…­вольно нам знать, что там, в этой стране света, будет полное блаженство для верующих? И как не понять, что это блаженство слишком велико и чудно, чтобы мы могли вместить его теперь!

Здесь нас еще окружают сумерки; мы бы не могли вынести нашими телесными очами того великого света, точно так же, как и слабый, ограниченный наш ум не может вместить того, что откроется душе нашей при переходе в жизнь вечную. Все наше внутренне чувство говорит нам о вечной жизни, о вечной любви, о вечной правде, и все наше сущес­тво должно проникнуться убеждением, что «ны­нешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18).

14 ИЮЛЯ

Долги наши

«Не оставайтесь должными ни­кому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил за­кон» (Рим. 13, 8).

Будем всегда помнить, что мы вечные долж­ники наших ближних и что долг этот есть любовь, которою мы должны быть проникнуты ко всем нашим братьям. Очень легко любить тех, кто добр с нами, кто симпатичен нам, но этого недо­статочно. Истинная любовь все терпит, все покры­вает, и мы не исполним божественного закона, ес­ли она не будет изливаться на всех наших ближ­них.

Кто не чувствует этой любви – обратись с теплой молитвой к Господу, и Тот, Кто сказал: «И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное», – смягчит и твое каменное сердце. Ты возбужден против ближнего, который обидел тебя, но неужели же тебе не приходит на ум, во сколько раз больше и чаще ты обижал и оскорблял Всемилосердого Господа? И вправе ли ты, хотя бы одну минуту, питать злобное чувство к твоему брату? Наконец, если бы ты себя заставил беспристрастно взглянуть на этот вопрос и поставил бы себя на место оскорбившего тебя, ты, может быть, и понял бы, что сам вызвал это оскорбление и что сам вино­вен гораздо больше его.

Ничего нет тяжелее, чем питать в себе неприязнь. Зато как легко становится на душе, когда луч любви проникает в нее и смывает всякую злобу!

Будем же непрестанно молить Господа, чтобы Он усилил в нас это чувство любви, и будем помнить, что любить – долг наш, долг, который мы беспре­рывно должны отдавать, не требуя и не ожидая возврата!

15 ИЮЛЯ

Бог с тобою

«Будь тверд и мужествен, не стра­шись и не ужасайся, ибо с тобою Гос­подь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Иис. Нав. 1, 9).

Мы проходим иногда через тяжелые испыта­ния, и в это время нам кажется, что мы одни, что никто нам не поможет. Но вспомним обещания Господа – их много, и все они должны служить нам утешением и опорою. «Везде, куда ни пойдешь», – говорит Господь. При этих словах мо­жем ли мы когда-нибудь считать себя одинокими? Всякий страх, всякое смущение должны бы исчез­нуть при мысли о такой постоянной близости Того, Кто заботится о нас более, чем мать заботится о сво­ем ребенке. Что бы мы ни делали, куда бы ни пошли, везде и всегда Господь будет с нами, если в нашей немощи мы будем призывать Его силу.

Как дорого и успокоительно для нас чувство, что мы, слабые, немощные, ничтожные создания, взирая на «Начальника веры и Совершителя Ии­суса», можем исполнить все назначенное Им! Будем же с твердою верою повторять с апостолом Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

 

16 ИЮЛЯ

Господь испытывает нас

«Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин. 6, 6).

Господь постоянно «испытывает» всех нас, и разными способами вызывает нашу веру. Он дает нам случай видеть нужду, горе, несчастье во­круг нас для того, чтобы вызвать в нас чувство сострадания и любви к ближним и чтобы приучить нас служить нашим ближним, пока Он оставляет нас на земле.

Ученики считали невозможным накормить мно­жество собравшегося народа, но Иисус хотел, чтобы их накормили, и то малое, которое они имели, с Его благословением, оказалось достаточным.

Нам часто кажется, что мы ничем не можем об­легчить заботы окружающих нас, но, если мы захо­тим, нам это будет возможно. Господь хочет, чтобы мы, во имя Христа, встречали каждую нужду, ко­торая попадается на нашем пути, и Его именем старались облегчить ее. Мы, по-видимому, ничего почти не можем сделать. Но и то малое, что в нашей власти, Господь Сам обратит в пользу несчастным. И каждое наше ласковое слово, каж­дый знак сочувствия к страждущему, каждое про­явление нашей любви может, с Его помощью, поддержать, укрепить слабого, поднять его дух в минуту отчаяния и принести хоть некоторый плод.

Поэтому никогда не следует говорить: «Я ничего не могу сделать в этом случае». На это Господь ответит нам всегда: «Накормите их», – и мы обя­заны накормить их тем, что имеем, будь это только одна краюха хлеба или чаша воды.

17 ИЮЛЯ

Долготерпение Божие

«Но он сказал ему в ответ: гос­подин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода» (Лк. 13, 8 9).

Притча эта поразительно выражает всю глу­бину милосердия и долготерпения Господа. Если бы мы могли иметь хотя бы малую долю такого терпения с нашими ближними! Смоковница, не приносящая плода уже третий год, – это все мы, которые так часто и так долго противимся указани­ям Божиим. Господь вразумляет нас, посылает нам ежедневно уроки, которыми мы не пользуемся, на­водит нас на путь правый, с которого мы постоянно сворачиваем. Наконец, тогда, когда всякий человек потерял бы терпение и предоставил бы нас нашей судьбе, и тут еще Господь терпит нас, дает нам случай раскаяться, обратиться, опомниться, всячес­ки останавливает нас на пути к погибели.

Будем же внимательны к голосу Господа. Будем помнить, как часто мы злоупотребляем Его мило­сердием, будем пользоваться тем, что делает для нас божественный Виноградарь, и постараемся, чтобы хотя бы этот последний срок, который дается нам на исправление, не пропал даром!

Господь терпит нас, Он ожидает от нас плода – употребим же все наши силы и все наше искреннее желание, чтобы произвести этот плод, и обратимся за помощью к Тому, Кто никогда не отказывает, Кто и в двенадцатый час не отвергнет обращающе­гося к Нему.

18 ИЮЛЯ

Пред лицем Господа

«И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа» (2 Цар. 7, 18).

Где бы мы ни были, мы всегда можем предстать пред Господом, если отведем взор наш от все­го земного и устремим его на лик Спасителя. Даже среди толпы мы можем быть наедине с Господом и в общении с Ним, взирая на дела рук Его. В при­роде все говорит о Нем. Необъятное море говорит о бесконечном могуществе Божием; безоблачная синева неба дышит миром, вековые горы выражают собою Его несокрушимость.

Но и в другом смысле мы можем всегда предстать пред Господом. Когда уединяемся в свою келлию, мы как бы предстаем перед лицем Господа. Когда мы вникаем с благоговением в чтение слова Божия, Господь Сам говорит с нами словами Священного Писания; когда мы преклоняем колена в молитве и изливаем душу нашу перед Ним – мы как бы лежим у Его ног, прикасаемся к краю Его одежды и чувствуем Его умиротворяющее прикосновение к нашему смущенному сердцу. Как близко мы под­ходим в такие минуты к нашему Спасителю, и ка­кую новую силу, какое возрождение духа приносит нам эта близость!

 

 

 

19 ИЮЛЯ

Рабы неключимые

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие, потому что сде­лали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Никто не удивляется, когда служащие, например, на войне, исполняют свой долг с истинным самоотвержением, забывая себя, чтобы строго следовать приказанию начальства. Все это находят совершенно естественным, и за одно ис­полнение долга никто из них не ожидает награды. Мы же слишком склонны приписывать себе неко­торую долю достоинства в том, что нам иногда удается исполнить, забывая, что мы лишь рабы на­шего Божественного Учителя, получившие от Него все и не стоящие ничего, что мы сами по себе ничего не можем достигнуть и получаем силу и воз­можность действовать только от Него.

Не будем же никогда забывать нашего полного ничтожества – сознавая, насколько все наши дела ничего не стоят сравнительно с тем, что мы получа­ем ежедневно от Господа. Кто же из нас вправе сказать искренно, что он исполнил все, что ему приказано? Но даже если бы это было так, будем всегда помнить, что мы лишь рабы, сделавшие то, что должны были сделать.

 

 

20 ИЮЛЯ

Благая часть

«Одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не от­нимется от нее» (Лк. 10, 12).

Господь ясно сказал: «одно только нужно», все другое – второстепенно, все другое явится само собою, насколько оно нужно нам, и об этом заботиться не стоит! Какая же эта «благая часть», избранная Марией, которая удостоилась одобрения Спасителя? Мария, по-видимому, бездействовала – она сидела у Его ног, погрузилась в беседу с Ним, и эти божественные слова сделались для нее живым источником веры и истины.

Как часто наши заботы и ежедневные занятия заглушают в нас этот голос Спасителя, Который, однако, так нужен для нашей духовной жизни! Все внешнее часто слишком поглощает нас; в этом постоянном лихорадочном движении мы не находим времени для размышления и молитвы. Не будем же более допускать этого, вспомним про Марию – вспомним, что Господь назвал «благою частью» то, что она избрала. Непременно каждый день посвя­тим часть нашего времени беседе с Богом. В тишине уединения, возвышая нашу душу к Нему, поспешим к этому живому Источнику, чтобы почерпнуть от Него силу для исполнения нашего ежедневного труда. И эта сила, это высшее благо, эта благая часть, уже не отнимется от нас никогда.

 

21 ИЮЛЯ

Альфа и омега

«Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1, 18).

Подумайте, как мелочна, как несовершенна, как неудовлетворительна наша земная жизнь! Мы стремимся к цели, которая оказывается недосягаема. Мы мечтаем о всем том, что хотели бы исполнить, но когда беремся за дело, неумелые на­ши руки нередко опускаются в бессилии. Перед нами являются проблески той бесконечной любви, которая вполне забывает себя, не знает злобы, не помнит обид, – любви, которая «долготерпит, не ищет своего, не раздражается, все переносит». Мы находим эту совершенную любовь в лице Христа Спасителя, и внутренний голос говорит нам: «Я хочу научиться такой любви, я хочу иметь ее в себе». Но старания наши тщетны, они рушатся при первом же препятствии. Мы стараемся сохра­нить спокойствие духа, приобрести кроткий нрав, заботиться только о пользе ближнего, но когда день приходит к концу и мы перебираем в нашей памяти все наши действия, то приходится проливать слезы отчаяния, сознавая, как мы еще далеки от намечен­ной цели.

У нас бесконечная потребность мира, мы жаждем этого мира, превосходящего разум, мы ищем его, но не находим нигде! И на земле все так; всегда и всюду ищем мы необъятного, нас ничто не удовлетворяет, потому что все, что мы имеем, не совершенно и не полно. Но все эти отдельные части, эти проблески, которые привлекают, но не удовлетворяют нас, – все сливается в полную гармонию в лице воскресшего Спасителя: Он Сам есть источник совершенства, источник жизни вечной, и в Нем одном мы обретаем всю ту полноту жизни, которой мы жаждем.

22 ИЮЛЯ

Вода живая

«Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 10).

Если бы ты знала! Да, часто в жизни, когда мы находимся в тяжелых обстоятельствах, когда нам случается всеми силами противиться тому, что предстоит исполнить, – если бы мы знали, что в этом именно заключается для нас источник жиз­ни, – мы бы, конечно, приняли все посланное нам с готовностью. Поэтому не будем никогда пренебре­гать никакою, даже самою трудною обязанностью. Если она встречается нам, значит, Господь Сам нам ее посылает не без цели. И, может быть, мы никогда не получим то великое духовное сокровище, ко­торое заключается именно в исполнении этой обя­занности, если пропустим случай сделать то, что назначено нам Господом.

Нередко случается нам терпеть обиды, неспра­ведливости от наших ближних, и, возмущаясь про­тив такого обращения с нами, мы говорим, что легче покориться испытанию, посланному Госпо­дом, чем перенести столько горя от людей. Но не есть ли и это испытание от Бога? Если Он допуска­ет, значит, Он и посылает, и посылает для нашего же усовершенствования – будем же все принимать с любовью и покорностью, как бы прямо из рук Самого Спасителя, и нам будет легче. Будем про­сить Его дать нам «воду живую», даже если она исходит для нас из горького источника.

23 ИЮЛЯ

Закон Христов

«Носите бремена друг друга, и та­ким образом исполните закон Хри­стов» (Галат. 6, 2).

Мы на земле не для того, чтобы жить для себя и искать собственного счастья. Весь мир состоит из огромной семьи людей, которые все между собою братья и которые все обязаны друг другу помогать, друг друга поощрять, друг другу облегчать все тяжести жизни.

Ничего нет безотраднее жизни одинокой, в ко­торой некого любить и некому помочь! Но такая жизнь для христианина невозможна. Самые одино­кие, не имеющие своей семьи, все же окружены людьми, которые могут нуждаться в них. И, стара­ясь отыскать эти нужды, стараясь участием своим вызвать к нам доверие несчастных наших братьев, мы несомненно исполним «закон Христов».

Закон этот весь дышит любовью, он весь за­ключается в ней одной, а любящий брата, конечно, будет всегда носить его бремя и тем облегчит его тяжелый крест. Будем же помнить, что все, что мы имеем, не нам принадлежит. Наши силы, наши способности и все дары, полученные нами от Гос­пода, должны быть отданы на служение ближним.

24 ИЮЛЯ

Да не смущается сердце ваше...

«Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабе­ем» (Галат. 6, 9).

Не всегда удается нам довести до конца заду­манное нами доброе дело: как часто явля­ются препятствия, с которыми надо бороться, как часто и люди, и обстоятельства – все противится нам! Тогда мы падаем духом, нам кажется, что сил не хватает продолжать борьбу, и мы готовы отка­заться от начатого дела.

Но истинный христианин не может унывать; он знает, что Господь благословит его намерение, если оно действительно того достойно, и, передав все в Его руки, он твердо идет вперед, не щадя ни сил своих, ни стараний, забывая себя, безропотно перенося все затруднения. Имея в виду только ко­нечную цель своего дела, он прислушивается лишь к голосу Спасителя, повторяющему ему при всякой неудаче: «да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1), – и слова эти ведут его все далее вперед.

25 ИЮЛЯ

Постоянство в исполнении долга

«А мы рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4, 5).

Рассказывают про одного знаменитого художника, который расписывал потолок в соборе Св. Петра, что он прикреплял маленькую лампочку к своей шапке, чтобы его тень не падала на живо­пись. И нам хорошо бы последовать этому примеру и никогда не омрачать собою тот свет, при котором мы работаем. Нам надо так постановить себя в от­ношении к своему делу, чтобы наше «я» не бросало тень на то, что мы делаем во имя Христа.

Нелегко, без сомненья, прожить всю жизнь так, чтобы при исполнении нашей обязанности ничего личного не вмешивалось в наше расположение. Ис­кушение подчас очень сильно. Обстоятельства скла­дываются не по-нашему; нам кажется, что нас не ценят и не оказывают нам должного уважения. Есте­ственно, является в нас чувство оскорбленного са­молюбия, и чувство это нередко охлаждает наше рвение и вселяет рознь в отношения наши к нашим сотрудникам. Но в таком действии нет христианско­го духа, и Сам Христос поступал иначе.

Никакая обида, никакое пренебрежение, будь оно кажущееся или действительное, не должны умень­шать нашу ревность и постоянство в исполнении долга. Щепетильность не входит в число плодов Духа Святаго.

26 ИЮЛЯ

Нищие духом

«Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

Как различны понятия человеческие и евангельские! То, что в свете принято презирать, то в глазах Божиих имеет цену. Эти «нищие духом», которым обещана такая великая награда, как часто находятся в унижении и в презрении на земле! «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Как часто в Священном Писании мы встречаем похвалу смиренным, между тем как в жизни их редко ценят! Но блаженны смиренные, сознающие свою греховность, свое бессилие, понимающие все свое недостоинство и считающие себя ниже всех!

Поэтому они за все благодарны, все готовы усту­пить другим. И им, ничего не ожидающим, полага­ющимся только на милосердие Божие, Господь обещает Царство Небесное. Они, справедливо счи­тая себя ничем, способнее принять силу благодати Божией, которая обещана смиренному и сокрушен­ному сердцу.

Таким образом, и на земле они уже счастливее других, ибо Господь сказал: «Царствие Божие внут­ри вас есть» (Лк. 17, 21), и слова апостола Павла напоминают нам также, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

27 ИЮЛЯ

Жди с упованием

«Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно боль­ше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, слава!» (Ефес. 3, 20).

Часто приходится слышать, что трудно бывает молиться. И у всех нас, к несчастью, часто ослабевает вера, когда мы находимся в тяжелых обстоятельствах или долго не получаем ответа на нашу молитву. Мы падаем духом и иногда даже перестаем вовсе молиться. Но если бы мы относи­лись к Господу как к любящему Отцу, если бы мы твердо верили Его слову, мы бы никогда не оставля­ли молитву. Господь часто медлит с ответом по причинам, которые от нас скрыты, но это не значит, что Он нас не слышит.

Когда Спасителя призывали к умирающему Лазарю, которого Он любил и называл Своим другом, Он медлил, прождав еще два дня, прежде чем идти в Вифанию. Такое отношение могло бы удивить нас, но теперь мы знаем, почему Он медлил. Он пришел уже после смерти Лазаря, когда его сестры и все близкие уже не могли более ничего ожидать от Иисуса, – и что же? Когда все казалось конченным, Господь вернул его к жизни, обратил плач их в ра­дость и показал всем славу и могущество Божие.

И с нами Господь часто поступает так же. Мы молимся усердно, мы неоднократно, со слезами прибегаем к Нему, – а все то, что нас огорчает, остается по-прежнему. Но Господь знает, почему Он не сразу отвечает на нашу молитву. Не будем же отчаиваться, будем верить, что Он нас слышит и, может быть, когда нам покажется, что все пропало, тут-то и явится избавление!

Будем помнить, что Он, Милосердый, Всемогу­щий, может сделать «несравненно больше того, о чем мы помышляем»; не станем же огорчать Его маловерием, а будем уповать, что искренняя молит­ва всегда будет услышана и исполнена во благо нам.

 

 

28 ИЮЛЯ

О талантах

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).

Хотелось бы глубоко проникнуться смыслом этим слов. Строгая ответственность лежит на каждом из нас за употребление таланта, вверенного нам Богом! Будь то земное богатство – деньги, силы, здоровье, способности, или духовное, – од­ному больше, другому меньше, – но все вверено человеку лишь на время и для того, чтобы он приме­нил данное ему к делу, на пользу ближнего и во славу Божию. От нас потребуется строгий отчет, и лишь в том случае услышим мы похвалу от Гос­пода как добрые рабы, если пустим в рост получен­ное нами и из каждой частички извлечем пользу для других, не задерживая ничего чужого в недостойных руках наших.

29 ИЮЛЯ

Благодарение Богу

«Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс. 102, 2, 3).

Если бы мы всегда помнили все бесчисленные благодеяния Господа к нам, недостойным, в нас не осталось бы места для ропота и недовольст­ва. Но мы слишком склонны помнить из прошлого одно только тяжелое. И часто, перечисляя все горес­ти и невзгоды нашей жизни, мы забываем сопостав­лять с ними те многие случаи, когда мы испытали на себе явное и ощутительное действие милосердия и помощи Господа.

Какая же неблагодарность к нашему Отцу Небес­ному, и какое маловерие выказываются в нас при этом! Что бы сказали мы, если бы, несмотря на многочисленные услуги, оказанные нами нашему другу, он все-таки смотрел бы на нас с недоверием и сомневался бы в нашей дружбе? Мы бы, конечно, были возмущены таким отношением. Насколько же более грешим мы против Господа, когда, испытав уже неоднократно Его щедрую помощь и долготер­пение, мы все еще сомневаемся в том, что наша молитва будет услышана, и со страхом смотрим в будущее.

Не этого ожидает от нас Господь. Дух сомнения не может быть угоден Ему. Сколь же лучше было бы, если бы мы, постоянно сознавая свое недосто­инство, хранили в сердце благодарную память о стольких доказательствах милосердия к нам нашего Спасителя и готовы были бы безропотно отдать Ему все, чего бы Он от нас ни потребовал.

Неужели же наша любовь к Господу еще так несовершенна, что, когда настанет час покориться Его святой воле, мы поколеблемся с полною покор­ностью повторить слова Иова: «Господь дал, Гос­подь и взял, да будет Имя Господне благословен­но!»

 

 

зо июля

Отдавай,
что имеешь

«Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе» (Деян. 3, 6).

Не одним серебром или золотом можем мы помочь ближнему. Если не всякому даны деньги, то зато каждый, и старый, и малый, и бед­ный, и богатый, может согреть одинокого приветли­вым словом, может облегчить чужое горе братским участием.

Ни одно доброе движение сердца не пройдет не­замеченным пред очами Того, Кто обещал награду даже за стакан воды, предложенный с любовью.

Спаситель был беднее многих из нас. Он не имел ни денег, ни своего угла где голову приклонить, а тем не менее какой богатый, неисчерпаемый ис­точник любви и сострадания Он изливал на весь мир, какой живой и доступный пример ежеминут­ной помощи всем страждущим Он являет нам в Своей земной жизни!

Будем же и мы вместе с апостолами следовать по Его стопам, и без оговорки давать все, что имеем. Взирая постоянно на этот светлый образ нашего Божественного Учителя, и мы найдем в Нем, не­сомненно, силу и уменье хотя бы в самой слабой мере подражать Ему.

 

 

 

31 ИЮЛЯ

О молитве

«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17).

Будем просить Его всем сердцем, чтобы Он привлекал каждого из нас все более и более к себе; чтобы мы никогда не становились на молитву холодно и рассеянно или с совестью нечистою, с сердцем непримиренным со всеми, но чтобы мо­литва наша каждый раз была живой беседой души с Богом. Тогда она не останется бесплодной.

Принимая все прямо из рук Божиих, мы сами захотим всякий наш труд исполнить с усердием и по совести, не для похвалы людской, а для Него Самого, и будем служить не как «наемники», а как «чада Божии», положив правду в основу всей нашей жизни.

Будем же христианами не по имени только, но сделаемся истинными последователями Христа, живыми членами Церкви, отдав Ему все наше серд­це. Тогда Он, Всемогущий, все нужды наши воспол­нит, мы будем у верной пристани уже здесь на земле, и как бы ни были высоки волны морские, они не зальют нас.

Вот что обещает Господь тем, кто отдает себя Ему: «Вложу внутрь вас Дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и исполнять» (Иезек. 36, 2).

Да будет же Он с нами и мы с Ним повсюду и всегда!

 

1 АВГУСТА

Радоваться в страданиях

«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас, и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1, 24).

Так и в нас среди скорбей должны преобла­дать радость и любовь. Страдая, забудем о себе и обратимся сперва молитвенно к Богу, а по­том к страждущим братиям нашим, чтобы им по­мочь. Как отрадно, когда и в скорби нашей мы можем принести пользу ближнему и тем, отчасти, уподобиться Христу! Ап. Павел соединяет свои скорби со страданиями Христа и страдает для блага ближних. Он пишет Тимофею: «Так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). Христос пострадал, и мы должны страдать. Христос спас человечество Своими страданиями, мы же среди скорбей должны делать добро людям и скло­нять их к послушанию воле Божией.

Без слов, без рассуждений, одним нашим приме­ром, мы можем указать путь к Господу, и жизнь наша обратится в живую проповедь. Пусть все скор­бящие, все плачущие проникнутся всецело любовью Христа, отрекутся вполне от себя и от своих похотей, чтобы отдаться ближнему. Пусть под сенью Креста, указывающего путь к вечной жизни, соберутся все верующие, чтобы прославлять Отца Небесного!

Нашими скорбями и болезнями будем прослав­лять Его, а не роптать! Возрадуемся во Христе! Во имя любви и веры мы можем перенести всякую скорбь смиренно, мирно, благодушно, без горечи и возмущения. Мы можем обратить эту скорбь во славу Божию и на пользу ближних. Придет час, когда мы в загробном мире поймем все значение наших страданий и будем за них благодарить Гос­пода. «Сеется в уничижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе»
(1 Кор. 15, 43).

2 АВГУСТА

Во век милость Его

«Это Я, не бойтесь» (Мк. 6, 50).

Во время бури, когда апостолы были в страхе, вдруг раздался знакомый голос: «Это Я, не бойтесь», – и буря внезапно прекратилась, и ветер утих. Ученики были глубоко поражены этой внезап­ной переменой. Откуда это удивление, если еще накануне они же были свидетелями не менее дивно­го чуда? Евангелие отвечает: «ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (ст. 52).

Итак, каждый раз, когда мы не понимаем голоса Божия и, забывая милости Его, снова сомневаемся в Его помощи, будем помнить, что причина тому не недостаток памяти, а холодность чувства, потому что сердце наше окаменело.

Внутреннее содержание, назидательная сторона, духовная связь совершившихся чудес ускользала от понимания учеников, а между тем Господь повто­рял им все тот же урок: «Полагайтесь на Меня, и все Мое будет ваше, помощь явится всегда, только не в ваше время, а в Мое».

Каждое чудо было залогом той неисчерпаемой любви, которая вновь проявляется в каждой жизни и будет проявляться бесконечно для всех тех, кто в нее уверовал. Рука Божия не изменяет никому, ибо «во век милость Его» (Пс. 135, 6). Чудеса Христовы призывали учеников к воз­растанию в вере на основании опыта, чтобы они со свежими силами возвращались к своему слу­жению.

С тех пор ничто не изменилось: Христос тот же и «во век милость Его». Мы также можем бес­страшно вступить в борьбу с жизнью и победить всякого врага силою Христовой.

Но каждый день необходимо обновлять эту силу, чтобы ее не потерять. Начиная день, который не­редко готовит нам столько осложнений и мелких или крупных испытаний, надо прежде всего обле­каться во Христа! Тогда мы можем спокойно ожи­дать неизвестную нам будущность. Он нас всегда выведет победителями!

з августа

Послушание

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небес­ное» (Мф. 18, 3).

Иисус Христос в Своей земной жизни оставил человечеству пример покорного сына. Мы знаем, что «Он был в повиновении» (Лк. 2, 51) у земных Своих родителей, и имеем Его свидетельст­во о полной покорности воле Отца Небесного: «Я сошел с неба не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). «Воля Отца» – эти слова Иисус повторял постоянно. «Не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). «Я и Отец Мой одно» (Ин. 10, 30). «Не Моя воля, а Твоя да будет» (Лк. 22, 42), – «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28).

И наконец, последнее торжественное восклица­ние: «Совершилось!» (Ин. 19, 30), т. е. воля Божия исполнена до конца, всецело, в совершенстве. По­чему? Потому что жизнь Христа была совершенна в своем послушании; Он как бы отражал на Себе в полном согласии волю Божию. Но мы не можем сделаться Его наследниками, если не превратимся «в маленьких детей». Только тогда начнется в нас жизнь истинных чад Божиих, полагающихся все­цело на Него, предающих Ему с полным упованием все свои заботы о сей жизни и о будущей.

Наши скорби, наши затруднения – все принад­лежит Ему. Беззаботное, безответное послушание ребенка должно быть нашей долей. Опустимся же смиренно на колени и предадим ежедневно, шаг за шагом, все наши сомнения, все заботы наши, боль­шие и малые, в руки Господа. Воля Божия может совершиться только при такой полной детской по­корности, которая не даст нам смущаться ничем. «Все заботы свои возложите на Него» (1 Петр. 5, 7), – и «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении, с благодарением, открывайте свои же­лания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 7) .

 

 

4 АВГУСТА

Наша Пасха – Христос

«Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22, 15).

Пасха – символ тесной близости, святого общения, непрерывной связи, которую Господь желает установить с каждой душою. Как Он жаждет этого союза – живого, неразрывного! Это тайна, которую надо вкусить, чтобы постигнуть не­престанное душевное общение с Господом с первой минуты дня и до последней; оно возможно. И здесь, на земле, даруется Им одним. И верующий будет тогда ходить во свете, ибо Христос – свет мира, свет каждой души.

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Не опасайтесь темных мест, куда свет не проникает, – все будет светло; свет Божий охватит все твое существо. Много значит чистое око! Не думайте, что это так легко и просто. Око чистое, незатемненное, устремленное прямо и ясно к одной цели, – око, готовое встретить испытующий взор Божий, хотя бы от этого при­шлось и умереть. «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Откр. 1, 17). Прихо­дится испытывать эту смерть, это поражение, это сокрушение тому, кто действительно хочет жить. Если ты чистым оком взираешь на распятого и прославленного Господа, то малейшее Его жела­ние будет тебе вечным и неизменным законом. Ты поспешишь исполнить Его святую волю. Дух Бо­жий будет с тобою, и стража небесная защитит тебя всегда.

Хотя бы изранила тебя жизненная борьба, хотя бы сочилась кровь твоя, ты в радости и благодаре­нии принесешь твой дар к ногам Господа, и когда Он придет во славе Своей, то скажет тебе: «Сей раб Мой был верен Мне в мире». Он повелит тебе: «Войди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21). И ты преклонишь усталую главу твою на лоно Воз­любившего тебя, и во веки с Ним будешь.

5 АВГУСТА

Не оглядывайся назад

«Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17, 32).

Скакою целью Иисус, говоря о Втором пришествии, упоминает о жене Лота?

Подобно тому, как жене Лота было запрещено оглядываться на погибающий Содом, и она за непо­слушание была превращена в соляной столп, так и в великий день Второго пришествия возврата уже не будет. Оглядываться на протекшую земную жизнь будет уже поздно. Надо будет устремить взор вперед, на небо.

Впрочем, и в настоящем эти слова Спасителя имеют глубокий смысл. Он предостерегает нас от ложного любопытства. Жена Лота знала, что огля­дываясь назад, ничем не могла помочь погибаю­щим. Ослушавшись, она только исполнила свою прихоть без всякой пользы. Мы все испытали ту притягательную силу, которую имеет для нас запре­щенный плод. Нам хотелось бы иногда бросить хоть один взгляд на него, но взгляд этот становится не только преступным, но и вредным, ибо он тормозит нас на пути к добру и приковывает нас к одному месту.

Вот почему жена Лота изображает для нас душу человеческую: за нею погибает целый мир, а перед нею простирается бесконечное спасенье, жизнь веч­ная, осуществление всех надежд. А она застывает на месте.

Душа моя, для твоего спасенья, для спасенья вве­ренных тебе душ, ты должна без оглядки, без коле­бания стремиться вперед, туда, где восходит солнце правды. «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (Быт. 19, 23). Так и ты спеши войти в вечное жилище, в радость Господа своего.

6 АВГУСТА

О пустословии

«И слово их как рак будет распро­страняться» (2 Тим. 2, 17).

Этими словами апостол Павел хотел указать на постепенное и неизбежное развитие зла, происходящее от непотребного пустословия. «Те, которые ему предаются, – говорит он, – еще более будут преуспевать в нечестии».

Всякое нравственное зло действует разрушитель­но. Когда мы одержимы какой-либо страстью, она делается как бы принадлежностью нашего существа, и мы уже не в силах остановить ее развитие. Мы слишком легко привыкаем ко злу, вкрадывает

Бесплатный хостинг uCoz