… От Него. Чем ближе будем мы жить к Источнику, тем постояннее будем наполняться от Него.

13 МАРТА

Что такое – «усердная любовь»?

«Более же всего, имейте усердную любовь друг к другу» (1 Петр. 4, 8).

Любовь Божия, как любовь совершенная, ве­дет нас к высшему благу, желает для нас прежде всего достижения цели, указанной Госпо­дом.

Итак, вот о какой любви говорит aп. Петр, на­зывая ее «усердною», призывая нас к возрастанию в ней, т. е. к развитию ее в себе. Усердная любовь – значит, которая «долго терпит, не раздражается, не ищет своего, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 5 – 7). Христианская любовь не мечта идеалиста или теория философа, она – действительность, и жизнь должна быть всецело пропитана ею, не в чувстве только, но на деле.

Каким же образом можем мы возрастать в любви? Силой сделать это невозможно. Сила, напротив, убивает любовь. Любовь, так же как и вдохновение, не может быть вызвана нами самими: она приходит извне, т. е. свыше. Но будем помнить, что если нам еще недоступен путь любви, то открыт путь послу­шания Богу, и этим часто достигается любовь. Господь в Своем бесконечном милосердии так создал природу человека, что по мере того, как он испол­няет долг по убеждению, пробуждается в нем и чув­ство. Если в нас нет теплого чувства, не будем ждать, когда оно придет. Начнем и без него делать то, на что двинула бы нас любовь. И делами любви смягчится и согреется наше холодное сердце. Как часто услуга, оказанная ближнему, возбуждает в нас участие к нему. Участие же со временем переходит в сердечную привязанность!

Исцеление сухорукого, о котором читаем в Еван­гелии (Лк. 6, 10), поясняет нам это живым образом. Христос велел больному протянуть к Нему руку, когда она была еще суха и неподвижна. Больной силою веры смог протянуть ее и исцелился.

И мы протянем сухое сердце ко Христу, будем служить ближнему за послушание Богу, пока еще нет любви – и любовь придет.

14 МАРТА

Что такое Причастие?

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

ВТаинстве Евхаристии Христос присутствует всецело. Когда вы в сокрушении сердечном приступаете к сему великому Таинству, Сам Хри­стос невидимо стоит перед вами. Он еще ближе к вам в эту минуту, еще теснее связан с вами, чем те, которые видимо окружают вас. И во Христе мы, хотя еще и странники, запыленные землей, «при­ступаем к Небесному Иерусалиму и к духам правед­ников, достигших совершенства». Это общение даруется нам «Ходатаем Нового Завета Иисусом и Кровью кропления», которая их очистила и нас очищает «от всякого греха» (Евр. 12, 22 – 24).

Очищенные от всего земного, суетного, мы при­ближаемся к уже окончившим свой земной путь. Любовь не умирает, она вечно живет, и любовь эта к нашим дорогим отшедшим составляет живое звено с тем лучшим миром, к которому мы стре­мимся. Многое, касающееся загробного мира, от нас сокрыто, но сильнее всякого вещественного до­казательства живет в душе убеждение бессмертия, которое дает нам силу переносить разлуку с умер­шими, уповая на несомненное свидание за гробом и на вечное соединение.

15 МАРТА

Путь прозревших слепцов

«И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18, 43).

Неоднократно рассказывается в Евангелии о совершенных Спасителем чудесах над слепыми. Прозревшие слепые последовали за Хрис­том. Они уже не могли оставаться вдали от Даровав­шего им зрение, их неудержимо влекло к Нему, куда бы Он ни шел. Итак, когда духовные очи наши открываются к истине, мы уже не можем оставаться во мраке, нас влечет к свету, ко Христу.

Пойдем и мы туда, куда пошли прозревшие слеп­цы. Господь совершает и над нами то же чудо. Он открывает наши духовные очи, озаряет Своим Све­том нашу душу. Пойдем же и мы за Ним, оставив за собою всю нашу греховную жизнь и тот мрак, в ко­тором мы блуждали до сих пор.

«Он пошел за Ним, славя Бога». Такая же хвала, такая же глубокая благодарность за прозревшие очи должна наполнять и нашу душу. Прозрев к истине, мы пойдем за Христом, не смущаясь испытаниями, затруднениями, соблазнами. Для прозревших, взирающих на Него, путь всегда будет светел и ясен и приведет к тихому пристанищу, к царству вечной любви.

16 МАРТА

Чаша Христова

«Неужели Мне не пить чаши, ко­торую дал Мне Отец»? (Ин. 18, 11).

Одвух чашах говорится нам в Евангелии. Од­ну подал Спаситель Своим ученикам за тай­ною Вечерею, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20). Эта чаша предвозвещала Его крестную смерть, пролитие пречистой крови Его за наши грехи и Но­вый Завет любви, которую эта кровь запечатлела. Она была уже полна грядущего страдания.

Вторая чаша была подана Ему Отцом и означала наступившее страдание. «Отче... пронеси чашу сию мимо Меня» (Мк. 14, 36), – было сказано в ту минуту, когда весь грех человеческий был возложен на безгрешного Искупителя, и священная Глава Его склонилась до земли под этим гнетом. Но вскоре последовал другой возглас: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). И эта воля совершилась. Чаша искупительного страдания была испита до дна, и от чаши, поданной на Тайной Вечери, вновь и вновь через все века вкушают христиане, «воз­вещая этим смерть Господню, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26).

К участию в Его страданиях призываются все верующие. Пречистой кровию омываются грехи и, приобщаясь Его страданию, душа соединяется со Христом и хочет жить с Ним и для Него. Жизнь для Него включает в себя и долю страдания, но этого страдания, названного апостолом даже «огненным испытанием», душа «не чуждается» (1 Петр. 4, 12), потому что оно посылается рукой любви и сострада­ет ему Сам Христос.

17 МАРТА

Воззови ко Господу

«Близок Господь ко всем призыва­ющим Его» (Пс. 144, 18).

«Из глубины взываю к Тебе, Гос­поди» (Пс. 129, 1).

Когда ты, погруженный в бездну сомнения и греха, тщетно ищешь проблеска света – воззови к Самому Господу Иисусу, Он услышит тебя! Иди к нему Самому, к Источнику воды живой. Зачем искать утешения и поддержки у земных созда­ний, когда мы можем искать их у Самого Создателя? Пойдем же к Нему и воззовем к Нему, из самой глубины нашего отчаяния; будем взывать день и ночь, неотступно, неустанно, из бездны нашего бессилия, нашей немощи – к Его всемогуществу.

Всякий из нас имеет право «приступить с дерзно­вением к престолу благодати, чтобы получить ми­лость и обрести благодать для благовременной по­мощи» (Евр. 4, 16). Благодать эта дана каждому, самому слабому, самому грешному, самому немощ­ному. Ибо «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс. 144, 18), и когда они «возопиют к Нему, Он услышит вопль их
(Ис. 22, 23).

18 марта

Духовной жаждою томим...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

Духовную жажду испытывают многие. И те, кто недовольны собою, кого терзают неудовлетво­ренные мечты и стремления, и те, кто не находит применения своим силам, кому обязанности кажутся непосильными, сомнения неразрешимыми. Эти люди были бы готовы на всякую жертву, на всякую перемену в жизни, на всякое нравственное потрясение, лишь бы все это их очистило и исполнило любовью и сострада­нием ко всему человечеству.

Тот, кто возбудил в нас духовную жажду, несом­ненно Сам и утолит ее. Для всех алчущих и жаждущих есть у Него слово утешения и ободрения; они блаженны, ибо насытятся; слово Божие обмануть их не может.

Кто имеет духовную жажду, тот найдет утоление. Вы, желающие быть лучшими людьми, вы, стре­мящиеся ко всему прекрасному, будете удовле­творены, если пойдете к Тому, Кто сказал: «Иди ко Мне и пей». Что произошло, когда эти слова впервые были сказаны на земле ясно и громко Самим Сыном Божиим? Ни одна душа не двинулась к Нему! Стали рассуждать между собой, даже ссориться; разбирали Его происхождение, Его слова, но на прямой, определенный, личный зов Его никто не откликнулся!

То же самое происходит и теперь. Люди остаются неудовлетворенными, потому что хоть и говорят, может быть, о Христе, но не идут к Нему сердцем, чтобы принять от Него ту воду живую, которая всякую жажду утолит навсегда.

19 МАРТА

Жатва вечной жизни

«Сеющий в дух, от Духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8).

Семя, сеянное нами, семя раскаяния, семя смирения, семя наших воздыханий и моль­бы о помощи пустит корни, возрастет и принесет плод, неведомо для нас самих, не тогда, когда мы этого ожидаем, а во время, назначенное Господом. Мы, быть может, изнемогаем на пути, унываем и падаем духом, ослабевшие очи наши ждут явле­ния Господа «более, чем стражи утра»; но, как стражи утра и мы дождемся этого света, который должен воссиять и рассеять мрак самой длинной ночи. Как несомненно то, что каждое утро загора­ется заря и восходит солнце, так и над нами взойдет солнце правды, побеждающее всякое зло, – и Господь избавит нас, взывающих к Нему об избавлении. «Долготерпите, и вы укрепите сердца ваши» (Иак. 5, 8), настанет жатва вечной жизни, и тогда найдется в целости всякое зерно, посеянное в Духе Христовом и для славы Его.

20 МАРТА

Прежде всего является благодать

«Благодать же Господа нашего Ии­суса Христа открылась во мне обиль­но, с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1, 14).

Заметим, как поучительна последовательность этих трех выражений: благодать, вера и лю­бовь.

Прежде всего, является благодать как противоположность всякого личного нашего достоинства и как удовлетворение всех наших желаний и по­требностей. Вся наша надежда заключается в од­ной благодати Божией, которая дается и нам, не­достойным, по Божией любви и милосердию. Сам Христос есть живое воплощение и ясное выраже­ние этой любви.

Апостол Павел, вспоминая историю своего об­ращения, приписывает его единственно всесильной благодати Божией. Он говорит, что благодать эта «открылась в нем обильно»; хотя грех его был ве­лик, но любовь Божия превзошла его и покрыла его преизбытком благодати Своей. Ап. Павел этого ни­когда не забывал. Сознание этого было основою его великого смирения. И вера вселилась в его сердце вместо неверия: не только общее, бессознательное чувство упования на Бога, но живая, твердая вера в живого Спасителя, Господа нашего Иисуса Хри­ста. И вместе с этой пламенной верой возгорелась любовь к живому Спасителю. Будем же и мы неот­ступно молить Господа об этих дарах, и открывшая­ся в нас благодать да наполнит все наше существо. Она изменит для нас все, смягчит гнетущую нас скорбь и даст нам новые силы.

21 МАРТА

Кто может нам помочь?

«Сам Он претерпел, быв искушен» (Евр. 2, 18).

Мучает ли нас искушение, тревожат ли со­мне-ния, пойдем с ними прямо к Тому, Кто, «быв искушен, может и искушаемым помочь».

Пойдем со всеми гнетущими нас мыслями, кото­рых мы стыдимся и которые ненавидим, – теми мыслями, которые мы не могли бы высказать ни­кому, – и выскажем их Тому Единому, Кто может помочь, потому что и Он претерпел искушение.

С глубоким чувством сокрушения, в сознании своего греха, пойдем к Иисусу, Который пришел призвать «не праведников, а грешников к покая­нию» (Мф. 9, 13). Не будем медлить, не будем откладывать ни на минуту, пойдем сейчас, изольем всю душу нашу пред Ним, выплачем пред Ним все наши слезы, возлюбим Его много, чтобы многое нам было прощено (Лк. 7, 47).

Тогда все сомнения наши исчезнут, мы победим искушение, и «Господь нас исполнит и преиспол­нит любовию друг к другу и ко всем, чтобы утвер­дить сердца наши непорочными во святыни пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа на­шего Иисуса Христа, со всеми святыми Его» (1 Фес. 3, 12 – 13).

22 МАРТА

Как обрести Божий кров?

«Живущий под кровом Всевыш­него, под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (Пс. 90, 1 2).

Милосердый Господь принимает с любовью всякого приходящего к Нему. Одни, как нищие, останавливаются у порога Его дома и стара­ются наполнить корзину свою только крохами, и их Он не отпускает с пустыми руками. Другие доволь­ствуются положением слуг; они живут в Его доме, стараются исполнять Его волю, имеют с Ним сно­шение, но, исполнив назначенный им труд, не отдыхают внутри жилища Его, а переходят к своим делам.

Есть, наконец, и дети Божии; эти всегда пребы­вают с Ним, они живут в Его присутствии, всегда у Него дома, знают сердце Его, и им Он говорит: «сын Мой, ты всегда со Мною, и все Мое – твое».

Пусть каждый спросит у себя, кто он – проси­тель, слуга или сын. Слова псалма написаны чело­веком, который «пребывает» с Господом. Нашел в Боге покой, удовлетворение души и родной кров. Лишь тот, кто ищет, – найдет этот кров, эту благо­дать, о которой всякий может сказать: «она будет моею, я взыщу усердно, пока не найду ее». Но нерадивое сердце этого никогда не достигнет. Гос­подь призывает всех нас к Себе, как детей Своих, Он предлагает нам кров Свой и под сенью Своей дает успокоение. Поспешим же укрыться в этом верном пристанище от злого веяния соблазна, от бури сомнения, от греха, от искушения, и, пребывая в нем, мы найдем мир и покой душам нашим.

23 МАРТА

Как следует угождать ближнему?

«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию» (Рим. 15, 2).

Обязанность угождать нашему ближнему прямо истекает из великого учения о любви христианской; но о чем должны мы стараться и к чему стремиться, угождая ему? Любовь наша, конечно, не должна выражаться в потворстве вся­кой прихоти или в бессмысленной похвале, дающей пищу самомнению. Во всех наших словах и дей­ствиях и в отношениях наших с ближними мы всегда должны иметь в виду исключительно то, что может служить им «во благо, к назиданию».

В земной жизни Спасителя мы видим живой при­мер этой любви, соединенной с твердостью. Спаси­тель всем желал добра, от Него веяло благостью и кротостью. Однако Он никогда не уклонялся от правды, справедливо и прямо обличал зло. Смысл Его слов всегда был ясен, и окружающие Его знали, что ни малейший оттенок зла не ускользнет от Него. Подражая этой всеобъемлющей любви Христовой, мы научимся угождать нашему ближнему не во вред ему, а на пользу. Смирением пусть дышит каждое наше слово и каждый поступок, и если придется сделать необходимое замечание, пусть оно будет сказано в духе кротости, смягчающем все то, что могло бы причинить боль. Будем остерегаться ка­ким-нибудь необдуманным словом оттолкнуть от себя того, кому мы хотим помочь.

Назидать – значит созидать, и такова цель ис­тинной любви. Соприкасаясь нашей жизнью с жиз­нью ближних наших, будем помнить, что Господь посылает нас быть благословением всюду, куда бы мы ни пошли, и всюду, в лице ближнего, мы долж­ны исполнить что-либо для Самого Господа. Поэ­тому мы должны постоянно искать случая делать добро и всегда быть готовыми отказаться от нашей воли в пользу ближнего. Не забудем, что то же Св. Писание, которое учит нас «угождать», говорит нам, чтобы мы не были «человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф. 6, 6). Воля Божия должна управлять нашим служением людям, тогда только оно будет им истин­но во благо.

24 МАРТА

Дающий радость

«Пойте Господу, живущему на Си­оне, возвещайте между народами дела Его» (Пс. 9, 12).

«Рабы Мои будут петь от сердеч­ной радости» (Ис. 65, 14).

На стене старинного замка – так гласит преда­ние – висел старый, запыленный, сломан­ный инструмент. Употребление его никому не было известно и, несмотря на все старания, никто не мог извлечь из него ни единого звука! Однажды странник зашел в ворота замка и, увидав висящий на стене предмет, снял его со стены, стал бережно стирать с него пыль и нежною рукою поправлять порванные струны. И так долго безгласные струны зазвучали вновь, под его рукой полились восхитительные звуки, проникающие до глубины души. То был хозяин за­мка, вернувшийся домой после долгого отсутствия.

Каждому понятен тайный смысл этой легенды: душа человеческая подобна этой арфе. Она разбита, запылена, безмолвна, пока до нее не дотронется рука Создателя.

Молчат ли струны вашей души? Заглохло ли вся­кое хваление, исчезла ли всякая радость? Раство­рите широко двери сердца Христу. Впустите Его к себе, и Он своей любящей рукой очистит ваши душевные струны от всякой пыли, нанесенной гре­хом, восстановит все разрушенное, разбитое в ва­шем сердце; все неправильные звуки сольются тогда в одну чудную гармонию и радостная, торжествую­щая, хвалебная песнь будет звучать непрестанно в обновленной душе.

25 МАРТА

Благовещение

«Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Пресвятая Дева Мария представляет пример полной покорности, бесконечного смире­ния. Возвещенная Ей Ангелом «благая весть» долж­на была поразить Ее, как нечто неожиданное, неиз­вестное, великое и устрашающее в своем величии. В предвещанном событии все для Нее ново, и мож­но было ожидать, что неподготовленная душа юной Девы или смутится, или возгордится при такой ис­ключительной судьбе, открывающейся перед Нею. Но ни смущения, ни гордости не явилось в чистом сердце Пресвятой Девы Марии. Повергаясь во прах перед Всевышним, уничтожая Себя, забывая Себя совершенно, Она отвечает одним словом, одним порывом: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Как редко упоминается о Пресвятой Деве во всей земной жизни Спасителя! После Рождества Хри­стова мы ее видим лишь тогда, когда Он, Отроком, учил во храме, потом на браке в Кане Галилейской и затем уже у подножия Креста. Матерь Божия как бы стушевывается, не проявляет Себя ничем в гла­зах человеческих, зато перед Богом Она стоит всегда на высоте Своего святого призвания. Она благо­словенна пред всеми женами навеки. Тайный под­виг любви и самоотвержения, скрытый от челове­ческих глаз, не понятый ими, но великий в своем смирении, есть и теперь перед Богом гораздо боль­шая заслуга, чем доброе дело, стоящее на виду и вы­зывающее людскую похвалу и одобрение.

26 МАРТА

Господь не отринет

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).

Вот что возвещается нам в Таинстве Причаще­ния. Несмотря на наши бесчисленные грехи и падения, на наше недостоинство, мы можем полу­чить жизнь вечную верою в Господа нашего. Каж­дому из нас, как блудному сыну, открыта дверь в родительский дом. И Отец Небесный готов с неиз­менной любовью встретить нас, «когда мы еще да­леко», лишь только мы воскликнем в сердце нашем: «Отче, я согрешил против неба и перед Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим»! Не только раз навсегда, а снова и снова, ежедневно и ежечасно, мы можем к Нему обращаться и никог­да не будем отвергнуты. Голос Господа возвещает нам в великом Таинстве Причащения, чтобы мы приступали к Нему, надеясь не на свою правед­ность, но на Того, «Который сделался для нас от Бога праведностью».

Мы недостойны поднять и крохи, падающей со святой трапезы, а Он предлагает нам Свое святое Тело и Свою святую Кровь, омывая нас от грехов этою Божественною Кровью, чтобы мы пребывали в Нем и Он в нас навеки.

27 МАРТА

Агнец Божий

«Пасха наша – Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Древняя Пасха была лишь прообразом чего-то луч-шего. Ветхозаветный агнец возвещал беспорочного Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира. Так и Тайная Вечеря есть обещание высшего блаженства, вечной вечери любви, которой уже не будет конца.

После трудного ночного плавания апостолов ожи­дало на берегу приготовленное для них Спасителем подкрепление. Так и нас Он подкрепляет на пути, питая Своею любовью. Утомленные, подавленные горем, изнемогающие в жизненной борьбе, мы на­ходим утешение, подкрепление и пищу для нашей души. Принимая с благоговением это святое Таин­ство, мы предвкушаем блаженство той минуты, ког­да окончится наше земное поприще. Тогда, испол­нив возложенный на нас труд, мы удостоимся узреть светлый образ Христа, протягивающего к нам Руки с того берега, где нас ожидает «брачная вечеря Агнца» (Откр. 19, 9); и мы приобщимся вечному, нескончаемому блаженству.

Итак, «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Очис­тим старую закваску, предадим на смерть старые грехи наши, старые привычки силою Спасителя, Который был заклан и призывает нас умереть для греха и жить для праведности.

28 МАРТА

Закон любви

«Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14, 15).

Законом всей нашей жизни должна быть лю­бовь; любовь должна решать все вопросы. На­ша свобода действий должна останавливаться там, где мы можем огорчить нашего брата. Апостол Па­вел, признавая вполне, что само по себе ничто не может быть нечистым, однако, по любви к братиям, советует не есть мяса из уважения к мнению других, чтобы «ради пищи не разрушить дела Божия» (Рим. 14, 20). Мы свободны употреблять всякую пищу, но по любви готовы отказаться от нее. Мы никогда не должны забывать ближних. Думая постоянно об их благе, мы учимся их интересы ставить выше своих, оставаясь свободными, подчинять эту свободу выс­шему закону – закону любви.

«Никто из нас не живет для себя» (Рим. 14, 7): всякий поступок влияет на ближних во благо или во вред и имеет гораздо большее значение, чем мы предполагаем. Если даже качеством пищи можно «погубить брата», то тем более недобрым и лживым словом, резким суждением, дурным примером или советом. Поэтому «поступайте осторожно, не как неразумные, а как мудрые» (Еф. 5, 15).

29 МАРТА

Как устоять?

«Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою» (Деян. 26, 22).

Апостол Павел провел почти 25 лет среди вра­гов в мужественной борьбе за правду, никог­да не унывая, никогда не уклоняясь от прямого пути. И вот, свидетельствуя перед царем Агриппой, что он и теперь стоит твердо, непоколебимо на камне веры, он не приписывает себе ничего, а прямо и открыто признает, что во все эти тяжелые годы была ему помощь от Господа.

Вступив на христианский путь, часто смотришь со страхом на предстоящее жизненное поприще, предвидишь многие опасности впереди и боишься, подвергаясь искушениям, не устоять в своей вере до конца. Но в этих словах апостола каждый най­дет опору. Помощь от Бога дана будет на каждый день, на каждый подвиг, на каждый опасный шаг жизни. Надо только, день за днем, уповать на Господа, оставаясь верным Ему, и помощь Его придет непременно. Она никогда не изменит нам, придет в ту самую минуту, когда всего нужнее.

Но, чтобы получить эту помощь, надо, не колеб­лясь, храбро идти вперед, исполняя свой долг с мо­литвою, в полной уверенности, что на молитву бу­дет ответ. Помощь Божия дана будет только тогда, когда мы будем исполнять волю Божию.

Люди привыкли к падениям и смотрят на них довольно равнодушно, как на неизбежную принад­лежность жизни. Упасть в тот или другой грех и не встать считается естественным. Божие назначение человеку – стоять твердо и непоколебимо на том Камне, который есть Христос.

30 МАРТА

Благодарность

«За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия» (1 Фес. 5, 18).

Что может облегчить и возвысить нашу душу, разогнать уныние и даже сомнение? Что мо­жет ободрить нас на жизненном пути? Благодаре­ние – т. е. сознательная, живая, сердечная благо­дарность Богу за все.

Один человек верующий часто предавался уны­нию, тем не исполняя воли Божией, о которой говорит апостол Павел. Ему кто-то посоветовал за­писывать в особой книжечке все милости, которые посылал ему Господь. Через несколько месяцев вся книжка была полна. Милости, так быстро забыва­емые, начертались на бумаге и на сердце, но уныние, все-таки, иной раз охватывало его душу. «Сто­ило мне тогда, – говорил он, – лишь заглянуть в мою книжку, вновь окунуться в испытанную мною любовь Божию, чтобы мгновенно рассеялись все тучи: теплой волной радости и упования перепол­нялось сердце и хотелось только благодарить и сла­вить Бога без конца».

Да, но не все посылаемое Богом кажется нам милостью: иное кажется тягостью, бременем непо­сильным; и тут благодарение сменяется жалобой.

Пойми, верующая душа, что все без исключения в жизни твоей – милость, под каким бы черным покрывалом она ни являлась. Пусть вера приподы­мет покрывало, и милость тебе явится и проникнет в тебя. Так было с царем Езекией, когда он, припо­миная пережитое испытание, говорил: «Вот, во благо была мне сильная горесть, и мы во все дни жизни нашей будем воспевать песни в доме Господ­нем, ибо во всем этом жизнь моего духа» (Ис. 37, 14). Всякая скорбь, всякая теснота и труд посланы, чтобы усилить жизнь нашего духа, который научает­ся благодарить и за то, что заставляло нас плакать, потому что это же самое научило нас хвалить.

31 МАРТА

Возрождение

«Я есмь Лоза, а вы ветви» (Ин. 15, 5).

Посмотрите весной на виноградник, где рядами тянутся черные, сухие ветки, на вид безжизненные, некрасивые, которые, однако, в будущем принесут плоды. Глядя со вниманием на них, мы найдем новое значение в словах Спасителя: «Я есмь Лоза, а вы ветви». В них выражается не только отношение каждой ветки к древесному стволу, не только живительное свойство виноград­ного плода, не только очищение ствола от сухих, негодных веток и сжигание их. Кроме всего этого, слова Спасителя указывают на кажущуюся смерть лозы, лишенной всякой красы, высохшей, обречен­ной на длинный зимний сон. После этого сна лоза возрождается вновь и внутренней, всепобеждающей жизненной силой рождает новые ветки, пускает новые ростки в бесконечном множестве по всему стволу. Здесь мы видим в пророческих словах Спа­сителя прообраз Церкви Его, возродившейся из вос­кресшего тела Господа, навеки давшего ей жизнь бесконечную.

Божественная Лоза поддерживает жизнь не только в крепких, более видных ветвях, но и в каждом отдельном маленьком ростке. Радуйся, Его Церковь, что тебе надлежит, крепко держась Его, принести много плода! Радуйтесь и отдельные ветви, одинокие души, отрезанные почему-нибудь от видимого обще­ния с другими, что и вас держит, кормит и очищает эта же Лоза и что силою Христа, в вас пребывающе­го, вы можете возрастать в Нем и прославлять Его.

1 АПРЕЛЯ

Сегодня поражение, завтра победа

«Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27, 66).

Бывают времена мрачные, тяжелые, когда по-видимому торжествует власть тьмы и победа будто бы на стороне врагов Христа. Господь допус­кает пригвождение Сына Божия ко кресту, положе­ние Его во гроб, и сама могила закрывается над Ним как бы навсегда – мы видим лишь большой камень и печать над этой могилой. Перед этим зрелищем скорбят апостолы.

Часто кажется и нам, что наша вера поругана, побеждена... Голос Божий не раздается, мы Его не слышим при совершающемся беззаконии; свет за­стилается густым мраком, грубая вражья сила по­беждает справедливость и правду. В унынии, с болью в сердце, апостолы Христа недоумевают – почему Учитель их дал прикрыть себя могильным камнем?

Сегодня поражение, завтра победа; и если в ис­тории народов, по множеству грехов человеческих, Христос представляется нам чаще побежденным, чем победителем, – будем верить, что после много­летней власти зла настанет видимое, полное тор­жество увенчанного Славою Иисуса, перед Кото­рым «преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 10).

Каждый из нас, повторяя ежедневно, «да приидет Царствие Твое», может ускорить это время, приняв владычество Христа в свое сердце и умножая число тех, которые среди господства греха и плоти пре­клоняются всем своим существом и всею жизнью перед Иисусом Христом.

2 АПРЕЛЯ

Встань на помощь другим

«Моисей, раб Мой, умер; итак, встань» (Иис. Нав. 1, 2).

Едва ли Иисус Навин в минуту поразившего всех горя чувствовал себя в силах повиновать­ся Богу и сразу предстать пред толпой. У людей обыкновенно является естественная потребность отдаться сперва в одиночестве своей скорби. Потря­сенные внезапным ударом, они большею частью нуждаются в тишине и одиночестве, потребность эта от невольного страха перед минутой возвраще­ния к жизни. Одиночество, пустота захватывают душу. Долго жили вместе, все делили, а теперь один взят, а другой оставлен! Оставлен без поддержки, без земной опоры! Как сжимается при этом сердце; как хочется спрятаться от людей, пока не пройдет первый приступ жгучего горя!

Однако Господь зовет и нас, как Он звал Иисуса Навина, встать и следовать за Ним. Сколько мы ни будем лелеять наше горе, мы его не вылечим. Одно средство исцелить сердечную рану – обратить ее к Господу, забыться в Нем и встать, во Имя Его, на помощь другим. И заметим, что Господь не велит этому преемнику Моисея встать одному – Он говорит: «Я буду с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя». Я заполню пустое место; Я не только не оставлю, но не отступлю от тебя ни на шаг, только встань и иди служить Мне. Простирайся вперед, не страшись будущего. Вся твоя крепость, защита, муд­рость, бодрость, утешение – в этом: «Я с тобой!»

Встанем и мы и пойдем за Ним. Предадим Ему нашу скорбь и пойдем с Ним навстречу мировой скорби. Придется идти вдоль потока неисчислимых человеческих горестей; там мы похороним наше личное горе – и будем «утешать других тем утеше­нием, которым утешил нас Бог» (2 Кор. 1, 4).

3 АПРЕЛЯ

Бог долго терпит.

«Ты это делал, и Я молчал» (Пс. 49, 21).

Это говорит Господь. Он молчал, и ты поэ­тому воображал, что Он не замечает, что тот или другой грех может укрыться от Него и остаться без последствий. «Не скоро совершается суд над худыми делами, – говорит Священное Писание, – от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл. 8, 11).

До поры до времени позволяет Бог плевелам рас­ти вместе с пшеницей, но придет время, когда Он заговорит и, припоминая человеку все то, что он забывал, скажет ему: «Ты это делал». И теперь уже говорит с нами слово Божие, ясно обличая наши грехи; говорят с нами также жизнь и опыт, сталкивая нас с последствиями того или другого греха. Началось с малого: тонкой ниточкой сперва обвила тебя та или другая дурная привычка, и теперь эта тонкая ниточка превратилась в толстую веревку, которая связала тебя по рукам и по ногам. В детях твоих, в ближних, в делах твоих тебе встречаются следы твоих грехов и говорят тебе: «Ты это делал»; но ты отворачиваешься и грешишь дальше. Нако­нец, обличающий голос Божий прозвучит в беспеч­ной душе твоей, и ты услышишь от Него не толь-
­ко – «ты это делал», но и – «изобличу тебя и пред­ставлю перед глаза твои грехи твои; уразумейте это – забывающие Бога».

Внемли этому Голосу, он тебе правду говорит, и припади в сердечном покаянии и сокрушении к тому любящему Господу, Который обличает тебя, чтобы ты уразумел. Он может и хочет беззакония твои простить и изгладить и, дав тебе новое сердце, поставить тебя на «путь новый и живой».

 

 

 

4 АПРЕЛЯ

Жить по вере

«Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5).

Ежедневно и ежечасно мы должны исповедывать нашу веру.

Для этого нет необходимости высказывать ее сло­вами, проповедывать и наставлять: лучшая пропо­ведь выражается жизнью, каждым поступком чело­века, отношением его ко всему окружающему. Мы, конечно, должны постоянно сознавать, как нужда­емся в укреплении нашей веры. Твердая, непоколе­бимая вера нужна нам для противодействия всем препятствиям, которые постоянно возникают на на­шем пути. Страшно подумать, как мало веры между людьми! Как вера эта несовершенна, как она холод­на, как часто люди готовы отказаться от нее! Однако никакие доводы, никакие философские рассужде­ния не устоят против веры истинной. «Сия победа, победившая мир, есть вера наша!» (1 Ин. 5, 4).

По делам нашим узнают нас; будем же непоколе­бимы в нашем намерении жить по вере нашей, чтобы от бездействия, от бесплодности она не оску­дела. Чувствуя всю немощь нашу, в минуты колеба­ния, в минуты изнеможения будем неотступно про­сить Отца нашего Небесного: «Умножь в нас веру!»

Молясь об этом, необходимо приводить в дей­ствие то, что нам уже дано, и тогда оно умножится и окрепнет. Вера производит послушание, а от по­слушания возрастает вера. Вера также порождает и познание, и уверенность. Сначала трепетно, робко вступаешь на путь, где все подкрепление заключает­ся в невидимом, но постепенно, возрастая в опыте, возрастаешь и в познании. Почва крепнет под но­гами, они ступают более твердо и уверенно, и уста уже без колебания и сомнения говорят: «Я знаю, в Кого я уверовал» (2 Тим. 1, 12).

5 АПРЕЛЯ

Следуй за Мною

«Проходя оттуда, Иисус увидел че­ловека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною» (Мф. 9, 9).

Ик нам тоже Спаситель обращается с этим зовом: «Следуй за Мною». Он находит нас, где бы мы ни были, и Его голос звучит в глубине нашей совести. Нам остается только ответить на этот призыв – в… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz