И молится человек непрестанно существом своего умно-сердечного естества к Господу в сердце, повергая Ему и повергнув пред Ним себя всяко в воли своей благодарностью, так как в сердце с молитвою вошли и другие все добродетели, а в числе их и благодарность сердечная - чувством сердца.
Отселе человек жизнь начинает проводить истинно-духовно-добродетельную, делая добродетели не на показ, а в сердце и сердцем, войдя в каковое однажды и познавательно право, уже никогда не выходит и не выйдет вовне, разве добровольно пожелает вращаться во внешних умом своим; а если и касается внешнего по необходимости, где и как нужно, то лишь поверхностно, без участия сердца своего, но сам добровольно он может вращаться и на внешность.
Ум, совершив Богом восход в сердце - в сердечные чувства духовные, непрестанно беседуя Богу, беседует и с душою своею, приближаясь к ней и ее - свою душу - приближая к себе, сие делая деланием молитвы и других добродетелей, делаемых человеком, проводящим жизнь духовную, истинную, целомудрую.
Добродетели, предводительствуемые Господом и управляемые Им в молитве и чрез молитву, без действий не бывают - возрастают, усиливаются, совершенствуются, приходя из силы в силу[36] в одной и с одной каждой - все; то есть возрастающей одной из добродетелей во всякую меру, возрастают за счет первой возросшей и все другие в ту же меру, ибо добродетели все одного естества, и составляют одну душу, и все объединены во единое едина.
Добродетели все без одной и одна без всех не бывают, сии добродетели бывают в сердце и именуются истинные, а истина одна, нераздельна.
Первой из добродетелей истинных, по входе ума в сердце, проявляет добродетель смирение, как виновная и сердца очищения; сие же истинное смирение есть не что иное, как истинное познание самого себя, смиренномудрствовать человека научающее. Здесь человек право познает свое горделивое и ничтожное «я», из ничего Промыслом Божиим созданное и в ничтожное свое ничто и возвратившееся.
Когда Господь дарует человеку познать самого себя ничтожна ничтожнее ничего суща, уже водствуя его Сам во всем, и человек сие усвоит, что человек делает быстро, тогда с познанием себя, нераздельно, дает и познание Бога, у святых отцов именуемое ведение истины - Бога.
Ведение истины - Бога, в сути являет: зрети Бога разумительно, духовными истинно очима.
Бог вместе с добродетелью дает и Себя познать, Себя вкусить, что составляет искомую суть и дарование; и дарование в Нем и награда несравнимо великая, и оно все то, что может пленять и останавливать на себе внимание духовным и истинным, а отнюд в периоде деятельности нам Господь дарования даровать будет - нет.
Где дары, там Сам Податель даров - Бог; кому Бог даровал истинную добродетель, тому дарует и Себя Самого, так как истинная добродетель есть добродетель Божия, посему человек по приятии от Бога ведения истины, что являет искомое, жить начинает по Божии и называется живет по-Божии, тоже - знает истинно-духовную жизнь и живет ею.
По всецелой преданности в волю Божию человек начинает жить истинно-духовно и уже навсегда, а доселе жил мудрованием плотским, хотя бы мог именоваться и слыть духовным в обществе, - это ошибочно.
О молитве умно-сердечной чистой
и непарительной
Выше упомянуто, что после всецелой преданности в волю Божию первая степень уже духовно-истинной молитвы называется умно-сердечная самодвижная, о ней, хотя немного, но говорили и вполне достаточно; а за нею, умно-сердечной самодвижной, следует, чистая, то есть молитва умно-сердечная, именуемая чистая, от причины ее действия умом и сердцем, уже очищенными от помрачения и страстей.
Сердце очищено от страстей, молится чисто, уму помыслов из сердца уже не встречается. Молитва чистая, а с чистою неразлучна непарительная, избавленная от помыслов и греховных желаний, - и бывает молитва чистая и непарительная. Делание всего вместе взятого, уже истинно-духовного, составляет жизнь истинно-созерцательную, - созерцательная молитва истинна.
Здесь человек живет духовно-целомудрой созерцательной жизнью и созерцательно молится в истине Духом Святым. Добродетели действуются истинно целомудренные души и ума, каковые Господом бывают взращиваемы в большие и возрастнейшие.
Человек от Господа столько облагодетельствуется, сколько его ум имеет силы воспринимать познавательно от яже Духа Божия, а душа естественно духовно прочувствовать яже Божие.
Бог здесь Себя всего отдает человеку, и вопиет здесь человек ко Господу, истаивая от Господней благоволительной к нему любви: «Утишь волны благодати Твоей, Отче Святый, ибо я таю как воск».
Созерцательная молитва есть в сути предзрительная, бываемая пред зрением ума о Боге и о Божием, и пред разумением истиннейше тайн Божиих великих, и всего дела домостроительства Божия о человеке, начен от совета Божия о сотворении человека, и включительно доселе, и Суд Страшный, и пришествие второе Христово, и вся яже пред вся сих, и вся яже по сих.
Истинно-духовная жизнь начинается восприятием человеком усыновления Богу по благодати, а поскольку сын, постольку на духовное и сонаследник Христу Богу, и дарует ему, сыну по благодати, Небесный Отец ум Христов, дабы усыновившийся жил им во славу Бога.
Первое о духовном целомудрии
Духовное целомудрие, в существе, является: разрешением великого гадания в деле Божественного домостроительства, совершенного Христом Спасителем на земле человекам; и истинное разрешение догмата Богочеловечества Христова, - разумительно-славимое не только словом, а и естеством сердечным и умнознанием человеком, имущим ум Христов по реченному святым апостолом: ум Христов имамы;[37] и истинное познание о третьем Лице Святой Троицы - Духе Святом.
Восшедший на сие славит Христа Богочеловека умом своим, славит Духа Святого души своей духовным существом, истинно двигаясь к свету разумному на разгадывание догмата о Святой Троице, совершая шествие в Царство славы, во мрак Богословия и в высочайшие, предстоящие таинства неба.
Второе о духовном целомудрии
Начало духовного целомудрия: человек жительствует, упражняясь в добродетели ангельской, имея все добродетели под осеянием словес Господа: там ни женятся и ни посягают, а все пребывают как Ангелы Божии[38].
Средина целомудрия есть жительство в исполнении словес Апостола: что добро, или что красно, но ежи жити братии вкупе[39], то есть жить любовию, именуемою естественною, всех обнимающею, бывая в строжайшем целомудрии.
Конец же духовного целомудрия есть верх всех добродетелей духовных, но еще не соединенных. Все добродетели, достигшие своего верха до соединения с господственными, в сие время имеют мужество и покорность, ими и управляются.
В конце целомудрия духовного ум приближается к душе своей, а душа к уму своему, познаваясь и предстоя взаимно, с разрешением великого и благороднейшего существа - человека.
По сих ум обретает в сердце душу свою, а душа в сердце своем обретает ум свой, обнимая и радуясь радостью сею великою, войдя в радость сию Господнюю Господом своим на нескончаемое жительство. У святых отцов о сем, объясняясь, говорилось так: когда ум войдет в сердце свое и встретится в сердце своем с душою своею, предстоя пред Господа, тогда ум и душа радуются радостью по подобию мужа, любящего жену свою и детей, возвратившегося к ним после долгой разлуки, радуются радостью великою[40].
Ум и душа, приявшие от Господа соединение, от Бога другого не желают ничего, бывая Богу благодарны выше всякаго благодарения и довольны больше всякого довольствия.
Сие последнее, то есть соединение ума с душою Господом и в Господе, являет конец духовной, истинной - целомудрия добродетели и начало добродетели духовно-истинного девства, на жизнь добродетелью соединительной, как говорилось и выше.
Ведения истины и истинные объединяются в духовные умы; умы объединяются в один великий девственно, по подобию Небесного Отца, разум; добродетели объединяются во едину любовь ума с душою и их единым естественным словом воедино и по подобию Святой Троицы, коей человек есть образ и подобие преискреннее.
Пришедший в жизнь истинно-созерцательную, познавательно разрешает не только догмат о Богочеловечестве Христа, нет, но и сии поименуемые: зачатие от Духа Святаго Девы Богородицы, чревоношение, рождение Девы Марии, введение во храм и во храме - во Святая Святых, Благовещение Божией Матери, Рождество Христово, Обрезание, Сретение Господне, и вообще на знание не только тонкого естества - как и что, а и грубого такожде, являя в нем тонкость, ибо Господня земля, и исполнение ея[41] Господни...
Все поименованные празднества есть не иное что, как только догматы великие, равные догмату Богочеловечества Христова, а поэтому-то на разрешение их потребна духовная сила ума та же, что и на уразумение догмата Богочеловечества Христова; и их правое знание бывает не иначе, как только по приятии человеком ведения истинного - Божия.
Всякий, желающий оспаривать сию великую тайны о Христе суть, пусть знает, что он ошибается, так как празднества все относятся ко Христу и ко Христову, а Христос Бог, принадлежащее Богу все необыкновенно возвышенно, и воспринимается умом лишь истинно-духовным.
Оспаривающий должен и еще знать, что он ошибается глубоко и оскорбляет Бога и Божие истинное, принадлежащее лишь Духу и превыше тленного естества и внешних чувств сущее.
Оспаривающий будет оспаривать, и сам, не разумея о сем, духовное, истинное излагая мечтательно, вообразив Божие, как чувственное на земле.
О созерцательности
Созерцательная жизнь есть жизнь предзрительная, жизнь духовная, истинная, бывающая до разума сущих - это вообще ее наименование. А сама в себе она своевременно бывает и созерцанием, и зрением, то есть делаемой жизни истинно-созерцательной впереди стоящие совершенства созерцаются, а то, что уже умом воспринято, зрится, ум уже воспринятое зрит и живет им.
Таковой порядок истинно-созерцательной жизни молитвы бывает до восприятия разума сущих - без созерцаемого зрения.
В истинно-созерцательной жизни ум восходит из совершенства в совершенство, увеличивая - усиливая добродетели, а увеличивает их от восприятия ума Христова, коим живет, и, просвещаясь от доброт Божиих, питаясь сею духовного Духа Божия пищею с трапезы Небесного Отца, всяко благоволящему к созерцателю как к сыну Своему по благодати, так как он превзошел плоть, приял свободу духа от самости и воли своей, приим первое всыновление возраста Христова, живет умом Христа, исполняя Его хотения в себе самом и высоту сей, соделавшись в сонаследника Христу.
Начало жизни истинно-созерцательной бывает одновременно и совместимо с деланием духовного целомудрия. Ум живет в чистоте и вращается по подобию Ангелов, не имея различия в полах.
Он всех обезвинивает, всем от себя дает свободу жизни, от всех удаляется, свободы ничьей не стесняет, творя любовь к ближним, подобясь в любви Богу.
Бог, одарив человека свободою, ее не стесняет, творя сим крайнейшую любовь к человекам, то же делает и человек-созерцатель, не стесняющий свободы человеков.
Здесь, в созерцательности, все добродетели принимают свой возраст.
В созерцательности человек умом вселяется в обители неба, проходя степени истинного ведения, а оно уму является обителями Небесного Отца. Ум, переходя из истинного ведения нижестоящего в предстоящее, переходит из одного совершенства в другое - высшее, и из одной обители - в больше светлую, другую, духовную с содержанием знания.
Делание ума во время молитвы созерцательной и целомудрия духовного бывает так: рассуждение, отделяющее истинное от мечтательного, то есть ум упражняется в рассуждении о силах, а оно дает возможность восходить на преднее умовое и души.
От меры истинного ведения зависит жизнь и вращение ума и души или в великом, или в величайшем постижении тайн Отца Небесного.
В созерцательности человек проходит совершенства, именующиеся «не совершенными», так как они впереди себя имеют совершенства большие их.
В созерцательности истинной человек бывает крестоносец, по подобию Христа крестоносца, во всем творяще волю Отца Своего Небесного; крестоносцем же без скорби быть невозможно, как и Христос, Сын Божий по естеству, всю земную жизнь был в скорбях.
Скорби в созерцательности обнимают уже истинно-духовного человека, только скорби сии не подобны бывшим скорбям в деятельности человека. Сии скорби духовные.
Всякий восход на высшее сопряжен с трудностями, со скорбями; тоже и созерцатель, восходящий в высшие степени духовных совершенств, хотя бы он уже обитает в свободе духа от страстей. Отец Небесный, любя сего человека нового, сына по благодати Богу и сонаследника Христова, по любви Своей к нему, возводя его на высшие совершенства, открывает таинства Свои о Самом Себе, непостижимом, и о человеке великие.
Человек - сын Богу по благодати - свободно, но жаждая Божьего, шествует, любя Бога, к Богу, согласно, как сказали выше, бывает сын по благодати, но сие делает не без скорби, да еще столь великой, каковую можно перенести только сыну, работающему Небесному Отцу, лишь по любви к Нему.
Что в делании плотского ума было и не исполнимо, и не доступно, то здесь человеком допускается на рассуждение и на разбирательства с великою для него пользою.
Бывшее гонимо, здесь зело пользует и необходимо. Сие душу приближает уму своему, дабы познать его и ей быть познанной от него в тайне сердца нового человека и сонаследника Христу, на совокупно-совместное жительство с Господом, и навсегда.
Сон во время конца целомудрия от человека бежит, гортань забывает о пище, ум от рассуждений и уразумений таинств приходит в изнеможение, конечно свойственное сильным силами духовными; любовь к Богу и душе, как своему духовному ближнему, в уме приходит в меру неудержимую.
Ум горит, пламенея любовию, приходит в познание души своей в сердце своем, и емлется на сие, вводимый Богом, к узрению души своей в сердце своем и сердцем своим, - сие бывает в конце целомудро-истинно-духовной жизни и пред стяжанием всех добродетелей верха, стяжеваемым умом духовно-целомудрым.
Ум в сердце своем обретает душу свою, и душа обретает ум свой в сердце и сердцем своим, и обнимаются свои ум с душою объятиями духа истинна, славя и благодаря Бога за сие им великое сокровище, за сие им великое разрешение таинства.
Человек отселе начинает истиннейше рассматривать своего внутреннего человека, человека духовного, нового в таинстве и силе, рассматривать истинно, своим собственным словом, в составе: ум, душа и их слово, так как сии три есть образ и подобие троичности лиц Святой Троицы, о сем так свидетельствуют святые отцы (славянское «Добротолюбие») и опыт, утвержденный указаниями святых отцов-трезвенников.
Сие таинство ума и души есть таинство великое, оно есть естественное, движное желание всего духовного естества - существа человека.
Как только ум начнет беседовать своим единым с душою словом, беседовать с душой своей в сердце своем, но еще не познал ее - не узрел духовно душу свою: что она есть - оставляет естественное требование в пище, сне и другом подобном и прилепляется к таинству всецело, как к деланию естественному своему внутреннему человеку, покидая внешнее.
Правое понимание всего здесь описанного о духовном истинном уме, начав от всецелой преданности в волю Божию и до конца целомудрия, как все вместе взятое, так и каждый шаг, каждый отдельный случай, всякое двизание ума Богом в предняя, правильно может быть познаваемо лишь тогда, когда человек сам приходит в истинно-духовное целомудрие ума и души своей.
Когда же хочет человек лишь от чтения воспроизвести, что есть суть от яже Духа Божия и духовное, тогда всякое его познание бывает ложно, так как уму, еще плотски мудрствующему, истинно-духовное познать невозможно, духовное истинно является тайна.
Сия обитель духа великая и радость многая обнимает человека, силою Господа спасшего душу свою, предстоящую непрестанно в сердце своем Господеви, своему Жениху Небесному - Христу, собеседующего с нею непрестанно и дарующего ей созерцать таинства Свои великие и жить ими, - таинства, совершаемые и постигаемые умом и душою, совершенными в целомудрии духа.
Сии ум и душа будут жить, войдя духовно в апокалипсический Иерусалим, о коем сказано тайнозрителем: Иерусалим, сходящий от Бога с неба.[42]
Введенные, обитающие в оном Иерусалиме, будут непрестанно петь славу Богу и Устроителю блаженной жизни их. Таковые и ближних своих любят истинной любовию, и молятся они истинно-созерцательно Богу, собеседуя Ему о таинствах, и любят Бога и сами себя взаимно любовию единою, велико проходя и в еще большую любовь, непрестанную и внекончаемую; здесь конец ума духовно-истинно-целомудрого и переход в делание лишь достойнейших ума в разум сущих, а мудрости истинной - в истинную премудрость, добродетелей - в соединение, созерцание - в зрение, в сути - в девство духовно-истинное, разумное.
О молитве зрительной и
духовном девстве
Описанное выше об уме духовно-целомудром, прошедшем многие совершенства, тоже обители Отца Небесного, но не все в сих обителях - совершенствах и жить оставляются. Многие духовно-целомудрого ума останутся жить в сих обителях целомудрия и навсегда, но немало, конечно, судя по высоте предстоящего, а вообще же, некоторые достойнейшие имеют жить добродетелью совершенствами в обителях духовного девства, так как нужно, чтобы чувства человеческого существа, хотя некоторыми, но действовались все и вполне. Сие дело есть в сути соединение добродетелей во едину, еже есть любовь.
Соединение ума, души и их слова во едино существо, естество и нераздельство, по подобию Святой Троицы, и соединение души с Господом Женихом ее, возлюбленным от нее и любимой Им, устрояющим ей соединение с Ним, то есть отзде душа бывает ведома Господом в соединение с Ним.
Святые отцы о сем говорят так: Господь в душе, и душа в Господе: душа - храм Господу и град велик и всяко светел; а Господь - Град велик душе, Им возлюбленной от Него.
Созерцательная жизнь или созерцательная молитва, войдя в духовное девство, делателя своего устраивает в ближайшую близость к Богу.
Близость сию устраивает Сам Господь Вседержитель, питая такового небесного человека, живущего духовно небесными таинствами, а телом еще скитающегося на земле и среди земно-живущих, во яже суть Его Божественная великая и величайшая, возводя ум его в высшая созерцательно зрительства, водствуя в зрительную молитву, еже есть зрение всяко таинств Божиих и сокровеннейших, и до разума сущих - Божия - в совершенства Небесного Отца.
Разум Божий силен разуметь, рассуждая истинно: о Святой Троице; или о любви - Боге; или иметь крайнейший край всех добродетелей - разума сущих - Божий, что является конечным просвещением ума в разуме и души в девстве духа; или стяжевает все возможные к восприятию совершенства и бывает отселе всяко, и всегда, и неизменно всесовершен и непобедим - всепобедоносен по примеру Христа Бога Всепобедоноснаго и Всесовершеннаго, достигнув восшествия в апокалипсический град Иерусалим, девственно-духовный, реченный: Нисходящ с неба от Бога.[43]
Душа, ум и слово их собственное ими бывают рассматриваемы, открывающему сие Господом; они видят: естество ума - естество души, и естество души - естество ума, слово же их им обоим во единице естественное, от их естества рождаемое; и видят, что они, три, разделения не имеют и всяко их дело они делают все три - едино сообща, а не порознь.
Ум бывает естество и собственность души, душа - естество и собственность ума. Слово умовое есть собственность и души в ее словесной части.
Ум, рождая слово, одновременно является естеством души и собственностью души; и одновременно сохраняют каждое свое название: ум остается умом, душа остается душою, слово их остается словом неизменно, хотя бы естество - существо ума, души и слова одно и нераздельно всяко; сии три: ум, душа и слово не разделены всяко всячески по подобию лиц Святой Троицы, и являет человек подобие Богу Триединому, придя в преподобие искреннейшее и оставаясь собою, все составляют едино - три, три - единое. И двигают и действуют сии три - единица, всегда совместно-едино, оставаясь три, а едино.
Никогда же бывают: ниже ум без души, или без слова, ниже слово без ума и души, - все сии три, единое существо и единое едино, пришедшее в преподобие Божие - любовь и благодать - свое им сущее от Творца естество.
Разумение истинное о человеческом духа существе Господь человеку дарует по мере разумения даруемого о Боге, то есть Богом о Самом Себе, так как естество ума, души и их слова - многодуховнейшие, тончайшие и чистейшие всяко, здесь же оно познается умом в существе в целом и точно.
Душа соединяется Господеви своему по мере способности ее восприятий и житии, свойственном Господу; оно бывает зависимо от чистоты, то есть от просвещения ума духовно-девственным.
На сию девственно-духовную в истине чистоту Господь возводит редких, ибо чистота девственная, по восприятию разума сущих, делается всеобъемлющею и оттоле человек славит Бога сердцем своим в сбытии на душе его слов, Церковью воспеваемых велегласно: светлеется Троическим единством священнотайне[44].
Душа, очистившаяся вполне, сколько возможно, и в девственной чистоте духа, согласно слову святого Макария Великого: Сам Дух бывает, Господом превелико восприемлется и любима есть.
И радуется Господь радостию Духа о душе таковой - невесте Своей, подобно как жених земной о невесте своей, радостию Духа, а не по-земному.
Душа отселе живет и двизается во еже Господнее.
Таковых святые отцы уподобляют солнцу, так как они живут, имея разум Божий, в нем - разуме сущих - непрестанно ходят. Он им: и кров, и пища, и одежда.
Они свет прияли от Света присносущего; сей же великий, по причине его великости и лишь редчайшим доступности, именуется мраком, они же живут в оном: Где Я, там и слуга Мой будет,[45] - рече Господь, а тем больше приявшие преподобие Богу.
Выше говорилось: «После восприятия верха целомудрия достойнейшие возводятся в чистоту духовного девства».
Человек, созерцательно молясь - созерцая, переходит к зрению, так как девственная чистота является существом зрительства - зрительная молитва Господом, и к Господу, и все Господь, и в Господе. Господь Сам бывает и действуя, и исполняя, совершая в совершеннейшие совершенства.
Начало девственной духовной чистоты есть начало зрительный молитвы - зрения, и по мере восприятия умом Господа и Господнего.
Человек восприятое уже имеет своим и им живет, и зрит яже Господнее, зряще яже Господнее сие, и молится.
Зрительство есть истиннейшее разумение, от яже Божиих величайших и сокровеннейших таинств, или Богословствование истиннейшее, вошедши во мрак Богословия, и всяко и всегда непрестанно, непрекращающееся в нескончаемое.
Первый шаг зрительства, или девственной духовной чистоты, есть восприятие всыновления в полной мере возраста исполнения Христова, оно именуется полная свобода чад правды[46].
Здесь человек принимает преискреннее сонаследие Христу: за всецелое исполнение воли Божией в делании ума мудрований плоти; и за полное исполнение воли Отца Небесного и любовь к Нему во время делания ума духовно-истинно-целомудрого, хотя бы велико, любя Бога и Отца, обнимался зельною скорбью.
Прияв сие великое и своему духовому существу свойственное и свойственнейшее, даваемое лишь Отцом Небесным, человек духовен приемлет от Бога и извещения о всыновлении; сей сын, и сонаследник Христов вступает в духовном мире именуемое извествовательное.
Отзде человек рассматривает разумнее, рассудительно то, что принадлежит Богу; все же есть человек - великая тайна, и яже бываемая от человека.
[1] начен = начавши
[2] Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Откр. 14, 4).
[3] Мк. 7, 21 – 22.
[4] Ср.: Быт. 3, 15.
[5] Мф. 15, 19.
[6]1 Кор. 2, 9.
[7] Ср.: Лк. 5, 37 - 39.
[8] Сир. 2, 1.
[9] зело редце - очень редки
[10] Ср.: Ин 14, 23.
[11] сюду и сюду - по ту и по другую сторону, по обе стороны.
семо и семо – сюда и сюда, во все стороны.
[12] Ср.: Мф. 19, 26.
[13] Ср.: Ин. 3, 3.
[14] См.: Рим. 6, 23; 7, 13.
[15] Ср.: Кто непрестанно опирается на жезл молитвы, тот не преткнется; а если бы это и случилось, то не падет совершенно. Ибо молитва есть благочестивое понуждение Бога (См.: Лк. 18, 5). Лествица (28 : 60).
[16] Ин. 16, 33.
[17] Деян 14, 22.
[18] Ин. 16, 33.
[19] Никон (Рождественский) архиепископ. Нужды современного монашества. Даниловский благовестник, 1992, № 1(2). С. 47 – 59.
[20] Скляница = стеклянный или хрустальный сосуд
[21] Ср.: Лк. 1, 50.
[22] Мф. 26, 39.
[23] Мф. 15,19.
[24] Емлись = берись
[25] См.: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор. 7, 9).
[26] Супостат = противоположный, враждебный; противник, неприятель.
[27] множае = больше
[28] Ср.: Лк.10, 15.
[29] оживающую
[30] повредились
[31] находятся
[32] Ин. 4,24.
[33] 1 Кор. 2, 9.
[34] Евр. 11, 38.
[35] Ин. 14, 2.
[36] Пс. 83, 8.
[37] 1 Кор. 2, 16.
[38] Мф. 22, 30.
[39] Пс. 132, 1.
[40] Мф. 28, 8.
[41] Пс. 23, 1.
[42] Откр 21, 2.
[43] Откр. 3, 12.
[44] В неделю утра. Степенна, гл. 4. Антифон 1.
[45] Ин. 12, 26.
[46] Ср.6 2 Кор. 3, 17; Рим. 8, 10.