ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОБРАГО ИМЕНИ

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ  

 Архиепископ Брянский Антоний (Михайловский Иоанн Ильич  1889-1976гг.) ошибочно и часто намеренно именуемый Голынским Тихоном Ивановичем, кем он никогда не являлся(Тихон - духовный сын будущего владыки, который пошел на расстрел вместо него.)

По благословению келейницы Владыки схиигумении Антонии на этом сайте размещены неискаженные труды архиепископа Антония Михайловского.

 ВАШ  БОГОМОЛЕЦ  СМИРЕННЫЙ  СТАРЕЦ

Братья и сестры, обратите внимание!

Книги под редакцией Николая Новикова.изд."Отчий дом" и аналогичные перепечатки иных издательств печатаются с искажениями. С 1999 Новиков издаёт книгу "О молитве Иисусовой" под привлекательными своими названиями:-"Путь умного делания","Подвиг в миру", О молитве Иисусовой (Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского), но только в своём изложении.  Внес значительные искажения в текст, почти полностью перефразировав его и, ко всему, являясь притворным "почитателем" владыки Антония и его чад, безсовестно присвоил себе авторство, полагая,что никто не будет защищать владыку по причине противоречивости фактов его биографии.

Когда сохранившиеся рукописи сверили с изданием Новикова, только тогда (в 2007 г.) обнаружили подлог. В предисловии к своему изданию Новиков говорит о списках со значительными искажениями и произвольными вставками,что в реальности не соответствует действительности. Если же какой список и был с ошибками, то это не дает никакого права Новикову полностью изменять авторский текст и стиль изложения и присваивать себе авторство. 

Переписывали труд чада владыки, и он сам проверял списки и исправлял ошибки, и только тогда благословлял читать. Такие списки сохранились.  Выводы делайте сами.

 В последнем своем  издании 2011года Новиков уже помещает имя священника Антония Голынского,а не архиепископа Антония Голынского-Михайловского как в 1999 г. попросту считая его лжеепископом, а себя при этом именует автором-составителем во всех изданиях с 2000 года..то есть, именем настоящего автора он привлекает внимание читателя к этому труду, а в реальности предлагает нам уже искаженную, т.е. негодную именно для руководства свою переработку. Это целенаправленный обман верующих и нас-почитателей почившего владыки, и ищущих пользы от его трудов . Вопрос о деятельности Новикова и присвоении им труда Владыки уже рассматривается в издательском совете МП. 

  А польза от труда Владыки,испорченного Новиковым, весьма сомнительна, особенно для тех, кто о его искажении даже не подозревают.

Неким почитателем владыки написан акафист и размещен в сети интернет. Читать его не рекомендуем, так как лагословение на его написание хитро выпрошено. Автор акафиста неоднократно отлучался от причастия за самочинную околоцерковную деятельность..(которая, впрочем, не имеет ничего общего с почитанием Владыки) 

Просим св. молитв.


 

Об   имени

Иисус   Христос

 

1. Вопрос: Имя Иисус[1], принятое при воплощении Единородным Сыном Божиим, имеет ли Божественное достоинство?

Ответ: Да! Имя Иисус есть Божественное имя.

 

2. В: Как должно разуметь имя Божие, доступное человеческому разуму и речи?

О: Имя Божие Иисус, произносимое и молитвенно призывае­мое, есть, подобно Кресту Христову, непостижимая и таинственная Бо­жественная сила, боголепно почитаемая и действующая по благодати Божией в меру веры человеческой и промыслительного смотрения Божия. Как свет фаворский пребывал в Иисусе на святой горе, так в Божием имени Иисус Христос пребывает Бог, а как? — не испытуй, а веруй.

 Тайна воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пречистой Богороди­цы Приснодевы Марии превосходит и Ангельские умы, а не только чело­веческие.

 Непостижимо для умов человеческих и Ангельских, как Иисус Христос — Сын Бога Живаго и в утробе Пречистой Девы и в яслях пре­бывал и всем миром управлял.

 

3. В: По Божественному или по человеческому естеству воспринял Гос­подь наш Иисус Христос  Божественное имя Иисус Христос?

О: Предуготованное и предвозвещенное Архангелом Гаврии­лом имя Иисус воспринято Господом по человеческому естеству, в чело­веческом естестве, ради человеческого естества, ради спасения человече­ского — нет человека без имени.

