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4).

Как часто мы теряем случай помочь бедному, выразить сочувствие скорбящему, навестить больного, порадовать и обласкать старого и малого, и узнаем слишком поздно, какой страшный ущерб причинило наше упущение в жизни этого человека! Может быть, горечь налегла ему на душу, или ее затопляет земное зло, а доброе слово увещания, своевременно сказанное, могло бы рассеять мрак, грозящий вечной тьмой.

Ребенок находился подле нас, повлияли ли мы истинной любовью на эту нежную душу? Нет, и ребенок вырос неверующим, блуждает, может быть, и теперь по путям своеволия или распутства, потому что мы вовремя не остановили его.

Старческое сердце томится одиночеством, тайные слезы проливаются, а мы проходим мимо, и вдруг смерть отнимает у нас возможность это поправить! Тогда мы бросаемся в бессильном горе к безжизнен­ному трупу, несем ко гробу наши слезы и воздыха­ния, – но поздно, закрытые глаза на нас не взгля­нут, закрытые уста нам не ответят, мы уже ничего сделать не можем! Сердце наше сжимается, совесть нас мучает, мы видим неумолимо ясно все, что упустили, сознаем наше равнодушие, невнимание, но уже не можем загладить их, не в силах ничего вернуть! Мы могли бы украсить жизнь стариков добрым, ласковым словом, своевременной по­мощью, искренним поощрением, а мы несем цветы и слезы к безжизненному телу!

О, будем «друг ко другу добры, сострадательны» (1 Петр. 3, 8), не будем откладывать, будем спешить отдавать душу свою ближним своим! Будем усердно делать дела нашего Господа, доколе есть день!

20 АПРЕЛЯ

Как получить Божие благословение?

«Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5).

Водной из старинных германских легенд рас­сказывается, как однажды вечером, накануне Рождества, один бедный крестьянин спешил с рабо­ты домой к скромному ужину, которым его семья готовилась почтить великий праздник. Вдруг в лесу раздался жалобный стон, похожий на плач ребенка. Оглядевшись вокруг себя, крестьянин увидел на мерзлой земле, под деревом, плачущего горькими слезами ребенка. Жаль стало крестьянину этого ма­лютки, брошенного в лесу, и, недолго думая, он взял его на руки и понес домой, в свою убогую хижину.

Жена и дети ждали его с нетерпением, пригото­вив скудное Рождественское угощение. Вошел ра­ботник в свою хижину, передал свою ношу жене и сказал: «Небогатое у нас угощение, еле хватит его и на нас самих, но я привел тебе гостя, с которым мы поделимся им; не мог я в такой праздник оставить в лесу брошенного ребенка, голодного и холодного. Бедняжка так жалобно плакал. Возьми, согрей его и накорми, мы дадим ему ночлег хотя бы сегодня».

Принятый с любовью ребенок сел вместе с бед­ной семьей за скудную трапезу – и вдруг убогая хижина наполнилась светом, над головою ребенка показалось сияние, лицо его озарилось неземной красотой, он поднял руку, благословляя охваченную благоговейным недоумением семью. То был Сам Христос, Предвечный Младенец, явившийся под видом бедного, страждущего ребенка!

Легенда, конечно, вымышленная, но в ней есть наставление и для нас. Под видом несчастных, страждущих нищих Христос и теперь стучится у многих дверей, и, принимая их, мы принимаем Самого Спасителя. Как же бережно должны мы относиться к этим несчастным, требующим нашей помощи и участия! Будем в каждом из них видеть посланника Христова и, окружая его любовью, по­лучим благословение свыше. Христос примет Сам от нас, в лице одного из малых сих, все то, что мы дадим Ему от души.

 

 

 

21 АПРЕЛЯ

Воскрешение из мертвых

«Кости сухия! слушайте Слово Гос­подне! Так говорит Господь Бог кос­тям сим: вот, Я введу дух в вас, и ожи­вете» (Иезек. 37, 4 – 5).

Священное Писание неоднократно представ­ляет нам высшее чудо, совершенное силою Божией, – воскрешение из мертвых. Спаситель взял за руку дочь Иаира, и она встала после нес­кольких часов смерти. Сына вдовы Наинской выно­сили из города на место погребения, и он восстал по слову Господа Иисуса Христа, сжалившегося над скорбью материнского сердца. Лазарь, друг Спаси­теля, не только умерший, но уже разложившийся, вышел из гроба, вызванный Господом.

Все эти чудеса поражают нас и подают надежду на наше воскресение и жизнь вечную. Смерть теряет свою силу – является упование на духовное воз­рождение. Особенно поразительна в этом смысле картина, изображенная пророком Иезекиилем. По­ле усеяно мертвыми костями; тут уже не только смерть, погребение, тление, тут окончательное по­следствие всего этого – сухие, распавшиеся, рассе­янные кости! Пророк останавливается в недоуме­нии: неужели же и для них есть надежда? Пророк сомневается, но в Господе нет сомнения. Создатель знает назначение всего, Им созданного, и мертвые кости не лишены возможности «слушать Слово Господне». За слушанием следует оживление от Бога: «Я введу дух в вас, и оживете». Кость сближается с костью, плоть нарастает, мертвые встают, оживают.

Неизмеримо сильнее любви человеческой любовь Отца нашего небесного! В своей ограниченности человек не видит ни малейшего луча надежды, но безграничная, бесконечная любовь Божия спускает­ся в бездну, ищет по всей вселенной все погибшее, безнадежно сухое и мертвое, чтобы его оживить! Прокаженные, бесноватые – все найдены, все при­званы, ко всем протянуты руки Спасителя, для всех у Него исцеление, прощение, жизнь вечная. Разрушенный Иерусалим, в котором не осталось камня на камне, – и над тобой плакала любовь Спасителя, и ты можешь силою Его восстать и вос­сиять в стенах нового Иерусалима! Для Бога все возможно, и вера побеждает всякое отчаяние.

Душа моя, не теряй никогда надежды о спасении родственных тебе душ. Не считай их погибшими, как бы сухи и мертвы они тебе ни казались, – люби их животворящею любовью, согревай их во имя того Милосердия, которое всесильно восстановить и оживить их. И молись о том, чтобы они слушали Слово Господне. Очевидно, это возможно даже для самой сухой кости, раз Господь это повелел, и это слушание предшествовало всему остальному дивно­му перевороту. Господь не может спасти человека помимо его воли. Христос спасал только внимаю­щих Его голосу, а других укорял за то, что они не слышат ушами и не разумеют сердцем, чтобы Он исцелил их (Мф. 13, 15).

 

 

 

22 АПРЕЛЯ

Сыны света

«Ибо все вы – сыны света. По­ступайте, как чада света» (1 Фес. 5, 5; Ефес. 5, 8).

«И тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» (Пс. 138, 12).

Каждое растение обращается к свету, желая получить в нем свежие, живительные силы. Будем и мы всегда тянуться к свету, не останав­ливаясь на мрачной стороне жизни. Какое бы горе ни поразило нас, какие бы страдания ни терзали нашу душу, не будем унывать и, вечно поворачива­ясь к свету, почерпнем в нем свежие силы и новую бодрость, чтобы идти на служение ближним, неся им свет и теплоту нашей любви и ласки. И будем помнить, что св… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz