…;

 

Перед чтением

Евангелия

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Чтением словес Божественнаго Евангелия учения да исчезнет всякое действо сатанинское, составляемое в уме и сердце и во всех чувствованиях души и тела моего, да влиется в меня благодать Господа нашего Иисуса Христа, прощающая, опаляющая и очищающая, просвещающая и освящающая всего мя человека. Аминь.

+

Господи, Иисусе Христе, Боже мой! Пред Тобою аз есмь. Удостой меня познания воли Твоей Святой, ибо сам я не знаю, что мне полезно и спасительно. Ты Сам побори врагов моих, ибо я не уразумеваю злокозненности их. Аминь.1

+

Господи, Иисусе Христе, Боже мой! Дело твоей милости избавить меня от мук вечных. Сам же я без помощи Твоей не имею сил избежать от рук врагов моих видимых и невидимых. Аминь.

+

В Евангелии сокрыта Божественная сила - восстановливать, возрождать, просвещать, возвышать, освящать, благоустроять, живить и исцелить душу и тело, врачует раны души, утешает, умиротворяет мятежные мысли и плотские помыслы и похоти, смягчает раздражительность души и внушает всецело предаваться воле Божией. Аминь.

 

Молитва

благодарения

 

 

 

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, хвалю и песнословлю неизреченную славу Твою и безмерное величие Твое, что Ты дал мне бытие и сподобил меня быть причастницей спасительных благ воплощенного домостроительства Твоего.

Господи мой, Господи, благодарю Тя, что Ты неоднократно избавлял меня от угрожавших болезней, бед, скорбей, напастей и искушений.

Господи мой, Господи, благодарю Тя, что неоднократно и неисчетно раз избавлял меня от враг видимых и невидимых.

Господи мой, Господи, раскаиваюсь и исповедуюсь Тебе, что неоднократно и неисчетно раз попирала я совесть свою, безстрашно нарушала заповеди Твои, являясь неблагодарной к столиким благодеяниям Твоим.

Но Господи мой, Господи, да не победит моя злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия Твоего.

Господи мой, Господи, прости мне все грехи мои, соделанные словом, делом, помышлением, осязанием и всеми моими чувствами, прости и спаси меня.

Господи мой, Господи, по множеству щедрот Твоих помоги мне не грешить более и подаждь мне все благопотребное для спасения моего.

Господи мой, Господи, направи всю жизнь мою на благоугождение Тебе - единому Спасителю и Искупителю.

Господи мой, Господи, даждь мне покаяние и сердце смиренное и сокрушенное.

Господи мой, Господи, направи всю жизнь мою к исканию Царства Божия и правды его, да прославится через меня недостойную всесвятое имя Твое – Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

 

 

 

 

При унынии

 

 

Господи Боже мой, Ты видишь немощь и убожество души моей, помоги мне, не оставь меня, не введи меня в напасть и искушения, и спаси меня ради милости и человеколюбия Твоего к роду человеческому, да прославится и во мне имя Твое святое Отца, Сына и Святаго Духа.

Аминь.2

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОПОВЕДЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пасха

1970 года

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Смерть не есть уничтожение, а есть рождение-переход в жизнь вечную!

То мы живем во времени и пространстве, а это – рождение-переход в жизнь вечную, с болью, к Богу, Который создал всю вселенную и управляет всеми мирами, всею вселенною.

Он и создал человека, по образу и по подобию Своему. И, как образ Божий, человек имеет бессмертную, разумную душу – сущность такую, субстанцию, как говорят, которая умирать не может. Силой времени она, после грехопадения, умирает, как умирает зернышко в земле.

А что такое смерть для зерна? Это раскрытие полноты бытия его в будущем дереве и растении. И насколько дерево с его листьями и плодами полнее той жизни зернышка, настолько же загробная жизнь, духовная, выше, совершеннее всякой счастливейшей земной жизни.

После грехопадения самые лучшие, счастливые люди и самые красивые места в природе – это только остатки разбитого корабля.

Но Господь по Своей крайней любви не оставил род человеческий, а решил его спасти посредством тайны воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пречистой Богородицы Девы Марии.

Тайна эта непостижима! Как Бог недоведом, непостижим по Своей природе, так и тайна Божия вочеловечения Сына Божия от Духа Святаго, от Пречистой Девы непостижима!

Поэтому Григорий Богослов предупреждает, он сам был величайший ученый того времени, чтобы человек не доверялся своему рационализму, разуму, не думал, что он совершенно знает все тайны мироздания, а смирялся бы перед Богом и обуздывал свой гордый разум, который заражен после грехопадения страшной дьявольской гордостью.

Так многие спрашивают: Откуда Бог? Что такое Бог?

Ну что такое человек? Это есть, так сказать, самое совершеннейшее. Как в росе отражается солнце, но оно не есть солнце – отражение только солнца, так и каждый человек есть образ и подобие Божие. Разумом он уподобляется Отцу Небесному; словом, которое рождается от разума, уподобляется Сыну Божьему; а духом, которым реализует слово, он уподобляется Духу Святому, - так что есть сам человек образ Святой Живоначальной Троицы.

Господь создал всю силу небесную, солнце также, а Сам есть Солнце. Но солнце неотделимо от света и теплоты. Так и Бог един во Святой Троице. Никогда не было такого момента и не будет, когда бы Отец Небесный, и Сын Божий, и Дух Святой не существовали. Он вечно существовал, и вечно будет существовать. И для нас и для всякой твари это недомыслимо, недоведомо, но я должен нравственный долг иметь - веровать в Бога, и прославлять Бога, и стараться научиться совершать Его заповеди, волю Его творить.

Не всякий, говорящий: «Господи! Господи!», войдет в Царствие Небесное, а только соблюдающий заповеди Мои3. Если любите Меня, - Господь прощался с учениками, - соблюдайте заповеди Мои. Кто любит Меня, тот соблюдает заповеди Мои. Кто не любит Меня, тот не соблюдает заповеди Мои. А кто соблюдает заповеди, к тому Мы придем и обитель у него сотворим,4 то есть будет такое действие в сердце – ощущение такого мира, такой внутренней радости, заключающее сознание в тайны мироздания, что человек ясно ощущает действие Духа Святого в сердце своем – действие Богом.

Когда спрашивали фарисеи, когда придет Царствие Божие, Господь сказал: Царствие Божие не придет приметным образом; оно не там, не здесь, оно – внутри вас самих5. Блаженны чистые сердцем, - им говорит Господь, - ибо тии Бога узрят. 6

Очисти сначала сердце свое от страстей греховных, от хлама этого, и тогда поверишь, что сердце будет ощущать действие Божества в своем сердце, в самом себе, и будете возрастать духовно, по мере соблюдения заповедей и совершенствования своего. И так будете веровать, как веровали апостолы, святые жены мироносицы, мученики и мученицы, и даже дети шли на страдания и нисколько не боялись, но явились выше смерти, выше всякого животного страха.

Когда человек, вследствие подчинения страстям, омрачает ум свой, сердце свое?

Как можно испортить зрение – человек не будет видеть красот Божьего мира. Можно испортить слух – и не будете слышать ни проповеди, ни музыки, ни пения. Так можно испортить орган, которым воспринимается таинственная благодать Духа Святаго, действующая в мире. И человеку тогда кажется, что нет ни Бога, ни загробной жизни, ни дьявола – ничего нет, никакой духовной жизни нет. А на самом деле все это зависит от его состояния, в котором он находится. Он омрачил свое сердце гордостью, блудами и всякими мерзостями животной, скотоподобной жизни. И того хуже – счастлив.

Животные знают свои законы, которые инстинкт выполняет, так уже и положено Творцом. А человек, разумное создание, становится даже и ниже животных. Уподобляется падшим духам, бесам, и бесы живут в этих людях и называются эти люди «бесноватые», а в духовном смысле Господь прозвал их «мертвецами».

 

Так один ученик говорил: Господи, позволь мне пойти похоронить отца моего. А Господь сказал: пусть мертвые погребают мертвецов.7 Он и через Мою проповедь не веровал, и через твою, от сына, не воспримет спасения.

Значит, Господь всех тех людей, которые не веруют в Него, не исполняют своего нравственного долга - человеческого достоинства, – все мертвыми являются для вечной истины, прогресса, для Царства Божия.

Смирение – без дел спасение, - так все говорили святые. Поэтому Господь показал величайший путь к смирению. Будучи Богом, Творцом, Создателем всего мира, Он смирился до такой степени, что принял человеческое тело – человеческое рубище, чтобы спасти род человеческий.

Так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, Господа Иисуса Христа, в мир, чтобы спасти мир.

И какую Господь проявил любовь крайнюю! Пошел на проповедь. Его везде всегда оскорбляли. Все книжники, фарисеи лицемеры, или священники вообще ненавидели Его, постоянно оскорбляли Его. И, наконец, достигли даже такой злобы и озлобления, что по внушению дьявола предали Его страшной, смертной казни.

Конечно, Господь, как святые пророки писали, должен был так спасти, пострадать за род человеческий, спасти его, кто желает вечной жизни, вечной истины, прогресса, творчества.

Но это не освобождает ни Анну, ни Каиафу, ни Иуду, ни книжников, ни фарисеев от Кого? – от вечного, правосудного Отца Небесного. Бог с великой любовью, милосердием, жалостью, состраданием соединяет и правосудие. Вот это-то правосудие Отца Небесного и всегда карает людей за нарушение нравственного закона.

А дополнительно то, как у государств есть палачи, которые мучат людей там, предают смертной казни, так и бесы такую роль выполняют, сами же не желая того, конечно, как выполняют, как орудие слепое, правосудие Божие. Но Бог столько дает им власти, сколько люди, каждому дает по делам, насколько люди заработали себе своими злыми делами – делами греховными. А еже ли бы бесы имели власть, какую они хотят, то они бы истребили бы нас вообще от Создателя.

Человек должен смиряться!

Апостол Павел пишет так: Верили эти ученые, изучая законы мироздания, законы всей вселенной, природы, и видя такую величайшую мудрость, что они знают этой мудрости – одна капля воды в океане! Изучая эту величайшую премудрость Божию на основе мироздания всей вселенной, они бы должны познать Премудрого Бога – причину всех причин! Причину всех причин – Сына Разумного, которого верующие и называют Богом.

Бог создал всю вселенную, весь мир и управляет им. И ежели Бог прекратил бы управление всей вселенной, всеми мирами на одну секунду – она бы превратилась в хаос, потому что там все небесные тела движутся с такой быстротой и пересекают пути друг друга, отчего бывают затмения и даже солнца, луны и так далее.

Для этого нужно высочайший иметь разум!

И вот один из величайших, профессор Парижской обсерватории, с детства в Бога не веровавший. Был великий атеист – безбожник, не мирен к Нему. Есть, в начале реально признано было, даже и на русском языке переведено. Он, когда стал изучать прохлад небесный свод и увидел эту величайшую мудрость Божию, воспринял ее, как мыслию сердечный, ищущий правды человек, и, наконец, сделался таким глубоким верующим, что заключил свой великий, величайший научный труд молитвою Господу Богу «Песня эта – Премудрости».

Но враг на него так нападал: Ты, - говорит, - раньше был атеистом – безбожником, а теперь к старости с ума сошел, вот стал веровать в Бога. Он ясно доказал, что когда он заблуждался – он был подчинен слишком страстям своим телесным и той среде, в которой он жил, аристократической, и поэтому таким был и невежественным и, можно сказать, малосмысленным. Так у нас и сказано в Писании: Рече безумен в сердце своем: несть Бог.8

Кроме того человек окружен такими тайнами! Вот он всей своей наукой не может сделать зернышко, чтобы из него вышло живое растение. Значит, причина всех причин умнее его, которая называется Богом.

В силу всего все человечество, все мироздание, при человеческом анализе, - с яичко, но из их искусственного яичка никогда не выйдет живой птенчик. Значит, они были должны сделать логический вывод, что причина всех причин столь высоко разумная, что она имеет такой сверхмировой, как бы контингентный разум, и наш разум есть только маленькая частица отражения этого разума в нашем естестве, в нашем существе. И познал бы свое бессилие и пришел бы к вере в Бога.

Потому-то апостол Павел угрожает: Смотрите, еже ли вы, рассматривая и изучая природу, не познаете Бога в природе, то вы будете безответны в день Страшного Суда Божия!

Вы взяли ключ Царствия Божия, вы умеете рассуждать небо и землю, и запускаете разные машины на Луну и так далее. Вы, - Господь говорит в Евангелии, - взяли ключ Царствия Божия,9 знаете, изучаете небо и землю, и как же вы не хотите познать самого главного – цель и смысл своей жизни! А потому угрожает им страшным, правосудным Судом Божиим, еже ли не покаются.

Все окружающее нас свидетельствует о величайших тайнах Божия мироздания, и эти тайны познаются правильно, православно, только тогда, когда человек верует в Бога и совершен в своем совершении заповедей Божиих.

Величайшая премудрость всегда открывалась или через детей: так в машины паровые играет мальчик – Бог открыл ему; или микроскопы, телескопы – также мальчик играл в стеклышки, и Бог вложил в его разум открытие. Или же, как Ньютон Исаак, величайший был механик, математик, для всех умных людей земных. Также Амперий, который электричеством пользовался, через которого Бог научил пользоваться сим электричеством. Они писали даже воззвания, а Исаак Ньютон дал толкование «Откровения» Иоанна Богослова.

Знаменитыми в области медицины, наши также: профессор Пирогов.

И множество других величайших было православных ученых, которые величайшим научным знанием всегда глубоко веровали в Бога. Некоторые призывали так: Что мы признаем над этой всей вселенной, над всем механизмом всего мироздания всей вселенной, Господствующее Разумное Начало. И что, в конце концов, в конце мировой истории, Добро, Правда, Истина восторжествует во всем мире! Что, по-нашему, будет откровение Царствия Божия, как мы молимся в молитве «Отче наш»: Да приидет Царствие Твое.

Царство Божие приближается, но пока мир воюет против Бога, не веруя в Него, может вызвать страшное бедствие во всем мире, в человеческом обществе. Этим воспользуется сатана с падшими злыми бесами – демонами, и возведут самого величайшего, хитрого, и способного, и лукавого человека, и выдвинут в антихриста.

Так и передают и теперь: Это-то Иисус Христос? Не было истинного Мессии! А вот мы теперь выдвинем настоящего мессию, которого мы ожидаем, который обязательно придет!

Да, Господь им сказал, когда отвергли Его, Он сказал: Я пришел во имя Отца Небесного, вы Меня не приемлете; а если придет во имя свое, того примете.10

Хотя Писание Господа Христа изображает любящим, милосердным, жалостливым, сострадательным, снисходительным, кротким, смиренным.11 А дьявол, антихрист, орудие дьявола – антихрист, изображается Писанием как кровожадным, как тираном великим, только прикроется личиной как бы человеколюбия – «милосердным человеком», чтобы овладеть людьми и ввергнуть их в погибель.

Но это торжество, можно сказать, безбожного атеизма будет временное.

Правильно апостол Павел так говорит: Не для того Бог попустит дьяволу забраться на такую высоту, чтобы там остаться, на этой высоте, а для того попустит, чтобы там, с этой высоты, в виду всей вселенной, низвергнуть его окончательно, навсегда, в геенну огненную, в бездну, где, - Господь говорит, - тьма кромешная внешняя, где плач, скрежет зубов, где червь никогда не умирает и огнь никогда не угасает.

Но Господь создавал человека для блаженства!

Ежели человек идет к погибели, то идет по своей злой воле, - не слушает гласа Отца Небесного, любящего Господа, Который за каждого из нас пролил Свою кровь на кресте – пострадал за каждого из нас, за грехи каждого из нас. Но всех верующих, кто только уверует в Него, как разбойник на кресте перед смертью, и всем сердцем покается, и всякий, кто призовет имя Божие – спасется, - так Сам Господь призовет.

Также о бессмертии!

Иоанн Златоуст и многие великие отцы, которые, ученые, соблюдали то время, самые высочайшие, они ведь свидетельствуют, и разве эти люди? Миллионы людей свидетельствуют…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 В списке с писания «Советы духовного отца и матери» эта и последующая молитвы помещены за №№ 1 и 2 перед заключением.

2 Молитва «При унынии» и «Молитва благодарения» написаны по просьбе схимонахини Мелитины (Неженской).

3 См. Мф. 7, 21.

4 Ин. 14, 15, 23 – 24.

5 См. Лк. 17, 20 – 21.

6 Мф. 5, 8.

7 См. Мф. 8, 21 – 22.

8 Пс. 13, 1.

9 См. Мф. 16, 19.

10 См. Ин. 5, 43.

11 См.: Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2, 36).

12 Текст проповеди печатается по магнитофонной записи, сделанной во время пасхальной службы Владыки Антония у себя дома в Буче.

 


Бесплатный хостинг uCoz