 

4. В: Почему же имя Иисус, если оно имя человеческое, мы, православные хри­стиане, чтим как имя Божественное[2] по отношению к Ипостаси Сына Божия?

О: Потому что и все естество человеческое в Нем обожено и возведено на престол Божества. И вместе  и имя Его человеческое Иисус стало Божественным.

 

5. В: Будет ли православным утверждение, что имя Иисус в таком же смысле присуще Богу от вечности, в каком имя  Сын Божий?

О: Нет, такое учение не православное — еретическое: ибо не было в вечности такого времени, когда бы в Боге не существовало Отца и Сына и Духа Святого, но было время, когда в Сыне Божием не было чело­веческого естества.

А если человеческая природа не от вечности пребы­вает в Боге, то имя Его Иисус, нареченное по человеческому /естеству/, — со времени тайны воплощения, неразрывно связано в Сыне Божием со времени Его воплощения и вочеловечения на земле и стало Боже­ственным.

 

6. В: Что значат слова в Евангелии: ...Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 39)?

О: Учение, отвергающее, отрицающее в имени Иисус тварную природу человеческую и утверждающее, что сие имя человеческое Иисус имеет изначально предвечный Божественный характер, есть учение не православное, ерети­ческое. Такое учение разрушает основной догмат Святой Соборной Апо­стольской Православной Церкви Христовой о соединении в едином лице Господа нашего Иисуса Христа двух совершенных природ - Божеской и человеческой.

Мы же, православные христиане, православно веруем и исповедуем, что Иисус Христос - Сын Бога Живаго[3] - есть совершен­ный Бог и совершенный Человек.

 А разве может быть человек без име­ни человеческого?.. Вот почему Иисус Христос, Сын Божий, соединив в Себе далеко отстоящие естества — Божеское и человеческое, воспринял и имя человеческое Иисус, соделав имя Иисус через тайну воплощения и обожения Божественным; и начало бытия сего имени Иисус совершенно неразрывно связано с началом бытия Сына человеческого, рожденного от Духа Святаго и Пречистой Преблагословенной Богоро­дицы и Девы Марии.

 

7. Имя Иисус не потому Божественно, что сохранялось в предведении Всевышняго (ибо все, что было, есть и будет, объемлется сим всеведением), а потому, что имя сие Иисус, будучи неразрывно свя­зано с естеством человеческим, воспринятым Богом Словом, в соедине­нии Божественному естеству через обожение стало Божественным. В силу этого имя Его человеческое Иисус из нищеты и уничижения человечес­кого, вместе со всею природою человеческою в Нем, возведено Им на престол Божества (Ин. 7, 39).

 

8. Божественному имени Иисус, как по обожению, так и по Божеству подобает воздавать почитание и по­клонение по достоинству совершенно боголепное, невоображенное, еди­ное, неразделяемое, не разлучаемое, но по разумению естеств и несливаемое (Сугуб естеством, - поет Святая Соборная Апостольская Церковь).

 

9. При сем подобает ведать, что имя сие Иисус есть словесный образ име­нуемого Бога и что честь, воздаваемая образу, переходит и к первообразу, и отсюда поклоняющийся духовным почтительным поклонением имени Господа тем самым поклоняется доступным поклонением Господу, име­нуемому в имени Божественном.

 И как не веществу мы во святой иконе поклоняемся, а невещественному образу изображаемого Господа, так и не вещество имени Божественного само по себе мы чтим - бого­лепно поклоняемся, ибо имена сии образуются через вещество слов чело­веческих, — а поклоняемся в Иисусовом, или Христовом, или ином Его святом имени Ему — единому именуемому Господу и Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, вне всякой зависимости от вещества имен — Вез­десущему Богу, Всевидящему, Всеслышащему, все любовью Своею объ­емлющему и непостижимо в Божестве пребывающему. Аминь.

 

      10. И как свет фаворский, воссиявший на святой горе Преображения, неотделим от Сущности Божества — присносущный, так нельзя отделять и Божест­венное имя Иисус от Сущности Его Божества. В имени Божием Иисус Христос пребывает Бог, а как пребывает - это непостижимо для твари.

      Как в тайне воплощения - Сын Божий пребывал и в утробе Пречистой Девы Марии, и с Отцом и Святым Духом на Престоле, и в то же время всем миром управлял, а как? — это понять рассудочно нельзя, невозможно, ибо Божия тайна воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пречистой Преблагословенной Девы Марии непостижима и превыше всякого тварного ума, а также непостижимо и пребывание Бога в именах Божиих. Веруй, а не исследуй непостижимой природы Божества.

 

11. Иисус Христос — Сын Бога Живаго — по воскресении сказал свя­тым Божественным Своим Евангельским непреложным словом: ...име­нем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; бу­дут брать змей и пр. (Мк. 16, 17 - 18).

Хромому, с высохшими от рождения ногами, святой апостол Петр сказал: ...серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. …И хро­мой, вскочив, стал, и начал ходить... <...> И ради веры во имя Его, имя Его /Иисус/ укрепило сего... (Деян. 3, 6, 8, 16).

Здесь доказано, что тайна пребы­вания Бога в имени Божественном Иисус требует живой, глубокой, сердечной веры и добродетельной жизни по доброй совести, а крик плотяности, рассудочности, исследования дел и тайн Божиих — от лукавого.

 

12. Святой апостол Петр сказал, что ...Нет другого имени под небом... кото­рым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12), кроме имени Иисус...         

Я Иисус, Которого ты гонишь[4], — сказал Христос Савлу.

Отрицание пребывания Бога в имени Божием Иисус есть заблуж­дение ума человеческого, это крик рассудочности и плотяности.

Иисус Христос именуется в церковных службах Солнцем Правды, Светом Ра­зума. А как же можно отделить свет от солнца?

Так  нельзя и отделить после тайны воплощения Иисуса Христа, Сына Божия, от Духа Святого и Пречистой Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии - тайны пребывания Бога в Божественном имени Иисус. ...Се Аз с вами... до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

 Так же непостижимо пре­бывает Господь в Таинстве святого Причащения Тела и Крови Христовой, в каждой частице пребывает  весь Христос Бог, и входит в челове­ка,  и обоживает,  и просвещает и обновляет! А как? — не исследуй, не испытуй, а веруй и спасайся! Аминь.

 


[1]            См. И сказал Ей Ангел: не бойся Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 30 - 33).

[2]            См. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1, 34 – 35).

[3] Мф. 16, 16.

[4] Деян. 9, 5.

 

 

Мысли

об имени

Иисус Христос

Во имя Отца и Сына и

 

1. Исповедую, что имя Божие и имя Иисус Божественно и свято само в себе.1

 

2. Молиться духом, истиною, нелицемерно веруя и именуя Бога смиренным и сокрушенным сердцем, и тогда Бог, видя такое истинное молитвенное настроение человека, Сам способствует его молитве, и человек начинает молиться тогда духом и истиною.

 
  1. Иоанн Златоуст и Православный Катихизис: И есть у нас духовные заклинания – имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Животворящего Креста Господня: имя Иисуса Христа страшно для демонов… Что значит: На имя Его будут уповать?2 – В то время только одно имя Иисус Христос будет делать то же, что Он Сам делал (т.6, С.246 «Апология» Духовная академия. 1900г.).

 
  1. Когда запрещалось диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя само творит силы: ибо имя Божие есть сила («Моя жизнь во Христе». Изд. СПб., 1894 г., часть 2, С.247).

 
  1. Когда при чтении молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко, Он тут, в самих словах молитвы, только внимай сокрушенным и смиренным сердцем, и Господь перейдет из них в твое сердце.

 
  1. Имя Господа есть Сам Господь, Дух вездесущ, сый и вся исполняяй («Моя жизнь во Христе». Т.5, С. 24, Изд. 2-е, 1893 г.).

 
  1. Имя Божие – Бога и Отца существенне и ипостасне пребывающее - есть Единственный Сын Божий (Максим Исповедник. 1853 г.). Мы не отделяем имени Иисусова от Самого Иисуса.

 
  1. Святой Иоанн Златоуст видит в имени Иисусовом и в имени Божием всегда сущую в Боге сокровенную Божию силу, которая проявляет себя Богопроизвольно; подобно тому, как Христос не переставал быть Богом и Божественной силой , ходя по земле, и Богопроизвольно проявляя кому и когда хотел и Божество Свое и силу.

 
  1. Тем, которые мудрствуют и говорят, что имя Божие – Бог, выражают только существо Божие, и не исповедуют по Богодухновенному и Церковному мудрованию святых отцов, что именем Бог означается равным образом и Божественные действия – анафема (Из книги «Анафемствование». СПб., 187_ г.).

 
  1. Аз возлюблю его и явлюсь ему Сам.3 Конечно, не существом Он Сам является творящим заповеди Его, но деятельностью.

 
  1. Бог Отец по существу более Своей деятельности, проявляемой в Сыне и Духе Святом, - говорит о. Иоанн Кронштадтский, - не сливай действий Божества с сущностию Его.

 
  1. Сущность Божия не именуема и не приобщима, а действие Божие именуемо и приобщимо твари. Мы нигде не говорили, что имя Божие есть Бог Сам, нигде не говорили такое, чтобы самое имя Божие – Бог.

 
  1. Святая Православная Церковь Христова признает проповедь апостольскую Богодухновенною, и самое это название означает то, что она была действием Божества, ибо не они глаголали, но Дух Святой глаголал устами их: глагол был плодом деятельности человеческой, а мысли, которые они влагали в слова свои, были деятельностью Духа Святаго. Без Мене не можете творити ничесоже.4

 
  1. Имя Божие есть то же, что непостижимое существо Божие, открывающее Себя людям (Троицкий листок. Изд.1896 - 1899 гг. Т.5. С.143).

 
  1. Где употребляется имя Божие с верою, там оно созидает силы, ибо самое имя Божие есть сила («Моя жизнь во Христе», Т. 2, С. 247, 1894 г.).

 
  1. Святой Григорий Синаит: Достойно призывать имя Иисусово можно только Духом Святым.

 
  1. Святой Исихий Иерусалимский: Имя Иисусово есть свято, помыслы же бесовские – тьма; и имя Иисусово есть Бог и Владыка, помыслы бесовские суть рабы бесов («Славянское Добротолюбие» М., 1840 г.).

 
  1. Мы должны признать существование идей, внушаемых нам Самим Богом.

 
  1. Мы почитаем за источник Боговедений те лучи истины, которыми Сам Бог озаряет сердца и умы наши: словесными семенами, словесной Своей энергией, сокровенными в глаголах Божиих и в истинах Божиих (Святой Григорий Палама).

 
  1. Кто объявляет, что полное единение с Богом совершается без Боготворящей благодати Духа Святаго, лишь обычным подражанием Ему, и о Боготворящей благодати Бога говорит, что она есть действие души, а не сверхестественное озарение, и не Божественная неизреченная энергия, - таковой впал в ересь. Благодать обожения превыше естества нашего, и ведения, и добродетели. Наша добродетель и наше подражание Богу делают нас только способными к единению с Богом, и самое единение это неизглаголонно производит благодать (см. Прибавления к Церковным Ведомостям». 1913, С. 898).

 
  1. Имя Божие Иисус в самом обширном и таинственном смысле слова понимается в Святом Писании и у святых отцов равнозначащим с именем Слово Божие, то есть имя Божие означает Сын Божий.

 
  1. Имя Божие, в более тесном смысле этого слова, означает различные именования Божия, открытые Богом человеку, коими мы именуем Бога по Богооткровенным свойствам Его; в этом смысле понимаемое имя Божие равночестно глаголам Божиим, которые таинственно заключают в себе Дух и жизнь, то есть Божественную деятельность Божества, которая, будучи растворена верою воспринимающих сии глаголы, освящает их, и просвещает ко спасению, и причащает Божеству. В этом смысле мы имеем право называть имя Божие Самим Богом, ибо в нем мы восприемлем Божество Божественной энергии, а в сей энергии Божества непостижимо и недомыслимо вселяем в себя Самого Бога.

В строго же догматическом смысле имя Божие, принимаемое в смысле Божественного откровения, есть энергия Божества и Божество.

Имя Божие есть Божественная сила, господственно действующая. Имя Божие в Боге и Бог в имени Своем.

 
  1. Имя Божие не только свято5, но согласно православному катехизису, свято само в себе.

 
  1. Именем Господа Иисуса Христа и знамением креста освящаемся мы в Таинствах.

 
  1. Имя Иисуса есть имя паче всякого имени, не как большее против других имен Божиих, но как наиболее полно раскрывающее свойства человеколюбия Божия и спасение Богом падшего человека. Имя Иисус равно относится к Божеству и человечеству. Его имя Иисус есть предвечное, но оно не равно существу Бога. Имя Иисус – не простое, ничего не значащее собственное имя, но есть самое совершенное наименование Сына Божия, имеющее величайший сокровенный смысл.

 
  1. Евангельские книги, написание креста Господня достопоклоняемы наравне со святыми иконами.

 
  1. Имя начертания, имя звучания не подобает почитать святым само по себе – они не имеют самосущей освящающей силы.

 
  1. Самая же истина о Боге, в коей простирается ум и сердце человеческое, призывая Бога, и которая таится в именах Божиих, хотя не всегда и не всяким может быть восприемлема, но есть всегда Божество Святое Само в Себе и есть сила, освящающая, когда соблагоизволит Бог.

 
  1. Святой Симеон Новый Богослов имена Божии: Христос, Господь, Утешитель, равно как и все другие имена Божии, считает равновеликими и Светом, то есть Богом, как действия Божества (Греческое издание, Слово 62-е, 1886 г.).

 
  1. Симеон Новый Богослов: Как Бог – Свет, так и все окрест Его, из Него исходящее и в Нем Сущее есть единый Свет, то есть Бог. Отец есть Свет, Сын есть Свет и Дух Святый есть Свет. Христос Иисус Спаситель и Царь всего Свет есть… Честная Кровь Спасителя – Свет, Тело Его есть Свет, есть Сам Он Спаситель… Кто правильно – православно занимается молитвой Иисусовой, тот знает, что Иисусу Христос есть Бог и Владыка.

Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1Кор. 1, 19).

 
  1. Святой Феофилакт Болгарский: Имя Иисус братья богоубийц-иудеев принимают за имя простого человека (Толкование на Послание к Римлянам, гл.1).

 

32. Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси (Ин. 17, 6). Этими словами Господь показал, что истина имени Божия не всеми может быть восприемлема.

 
  1. Симеон Новый Богослов: Если хочешь познать свойственное Божественному естеству, то есть, что как Бог, так и все окружающее Его есть Бог, и все из Бога, и все в Боге, есть единый Свет, поклоняемый во единой и познаваемый во всех свойствах Своих и дарах, и милостях, то послушай: Бог есть Свет, и Свет безпредельный, и что в Боге,- Свет есть по единости естества – неразделяемый, разделяемый по Лицам: Отец есть Свет, Сын есть Свет, Дух Святый есть Свет. Три – един Свет, простый, несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный. Так же и то, что от Бога Свет есть, так как подается нам от Света.

 
  1. Святой Тихон Задонский: Бог есть Дух, и что ни есть в Боге – Духовное есть, и есть Сам Бог (часть 2, с.257). Бог именуется Отцем, отцами называются и люди; Христос именуется Сыном Человеческим, сынами человеческими называемся и мы и т.д. Слова человеческие текучи и пусты, слово Божие живо, непреложно и действенно. Бог неизменный, безсмертный, непреложный и живый.

 
  1. Не одно и тоже говорю я об именах Божиих и об именах человеческих; не мудрствуйте одинаково об именах и словах Божиих и человеческих. Насколько Бог разнится от человека, настолько и слово Его и имя Его разнится от человеческого. Слово Его и имя Его, как слово и имя Бога есть потому живо, непреложно, действенно – Бог истинный. Аминь.

   

1 См. Православный Катихизис.

2 Мф. 12, 21.

3 Ин. 14, 21.

4 Ин. 15, 5.

5 См.: Пс. 98, 3; 110, 9. Лк. 1, 49.

 

Об имени

Пресвятой Богородицы

МАРИЯ

  

 Имя МАРИЯ[1] из пяти букв; указывает на известных пять великих жен Ветхого Завета:

 

  1. МАРИАМ – сестру Моисея и Аарона

  2. АВИГЕЮ  – жену Навала

  3. РАХИЛЬ   – жену Иакова

  4. ИУДИФ    – святейшую вдову

  5. АННУ       – жену Елканы



[1]            По церковно-славянски - МАРИАМ.

См.:  В месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к деве обрученней мужеви, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя деве Мариам (Лк. 1, 26 - 27).

 И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа свята Елисавет (Лк. 1, 41).

 

 

Мысли

о науке и религии

Вера и знание, религия и наука неотделимы друг от друга, но вме­сте с тем нетождественны, имеют совершенно различные цели, отвеча­ют различным интересам человеческого духа и требованиям земной жизни.

Нельзя допустить, чтобы верующий христианин не мыслил о предмете своей веры, не знал, чему он верит и о чем он мыслит.         

Хрис­тианин не станет отрекаться от положений своей веры, если бы они да­же и не совпадали с теми или иными выводами науки.

Христианин должен знать, что всякий догмат потому и составляет предмет ве­ры, а не знания, что не все в догмате доступно нашему человеческому пониманию. Когда догмат становится слишком понятным, то имеются все основания подозревать, что содержание догмата чем-то подменено, что догмат берется не во всей его Божественной глубине.

 Само собой понятно, что если бы можно было научно объяснить чудеса, то ничего чудесного не осталось бы. Поэтому мы верим, что чудесное остается — как явление сверхъестественное, не подлежащее научному анализу и объяснению.

Христианские истины дарованы нам Самим Богом или чрез из­бранных людей,  они содержатся в Священном Писании и Священном Предании, в постанов­лениях Вселенских Соборов, творениях святых отцов.

Истины христианской веры абсолютны, вечны, мы не можем к ним что-либо прибавить, или убавить, усовершенствовать или дополнить.

Православная Церковь не раз­деляет взглядов западных богословов, что христианство, подобно ос­тальным областям человеческой деятельности, может развиваться и даже изменяться.

 Мы, православные христиане, признаем, что Богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны.

      Мы можем разло­жить пшеничное зерно на его составные части, которые можно  видеть и осязать, но той внутренней энергии, той жизненной силы, которая должна быть в зерне и благодаря которой возможен рост и строение новых зе­рен, мы не можем показать как видимый элемент  и, однако, мы, не ви­дя, признаем, что внутренняя энергия зерна  существует — таится в каждом семени. Мы признаем разум у человека, а также видеть его не можем.

      Вера, как основа религии, является фактом психологическим, но в то же время вера - религия не лишена философского элемента.

      Святой Климент Александрийский считал, что философия была  делом Божественного промышления. Философия необходима была образованным  грекам-язычникам для руководства к правде, она была детоводительницей образованных эллинов ко Христу, представляя в себе истину, хо­тя и темно, не всю, но по частям.

     Святой Василий Великий:  В философском учении была тень откровенных истин, предызображение истины - отражение света Христовой истины, подобно отражению солнца в воде. Он указывал на пчел, которые собирают мед с самых разнообразных цветов, даже  ядовитых. Подобным образом и мы, хри­стиане, должны рассуждать.

     Противоречия между христианской религией и научны­ми знаниями углубились. Расхождения эти объясняются тем обстоя­тельством, что христианская религия и наука преследуют совершенно различные цели.          

     Христианская вера имеет своим предметом область духа. Она занимается изучением и раскрытием истин и всех явлений и состояний, какие свойственны человеческой душе.   

     Существуют не только процессы физические, но и психологические, духовные, имею­щие свою неотразимую реальность. Вот эта чисто духовная область, которую так глубоко и всесторонне изучали святые отцы и по­движники, выводы которых имеют очень важное практическое значение, является основной целью христианской теологии.

Основная цель христианства — это построение, прежде всего, Цар­ства Божия на земле, царства не от мира сего, путем осуществления в условиях земной жизни Христовых заповедей.

Если какой-либо хрис­тианин в своей жизни достигает исполнения этих заповедей и в то же время является великим тружеником науки, то в таком случае для него уже стираются грани противоречия между верой и знанием, христианской религией и наукой.

 Мысль логическая есть  мысль богоносная. Абсолют­ное сознание есть истина всего мирового смысла. Истина есть акт аб­солютного сознания.

 История прошлых веков и настоящего времени свидетельствует о том, что таких истинно верующих ученых, принес­ших своими ценными открытиями большую пользу человечеству, и в то же время оставшихся верными христианству, было много, есть они и теперь... и будут.

      Такие верующие ученые в своих научных открытиях видели высо­чайшую премудрость Всемогущего Творца, и никакие выводы науки не порождали в их сердцах и умах противоречия между знанием  и верой, хотя они и понимали, что принятые ими истины христианской веры недоказуемы.

Возрожденный Духом Святым христианин дорожит, любит и хранит истины веры православной, и этой силой веры разумевает. Христиании ощущает всю духовную сладость от сознания, что он владеет абсолютными, вечными, спасительными для него истинами (Евангелие с  драгоценной жемчужиной).

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все при­ложится вам (Мф. 6, 33).

Несколько лет тому назад все ученые утверждали, что атом неразло­жим. Теперь же новейшая наука достигла разложения атома.   Библия свидетельствует о падении с неба камней[1]. Наука долгое время отри­цала это явление. Наука отрицала возможность внушения и гипноз, а теперь признает.

Будет время, когда наука и христианская религия соединят­ся. Наука обладает разными достижениями и открытиями, до­бытыми усилиями человечества, а христианская православная рели­гия хранит у себя вечные, данные Богом  истины. Если в тот или другой отре­зок времени возникает между ними несогласие, то, как мы видим, нет никакого основания отрицать, что со многими откры­тиями науки эти несогласия изгладятся. Апостол Павел: ...Пророчества - предведения прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8).

Весь мир - это непрерывный процесс изменения. Мате­рия в нем постоянно меняет форму: ничто в природе не остается неиз­менным. Истина есть нечто вечное -  бесконечное. Наука же занимается тем, что измеряется или исчисляется, но измерить или исчислить мож­но лишь конечное, а бесконечностью овладеть нельзя.

Наука не есть абсолютная истина, а только искание истины.

Кос­мический строй до катастрофы грехопадения был совершенно другой. Там действовали законы природы, совершенно отличные от тех, ко­торые обнаруживаются теперь данными научного опыта.

Мы не можем даже представить себе бесконечность. Христианская религия учит, что Бог бесконечен, но это понятие бесконечности отрицается потому, что в действительности мы не можем видеть бесконечность.

     Все ученые не знают многих форм действующей энергии — это зависит от  недостаточности наших познаний мировой жизни, а также от бед­ности наших пяти чувств. Но от того, что еще не найдены методы и реактивы обнару­жения того, что доступно нашим чувствам, нет никакого ос­нования отрицать те истины, которые даны Богом религии, лишь на том соображении, что они эмпирически недоказуемы.

     Мы являемся свидетелями ве­личайших открытий науки, и мы не можем отрицать, что в дальнейшем последуют все новые и новые открытия, обнаружение новых форм бытия материи или видов энергии, и притом таких тончайших, о кото­рых придется говорить как о полуматериальных сущностях. Самое по­нятие о полуматериальности уже будет содержать в себе признание и нематериального. Тогда-то может подтвердиться научно та религиоз­ная истина, что кроме материи существует и чисто духовное начало.

Христианская религия зиждет свое учение на Божественном от­кровении, наука основывается на изучении природы, но  при различных задачах и методах религии и науки и при поверхностном рассмотрении они имеют разномыслия, но в своей сущности они не противо­речат друг другу.

Библия и природа, религия и наука – это две знаменательные книги, предназначенные Творцом для пытливого человечества, и как создания одного и того же Творца – Бога не могут противоречить друг другу.

 А данные науки, уже достигнутые и имеющие быть достигнуты общими усилиями человеческого ума, будут содейство­вать желанному сближению науки и религии. Богом дана вера и сила знаний для наилучшей пользы в труде и в спасении.

Сердце чувствует Бога, а не разум. Христос свидетельствовал, что сердце есть орган желаний, добрых и злых намерений. Сердцу свойственно сознание живой реальности, которое противоположно рассудочному знанию — интеллектуализму. Через чисто­ту сердца христианский мыслитель зрит Бога и всю правду Его. Блаженны чистые сердцем: ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

 Как орган зрения можно испортить и не воспринимать света, так и орган, которым воспринимается Бог, — сердце, добрую совесть, — можно испортить и уже не воспринимать Бога, полноту бытия — вечносущей жизни Божией.

Достижения науки, изучающе

Бесплатный хостинг uCoz