ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОБРАГО ИМЕНИ

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ  

 Архиепископ Брянский Антоний (Михайловский Иоанн Ильич  1889-1976гг.) ошибочно и часто намеренно именуемый Голынским Тихоном Ивановичем, кем он никогда не являлся(Тихон - духовный сын будущего владыки, который пошел на расстрел вместо него.)

По благословению келейницы Владыки схиигумении Антонии на этом сайте размещены неискаженные труды архиепископа Антония Михайловского.

 ВАШ  БОГОМОЛЕЦ  СМИРЕННЫЙ  СТАРЕЦ

Братья и сестры, обратите внимание!

Книги под редакцией Николая Новикова.изд."Отчий дом" и аналогичные перепечатки иных издательств печатаются с искажениями. С 1999 Новиков издаёт книгу "О молитве Иисусовой" под привлекательными своими названиями:-"Путь умного делания","Подвиг в миру", О молитве Иисусовой (Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского), но только в своём изложении.  Внес значительные искажения в текст, почти полностью перефразировав его и, ко всему, являясь притворным "почитателем" владыки Антония и его чад, безсовестно присвоил себе авторство, полагая,что никто не будет защищать владыку по причине противоречивости фактов его биографии.

Когда сохранившиеся рукописи сверили с изданием Новикова, только тогда (в 2007 г.) обнаружили подлог. В предисловии к своему изданию Новиков говорит о списках со значительными искажениями и произвольными вставками,что в реальности не соответствует действительности. Если же какой список и был с ошибками, то это не дает никакого права Новикову полностью изменять авторский текст и стиль изложения и присваивать себе авторство. 

Переписывали труд чада владыки, и он сам проверял списки и исправлял ошибки, и только тогда благословлял читать. Такие списки сохранились.  Выводы делайте сами.

 В последнем своем  издании 2011года Новиков уже помещает имя священника Антония Голынского,а не архиепископа Антония Голынского-Михайловского как в 1999 г. попросту считая его лжеепископом, а себя при этом именует автором-составителем во всех изданиях с 2000 года..то есть, именем настоящего автора он привлекает внимание читателя к этому труду, а в реальности предлагает нам уже искаженную, т.е. негодную именно для руководства свою переработку. Это целенаправленный обман верующих и нас-почитателей почившего владыки, и ищущих пользы от его трудов . Вопрос о деятельности Новикова и присвоении им труда Владыки уже рассматривается в издательском совете МП. 

  А польза от труда Владыки,испорченного Новиковым, весьма сомнительна, особенно для тех, кто о его искажении даже не подозревают.

Неким почитателем владыки написан акафист и размещен в сети интернет. Читать его не рекомендуем, так как лагословение на его написание хитро выпрошено. Автор акафиста неоднократно отлучался от причастия за самочинную околоцерковную деятельность..(которая, впрочем, не имеет ничего общего с почитанием Владыки) 

Просим св. молитв.


Контакты

Адрес: Ukraine


E-mail: a.mihaylovskiy@narod.ru

1 ЯНВАРЯ

Я обязан образумиться

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел ис­кать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год при­хожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему: господин! Оставь ее и на этот год...» (Лк. 13, 6-8).

Вэтих словах есть намек на предыдущие годы. Не в первый раз Хозяин виноградника об­ращает внимание на смоковницу, и не впервые Он тщетно ищет на ней плода. Быть может, и я, в преж­ние годы, не сумел достаточно усовершенствовать­ся? Я тоже, быть может, не сумел воспользоваться представляющимся случаем к добру и, как эта смо­ковница, не оправдал ожидания моего Хозяина? Неужели же и в этом году будет повторение того же самого? В прошедшие годы много было потеряно времени, много случаев было пропущено, мало бы­ло ответов на призывы моего Господина! Оглядываясь назад, на все эти годы, я должен сознаться, что они прошли вполне бесплодно! Неужели же и этот год будет подобен прошлым бесплодным годам?

Нет, чем меньше остается мне времени для ис­полнения воли Божией, чем ближе я подвигаюсь к концу, тем более я обязан образумиться, очнуться и многое изменить в моей жизни! Перебирая в уме все прошлое, я не могу не вспомнить о тех бесчис­ленных благодеяниях, которыми осыпал меня Гос­подь. Как же мне не надеяться, что в этом году Он меня не оставит Своею любовью, Своим милосер­дием? Что бы ни ожидало меня в будущем, я не сомневаюсь, что Господь Сам направит каждый мой шаг, и потому, в полном уповании, переступаю по­рог начинающегося года.

