…жас нашего греха, и тогда-то, дав нам понять, что в себе мы не найдем избавления от этого зла, Он указывает нам на единственный источник исцеле­ния. Мы понимаем, что для каждого из нас есть прощение и примирение через кровь Иисуса Христа. Для нас пришел и пострадал Он. Нам возвещен мир  – «дальним и близким» (Ефес. 2, 1), у нас есть любящий Отец Небесный. «Се Агнец Божий, Кото­рый берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), Он берет и твой грех, грех каждого, грядущего к Нему с полною верою; Он – Бог любви, готовый быть твоим утеше­нием, твоей опорой, твоим прибежищем на век.

Далее: «проповедывать пленным – освобожде­ние, отпустить измученных на свободу». Всех нас, порабощенных греху, опутанных, быть может, и бессознательно, цепями злого духа, пришел ос­вободить Сын Божий и вырвать из власти сатаны. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). И если мы не всегда сознаем эту безграничную свободу, возвышающую нас над все­ми земными мелочами и дрязгами, то не обратится ли и к нам упрек апостола Иакова: «не имеете, потому что не просите» (Иак. 4, 2). Просите, просите горячо, неотступно, чтобы Господь излил на вас богатые Дары Святаго Духа. «Дарую им благослове­ние, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иезек. 34, 26).

Да исполнится слово это в наши дни. «Господи, научи нас молиться!» (Лк. 11, 1). И не будем ог­раничивать молитву нашу узкими человеческими понятиями, а будем просить о ниспослании нам благодати. Когда благодать эта проникнет глубоко в нашу душу, тогда мы почувствуем, что действи­тельно свободны и всецело принадлежим Христу.

 

 

16 ОКТЯБРЯ

Не бойся ничего

«Это Я, не бойтесь» (Мк. 6, 50).

Чем же Господь помог ученикам в их бедствии? Тем, что сказал: «Это Я». Он не обещал им тихой погоды, не повелел еще волнам уняться, не предвещал им и близкой пристани. Все это могло быть, или не быть, – но они ничего не должны были бояться с той минуты, когда Господь Сам присоеди­нился к ним. В этом кроется поучение для каждого из нас – указание того именно, что нам нужно и о чем мы часто забываем. Не то необходимо, чтобы Он избавил нас от всего, что нас устрашает, но чтобы Он отнял у нас самый страх. Не то, чтобы Он усмирил бурю, но чтобы Он Сам пришел к нам среди этой бури. Вот чего мы должны просить у Господа; ничто другое не может нам помочь.

А вы, которым случалось видеть сияющий образ Христа, приближающийся к вам по водному пути ваших слез и вашей скорби, можете ли вы когда-нибудь это забыть? Можете ли вы забыть о том радостном свете, который Он излил на бушующее море в вашем сердце? Можете ли вы когда-нибудь забыть блаженство этого небесного видения, и не проникло ли тогда, хотя проблеском, в вашу душу удивительное значение слов: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).

Не станем сами выбирать нашу судьбу, мы, ко­торые ничего не можем предвидеть, а примем все­цело путь, Самим Господом для нас выбранный.

И не будем страшиться! «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» (Откр. 2, 10).

17 ОКТЯБРЯ

Твердыня моя

«Господь твердыня моя, и крепость моя, и Избавитель мой. Бог мой – скала моя, на Него я уповаю... ограждение мое и убежище мое» (2 Цар. 22, 2, 3).

Мое убежище. Вспомним о всех врагах, нас преследующих. Из нашего прошлого на­ступает на нас целое полчище. Все то, что мы не доделали, все греховные мысли, недобрые слова, дурное наше влияние – все это встает перед нами, обличая нас и преследуя. Прошлое нельзя зарыть или спрятать, оно не умолчит, оно живет и гнетет нас.

Но есть Убежище и Крепость – это Господь Ии­сус. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо», Он вкусил смерть за нас. Он «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13). Так Господь, Убежище мое, отдал Себя для моего избавления и спасения. Он сразился с моими врагами и победил их Своею смертью; «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8, 1).

Над всем прошлым пронеслось веяние Его все­прощения. «Он Избавитель мой, и убежище мое!» Но не остановимся на этом, пойдем дальше – «Он крепость моя». В убежище я укрываюсь от грехов моих, в крепости я сражаюсь с ними. Сотвори себе убежище в Господе и затем встань твердою ногою на твою крепость! Беги от грехов своих, пока не достигнешь Господа, и в Нем, в несокрушимой твердыне, ты победишь их всех. Вот, душа моя, где победа! Вне убежища ты побежден, а в крепости ты победитель. В ней я буду жить вопреки моим вра­гам. В нашей власти, укрепившись в Крепости, ог­радить себя от врагов непоколебимой стеною, ко­торая есть Сам Всемогущий, Всеблагий Господь!

18 ОКТЯБРЯ

Не проходи мимо

«Увидев его, прошел мимо» (Лк. 10, 31).

Впритче о добром Самарянине мы сперва ви­дим двух людей, считавшихся благочести­выми, – свя-щенника и левита; оба, увидев несчаст­ного путешественника, израненного, ограбленного разбойниками, спокойно проходят мимо него. И для нас ясно, что эти люди не любят ближнего, как самого себя.

Однако ни священник, ни левит собственно не сделали никакого зла тому человеку. Они его не ударяли, не обокрали, а просто, посмотрев на него, поспешили дальше. Ведь это же не грех, скажете вы. Настоящие виновники были разбойники, так жес­токо поступившие с этим человеком, изранив его, ограбив и бросив на пути. Священник и левит ведь ничем не были причастны к этому злодеянию. Нет, но, однако, они согрешили против закона любви, воздержавшись от помощи ближнему.

Мы не привыкли взыскивать с себя за то, чего не исполнили. Мы, конечно, каемся, когда нам случа­ется повредить другому. Но вряд ли мы упрекаем себя в упущении случая сделать добро, оказать ту помощь, которая в нашей власти. Нет сомнения, однако, что мы берем на себя великий грех, не принося ближнему той любви и того добра, которые от нас зависели.

Мы ответим за каждый упущенный нами случай помочь ближнему по небрежности, невниманию, лености или себялюбию. Случай этот уж не вернет­ся, а мы должны были им воспользоваться, он был нам послан Самим Богом.

Вдоль жизненного пути на каждом шагу мы встречаем раненых, обездоленных братьев и сестер, брошенных без помощи. Кем будем мы для них? Священником, левитом или добрым Самарянином?

19 ОКТЯБРЯ

Обетования Божии

«Поддержи меня, и спасусь» (Пс. 118, 117).

Обетования Господа не ограничены каким-либо числом или временем, но возобновля­ются для нас постоянно, покрывая собою все. «В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (Иов. 5, 19). Итак, нет того дня, когда Господь не был бы готов нам помочь. Но мы не сразу это постигаем; даже Петр не доверился Гос­поду, когда стал утопать в свирепых волнах. Однако «Иисус тотчас же простер руку, поддержал его» (Мф. 14, 31). Достаточно было Петру, обессилен­ному борьбой, протянуть слабую руку ко Христу, и с той минуты он спасен. Господь снизошел к его боязливости и только сказал ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?»

И до сего дня Господь постоянно обращается к нам с тем же вопросом. Мы думали, что у нас много веры, но что же значат наши сомнения, наш ропот, наши колебания? Не то ли, что мы, подобно Петру, отводя взор от Христа, в Котором одном наше спасение, останавливаем его на том, что нас окружает, что смущает нас, отыскивая даже в буду­щем все то, что может страшить нас.

«Маловерный, зачем ты усомнился?» В этом со­мнении все наше горе. Устремим взор на Христа, будем тверды, и волны житейские не зальют нас, и мы скажем с уверенностью: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаяваемся, мы гонимы, но не оставлены» (2 Кор. 4, 8, 9).

20 ОКТЯБРЯ

Жертва

«Все сии умерли в вере... и гово­рили о себе, что они странники и при­шельцы на земле» (Евр. 11, 13).

