…Петра, Иакова и Иоанна... и возвел их на гору высо­кую одних, и преобразился перед ними» (Мф. 17, 1).

Человеку необходимо возносить свои мысли ко всему божественному и святому, вникать в глубокую истину Слова Божия и иметь перед собою как бы небо отверсто. Тогда, охваченный сознанием величия Божия он будет гореть любовью к своему Спасителю.

Но когда нам не дано чувствовать в себе горящее пламя этой любви, тогда мы должны разогревать его делами милосердия, поспешив принести нашу по­мощь ближним даже тогда, когда нам кажется, что мы совершаем наш труд лишь поверхностно, с хо­лодным сердцем. Господь посмотрит на наши наме­рения, снизойдет к нашим стараниям и вслед за делом пошлет нам и теплоту чувства.

Апостолы должны были покинуть гору Фавор, чтобы заняться своим трудом. Так и мы. Каждый подвиг любви и самоотвержения, стакан воды, по­данный во имя Христа, отречение от своей воли, победа над собою стоят всех восторгов всего вооду­шевления созерцательной жизни. Добрые плоды, по которым узнается доброе дерево, суть дела, истека­ющие из нашей веры.

 

7 НОЯБРЯ

Истинное утешение

«Отче! которых ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17, 24).

У Господа никто и ничто не пропадает. Наши близкие, перешедшие к Нему, у Него в пол­ной безопасности, сохраняются невреди­мыми. Черты любимого лица, неизгладимо запечат­ленные в глубине нашего сердца, годами восстают перед нами, как живой образ того, кого похитила смерть. Когда же мы сделаемся подобными им, и перед нами откроются все тайны вечной жизни, Господь примет нас к Себе и соединит нас навеки с теми, кого мы оплакивали на земле. Тогда в блаженстве бесконечном мы забудем о всех скорбях земных.

Ободритесь же, бедные труженики, изнемогаю­щие под бременем вашей тяжелой ноши. Продол­жайте смело ваш путь, скоро настанет для вас час избавления. Уповайте только на Того, Кто лучше вас знает, когда пора будет сказать вам: «Хорошо, добрый и верный раб... войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21). Смотрите глазами веры на ваших возлюбленных, которые отдыхают от трудов своих и ожидают вас в Небесном вашем Отечестве, где Господь приготовил место и вам, чтобы там, где Он, и мы были бы с Ним.

Еще немного дней труда и скорби, и вы будете соединены навеки с теми, кого оплакиваете. Вы будете соединены с ними там, где уже не будет ни страха, ни слез, ни греха, ни разлуки, где Христос будет «всяческая для всех» на нескончаемые веки и где вы будете навсегда утешены утешением непо­колебимым и истинным.

8 НОЯБРЯ

Мы не умираем

«Я есмь воскресение и жизнь; веру­ющий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Разве может называться смертью освобожде­ние от телесных уз, источника греха и скорби, зла и страдания? Нет, то, что в нас живет, силою веры и благодати Божией не умрет никогда. Мы не умираем, когда вера наша обращается в зрение, наша надежда в действительность, когда наша жаж­да утоляется и стремления наши достигают желан­ной цели. Мы не умираем, когда тот свет, проблески которого мы ловим здесь с таким трудом, вдруг озаряет нас своими живительными лучами.

Мы не умираем, когда получаем разрешение наших сомнений, насыщаемся истиной, которую тщетно искали на земле, когда мы наконец нахо­дим тот мир, превосходящий разум, которого так жаждала душа наша среди земных тревог и страда­ний.

Мы не умираем, когда видим лицом к лицу на­шего Спасителя, Которого мы любим здесь лю­бовью несовершенною. Мы не умираем, когда пере­ходим в жизнь вечную: «всякий, живущий и верую­щий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11, 26).

 

9 НОЯБРЯ

Дом нерукотворный

«Закон духа жизни во Христе Ии­сусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 2).

Смерть исчезает для христианина, и пребыва­ет один Христос. Он держит ключи мира невидимого. Он стоит у смертного одра каждого из Своих чад, чтобы освободить его дух от бренного тела и принять его в дом «нерукотворенный, веч­ный» (2 Кор. 5, 1). Пусть же эта мысль утешает нас в потере наших близких.

Сам Христос невидимо пребывает с нами в ми­нуты нашей душевной тоски, когда мы расстаемся с любимым существом. Он является при последнем его издыхании и говорит нам: «Это Я» (Мк. 6, 50).

Когда мы уже не в силах удержать наши отчаян­ные слезы, Он говорит: «Это Я». Он с нами следует за гробом наших умерших. Он стоит у открытой могилы, которая уносит наши самые дорогие на­дежды, и говорит: «Это Я». Да, это Он. Он Сам принимает души в селения вечной славы, где смер­ти уже не будет, не будет ни горя, ни страдания.

Забудем же о нашем горе, о нашей безутешной тоске, и будем думать лишь о том блаженстве, о той неземной радости, которая ожидает нас там, у вер­ной пристани, у тихого пристанища, вдали от всех житейских бурь.

 

10 ноября

Как обрести терпение?

«Написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15, 4).

Но откуда же нам взять терпение? Господь знает, как трудно нам, слабым, грешным людям, быть всегда неизменно терпеливыми. Но верою мы можем этого достигнуть, верою в Отца нашего Небесного. Он называет Себя «Богом тер­пения и утешения» (Рим. 15, 5). Молитесь же о нис­послании вам Духа Святаго, и Он даст вам терпе­ние, Он утешит вас, снисходя к вашим немощам.

Спаситель обещал послать Утешителя, Духа Свя­таго, Духа любви, Духа кротости и терпения тем, кто просит о Нем. Молитесь же, чтобы Господь вложил терпение в сердце ваше, чтобы Он обратил вашу волю в Свою волю и покорил Себе все существо ваше.

Тогда ваши глаза откроются прозрению истины, тогда вы уразумеете Писания и найдете в них не­ложные обещания о спасении вашем и всего челове­чества. Тогда, благодатью Духа Святаго, вы увидите на себе осуществление обещанного, и в вас самих «терпение будет иметь совершенное действие» (Иак. 1, 4), и надежда ваша обратится в действи­тельность.

 

 

11 НОЯБРЯ

Молитва за врагов

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

Христос на кресте молился этими словами за своих врагов. И эта молитва должна быть образцом для каждого из нас. Мы должны сочув­ствовать всем и каждому: радоваться с радующимися и плакать с плачущими. Понимать людские скорби и извинять их слабости; ставить себя на место всех людей, даже и обижающих нас; не судить никого, а надеяться на исправление и спасение всех людей.

Мы должны обходиться с каждым кротко и лас­ково, не презирая никого и ни в ком не отчаиваясь, потому что Христос никого не презирал и не от­казывался даже от самых отчаянных грешников.

Не допустим ни на минуту духа злобы в наше сердце, и если в нашей немощи нам трудно прос­тить, будем молиться за обидевших нас. Молитвою камень обиды будет отвален, нам станет легко и ра­достно, и тот, за которого мы молились, сделается нам близким и дорогим.

 

 

12 НОЯБРЯ

Богатство милостей Господних

«Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя ми­лостями и щедротами; насыщает бла­гами желание твое» (Пс. 102, 3, 4, 5).

Какое богатство милостей Господних в этих словах. Каждая из них стоит всех сокровищ земных. Если мы не прощены, мы под тяжким бре­менем наших грехов. Но Господь прощает, прощает все беззакония наши всецело и навсегда. Если мы не исцелены, то остаемся навеки под гнетом болез­ни, одержимые проказою греха. Но Господь исцеля­ет все наши недуги вполне. Господь избавляет нас от всякой опасности, сохраняет нас, защищает и на­сыщает нас всеми благами.

Венец земной покрыт шипами, листья его увяда­ют, он непрочен. Но Господь венчает Свой народ милостями и щедротами, пребывающими во веки, сияющими светом истинным, неувядающей славою.

Земная жизнь не может утолить наш голод, выс­шие стремления никогда не удовлетворятся на зем­ле. Но Господь восполняет Своими вечными благами все желания наши, ибо «кто будет пить воду, которую Я дам ему, говорит Господь, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сдела­ется в нем источником, текущим в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

 

 

13 НОЯБРЯ

Живой Спаситель

«Он погребен был и воскрес в тре­тий день по Писанию» (1 Кор. 15, 4).

Если наша вера во Христа не идет далее Его крестной смерти, мы лишаем себя самой уте­шительной истины в Евангельской проповеди. Мы нуждаемся в Живом Спасителе, Который не только две тысячи лет назад умер на кресте за наши грехи, но и теперь стоит рядом с нами, на каждом шагу нашей земной жизни, наставляя нас, указывая нам путь, укрепляя нас Своим невидимым присутст­вием.

Мы нуждаемся в живом Спасителе, Который слышит наши молитвы, к Которому мы можем об­ратиться в покаянии о наших грехах, Которого мо­жем призывать на помощь, изнемогая в непосиль­ной борьбе. Мы нуждаемся в Спасителе, Который сострадает всем нашим нуждам, Которому не чужды наши сокровенные воздыхания. Который готов быть нам Другом, называет исполняющих волю Божию Своими братьями.

Он всегда с нами, живет в нашей душе и изливает Свою любовь на нас и теперь. Только такой живой образ Христа Спасителя может отвечать нашим по­требностям, нашей духовной жажде и о таком Хри­сте благовествует нам Святое Евангелие, о Том, Кто умер и воскрес, и жив будет во веки!

 

 

14 НОЯБРЯ

Путь долга

«Если ты промолчишь в это время... ты и дом отца твоего погиб­нете» (Есф. 4, 14).

Единственный верный путь в жизни – в исполнении нашего долга. Тот, кто хотя бы на время сворачивает с этого пути, подвергается боль­шой опасности. В борьбе опасность никогда не бы­вает так велика, как в уклонении от этой борьбы. То же самое можно сказать про все пути нашей земной жизни. Уклоняться от прямой обязанности всегда гораздо страшнее, чем сама эта обязанность, как бы тяжела она ни была.

Мы часто избегаем ответственности, говоря, что не можем взять ее на себя. Но, избегая ее, мы встречаем несравненно большее затруднение. Го­раздо легче исполнять то, что нам послано Госпо­дом, как бы оно ни было трудно, чем взять на себя ответственность неисполнения этого долга.

Господь неоднократно обещал нам, что нам будет дано достаточно сил для выполнения всего, что на нас возложено. Но, когда мы уклоняемся, мы уже не можем рассчитывать на помощь свыше, и несом­ненно понесем последствия нашей непокорности.

Мы все теряем, когда упускаем случай, послан­ный нам для нашего блага. Самому выбирать свой путь опасно и бесполезно. Предоставим Господу указать нам его и будем исполнять то, что нам указывает наш долг, не рассуждая, не уклоняясь от него, а уповая на милосердие Божие и Его помощь.

15 НОЯБРЯ

О безответственности

«И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, го­воря: вот, я согрешил, я поступил без­законно, а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на ме­ня!» (2 Цар. 24, 17).

Очень многим свойственно сваливать свою вину на других при случившемся по нашей вине несчастии или неудаче.

Вспомните поведение Саула, когда Самуил обви­нял его в непослушании, – он осудил во всем народ. Насколько благороднее поступил Давид в настоя­щем случае. Не он один согрешил, но он видел народ под гнетом того наказания, которое он должен был нести сам, и взывает к Господу, прося Его снять с народа постигшую его кару и обратить ее на него.

Вот урок всякому. Мы никогда не должны слагать ответственность с себя на других, но сами должны отвечать за наши поступки. Если по нашей вине приходится нам страдать, мы должны безропотно нести наказание с полным сознанием, что оно за­служено, не обвиняя никого, не допуская того, чтобы невинные люди страдали по нашей вине. Многие возмущаются при посланном свыше нака­зании, тогда как, напротив, в глубоком сознании своего греха следовало бы смириться под рукою Всевышнего и ближе подойти к Нему, принося рас­каяние к ногам Спасителя. Один только дух смире­ния, покаяния и покорности угоден Господу, Кото­рый хочет пробудить в нас этот дух, посылая нам испытания.

16 НОЯБРЯ

Время бездействия

«Посидите тут, пока Я пойду по­молюсь там» (Мф. 26, 36).

Очень тяжело находиться в бездействии в ре­шительную минуту. В саду Гефсиманском из одиннадцати учеников восемь были обречены на бездействие. Иисус ушел вперед помолиться. Петр, Иаков и Иоанн оставались на полдороге, как бы настороже. Остальные в задних рядах находились в ожидании... они были в саду, но вот и все.

То была минута решительная, время томитель­ного ожидания, однако им не дозволено было дей­ствовать. Каждый из нас, вероятно, испытал на себе такое же чувство разочарования, когда нам суждено оставаться неподвижными, пока другие, рядом с на­ми, получают определенное назначение. Быть мо­жет, болезнь или нищета служат нам помехой, во всяком случае мы связаны обстоятельствами, и нам горько и тяжело.

Но успокойся, душа моя, это не значит, что ты не имеешь никакой части в общем деле. Неужели ты думаешь, что у Господа есть место лишь для тех, кто действует, кто трудится? Нет, Он принимает и тех, которые принуждены оставаться в бездействии.

Вспомни, что Сам Христос сказал: «Посидите тут»; твое место в саду Гефсиманском также ос­вящено этими словами. Оно имеет свое особое на­значение, это не место борьбы, не место бдения, а это место ожидания.

Есть люди, которым не суждено исполнять вели­кие подвиги или носить тяжелые бремена, а только существовать на земле в тишине и безмолвии. Это те цветы, которые остаются незаметными в саду и не имеют своего особого назначения. Но и они не ускользают от взора Спасителя, приносят Ему уте­шение своим благоуханием, своею красотою, они тоже Ему нужны. Не ропщите, если и вы принад­лежите к числу таких скромных растений.

17 НОЯБРЯ

У Господа Свои цели

«Что я делаю, теперь ты не зна­ешь, а уразумеешь после» (Ин. 13, 7).

Эти слова всегда одинаково справедливы. Чтобы понять все их значение, требуются твердая вера и терпеливое ожидание. Иногда нам кажется, что вся наша жизнь состоит только из горестей и испытаний. Вспомним же тогда, что у Господа Свои цели, Свои намерения о нас. Он направляет события по Своему начертанию, никог­да не прекращая заботы Своей о нас. Для Него во всем одна гармония, даже там, где мы видим смяте­ние и разлад.

Итак, не будем предаваться унынию. Вера подо­бна рассвету; когда начинает рассветать, день уже недалек. Бывают случаи, когда и завтрашний день от нас сокрыт, когда мы стоим на краю пропасти, дна которой нам не разглядеть. Но путь Господень всегда ясен и тверд, Он Сам прошел через воды, и Его рука готова помочь утопающему.

Не станем удаляться от сени Креста. Подвиг, со­вершенный на нем, возвещает нам победы. Когда мы уже не можем молиться, будем воздыхать к Господу. Когда и воздыхания наши умолкают, будем ожидать. Благо тому, кто терпеливо ожидает от Господа избав­ление. Весь мир находится в смятении, как и наша душа. Но, опираясь на веру, мы победим мир.

Господь хочет омыть нас, как Петра, который не понял Его намерения. Предоставим все Его воле, ибо если Он не омоет нас, мы не будем иметь части с Ним. Его пути неисповедимы, Его суждения непроница­емы, но когда мы дойдем до цели, нам все будет ясно, мы увидим во всем одну любовь и одно добро.

Ободритесь же, и продолжайте ваш путь! Не в ви­димом правда, а в невидимом. Свет Христов, озаря­ющий мир невидимый, озаряет и утешает и нас.

18 НОЯБРЯ

Не чуждайся испытания

«И буду радоваться о Иерусалиме, и веселиться о народе Моем; и не будет слышен в нем голос плача и голос вопля» (Ис. 65, 19).

Как много страждущих, обремененных, скор­бящих в великой семье нашего Отца Небес­ного. Сколько отчаянных стонов возносится к Нему ежедневно с того скорбного пути, который каждый из нас должен пройти, прежде чем достигнет вечной своей отчизны.

Слезы детей наших огорчают нас, мы стараемся утешить их и облегчить их горе нашей любовью. Как велика будет радость Отца нашего Небесного, когда окончатся дни испытания страждущего человечест­ва, когда все тучи рассеются окончательно, когда не будет уже «ни плача, ни рыдания... И радость веч­ная будет над головою их; они найдут радость и ве­селие, а печаль и стенания удалятся» (Ис. 35, 10).

Тот, Кто с таким глубоким состраданием сказал вдове у ворот Наина: «Не плачь», – Сам отнял у чад Своих всякую скорбь. Рука, дотронувшаяся до умершего сына той вдовы, утрет всякую слезу с очей всех. И то будет день ликования для Его сердца; дело искупления будет окончено, и Он войдет в по­кой Свой.

Чадо Божие, темен, узок твой путь, тяжел твой крест, не под силу тебе твоя ноша? Не унывай, не ослабевай, «не чуждайся испытания, как приключе­ния для тебя странного» (1 Пет. 4, 12). Вокруг тебя много таких же страждущих, хотя тебе кажется, что ты один. Этот путь освящен Тем, Кто уже прошел по нему, неся Свой Крест, в более мрачный день, чем тот, который тебе послан.

19 НОЯБРЯ

На утро – радость

«Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29, 6).

Рассвет уже не далек. Каждое испытание, по­сланное нам Господом, есть как бы знак Его доверия к нам. Не должна ли эта мысль исполнить нас любовью к этим испытаниям? «На Тебя упо­вали отцы наши, уповали, и Ты избавлял их; на Тебя уповали и не оставались в стыде» (Пс. 21, 5, 6). Доверие это составляет живую связь между душою и Богом, «Он знает надеющихся на Него» (Наум. 1, 7).

Мы не смеем искать или просить испытаний, не смеем и просить избавления от них. Мы должны только ходить в смирении перед Богом, в полном единении с Ним и ждать, чтобы Он даровал нам или отнимал у нас то, что угодно Ему и когда Ему угодно.

Мы можем извлечь наставление из горестей на­ших малюток. Любящая мать следует за плачущим ребенком и ждет, придет ли он доверить ей свои маленькие тайны; если он ищет утешения в других объятиях, ей больно, она готова принять на себя и заключить в своем сердце все, что его огорчает.

Самое верное пристанище для разбитого, сокру­шенного человеческого сердца – это сердце Хри­ста, израненное, облитое кровью за нас.

Все испытания, все раны, наносимые Его любя­щей рукой, наносятся с целью приблизить нас к Не­му. Марию, «избравшую благую часть» (Лк. 10, 42), мы всегда найдем у ног Спасителя, у Его ног – «слушая слово Его» (Ин. 11, 32); у Его ног, чтобы искать утешения; у Его ног, чтобы Ему служить; во всем и всегда душа ее жаждала одного Иисуса.

20 НОЯБРЯ

Прошение

«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7).

Господь не требует от нас много знания, Ему нужна наша любовь. Он хочет, чтобы мы вы­сказывались Ему, как родной матери. Лежит ли у нас на сердце забота о ком-либо, за кого мы хотели бы молиться, – назовем их всех Господу, будем просить Его помощи для каждого из них, будем молить о потоках благодати – Он изольет их обильно на наших дорогих.

Скажем Ему о тех бедных, неимущих, которым мы хотели бы помочь; о страждущих, требующих облегчения, о дальних, которых хотелось бы привес­ти к Господу, о тех, которые от нас отвернулись и с которыми хотелось бы помириться. Откроем Ему и наши личные желания, принесем Ему все наши заботы, затруднения, стремления; раскроем перед Ним все наши грехи, недостатки, слабости, сознаемся в них – и Он исцелит.

Чего ищет душа наша сегодня? Чем мы озабо­чены? Принесем Ему все, отдадим все в Его руки – и Он совершит. Кроется ли в нашем сердце чувство горечи или неприязни – помолимся, чувство изме­нится, сердце обновится, и мы простим! Где была злоба, явится любовь.

Страшит ли нас будущее? Обратимся к Господу, Он знает и видит все, Он не оставит нас никогда, Он будет и там, где нас ожидает опасность. Случилась ли в нашей жизни неожиданная радость? Улыбну­лось ли нам счастье? Поспешим и с этим к Господу, изольем перед Ним нашу благодарность, все по­слано Им, все Им предусмотрено.

Будем каждый день прибегать к нему, открывая Ему все наше сердце, и каждый день будем получать от любящего Отца Небесного благословение, указа­ние, утешение и силу, чтобы прожить этот день в сознании Его близости и Его помощи.

 

 

 

21 НОЯБРЯ

Живые камни

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5).

Каждый истинный христианин есть камень в храме Христовом. Последователи Христа именуются «живыми камнями». Все, принадле­жащее Ему, живет. Смерти нет места в Его Церкви; христианин не может быть мертвым. В каждое зда­ние входят камни разной величины и формы; есть и большие, и маленькие, есть и незаметные облом­ки, затыкающие отверстия.

Живые члены Церкви Христовой бывают также очень различны по своим свойствам, способностям и своему назначению. Но все они имеют свое опре­деленное место и в той или другой степени приносят свою долю пользы. В каждом приходе выдвигаются необходимые члены, на которых возлагается наи­большее бремя и ответственность, к ним обращают­ся за помощью и советом более слабые братья. Но таких светочей не много, более скромные места также должны быть заняты; молодые, неопытные христиане не должны уклоняться от дела, которое найдется и для них, под предлогом неспособности. Общее дело может без них пострадать. Лепта вдовы была угоднее в глазах Спасителя, чем щедрое подая­ние богатого фарисея.

Каждый из нас, пренебрегая трудом на ниве Гос­подней, каким бы скромным и незначительным он ни был, оставляет пустое место там, где могло бы произрасти нечто полезное и прекрасное. И от на­шего упущения кто-нибудь или что-нибудь по­страдает. Даже и в старости, когда сила и способ­ность к труду изменяют нам, остается нечто живое в бодром, здоровом духе христианина, и влияние его продолжает действовать и без слов, незаметно для него самого.

В здании каждый камень служит опорой другому, возложенному на него, все они держатся друг дру­гом, не выдержит один, и все здание рухнет. Все стоят и упираются на одном главном, краеугольном камне, лежащем в основе всего, – «камень же есть Христос»!

22 НОЯБРЯ

Мы не смеем унывать

«Каждый помогает своему това­рищу и говорит своему брату: кре­пись» (Ис. 41, 6).

Будем строго держаться двух правил в нашей ежедневной жизни: никогда не унывать и никогда не внушать другим уныния. Мы не смеем унывать, потому что наше расположение духа отражается на окружающих, и мрачные наши мысли отнимают у них надежду на будущее и силу в борьбе с искушениями. Лучше молчать, чем высказывать заранее наши опасения. Если же сердце наше полно радостного упования, выска­жем громко и веру, и радость нашу, и полученное нами от Господа изольется благословением вокруг нас.

Часто люди опускают руки в отчаянии, видя, что их труды напрасны, плода не видно, жатва медлит. Когда такое чувство овладевает нами, вспомним о твердости и постоянстве, с которыми трудился Христос на земле. Упование и надежда не покидали Его, хотя видимой победы Он не одержал, и труды Его могли казаться тщетными.

Будем всегда носить в сердце этот чудный при­мер, будем помнить, что за тучами светит солнце, и, терпеливо ожидая, чтобы оно вновь воссияло и нам, не позволим себе никогда впадать в уныние. Оно отнимает необходимую нам силу и бодрость. Будем смело смотреть вперед, отыскивая всегда светлую точку. Господь оправдает наши надежды, и окружа­ющим нас жизнь покажется радостнее, светлее, пре­краснее.

23 НОЯБРЯ

Там, где обителей много

«Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр. 7, 16).

Он ищет, «пока не найдет» (Лк. 15, 4), и те, кого Он нашел, «не будут уже ни алкать, ни жаждать... и отрет Бог всякую слезу с очей их». Будем помнить, что это слово относится к духам «праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 23), и к тем, кто «пришел от великой скорби» (Откр. 7, 14) к чудному духовному наследию, чей голод был голодом души, чья жажда была жаждой сердечной.

Вот наш «якорь безопасный и крепкий за заве­сой» (Евр. 6, 19), он устоит против всего, и за ним сияние радости и блаженство неописуемое. Слово Божие побуждает нас «поступать по духу» (Гал. 5, 10), и вместе с тем обратиться и быть, как дети (Мф. 18, 3), чтобы войти в Царство Небесное.

Присоединяясь уже теперь к тем, кто «свои Богу» (Ефес. 2, 19), в уверенности, что мы окружены Его Ангелами, охраняющими нас «во всех путях наших» (Пс. 90, 11), мы найдем определенное нам место и то дело, которое никто другой не мог бы исполнить за нас. В надежде на Бога Утешителя, понимающего нас лучше всякого земного друга, пойдем смело вперед, «забывая заднее, стремясь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 13, 14).

Кто знает всю силу любви, которой держится мир? Не все кончается с земною жизнью, она ок­ружена полнотою жизни вечной, и вокруг нас есть «облако свидетелей» (Евр. 12, 1), о которых мы не должны забывать. Самый воздух пропитан любовию, отвечающей каждому нашему вздоху, по­нимающей малейшее наше побуждение. Господь «венчает нас милостью и щедротами» (Пс. 102, 4), и когда Он нас встретит там, где «обителей много», мы узнаем, что Он исполнил «желание сердца на­шего» (Пс. 36, 4).

В руках Божиих мы найдем утешение и покой, которых мы лишены на земле. Он знает, как тяжело быть непонятым теми, кого мы любим. Его совер­шенная любовь сочувствует всем нашим испытани­ям, и в тяжелую минуту Он шепчет нам: «Придите ко Мне, Я успокою вас, Я люблю вас». Он любит так, как никто другой любить не может. Он испытал и полное отречение от Своей воли, подчиняясь вполне воле Отца.

Молитесь, как Он молился: «Да будет воля Твоя!» И ответ придет наконец. Волною полного, совер­шенного мира обдаст нашу душу, как луч света вдруг заливает темную комнату, когда откроешь дверь. Он взойдет и наполнит Собою пустоту ду­шевную, и не будет уж ни болезни, ни тоски, ни печали, ни смущения, но полный, совершенный, понятный ответ на все наши молитвы, исполнение всех наших надежд. Господь Сам будет с нами.

24 НОЯБРЯ

Жертва с любовью

«И все драгоценное видит глаз Его» (Иов. 28, 10).

Господь знает цену всего, что мы приносим Ему. Христос, сидя в храме, против сокровищ­ницы, следил за каждым жертвующим. Иуда стоял возле Него на своем излюбленном месте. Вот входит фарисей гордою поступью, с величественной осан­кой и несет золотую монету на виду у всех. Как она блестит на солнце, как этот свет отражается в глазах Иуды!

Вслед за этим видением человеческой славы кар­тина меняется: входит бедная вдова, печальная, из­нуренная; исхудалая рука робко достает две лепты из-под ветхой, изодранной одежды и опускает их в сокровищницу; с опущенными глазами, как бы пристыженная скудостию своего приношения, она скромно идет своею дорогой.

Как будто слышится вопрос Христа, обращенный к Иуде: «Сколько она положила»?

«Две лепты, учитель, что составляет кодрант», – отвечает он.

«И это все?»

«Все, Учитель, и не стоило приносить этого, не так ли? Этим не обогатится сокровищница!»

«Иуда, – говорит Учитель, – она принесла боль­ше всех».

Иуда ошеломлен, он не может этого понять, и ни­когда не понял. Но глаза Спасителя видят «все драгоценное». Он видел побуждения вдовы, видел любовь этой жертвы.

Как изменились бы наши суждения, если бы мы могли видеть то, что Он видит! Но сердце челове­ческое часто унывает, жалобный крик недоумения слышится в словах: «Но где же то драгоценное, которое видит Господь? Есть ли где-нибудь настоя­щее добро? Быть может, и не найти его на сем свете? Везде один грех, порок, неправда, погибель!» Однако вспомним другую сцену: Учитель сидит в доме Симона фарисея. Туда входит женщина-грешница. При виде ее возмущенный фарисей раз­мышляет в сердце своем: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Не­му, ибо она грешница».

Пророк?! Он прозорливее всякого пророка. Си­мон видел в ней грешницу; Христос видел в ней раскаяние, сокрушение, печаль, жажду избавления; и Он снизошел к ней, и поднял ее из глубины отчаяния и греха, поставил ее на твердый камень, и вложил в сердце ее новую песнь.

Христос не смотрит на греховное прошлое, Он видит новую жизнь, перед Ним открыта светлая будущность.

«И все драгоценное видит глаз Его» .

 

 

25 НОЯБРЯ

Покой – это мир душевный

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55).

Умирающие в страхе Божием и в вере во Хри­ста, в сущности, не вкушают смерти; для них смерти нет, а лишь перерождение, переселение. Они переходят в новую жизнь, сохраняя свои чувст­ва, свои мысли и свои свойства. Их, без сомнения, ожидает покой, но что же это за покой? Не бездей­ствие, а мир душевный. Они отдыхают от греха, от горя, от страха, от сомнения, от забот – вот истин­ный покой, в котором пребывает Сам Господь.

Вечное успокоение в беспрерывном действии. Как звезды над нашей головой вращаются постоян­но в пространстве неисчислимом и все же остаются в покое, потому что движение их стройно, гармонич­но, повинуется божественному закону. Совершен­ный покой в постоянном труде – вот, без сомнения, тот покой, которым пользуются духи праведников.

Если это так, какое же утешение для нас, смерт­ных, лишившихся уже стольких близких наших, в той мысли, что смерть есть возрождение к высшей жизни, в котором меняется лишь оболочка, при­крывающая собою нашу бессмертную душу? Где же тогда жало смерти? Оно не касается нашего духов­ного существа, которое не может подвергнуться тле­нию. Все духовное, возвышенное несомненно веч­но, и Господь, Своею смертью победивший смерть, «даровал нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор. 15, 57).

При виде смерти у нас часто вырывается воп­рос – зачем? Но цель и значение есть у каждой смерти, хотя они нам не открыты.

«Я стал нем, не открываю уст моих, потому что Ты сделал это» (Пс. 38, 10), – восклицал Давид. Так скажем и мы. «Я стал нем»! Не в ярости, не в отчаянии, но потому, что это дело рук Твоих, и, следовательно, оно к лучшему.

В смерти нет случайности, она предназначена Богом. Это есть дело Отца Небесного, Который не забывает ни одну малую птицу. Это есть дело Сына Божия, умершего на кресте, чтобы спасти человече­ство. Дело Духа Святаго, дарующего жизнь всякому творению. Это есть дело Того, Который любит жизнь, а не смерть; свет, а не тьму; добро, а не зло, поэтому Он творит все во благо. Нам и не нужно знать причину и значение всего. Итак, будем и мы молчать, как молчит ребенок, сидя у ног матери и глядя доверчиво в ее глаза, уверенный в любви и тогда, когда он ее не понимает.

26 НОЯБРЯ

Святость – это здравие души

«Итак будьте совершенны, как совер­шен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Быть совершенным значит искать в жизни прежде всего Царствия Божия и правды его. Так действовать и мыслить, чтобы Царствие Божие внутри нас могло свободно расти и развиваться, чтобы не коснулось нас растлевающее дуновение порока и греха. Вот к чему прежде всего должна стремиться душа наша: не к богатству, не к славе, не к выгоде, не к удовольствию, а к подражанию Отцу нашему Небесному.

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... потому что всего этого ищут язычники» (Мф. 6, 25, 32). Вот чем мы, дети Божии, отличаемся от прочих. Мы сыны Божий, следовательно, граждане иного, небесного города, имеющего прочное основание. Мы помыш­ляем «о горнем, а не о земном» (Кол. 3, 2), – цель и стремление жизни нашей изменились вполне.

«Наше жилище на небесах» (Флп. 3, 20), мы подданные небесной обители, подчинены ее зако­нам, вправе обладать ее преимуществами, мы не только живем обещанием будущих благ, но и теперь уже свободные члены Небесного Царства. Как та­ковые, мы высоко держим знамя Царя нашего и от­даем на служение Ему все наше усердие, всю нашу любовь.

В Царстве Отца нашего заключается для нас вся слава, которых ищут другие в жизни земной. Если бы мы искали прежде всего правды Его и подчи­няли бы все Его закону, как возросла бы вера в Него вокруг нас! Вера в будущую жизнь стала бы доступ­нее, если бы все наши дела и мысли возносились к тому Небесному Царству.

Итак, святость заключается в совершенном здра­вии души. В чем же состоит совершенное здравие? В стяжании Духа Святаго.

Христос жизнь наша (Флп. 1, 21) – Его мы долж­ны принять всецело и найти в Нем прощение, из­бавление, победу.

Христос жизнь наша. Им должно быть проник­нуто все, чем мы живем. Вот в чем святость и совер­шенство.

27 НОЯБРЯ

Будь верен до смерти

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

Даруя нам жизнь, Господь каждому из нас поручает нечто, что мы должны охранять, употреблять, ограждать, наконец, возвратить Ему неповрежденным, нерасточенным. Христос мог ска­зать Отцу в конце своей земной жизни: «Никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Ин. 17, 12). Когда мы окончим земное поприще, дай Бог и нам иметь возможность возвратить все Ему со словами: «Я сохранил в целости все то, что Ты дал в мои руки, и по моей вине ничто не пропало и не поблекло».

Ап. Павел сказал Тимофею: «Не неради о пребывающем в те

Бесплатный хостинг uCoz