Спрошу себя только – как я провел прошедший год? Я начинал его с усердными обещаниями, с луч­шими намерениями, но они скоро испарились, и я провел его без пользы, ничего в нем не приобрел, не двинулся вперед! О, Господи! Не дай мне повто­рить то же самое «и на этот год»! Помоги принести Тебе плод, в терпении и смирении сердца моего!

2 ЯНВАРЯ

Приметы Царствия Божия

«И сказал им Иисус в ответ: «пой­дите скажите Иоанну, что вы видели и слышали» (Лк. 7, 22).

Иоанн Креститель, тот, про которого Хри­стос Сам сказал, что он был «светильник светящий и горящий» (Ин. 5, 35), томился в тем­нице правды ради. Верный, неподкупный свидетель Божий прогневил своею искренностью и смелым обличением греха порочного царя, и тот лишил его свободы, после того как раньше слушал его с удо­вольствием, и заключил его в тюрьму. Да, пока Иоанн не касался его лично, Ирод готов был вос­хвалять его, но лишь только огненное, обличитель­ное слово Божией правды задело его и его греховную жизнь, он стал врагом Божьему посланнику.

И теперь бывает то же самое: люди восхваляют слово Божие, доколе оно не станет свидетелем про­тив грехов их. Лишь только душа почувствует об­личение и не захочет покаяться и удалить от себя грех, она отталкивает то Евангелие, которое ее сму­тило и, не желая покориться, возмущается.

Иоанн покорился несправедливому приговору, несомненно, потому, что за произволом человека он увидел волю Божию, которая допустила это испыта­ние. Но туча сомнения пронеслась над душой его, и скорбные ученики его пришли передать об этом Иисусу.

Иисус твердо надеется на Своего Предтечу; знает, что эта временная туча скоро минует и что за крова­вым исходом этой жизни последует вечная слава. Он знает, что сильный дух Иоанна и теперь гораздо более занят Царствием Божиим, нежели своею лич­ною участью, и посылает ему ответ достойный его: «Пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слыша­ли: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют». Вот они, приметы и прояв­ления того Царствия Божия, которое ты пришел возвестить. А тебе, мученик, какое же слово? «Бла­жен, кто не соблазнится о Мне».

Господь видит, что ты не соблазнишься, что пре­терпишь до конца, и называет тебя блаженным. А по отшествии учеников Иоанна Он продолжает речь о нем, говоря, что он «больше пророка», что он тот, о котором написано: «вот я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим». Блажен, кто не соблаз­нится, даже когда не видит собственного избавления; блажен, кому дано терпеть, страдать и даже умереть за правду! Блаженны и те смиренные уче­ники, которых Господь посылает к своим узникам и страдальцам, чтобы поддержать и утешить их сло­вом Его неизменной любви!

3 января

Наше упование

«Да не скорбите, как прочие, не имеющие упования» (1 Фес. 4, 13).

Каким образом утешает нас слово Божие? Чем врачует оно наши открытые раны? О, не так, как утешают слова людские! Оно не предлагает нам развлечения, не отвлекает от скорби, не прикрывает наши раны забвением. Нет! Спаситель не велит нам забывать наше горе, Он допускает наши слезы, Он Сам плакал над могилой Лазаря. Но Он не велит нам скорбеть так, как «не имеющие упования». И это упование есть Утешитель, ниспосланный нам свы­ше, чтобы отвлекать нас от всего земного, направить наш взор к Господу, там наши сокровища, и там надо искать утешения и радости.

Отшедшие в лучший мир друзья наши уже не вернутся к нам, мы на земле уже не увидим дорогого лица, не услышим любимого голоса, но все не кон­чается земною жизнью. Смерть есть только переход к полноте жизни совершенной – в этом наше уте­шение, вся наша надежда. Хотя они не вернутся к нам, но мы пойдем к ним, когда призовет нас Господь. Путь наш длиннее, труд наш еще не окон­чен, мы еще не заслужили успокоения, что-то еще остается нам довершить для Господа. Задача наша должна быть исполнена здесь, на земле. Тогда на­чнется и для нас вечный, радостный праздник на небе.

Примиримся же с этой задачей, будем выполнять ее добросовестно до конца, сколько бы она нам ни стоила слез и труда. Будем же «с терпением прохо­дить предлежащее нам поприще», и терпеливо ждать Божьего призыва в вечную отчизну. Какое это будет блаженство, когда в сиянии Его любви мы всегда «вместе с Господом будем!» (Евр. 12, 1). Неужели, скорбящие братия, вы не находите утеше­ния в этом живом уповании? Неужели ваши слезы застилают от вас это светлое видение?

О, идите к Нему искать утешения и мира! Он, зная вашу слабость, успокоит вас Своим любящим взором; Его объятия открыты для вас, поспешите укрыться в них от всех ваших смущений и тревог. Уповайте на Божественного Утешителя, Который призывает вас к Себе и готов излить на вас, недо­стойных, немощных, тот мир и радость, источник которых Он Сам.

Примите, со смирением и любовью, ниспослан­ный вам крест и несите его терпеливо. Еще немного и наступит блаженная минута, когда Спаситель призовет нас на покой – туда, где уже не будет ни слез, ни болезни, ни воздыханий.

4 ЯНВАРЯ

Цель испытаний –
спасение нашей души

«Сия болезнь не к смерти, но к сла­ве Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4).

Болезнь, скорбь, горе встречаются на каждом шагу. Нет ни одного человека, который мог бы этого избежать. Но, хотя горе, в сущности, вещь такая обыкновенная, она, в то же время, и весьма загадочно. И среди горя всего чаще, всего естествен­нее является вопрос: зачем? Полный ответ мы полу­чим, вероятно, лишь за гробом; но отчасти нам дано и здесь познать цель и назначение ниспосланных нам испытаний.

Для того, чтобы понять эту цель, мы должны помнить, что наша скорбь не касается только нас лично, но действие ее простирается гораздо дальше. В истории болезни, смерти и воскрешения Лазаря мы видим подтверждение вышесказанного. Это чу­до, совершенное Спасителем в Вифании, имело че­тыре различных действия и значения. Оно было нужно для Самого Спасителя: «да прославится че­рез нее Сын Божий». Оно было нужно для апосто­лов: «и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали (ст. 15).

Спаситель знал, какое сильное впечатление это чудо произведет на апостолов, и сказал: «Я раду­юсь». Всего ближе это событие касалось, конечно, сестер Лазаря, и когда им был возвращен любимый брат, оплакиваемый ими, как умерший, они получили и уверенность в Божестве Иисуса Христа. Они познали впервые, чем Он может быть для всех ис­тинно верующих в Него. Наконец, эта же скорбь, это чудо было нужно и для самих иудеев. Вспомним слова Спасителя: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

Великая скорбь, обрушившаяся на сестер Лазаря, должна была, таким образом, коснуться благотворно и народа, собранного по этому случаю в Вифании.

Назначение ниспосланного испытания является нам здесь в совершенно новом смысле, оно озарено новым светом, в который мы, быть может, не при­выкли облекать скорбь. Однако же и в наши дни все испытания и скорби имеют ту же определенную цель – спасение души человеческой. Каждое ис­пытание есть для Господа лишь способ явить пред людьми всемогущество спасительной Своей благо­дати. Ободритесь же, братия! Мужайтесь, укрепляй­тесь надеждою, учитесь «хвалиться и скорбями», ибо «терпение должно иметь совершенное дей­ствие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».

5 ЯНВАРЯ

Дай, Господи, терпение

«Господь да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Хри­стово» (2 Фес. 3, 5).

Мы все, конечно, готовы обратиться к Гос­поду с такою молитвою, потому что все нуждаемся в терпении. В Иисусе Христе терпение, как и все прочие Его свойства, достигло совершен­ства. «...Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Спаситель никогда не терял терпения, никогда не переставал любить, благословлять, бла­готворить всем и каждому, всегда был готов излить дары Своей любви, хотя знал и видел, что люди, в жестокосердии своем, отвергали и не прини­мали их.

Он открывал Свои объятия, простирал руки Свои к народу, и этот же народ пригвоздил их ко Кресту! Но, пригвожденные ко Кресту, святые руки несли искупление и жизнь. Как часто сами ученики не понимали Господа, как часто они огорчали Его сво­им неверием, своим малодушием, своими колеба­ниями; однако Он никогда не раздражался – не умолкало его учение, не ослабевала любовь к ним. Сколько терпения нужно было, чтобы быть еже­дневно в этой страждущей, несчастной, часто не­истовой толпе, которая не давала Ему покоя, требуя от Него исцеления и помощи. Однако Он с посто­янной кротостью отдавался этой толпе, истощая все Свои силы в служении падшему и страждущему человечеству.

Когда же Он очутился лицом к лицу со Своими врагами, что за чудный пример смирения видим мы в Нем! С тех пор, как существует мир, никогда ни в ком не проявлялось такого смирения! На жестокие речи, на угрозы, на грубые обвинения Он отвечал любовью, молитвою за Своих убийц. В ответ на злобу человеческую, Он отдавал Свою жизнь.

Нас изумляет такое поразительное терпение и по­стоянство Спасителя в Его тяжелом труде на земле, так часто казавшемся неблагодарным, непроизводи­тельным. Он Сам почти не видел благотворного действия Своего учения; в этой толпе, следовавшей за Ним, не много было уверовавших. Спаситель был Сеятелем: жатва была впереди!

Итак, во всех обстоятельствах Своей земной жизни Господь подавал нам пример божественного терпе­ния. Будем же молиться: «Господь да управит сердца наши в любовь Божию и в терпение Христово!» Научимся терпеливо сносить неудачу в труде, не унывая; выжидать время благоприятное для дей­ствия, опасаясь поспешностью принести вред вместо пользы и помня, что незрелый плод, преждевремен­но сорванный, не имеет надлежащей силы и вкуса.

 

 

6 ЯНВАРЯ

Дайте Христу действовать в вас

«Когда я немощен, тогда я силен.» (2 Кор. 12, 10).

Отдайтесь всецело Христу! Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он Один царствует в вашей душе. Даже среди вашего труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в безмолвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас. Берегитесь слишком большой суеты в труде вашем. Мы все нуждаемся в ежедневном обновлении, в ежедневном общении и просвещении свыше. Мы нуждаемся в смирении, и мы должны помнить, что «сила Его в немощи совершается». Должны сознавать свою немощь, сделаться малыми детьми в руках Божиих, дабы рука Господня управляла нами постоянно.

Вспомните, как «остался Иаков один, и боролся Некто с ним» (Быт. 32, 14). Не в многолюдной толпе, не в водовороте кипучей деятельности явля­ется нам Господь – нет, Он нисходит к нам и нахо­дит нас в одиночестве и тишине. Быть может, и вы одиноки, больны? Быть может, вы чувствуете себя отчужденными от ближних, покинутыми всеми? Или же вы лишились того дорогого, близкого чело­века, который был вашей опорой, вашим утешени­ем в жизни?

Но вы не одни! Христос посетит вас Духом Сво­им, вы увидите его очами веры, и Он исполнит вас Своею силою! Но для того, чтобы принять от Него этот дар, надо проникнуться смирением, надо об­ратиться и быть, как дети, тогда только можно полу­чить дары Духа Святаго. Прежде всего, нам необходимо сознать наше собственное бессилие и силу Божию, которую Иаков узрел в борьбе с Богом, когда увидел Бога «лицем к лицу».

«И повредил состав бедра у Иакова» (Быт. 32, 25). Он и прежде был верующим человеком, но после встречи с Господом превратился в «Израиля», т. е. одолевающего. Наши постоянные невер­ности, наши отступления, наши падения происхо­дят от того, что душа наша еще не встретилась с Господом, что мы не приняли в себя Святаго Духа Божия. Только в ежедневном общении с Богом, получая из рук Его силу вечной жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.

7 ЯНВАРЯ

Богатство – талант,
в котором придется дать отчет

«Приобретайте себе друзей богат­ством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные оби­тели» (Лк. 16, 9).

Притча о лукавом управителе смущает мно­гих. И в особенности в ней для многих непонятно, почему Спаситель как бы ставит в при­мер управителя лукавого, почему Он хвалит его и говорит ученикам: «приобретайте себе друзей бо­гатством неправедным». Но, рассмотрев вниматель­но этот рассказ, мы найдем объяснение.

Во-первых, Спаситель не ставит в пример этого человека – Он выставляет его неправильный и бес­честный поступок как предупреждение тем, кто склонен впасть в тот же грех. Далее, Он указывает, насколько «сыны века сего догадливее сынов Света, в своем роде», т. е., напрягая все усилия к извлечению пользы из каждого представляющегося случая, они, другими словами, предусмотрительно отклады­вают на черный день и поступают догадливее сынов Света.

Хотя многие и сознают на словах, что время ничто в сравнении с вечностью, однако же вся их забота сосредоточена на временном, преходящем благе. Они не проявляют в стремлении к вечным благам того усердия, которым исполнен управитель лука­вый в достижении своих житейских целей. Вот что хотел сказать Господь, а никак не оправдать этого человека.

Часто говорится, что Спаситель похвалил управи­теля лукавого, но, прочтя со вниманием стих 8-й, мы увидим, что его хвалит хозяин за то, что он поступил догадливо. Остается третий пункт, за­ключающийся в словах Спасителя: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Что разумеет Спаситель под этим выражением? Он называет бо­гатством неправедным деньги, которые так часто, и даже в большинстве случаев, служат соблазном и средством для греха.

«Как трудно имеющим богатство войти в Цар­ствие Божие!» (Мк. 10, 23). Считая всякое земное богатство неправедным, Спаситель указывает на тот единственный путь, которым оно может послужить нам во спасение; мы должны приобретать заботой о нищих и неимущих таких друзей, которые встре­тят нас с радостью в загробной жизни и откроют нам двери в вечные обители. В этой притче Господь учит нас смотреть на богатство, как на талант, вве­ренный нам на пользу ближних, в употреблении которого от нас потребуется строгий отчет. Итак, в этом свете притча становится нам ясна, и ни одно слово, сказанное Спасителем, не должно быть кам­нем преткновения. Каждое смущение мы можем устранить молитвою о том, чтобы Господь «отверз наш ум к уразумению Писания». (Лк. 24, 45).

8 ЯНВАРЯ

Бодрствовать со Господом

«Душа моя скорбит смертельно, по­будьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 38).

Это повеление, или скорее, просьба Спаси­теля к ученикам, но бедные, усталые уче­ники ее не исполнили. «Дух бодр, плоть же немощ­на» (Мф. 26, 4); даже в апостолах человеческая плоть заглушила духовную бодрость. Не обращен ли отчасти и к нам этот призыв Спасителя: «побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною»? Он нас не оставля­ет; хотя и невидимо, Он всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.

«Побудьте здесь», – говорит Господь, и ждите Моего призыва. Ждите, подчас среди тоски и стра­дания, но со взором, всегда устремленным к вос­ходящей заре, в твердой уверенности, что Он ви­димо предстанет пред нами. Мы услышим Его го­лос, зовущий нас: «встаньте, пойдем», – уже не к Голгофе, не ко кресту, но к воскресению, к небес­ной отчизне, в вечную радость!

«Бодрствуйте со Мною». Мы никогда не бываем одни в нашей скорби; «Близок Ты, Господи!» (Пс. 118, 151). Так близок, что каждый наш шепот Ему слышен, каждый вздох Им замечен. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь; тогда Он пошлет нам облегчение. Спаситель Сам нуждался в сочувствии, но по телесной своей немощи уче­ники не сумели в тяжелую минуту поддержать Его этим сочувствием. Кто же лучше Его может понять нашу тоску? Он всегда к нам близок, и Сам поможет нам ответить на Его призыв: «Бодрствуйте со Мною». Так, Господи! Помоги нам, пробуди нас от сна греховного, дай нам настолько быть в единении с Тобою, чтобы нам невозможно было дремать душою, когда Твое дело зовет нас, когда Ты нужда­ешься даже в немощных Твоих соработниках! «Жат­вы много, делателей мало» (Мф. 9, 37), – Ты Сам сказал. Ты Сам ушел на небо, но дело Твое осталось на земле; дай, чтобы, по нашему нерадению, не было ущерба этому святому делу!

9 ЯНВАРЯ

Господь утолит всякую жажду

«Так говорит Господь, создавший тебя, и образовавший тебя... не бойся... ибо Я излию воды на жаждущее и по­токи на изсохшее» (Ис. 44, 2. 3).

Он понимает все наши нужды, потому что Он создал нас Своею рукою, образовал нас, как горшечник образует из глины все, что ему угодно. Создавший, без сомнения, и поддержит Свое создание. «Не бойся, ибо Я излию воды и потоки всю­ду», – вот что Он говорит нам; где жажда, там будут источники воды живой. Мы жаждем ежеминутно Его присутствия, Его мира, Его спасения, и Он обещает потоки!

«Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим» (Пс. 104, 41). Только один Господь может это сделать. Тяжелый жизненный путь – это часто сухая, бесплодная пустыня, в которой изне­могают наши силы. Горе не всегда смягчает, а чаще ожесточает нашу душу; но, когда Господь прострет руку Свою над нашим горем, когда Он достучится до нашего ожесточенного сердца, тогда, и только тогда, польются на нас целебные потоки воды живой, орошающие все сухие, бесплодные места.

И если даже наши нравственные силы истощены до того, что мы сами не сознаем нашу жажду, пове­рим Ему, что мы земля иссохшая, нуждающаяся в небесной влаге, и попросим Его послать по­токи вод, чтоб оросить и оживить пустыню. Он облегчит, восполнит нужду нашу обильнее, чем мы можем себе представить, и утолить всякую духов­ную жажду.

В св. Писании сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исхо­дящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22, 1). Пока река эта течет, все жаждущие души могут приступить к ней и пить эту воду сколько хотят: ибо: «из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35, 9). Полнота радостей бесконечных ожидает нас, когда все земные скорби пройдут и когда Господь найдет нас готовыми вкусить блаженство небесное, которое Он уготовал нам.

 

 

10 ЯНВАРЯ

Я ничего не имею

«Ты, Господи, не удаляйся от меня, Сила моя! поспеши на помощь мне!» (Пс. 21, 20).

Спаситель! Я прихожу к Тебе не потому, что могу принести Тебе веру твердую, непоколе­бимую, сердце, полное упования и покорности. Нет! Я прихожу, потому что я ничего не имею, потому что я обнищал. Я терплю голод и жажду, и Ты один можешь насытить меня хлебом жизни и напоить источником воды живой.

Господи! Я ничего не могу принести Тебе, кроме сердца сокрушенного, которое кладу к Твоим ногам. В мучительные часы одиночества, из глубины моей скорби, взываю к Тебе, зная, что Ты хочешь извлечь меня из бездны сомнений и греха, в которой я погряз, и призываешь меня Сам на Твой брачный пир. Да, хотя я нищ и убог, я знаю, что Господь хочет облечь меня в светлую одежду, превратить мою нищету в богатство нетленное, и мое убожество увенчать вечною славою. Он один силен истребить все злое в душе моей, озарить мрак Своим светом, наполнить всю пустоту мою полнотою Своей благодати.

 

 

11 ЯНВАРЯ

Какие мы на самом деле

«Сокровенный сердца человек»
(1 Петр. 3, 4).

Каждый из нас живет двойною жизнью. Есть человек внешней жизни, каким он представ­ляется посторонним, и есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом. Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека: тот, которого люди знают; тот, которого близкие друзья знают; тот, которого он сам знает, и тот, которого Бог знает. Эти четыре человека друг на друга большею частью мало похожи.

Человек не тот, каким он кажется не только лю­дям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, – это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.

Помнится у родительского дома одна тяжелая дос­ка, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней и с большим усилием приподнимали ее, чтобы посмотреть, что там под нею. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы скорее опускали доску, убе­гали подальше, а потом опять приходили посмотреть.

Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, поли­рованная, изящная, она нам самим нравится, и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле при­никла и все нечистое прикрывает. Поднять надо эти доски, пусть пропитается она насквозь светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет пред Богом «сокровенный человек», Ему угодный, которого «грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31, 1).

12 ЯНВАРЯ

Мы следуем за Христом издали

«Петр же следовал за Ним издали» (Мф. 26, 58).

Петр следовал, но это следование привело его к отречению, потому что он следовал «издали». Он отдалился от Христа, в этом было начало зла; он отстал от Него, и между ним и Учи­телем образовалось слишком большое расстояние. Он чувствовал некоторое влечение, он следовал за Ним, но не довольно близко.

Совершенно таким же образом и в наши дни многие следуют за Христом: они не покидают Его вполне, они не переходят на сторону неверующих, но они не связаны с Ним тесными узами, они не идут за Ним шаг за шагом, они следуют «издали». Сколько людей отдаются мирским заботам, светским удо­вольствиям и через то теряют общение со Христом; они слишком поглощены всякими делами, они под­ходят ко Христу лишь по обычаю в воскресный день, но теряют Его из виду в продолжении недели.

Молитвы их становятся реже и короче, они пере­стают изучать Слово Божие, вера их охладевает, все духовное обращается в мертвую букву. Только на вид они еще следуют за Христом, но на деле они очень далеки от Него и близки к полному отречению.

Спросим же и мы самих себя, как мы идем за Христом? С ревностью ли, с любовью, или отстаем мы, подобно Петру, отвлекаясь посторонними предметами? Такой путь всегда опасен: тот, кто сегодня удаляется от Христа, тому угрожает завтра полное отречение от Спасителя – и сколько горь­ких слез это будет стоить, сколько вреда будет через это принесено и себе, и другим!

13 ЯНВАРЯ

Будем хвалиться скорбями

«Господь показал ему (Моисею) дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Ис. 15, 25).

Вистории странствования народа Израильского по пустыне есть много утешительного для нас. Израильтяне пришли к источнику, но вода оказалась горькой, и они ее пить не могли. По обыкновению они стали роптать на своего вождя, Моисея, и он возопил к Господу. Тогда «Господь показал ему де­рево, и он бросил его в воду, и вода сделалась слад­кою». Вода осталась та же, но вкус ее изменился.

Поразительно, как часто Господь и теперь об­ращается с нами, как некогда с народом Израиль­ским. Испытания, болезни и скорби не минуют христиан, напротив, часто кажется, что они ими наделены вдвое больше других. Но на все эти ис­пытания, на все скорби наши Господь отвечает словами: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (Ин. 16, 33). Вот наше целебное дерево. Сам Господь наш Иисус Христос – один он может уте­шить в скорби и исцелить в болезни.

Какая духовная высота в словах апостола Павла: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происхо­дит терпение, от терпения – опытность, от опытно­сти – надежда» (Рим. 5, 3). И чем ярче описывает он испытанные им скорби, тем глубже и сильнее возда­ет хвалу той благодати, тому чрезвычайному утеше­нию, которыми все эти горести покрыты и услаж­дены. «Мы отягчены были чрезмерно.., но Бог изба­вил... избавляет... и еще избавит» (2 Кор. 1, 8 – 10).

Павел безбоязненно вкусил из этой горькой ча­ши, уповая на то, что по мере умножения страда­ния, умножается Христом и утешение (2 Кор. 1, 5).

Не будем же предаваться унынию, зная, что ни­когда не может пересилить нас никакая горесть земная, потому что «довольно для нас Его благо­дати», во всякое время.

14 ЯНВАРЯ

Наша жизнь – служение

«Она воспитала детей, прини-мала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу»
(1 Тим. 5, 10).

Таковы были диакониссы в первые века хрис­тианства; верные, усердные, отзывчивые на все нужды, неутомимые, проникнутые одной мыслию, одним стремлением – все делать во славу Божию.

«Все у вас да будет с любовью», – говорит апо­стол Павел. Что же могло внушить такой женщине совершать дела милосердия, что могло поддержать ее на высоте полного самоотречения, если не лю­бовь, способная согревать, оживлять и освещать все и всех вокруг себя. Забывая о себе, она отдавала себя Богу, а в Нем и всякому ближнему.

Такое служение доступно и нам. Господь, Кото­рый был среди людей «как служащий», научил Сво­их учеников служить. Так же и теперь: для истинных Его учеников вся жизнь – одно служение; они «хо­дят с места на место, делая добро», и испытывают, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). И когда перейдет такая душа в вечность, «дела ее пойдут вслед за нею» (Откр. 14, 13). Да, сделанное добро не умирает, зажженный светиль­ник не угасает; он светит нам долго после того, как отнято у нас дорогое существо; влияние его безконечно, и даже смерть не может его уничтожить, оно влечет нас к небесному.

Светлая звезда хоть и скрылась с нашего небоск­лона, но не угаснет никогда, и у Бога сохранится всякое доброе слово, всякая попытка ободрить и утешить несчастного, всякий благой совет, дан­ный своевременно и почерпнутый из единого Ис­точника истинной любви. Снова и снова встречают­ся нам, и на нас самих и на других людях, следы благодатного влияния тех, кого мы лишились, они становятся для нас тогда особенно живы, и мы с радостью и благодарением сознаем, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18) .

 

 

15 ЯНВАРЯ

Не пренебрегайте и малыми делами

«Теперь призовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тог­да рука Господня коснулась Елисея» (4 Цар. 3, 15).

Упророка Елисея, возмущенного нечестием царя Иорама, стало тяжело на душе, он не мог ни на что смотреть, ничего решать, ему захотелось хоть на минуту чего-то, успокаивающего растревоженный его дух. И вот он призывает гус­листа, и этот человек, имя которого даже не упо­минается, исполняет именно то, для чего он был призван. Бог ему дал музыкальное дарование, и он этим дарованием беспрекословно, своевременно послужил пророку Божию. Более того: чудное, ве­ликое дело совершилось во время его игры. «Рука Господня коснулась» смущенного сердца раба Сво­его Елисея, и ему открылось, ЧТО именно он дол­жен решить и сказать от Имени Господа.

Разум его прояснился, и уста его опять с тор­жественною уверенностью произнесли: «Так говорит Господь». Он успокоился, и в утихшей душе расслышал опять голос Божий. А способствовал всему этому послушный, усердный гуслист; он от­кликнулся на зов и послужил, чем мог. Может быть, он был очень незначительный человек, но тут он совершил великое дело.

Что же нам за польза от этого всего? Большинство людей хочет делать большие дела, ищет самостоятельности и славы и пренебрегает малой услугой мелким по видимому делом, считая его или ниже себя, или бесполезным. Не понимают они, что не то действительно велико, что кажется таким: мысли Божии не наши мысли, и Его оценка с нашей не сходится. Две лепты вдовицы были Ему дороже всех прочих сокровищ; каждое одеяние, сшитое для бед­ных благочестивой женщиной (Деян. 9, 36 – 43), пе­речисляется в Его слове, и музыка этого гуслиста тоже не забыта.

С другой стороны, многие громкие, видные дела человеческие не имеют у Него цены. Итак, «слу­жите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрый домостроитель многоразличной благо­дати Божией» (1 Петр. 4, 10), и помните, что служе­ние, принесенное одному из Его учеников, или про­роков, или вестников, получит от Него великое воз­даяние.

16 ЯНВАРЯ

Крест Христов есть основание и центр

«Многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос» (Мф. 24, 5).

Древняя легенда гласит о странном случае в жизни св. Мартиниана. Однажды, усердно занимаясь в своей келлии изучением Священного Писания, он услышал легкий стук в дверь. «Вой­ди», – сказал монах. Дверь отворилась и перед ним очутился прекрасный незнакомец с орлиным взглядом, в княжеской одежде. «Кто ты?» – спросил св. Мартиниан. «Я – Христос», – ответил незнакомец.

Повелительный голос и гордая осанка неждан­ного посетителя не смутили скромного инока; оки­нув его пытливым взглядом, он тихо сказал: «Где раны от гвоздей?» Он заметил отсутствие ран, этой неминуемой принадлежности распятого Спасителя. Царская осанка, богатая одежда незнакомца не мог­ли свидетельствовать о его подлинности. На холе­ных, покрытых драгоценными кольцами руках, не­доставало следов распятия.

Обличенный во лжи, застигнутый в злом замыс­ле, сатана – ибо это был он – поспешно бежал из келлии.

Мы можем и теперь извлечь полезный урок из этой легенды. Именем Христа прикрывается многое и в наши дни. Как узнать веру истинную, как разо­браться в бесчисленных новых началах и учениях, которыми хотят заменить все древнее, освященное веками? Святой инок нашел разрешение этого воп­роса: он искал следы распятия на явившемся ему видении человеческой славы.

Без крестной смерти Спасителя, без искупитель­ной жертвы Его, Евангелие потеряло бы всю силу. Крест Христов есть основание и центр, из Которого исходят светлые лучи мира, радости и надежды. То, что не носит на себе следов распятого Спасителя, что не проникнуто духом Креста и противоречит Еван­гельскому учению, не может называться Именем Христовым, не может принадлежать Ему и не от Бога исходит. «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4, 1).

 

 

 

17 ЯНВАРЯ

Праздные слова

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

Вснежных горах Швейцарии, в некоторых местностях, проводники предупреждают пу­тешественников, чтобы они не произносили ни од­ного слова, т. к. от малейшего колебания воздуха нависший снег может отделиться от глыбы и произ­вести обвал, уносящий все за собою в пропасть. Кто бы подумал, что одно слово может иметь такие страшные последствия? Однако нравственное влия­ние наших слов еще невыразимо значительнее. Не­обдуманные слова, которые мы так часто и легко бросаем на ветер, двигают событиями в течение веков, и великий день суда обнаружит страшные последствия наших слов.

В тот день мы дадим ответ «за всякое праздное слово». Не страшно ли подумать о множестве ска­занных нами слов, которые предстанут пред нами тогда с неумолимой ясностью? «Праздные слова» – это те, которые возникают из праздной жизни, слова ненужные, легкомысленные, часто вредные. Такие пустые слова, переходящие, от не­чего делать, из уст в уста, нередко чернят нравствен­ный облик человека, наносят раны, выражают зло­радство при виде чужой неудачи и из пустых стано­вятся жестокими.

К «праздным словам» принадлежат

Бесплатный хостинг uCoz