Авраам был один из них: он оставил все и пус­тился в неведомый путь. И здесь он достиг высшей точки своего назначения. Ему был дан сын, он жил в довольстве, однако ж его ожидало величайшее испытание. Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына. Он мог еще вернуться с пол­пути, мог смутиться, слыша вопрос сына: «Где же агнец для всесожжения» (Быт. 22, 8)? Но Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожже­ния, сын мой!» Он твердо идет вперед до самой земли Мориа – он не из тех, которые вечно колеб­лются, откладывают исполнением долга, действуют нерешительно и только в последнюю минуту, не­хотя, исполняют приказание.

Авраам в молчании повинуется Богу сейчас же, не стараясь даже узнать причину этого приказания. Для него достаточно, что так велит Господь. На его месте мы, вероятно, дрожали бы перед требуемой от нас жертвой, забывая, что «Бог не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).

К чему заранее думать о том, что, может быть, потребует от нас Господь. Он даст силы для истин­ных, а не для вымышленных испытаний. Будем только идти твердо вперед, и Он встретит нас при каждой нужде. Он облегчит нашу нужду, насколько необходимо. Он безопасно доведет нас до конца, если только мы доверимся Ему всецело и будем думать о Его всемогуществе, а не о своем бессилии.

Господь часто требует от нас жертвы, чтобы ис­пытать нашу веру. Он, Который, как Сын челове­ческий, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной, и пролил Свою кровь за нас, неужели Он тем самым не отнял у нас страх смерти? Неужели мы все еще колеблемся следовать за Агнцем до самой земли Мориа?

Господу нужны такие души, которые, как Авраам, готовы отдать Ему все, чего бы Он ни потребовал. А мы, в нашем ропоте, как бы спорим с Богом, торгуемся с Ним, не выпуская из своих рук то, что Ему угодно взять от нас.

Пусть Господь нам поможет безропотно, не ко­леблясь, положить на алтарь все, что для нас всего дороже, – отдать на заклание нашего Исаака, наше сокровище, наши надежды, все то, чем мы живем, в чем наша отрада. Пусть каждый из нас твердо идет в землю Мориа, следуя за Агнцем хотя бы и на смерть. Господь нам воздаст за все сторицею.

 

21 ОКТЯБРЯ

Жажду!

«Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4, 7).

Чего жаждал Иисус, когда пришел к колодцу Иаковлеву? Он жаждал спасения души самарянки. Он и теперь хочет спасти каждую душу; великая жажда спасения людей лежит на душе Эм­мануила. А вы познали ли хотя бы малую долю этой жажды? То, что вы для себя получили от Господа, возбудило ли в вас радение о спасении других? Если нет, то не заглохли ли в вас дары Божии?

Настало время, когда Христос был приведен на Голгофу, распростерт на кресте, подвергнут ужас­ным страданиям. И тут томительная, бесконечная жажда охватила Его душу, и Он, – «да сбудется Писание, говорит: жажду! Воины, напоив уксусом губку... поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!» (Ин. 19, 28, 29, 30).

На кресте Иисус жаждет спасения всего мира. Здесь Христос становится для нас «жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Бо­гом» (2 Кор. 5, 21).

А вы сострадаете ли этой жажде Христовой, или подносите Ему уксус вместо пития? Достаточно уже принял Он этой горечи от именующих себя рабами Его – горечи нашего себялюбия, легкомыслия и не­радения. Неужели не поднесете вы Ему наконец чашу чистой, свежей воды, чашу, полную желания служить Ему преданным сердцем, разделить Его жажду душевную о спасении грешников.

Не самообольщение ли все наше благочестие, если не истекает из него пламенное желание призывать к нему других. Не давайте Богу безвкусного, разве­денного питья, бесцветную частицу вашего существа и жизни. Дайте все, что имеете; дайте самое лучшее, излейте крепкое вино ваших сил, способностей, привязанностей – всего, что даровал вам Бог.

22 ОКТЯБРЯ

Щит веры

«А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раска­ленные стрелы лукавого» (Ефес. 6, 16).

Много врагов у нас в жизни. Один из глав­ных есть мир; но против этого врага мы имеем щит веры: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4). Вера в Того, Кто победил мир. Мы имеем дело с раненым врагом, с миром уже побежденным.

Вера – тот ключ, который открывает нам неви­димый мир, открывает нам славу Его и являет нам ее уже здесь, в этой земной хижине.

Верою можем мы видеть невидимое, ибо Господь наш и все воинство Его с нами. Смотри на неви­димое, и это даст тебе силу перенести все видимые скорби. Тот же щит веры поможет тебе против всех осаждающих тебя врагов. Щит этот стоит между нами и нашею плотью, между нами и нашим горь­ким прошлым, между нами и гнетущим нас настоя­щим, и неведомым нам будущим, наконец, между нами и всеми кознями диавольскими. Им защитим мы нашу душу, им победим окончательно, если только никогда не будем выпускать его из наших слабых рук.

23 ОКТЯБРЯ

Наше предназначение

«Господь сказал Аарону: пойди на встречу Моисею в пустыню» (Исх. 4, 27).

Господь всегда знает, где найти человека, кото­рый Ему нужен. Он готовит людей незаметно для них самих для того дела, которое им предназ­начено в будущем. В течение восьмидесяти лет Он готовил Моисея быть вождем народа Израильского. И Аарон приготовлялся к своему назначению. Он не знал, что его ожидает, но Господь знал; он не подозревал, какое употребление найдется для его способностей, но, когда пришло время, он был го­тов исполнить свой долг.

Начиная жизнь, мы не знаем, к чему она предназ­начена; но каждый юноша одарен какими-нибудь способностями, и он должен развивать их всеми силами, чтобы быть готовым исполнить свое назна­чение, когда он будет нужен Господу.

Одна молодая девушка молилась ежедневно, чтобы Господь готовил ее к тому, что ожидает ее в жизни. Очень часто наши способности пропадают без пользы для других и для нас самих, потому что мы по небрежности не развили их. Мы должны бы упражняться постоянно в своем даровании. И в свое время Господь ясно укажет нам применение наших сил.

 

24 ОКТЯБРЯ

Совершенный мир

«Твердого духом Ты хранишь в со­вершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26, 3).

Мир обещан тому, кто уповает на Господа. В чем же состоит это удивительное свойст­во, дарованное Самим Богом, и сохраненное Им в целости для нас? Мир – это то тихое, радостное чувство, которое спокойнее и прочнее обыкновен­ной радости, достойнее и выше чувства удовольст­вия. Удовольствие может развлечь нас на время, мимолетная радость заглушает горе на короткий срок, но мир Божий несравненно глубже и того, и другого. Вникните в состояние человека, облада­ющего совершенным миром, и вы увидите, что этот мир проникает до самой глубины его души, по­крывая собою все и составляя основу всей его жиз­ни. Довольство и заботы, радость и горе, здоровье и болезнь постоянно сменяются в течение жизни, но мир преобладает «в твердом духом», независимо от всего остального.

Заметьте, как редко встречается слово «мир» в раз­говоре светских людей. Для них он недостижим и по их понятиям. Говоря о спокойной жизни, они ра­зумеют лишь отсутствие внешних тревог. Но мир духовный вовсе не зависит от внешних обстоятельств. Жизнь наша может протекать в непрестанном движе­нии. Деятельность, выпавшая на нашу долю, может быть тяжка, утомительна, тревожна, даже противна нам, но все же мы можем с помощью Господа и среди самого беспокойного образа жизни сохранить в душе невозмутимый мир духовный – мир Божий, который «превыше всякого ума» (Флп. 4, 7).

25 ОКТЯБРЯ

Когда Господь молчит

«Он не отвечал ей ни слова» (Мф. 15, 23).

Кто не приходил ко Христу со своей тяжелой ношей, кто не взывал к Нему среди глубокой скорби и кому не казалось порой, что Господь молчит, не внимая его мольбам? На многие горячие молитвы Он как будто не отвечает ни слова. Нам сказано: «Просите и дано будет вам, ищите и най­дете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7). Однако бывают времена, когда нам не дается то, о чем мы просим всею душою; когда мы не находим то, чего ищем, когда мы стучим в дверь, и она остается закрытою.

Нам кажется тогда, что Господь так далеко ото­шел от нас, что до Него не доходит наш молитвен­ный вопль. Ничего нет ужаснее этого чувства от­чуждения, удаления от Господа. Мы готовы терпеть все от Него, только не это. Тогда мы взываем к Нему из глубины души: «Не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нис­ходящим в могилу» (Пс. 27, 1).

Но не будем предаваться унынию; вспомним о женщине хананеянке, проявившей такую глубо­кую веру. Ее ничто не могло ожесточить и остано­вить в пламенной мольбе к Спасителю. Испытав эту веру, Господь ответил ей.

Будем же помнить и мы, что «рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Ис. 59, 1). Он всегда нас видит, Он слышит нашу мольбу. Солнце невидимо для нас светит за тучами, но придет время, когда свет Господень озарит нас, и Господь даст нам почувствовать, что наша молитва дошла до Него.

26 ОКТЯБРЯ

Чтобы ничего не пропало

«Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6, 12).

Не странно ли, что Тот, Кто так легко мог накормить пять тысяч человек пятью хле­бами, заботился о сбережении остатков? Но если даже мы имеем все в изобилии, ничего не должно быть потеряно. То же правило применяется и к упо­треблению времени. Время такое сокровище, ко­торое не должно тратиться даром. А как много поте­рянного времени в нашей жизни. Если бы сосчитать все минуты, которые пропадают у нас каждый день без употребления, насчитались бы целые годы. Сколько добра можно было бы сделать в это время, которое ушло безвозвратно.

Силы наши также принадлежат Богу, и их мы не должны расточать понапрасну на пустое и ненуж­ное. Все они пригодятся для дела Божия. Не будем же тратить их бесполезно, но посвятим Господу.

Мы должны будем ответить перед Богом за все то, что мы получили от Него, за каждую праздную минуту, за каждое лишнее слово Господь с нас взы­щет. Он укажет неумолимо каждой душе, к чему она предназначалась и что ею было утрачено в пусто­словии и праздности.

27 ОКТЯБРЯ

Послужить

«Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20, 28).

Вся жизнь Христа сосредоточена в этих немно­гих словах: «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». Он пришел не принимать что-либо, а все отдавать, именно послужить всему человечеству. Делать добро, забыть Себя совершен­но, служить всякому. И, наконец, «отдать душу Свою для искупления многих».

Вы говорите, что хотите подражать Христу, вы молитесь, чтобы Его образ был запечатлен в вашем сердце. Вот он, этот образ, и подражание Ему до­ступно всякому. «Послужить» – вот что требуется. Для этого не надо уединяться в пустыню, не надо бежать от людей, а, оставаясь среди них, служить им, благословлять их, делать им добро, наконец, если нужно, отдать им самую жизнь.

 

 

 

28 ОКТЯБРЯ

Будет воскресение мертвых

«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и не праведных» (Деян. 24, 15).

Надежда на воскресение из мертвых должна наполнить нас радостью во время нашей земной жизни. Могила – не конец. Мы восстанем вновь к новой, вечной жизни.

Христос не только проповедывал о воскресении мертвых, но Сам сошел в могилу и через три дня вернулся на землю живой. Этим Он доказал воз­можность воскресения. Он, Богочеловек, умер и воскрес, и это стало возможным для всех. Он Своею смертью победил смерть раз и навсегда. Те­перь смерть уже побежденный враг. «Я есмь вос­кресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет!» (Ин. 11, 25), – говорит Христос.

Жизнь наша не прекращается, не прерывается смертью. Дух не умирает, а живет после смерти более полною, более чудною жизнью. Тело одно опускается в могилу, где праведные спят во Христе до воскресения. Их ожидает окончательное пробуж­дение. Восстанут уж не прежние, бренные, грехов­ные, смертные останки человека, а тело обновлен­ное, бесстрастное, которое будет жить во веки со Христом.

 

 

29 ОКТЯБРЯ

Главная задача

«Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь» (Лк. 19, 13).

Мы все исполняем на земле дело, поручен­ное нам Богом. Каждому из нас дан талант для известного употребления. Самая жизнь наша и все, что нам дано с нею, есть талант, нам вверен­ный. Жизнь наша нам не принадлежит, она не для того посылается нам, чтобы только прожить безза­ботно и в довольстве несколько лет на земле; нет, мы должны будем после смерти дать отчет в упо­треблении жизни Тому, от Кого ее получили. Наше дело «употреблять в оборот» все то, что мы имеем, чтобы ничего не пропало.

Часто говорят о важности смертного часа. Но и жизнь сама по себе такое же великое и важное дело. Умирая, мы возвращаем в руки Божии Его дар – жизнь, и если мы прожили достойно, смерть есть победа, освобождение души от телесных, зем­ных уз, пробуждение к новой, полной, истинной жизни. Великая задача прожить так, чтобы все дары Господни были пущены в рост и чтобы в день суда мы могли бесстрашно встретить всевидящее око Господа и дать отчет в употреблении всего, полу­ченного нами при нашем рождении.

 

 

30 ОКТЯБРЯ

Радуйтесь

«Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4).

Слово Божие настаивает на том, чтобы ра­дость преобладала в жизни христианина. Христос желал, чтобы «радость наша была совер­шенна» (Ин. 15, 11).

Апостол Павел убеждает верующих всегда радо­ваться и причисляет радость к плодам Духа Святаго. Духовная радость христианина не шумное веселие; можно и среди горя быть радостным. Это внутренняя, возвышенная радость, стекающая из духовно­го источника, недоступного внешнему миру.

Но не всякий обладает этим источником. Боль­шею частью расположение людей меняется, смотря по обстоятельствам, подымаясь и опускаясь, как ртуть под влиянием атмосферы. Мы должны стре­миться к достижению внутренней радости, неза­висимой от внешних обстоятельств. Один из спо­собов этого – безусловная покорность воле Божией, другой – служение ближнему. Только научив­шись полному самозабвению, научившись служе­нию, можем мы иметь в себе истинную радость. Каждый подвиг любви и самоотвержения усиливает эту радость и дает нам понять настоящую цель жизни.

 

 

31 ОКТЯБРЯ

Воззрим на Иисуса

«Взирая на начальника и соверши­теля веры Иисуса» (Евр. 12, 2).

Все меняется для того, кто взирает на Иисуса. Во временной и вечной жизни, в самой смер­ти, все становится для него утешением, упованием, благословением. Он знает, что он любим и что любит его Господь, в этом вся его сила. Это чувство покрывает все его радости и все печали. Когда мы приближаемся к концу нашего земного странство­вания, когда и дух, и плоть наша изнемогают, тогда в особенности будем взирать на Иисуса очами веры. И, как умирающий мученик Стефан, узрим Иисуса одесную Бога Отца, подкрепляющего верных Своих в последние их минуты.

Когда перед нами раскроется непостижимая нам вечность, когда мы должны будем перешагнуть не­ведомое, тогда с полной верой воззрим на Иисуса, как на единственный верный путь в вечное жилище, единственную дверь, которою мы можем войти в Царство праведных.

Мы, еще страшащиеся смертного часа, укрепим сердца наши мыслью о любви Господа Иисуса к нам. Ободримся. Тот, Кто «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб» (Ин. 3, 16), и Кто готовит нам вечное бла­женство, облегчит нам также и переход из жизни в вечность – быть может, он окажется менее труд­ным, чем мы думаем. Будем стараться жить достой­но, Господь даст нам и достойно умереть в мире.

1 НОЯБРЯ

Сила Воскресения Христова

«Познать Его, и силу Воскресения Его» (Флп. 3. 10).

Христос умер на кресте. Как тяжело было апо­столам, друзьям Его, всем Его ученикам пе­режить это. До последней минуты они надеялись, ожидали чуда, которое должно было отвратить это несчастье. Но нет, неумолимая смерть разрушила все их надежды и обратила во прах все их мечты.

Не случалось ли некоторым из нас испытать неч­то подобное? Не встречались и на нашем жизненном пути необъяснимые события, раздирающие ду­шу испытания, таинственные несообразности, не­разгаданные задачи, в силу которых нам представ­лялось, что солнце померкло и луна не дает света своего? То же, что перечувствовали тогда первые христиане, глядя на гроб, похитивший у них Того, Кто был им всего дороже, – то же повторяется и с нами.

Самые тяжелые удары судьбы обрушиваются на нас неожиданно; среди жизни является смерть, от­нимает у нас самое дорогое, и мы как бы окамене­ваем от горя. Тяжелее всего для учеников Спаси­теля было то, что они по своему скудному разуме­нию могли видеть в этой смерти как бы крушение своих ожиданий. Из Его слов они поняли, что Он Сам был Жизнь и Истина, что, веруя в Него, они не увидят смерти, что Отец пребывает в Нем, – как же могли они объяснить себе Его смерть?

О братия, неужели вы хотите понять пути и наме­рения Божии? Неужели вы ищете причину и объяс­нения всякого события вместо того, чтобы дове­риться Господу? Где же тогда вера ваша? Полное доверие к Нему является только тогда, когда мы ни осязать, ни видеть ничего перед собою не можем. Как часто наше возрождение совершается среди горя, бури, разочарования, разбитых надежд. Умер­щвлением плоти нашей, сокрушением, уничтоже­нием нашей гордости достигается беспрекословное подчинение закону любви.

Воскресение Христа явилось так же внезапно, как землетрясение. Этого ожидали всего меньше – оно казалось невозможным. Однако «сила Воскресения Его» освободит и вас. Оставайтесь тверды во мраке, и свет, сила и любовь озарят вас. Не отказывайтесь от надежды. Вам Он кажется мертвым, но Он во веки живой и возлюбил вас любовью вечною. Ваша победа послужит победою и для других. Господь проявит Свою силу в вас. Люди увидят вашу веру, вашу покорность в испытании, ваше долготерпение, вашу духовную радость среди горя, ваш невозмути­мый мир среди житейских бурь, и они скажут: «Вот плод, вот сила воскресения Его».

Этою силою Христа, совершающейся в вашей немощи, вам дано будет исполнить даже неиспол­нимое и достигнуть недостижимое.

2 НОЯБРЯ

Господь укрепит

«Господь укрепит его на одре бо­лезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его» (Пс. 40, 4).

Вы, может быть, изнемогаете от слабости и бо­лезни, но Господь обещает «укрепить» вас. Обратитесь же к Нему. Вместо того, чтобы жало­ваться людям на вашу судьбу, молитесь, чтобы Он умножил в вас терпение и «изменил» ложе ваше. В болезни особенно устремляйте взор ваш к Гос­поду, Который Один может исцелить вас. Он Один может дать вам силу мужественно переносить вели­чайшие страдания и оставаться твердым среди са­мых ужасных испытаний.

Томитесь ли вы под гнетом ваших физических немощей? Вспомните о тех благодеяниях, которые вы получили от Господа. Спаситель с вами. Он не пошлет испытания сверх ваших сил. Если и люди покинули вас и никто вас не понимает – Он вас не оставит никогда. Удалите от себя всякое сомнение и обратитесь к Нему. Храните в сердце слова Его: «Господь укрепит его на одре болезни». «В день когда я воззвал, ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость» (Пс. 137, 3).

Оставайтесь тверды в вере, и Господь укрепит сердце ваше в час уныния. Не бойтесь, когда темные волны окружают вас, ступите на них, опираясь на Иисуса. Житейское море волнуется вокруг вас и грозит поглотить вас, не бойтесь, с вами Тот, Кто сказал: «Держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: не бойся, – я помогаю тебе» (Ис. 41, 13). Чтобы ни пришлось перенести, чтобы ни тяготело над вами, «Бог – твердыня сердца вашего» и под­держит вас в вашем бессилии. Чем слабее вы будете себя чувствовать, тем большая, небывалая дотоле сила овладеет вами, потому что Господь Всемогу­щий будет с вами. Вы даже и не узнаете всю полноту Его силы, пока не постигнете всей вашей слабости, ибо сила Его в немощи совершается.

 

з ноября

Любовь приближает к Богу

«Доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6, 10)

Мы подражаем Христу только тогда, когда стремимся принести пользу, помочь ближним, сколько-нибудь облегчить их участь, подкре­пить слабых, внести луч света в мрачную жизнь. Каждое дело любви и самозабвения приближает нас к Богу. Не трудно найти тех, кто в нас нуждается, они встречаются нам на каждом шагу, и почти не проходит дня, чтобы Господь не посылал нам случай оказать какую-нибудь помощь нашему ближнему.

Но для того, чтобы всегда быть наготове восполь­зоваться этим случаем, не надо быть поглощенным самим собой. Кто занят собой, своими заботами, своими ощущениями, своими желаниями, у того так суживаются понятия, так ограничивается кругозор, что он уже не видит ничего дальше самого себя и проходит мимо чужого горя, не замечая его.

Напротив, чем глубже рана в нашем сердце, тем оно должно становиться более чутким, более отзыв­чивым к страданиям других. Чужого горя для нас не может быть, всякое горе нам близко, каждому страж­дущему должны мы сострадать и «носить бремена друг друга», забывая о своем бремени.

 

 

4 НОЯБРЯ

От опытности – надежда

«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5, 3, 4).

По мере того, как проходит год за годом, мы, конечно, должны становиться лучше, дос­тойнее. Мы могли разочароваться в наших мечтах, но зато мы постигли яснее, что нам доступно на деле. Если и остыл сколько-нибудь наш юношеский пыл, он заменен более твердою выдержкой; если мы утратили излишнюю чувствительность, зато обрели с годами более прочные качества: силу воли, де­ятельность, истинное снисхождение к ближнему. Если наши физические силы покидают нас – нрав­ственные умножаются. И самые наши скорби неу­жели бесполезны для нас? Нет! Ими мы более при­обрели, чем утратили, если во время скорби Дух Божий обитал в нас!

«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» – надежда на Того, Кто довел нас невредимыми доселе, и, конеч­но, поведет нас далее. Кто в прошлом испытывал и наставлял нас и приготовил сердце наше к воспри­ятию новых испытаний, но и новых радостей. Уже не тех, которые могли привлекать нас в юных летах, но других, более глубоких, более светлых, смысл которых с каждым годом становится нам понятнее.

 

 

5 НОЯБРЯ

Святая скорбь

«И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Гос­подь, и дитя останется живо? а теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12, 22, 23).

Вэтом трогательном случае из жизни Давида, в его скорби проявилась благодать Божия, освящающая ее. Когда скорбь можно назвать свя­тою? Когда мы в ней видим любовь Божию и уве­рены в благом намерении Его о нас. Много бывает горя на свете, кто его не испытал? Но одна скорбь убивает душу, другая вносит в нее жизнь, бодрость и мир. Так и в нас скорбь будет действовать различ­но, смотря по тому, постигаем мы или не постигаем всю святость любви Божьей и благое намерение, с которым Он послал нам эту скорбь.

Для нас недостаточно только скорбеть. Будем мо­литься, чтобы Господь освятил нашу скорбь. Неос­вященная, она будет для нас проклятием, а не бла­гословением; а скорбь святая приближает к Богу, сближает с людьми, одухотворяет сердце, ведет к непорочной жизни и бросает новый свет на бу­дущее, озаряя его видением славы.

Скорбь Давида, смиряя и смягчая его сердце, приблизила его к Господу. Он не мог бежать от Бога, и поспешил к Нему, как к единой надежде, единому прибежищу. Нам кажется подчас, что не было никогда скорби, подобной нашей, и что мы покинуты Богом и людьми. Но мы, как Давид, должны в этой скорби найти Самого Бога. Он явит­ся нам в ней, освятит ее, укроет нас, и под сенью крыл Его мы будем в безопасности.

История Давида рисует нам сначала картину пол­ного отчаяния, когда он заперся в своей печали и не мог видеть никого. Но из этого испытания он выхо­дит обновленный, с сердцем, открытым для своих ближних. Его горе заставило его понять чужую скорбь. Так и наша скорбь не должна удалять нас от наших братьев, но сближать с ними. Мы им можем послужить и через нее.

Вся жизнь переменилась для Давида. Сама печаль получила для него новое значение и открыла ему блаженство в будущем, о котором он не подозревал.

«Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне».

В этих словах слышится радостная надежда, твер­дое упование, заменившее горечь сожаления о про­шлом.

Принеси свою ношу и себя самого к Богу Давида, и Он спасет и поддержит тебя! Жив Господь, прос­тивший кающегося Давида! Он может благословить и нашу скорбь. Он есть «Бог всякого утешения», положись на Него! Молись, чтобы Он освятил твою печаль, молись со смирением, с любовью и упова­нием, и Он скажет тебе: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).

 

 

6 НОЯБРЯ

Созерцание и труд

«Взял Иисус … Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz