… хотел сказать, что наша скорбь «вне врат» подобна скорби Христа; Он ими зовет нас в минуты уныния в сад Гефсиманский, в котором мы видим Страдальца «вне врат».

В этом саду, во время величайшей предсмертной тоски, Сын Божий не нес еще на Себе открытой раны. Он как будто бездействовал, не принимая участия в борьбе. Он терпел беспрекословно несправедливые упреки. Людям могло казаться, что жизнь Его бесполезна и не нужна никому. Однако великое служение Его в эти минуты, Его заслуга перед людьми не может ни с чем сравниться. В этом саду Он совершил подвиг непостижимый, исполин­ский! Там, в Гефсиманском саду, во время кажуще­гося бездействия, была одержана величайшая в мире победа. В ту ночь, в которую Он был предан, унижен, отвержен, поруган людьми, Слава Его до­стигла высшей степени. И вы, страдающие «вне врат», уединитесь с Ним в Гефсимании, ищите там утешения вашей скорби. Ободритесь, воспряньте душою при мысли о тех торжественных минутах, когда Сам Сын Божий был «послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).

5 СЕНТЯБРЯ

Божие утешение

«Бог всякого утешения, утешаю­щий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находя­щихся во всякой скорби тем же уте­шением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1, 3, 4).

Многочисленны и разнообразны способы, которыми «Бог всякого утешения» утеша­ет нас. Иногда какое-нибудь слово из Священного Писания вдруг осветит наш ум и сердце, как свет­лый солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи. Это слово долго звучит в нашем сердце, ободряя, просветляя наши мрачные мысли. Иногда участие ближнего, теплое слово, выказанная нам любовь согревают нашу душу, мнившую себя одинокой и покинутой всеми. И любовь эта является нам прообразом той вечной любви, которая окружает нас с самого нашего рождения и до смертного часа.

Нет такой скорби, в которую Господь не вливает хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимет боль от нашего сердца – она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее Своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проника­ющие к нам. И не будем погружаться всецело в наше горе, не будем унывать настолько, чтобы не заметить луч света, пробивающийся сквозь тучи. Невольно спрашиваем мы себя иногда: зачем нужна сердечная наша боль, поражающая все наше существо, почему все, что составляло наше счастье, что наполняло нашу жизнь, мало-помалу исчезает, оставляя нас одинокими, разбитыми! Не будем допускать такого вопроса, а будем искать глубокую цель всего случив­шегося в этих словах апостола: «Чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби».

Неужели мы не найдем облегчения в этой мысли? Горе было бы невыносимо при сознании, что оно бесполезно, не нужно, и потому не спрашивай ни­когда, почему? Та школа терпения и скорби, через которую ты проходишь, имеет свое особое назначе­ние и, быть может, придет время, когда Господь сподобит тебя утешить страждущего брата тем уте­шением, которое ты приобрел собственным опытом.

Когда перед тобою раскроется бездна чужого страдания, ты будешь иметь возможность облегчить его тем самым, что облегчило и твою бесконечную скорбь, в которой тебя не оставил Господь.

Долготерпение Спасителя неисчерпаемо. Он тер­пит нас годами, Он не перестает следить за нами шаг за шагом, готов прощать наши слабости и от­ступления. И среди глубочайшего мрака, среди са­мого тернистого пути, «Отец Милосердия и Бог всякого утешения... утешает нас самих».

6 СЕНТЯБРЯ

Печаль обратится в радость

«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис. 66, 13).

Влюбви матери, столь естественной, столь зна­комой каждому из нас, Господь олицетворяет для нас любовь Свою ко всему человечеству. В Сво­ей бесконечной любви «Он печется о нас» (1 Пет. 5, 7), и в этом самом попечении Он посылает нам скорби и испытания. Какая любящая мать не при­нуждает себя иногда огорчать своего ребенка, под­вергая его наказанию или лишая удовольствия, ког­да она знает, что такое лишение должно послужить ему в пользу? Ребенок плачет, его маленькое горе кажется ему невыносимым, несправедливым, и сердце матери болит при виде этого горя, но, имея в виду благо ребенка, которое для нее дороже всего на свете, она тверда в проведении своих мер.

Как часто в нашем горе мы бываем похожи на безрассудных детей! Мы плачем безутешно, нам ка­жется, что посланное нам страшное испытание мог­ло бы миновать нас, что оно выше наших сил, и мы не сознаем того высшего блага, которое им приобретаем для вечности. Наверное, любящий Господь в Своем бесконечном милосердии, жалеет нас не меньше, чем самая нежная мать. Несомненно, и для нас придет час, когда «печаль наша обратится в ра­дость» (Ин. 16, 20). Мы поймем тогда, что времен­ные «страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18).

7 СЕНТЯБРЯ

Забывая о себе

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15, 4).

 

Н икакой человек не может достигнуть величия сам по себе, он становится великим лишь по отношению к другой жизни, лишь «теряя свою жизнь, чтобы сберечь ее» (Мф. 10, 39).

В чем заключается величие патриотизма, филант­ропии? В том, что ни то, ни другое не вмещает отдельных личностей, все поглощено любовью ко всему человечеству, личность человека исчезает в одном общем деле. Действительно, каждый из нас только начинает жить тогда, когда он умирает для себя. «Ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе». Одно самозабвение не воз­вышает душу. Мы часто говорим о том, что надо себя забыть, но вопрос в том, каким образом мы этого достигнем? Хотим ли мы забыть о себе, умирая или рождаясь к новой жизни?

Можно забыть о себе и о своем горе, одурманив себя наркозом, но это не что иное, как яд, и в таком средстве одно малодушие. Но есть самозабвение, есть уничтожение боли, достигаемое только живой силой, силой любви, которая заставляет нас, за­бывая о себе, помнить лишь о других.

Душа моя, прилепись к лозе, войди всецело в другую жизнь, в Его жизнь, сделайся членом Его тела, проникнись Его духом. Пусть молитва Господ­ня сделается твоею молитвою, молись, чтобы святи­лось имя Его, чтобы совершалась Воля Его, чтобы водворилось Царство Его, чтобы человечество было избавлено от лукавого, чтобы грех был побежден силою любви. Тогда, забывая о себе, в постоянном созерцании Христа Спасителя, ты достигнешь того блаженства, которое приготовил Господь любящим Его.

8 СЕНТЯБРЯ

Не я один страдаю

«Он исцеляет сокрушенных серд­цем и врачует скорби их» (Пс. 146, 3).

Разбитое сердце не вылечивается сразу. Горем разбитое сердце парализовано, оно потеряло силу действовать, оно уже не способно принимать участие в общем движении. Вылечить такое больное сердце значит возвратить ему трудоспособность, но рана остается еще открытою надолго. Даже Сам Христос не обещал излечить сразу рану, а лишь «врачевать» ее Своими руками, и это значит, что Он остановит поток крови и позволит нам снова дей­ствовать, вопреки нашей сердечной боли.

В чем же состоит это целебное средство, исхо­дящее от Него? Это средство есть сочувствие чу­жому горю, сознание, что не я один страдаю, живое участие в горе братьев наших облегчает наше соб­ственное горе. Присматриваясь к бременам, носи­мым всеми окружающими нас, мы не замечаем сво­его собственного бремени.

О Господи, в числе труждающихся и обременен­ных возложи и на меня Твое бремя! Твое бремя одно только и может излечить мои раны, и только крест Твой может прикрыть их. Допусти меня до Твоего крестного пути, позволь мне нести Твой крест с Тобою и делить с Тобою всеобщую мировую скорбь. Тень Твоего креста будет моим светом, мой личный крест будет облегчен тяжестью креста Твоего; мои слезы прекратятся, глядя на слезы, которые ты про­ливаешь за грехи и зло всего человечества.

9 СЕНТЯБРЯ

Жатвы много

«Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37).

Чудные, летние дни, богатое поле, усеянное цветами, нивы, покрытые созревающими ко­лосьями, – как легко уподобить все это жизни че­ловеческой! Каждый день, посланный нам Госпо­дом, представляет бесчисленное множество случаев для служения Ему, каждая минута, если только мы будем постоянно настороже, есть как бы чудный цветок, открывающийся нашим взорам; его красу, его благоухание мы должны нести в те темные углы, которые лишены Божьего света.

Наше жизненное поле усеяно незрелыми ко­лосьями, обещающими богатый урожай в будущем, не станем пренебрегать ими, не будем терять ни одной минуты, ни одного случая удобрить ниву, помочь созреванию этих плодов. Широкое по­прище открыто нам, и в нашей воле потрудиться на нем или лениво сложить руки. Пусть каждый спро­сит себя сегодня: как употребил он вчерашний день? Пусть в конце недели, достигнув дня Господ­ня, каждый оглянется назад, на пройденную седьмицу, каким представится ему его поле, – будет ли оно цвести, увидит ли он на нем зрелые плоды, или же придется сознаться, что все запущено, не воз­делано, все заросло, заглохло, все погибает без бди­тельного ухода!

Вспомним, как дорого время, и не будем терять ни минуты даром, тогда жизненное поле предста­вится нам во всей своей цветущей красе. Жатвы везде много, поспешим же быть усердными работ­никами на ниве Господней и решимся отдать этому всю нашу жизнь.

10 сентября

Бодрствуй!

«Бодрствуй и утверждай прочее, близкое к смерти» (Откр. 3, 2).

Когда горе ваше готово обратиться в отчая­ние, в безутешную скорбь по потерянному, вспомните о том, что вы еще имеете. Память об умерших не должна изгладиться из нашего сердца, любовь к ним не должна прекратиться, но память эта превращается в любовь к живущим и поощряет нас служить им, вспоминая умерших.

Когда мы теряем наших близких, почти неизбеж­но является чувство сожаления и раскаяния в том, что при жизни мы не довольно их ценили, не до­вольно любили, не довольно ласкали, нам больно сознаться, что мы не отдали им всего, что могли, и теперь уже загладить этого нельзя! Но не следует слишком предаваться этому чувству, оно должно служить нам уроком в дальнейшей жизни.

Вспоминая все упущенное нами в прошедшем, мы с большим усердием будем действовать в настоящем, и тогда сожаления наши не будут бесплодны, они превратятся в живую силу, в любовь, горящую жела­нием отдать себя на служение оставшимся.

Вы, быть может, потеряли много? Но вы еще остались нужны многим. Сколько слез можете еще осушить, сколько страданий облегчить, сколько одиноких сердец согреть вашею любовью. «Прихо­дит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4). Делайте же, пока есть день, – и «утверждайте про­чее».

11 СЕНТЯБРЯ

Открытая дверь кающемуся

«Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой» (Мф. 20, 7).

Люди, о которых говорит Господь в этой при­тче, стояли праздными в одиннадцатом часу. Они пришли поздно, и их никто не нанял на работу. Но Господь находит дело и тем, которые никому не нужны, самым праздным.

Почему же столько людей приходят поздно и ос­таются праздными? Потому что люди вообще недо­верчивы, и согрешившего раз считают уже неспособ­ным ни к чему. Но Господь верит в возможность исправления всех людей. Он не пренебрегает никем, не отвергает и тех, кто приходит к Нему лишь в один­надцатом часу, и им дает возможность исправиться.

Величайший работник на ниве Господней был человек одиннадцатого часа апостол Павел. Его со­трудники смотрели на него с недоверием, но Гос­подь дал ему широкое поле деятельности.

Господи, благодарю Тебя за Твое долготерпение, за Твое доверие к падшему человеку! Многие из нас приходят в одиннадцатом часу, наши ближние от нас отворачиваются, нам нет места в их виноград­нике, но Ты укажешь нам место! Ты сам прошел одинокий путь страдания. Ты был отвержен и поки­нут всеми. Ты доверяешь и тем, кто приходит позд­но. Ты оставляешь открытую дверь кающемуся грешнику. Ты принимаешь всех отверженных людь­ми, для Тебя нет ничего невозможного. Тебя не страшит самая темная ночь. Сквозь густой мрак Ты видишь возможность света, в самой темной душе Ты найдешь светлую точку.

12 СЕНТЯБРЯ

Молитва за мир

«Да приидет Царствие Твое» (Лк. 11, 2).

Прежде всего Господь учит нас молиться не за себя, а за весь мир. Эта молитва не только выражение полной покорности, но и выра­жение нашего искреннего, горячего желания добра всему человечеству. Мы должны отказаться от на­ших личных устремлений и проникнуться всецело намерениями Господа, глубоким смыслом Его воли, Его Царства.

В ответ на молитвы святых Божиих Царство Божие может водвориться и среди этого мира, кото­рый лежит во зле. Мы молимся «да приидет Цар­ствие Твое» на земле, но прежде всего мы должны молиться, чтобы оно пришло в нас самих и чтобы Господь Иисус Христос, и Он Один, царствовал во всем нашем существе.

Обещая Ему полное послушание, мы приносим все к Его ногам – нашу жизнь, наше служение, наши привязанности. Если же мы не отдались Ему всем нашим существом, не покорились всецело, бесповоротно, то мы не можем молиться «да при­идет Царствие Твое». Мы должны быть цельными, служить Богу, а не мамоне. Господь не услышит молитву, не примет сердца, отдающегося Ему толь­ко наполовину.

13 СЕНТЯБРЯ

Господь видит тебя

«Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16, 13).

Душа, искупленная дорогою ценою крови Христа, помышляй постоянно о том, что Спаситель страдал и умер на кресте за твои грехи, что Его святая кровь пролилась за тебя, чтобы тебя освободить от греховных уз и порабощения плоти. Никогда, ни на один день не оставляй молитвы в уединении твоей келлии и не пренебрегай чтением слова Божия. Твоя душа не может жить без этой пищи, точно так же, как твое тело без питания жить не может.

«Будьте постоянно в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4, 2). «Слово Христово да вселится в вас обильно, со всякою премудростью» (Кол. 3, 16). Живи в постоянном общении со Хрис­том, твоим Спасителем и Господом. Все твои мысли и старания направляй к тому, чтобы ни малейшая тень не застилала ни на минуту от тебя образ Хри­ста. Если же это общение прервано вследствие ка­кого-либо греха, ты должен тотчас восстановить его искренним признанием и чистосердечным раская­нием.

«Верен Бог, которым вы призваны в общение Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1, 9). Помни, что Господь Иисус Христос не только постоянно видит тебя, но понимает и всецело знает всякое движение твоей души. Он охраняет постоян­но вверенный Ему путь. Поэтому отдайся Ему впол­не и откажись от всего того, что не согласно с уче­нием Христа. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою» (Пс. 118, 11).

14 СЕНТЯБРЯ

Крест приведет нас к воскресению

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»

Нет ни одной жизни человеческой, которая прошла без испытаний, без борьбы, без горя. И никто из нас не может ожидать, что это нас минует. Все силы души нашей должны не только принимать испытания и покоряться им, не только терпеть все, посылаемое Господом, но и поклонять­ся кресту, т. е. нести его с любовью, взирая на крест Спасителя, через который мы получили искупле­ние.

Когда раздается эта церковная песнь, мне кажет­ся, что все мы, смиренно преклоняясь перед крес­том, должны принимать его всецело в настоящем, в будущем, во всем, что Господь предназначил нам перенести. И, неся свой крест безропотно, будем помнить, что за ним последовало Воскресение Хри­стово, величайшая радость, какую возвещает нам Евангелие. Крест поведет и нас к победе, к вос­кресению наших охладевающих чувств и слабых дремлющих сил.

15 СЕНТЯБРЯ

Цель жизни

«Которого не видев, любите» (1 Пет. 1, 8).

Хотелось бы понять, в чем состоит цель хрис­тианской жизни? В глубоком смысле цель эта состоит в тесном общении с Господом Иисусом, «Которого не видев, любите». Воля Господня нам известна, мы знаем Его, хотя и не видим.

Первым последствием такого общения будет, не­сомненно, полное воцарение нашего Царя и Бога в нашей душе, там, где дотоле преобладало наше себялюбие. Затем уже естественно должно явиться отвращение от всякого, даже малейшего греха, стремление узнать и проникнуться сознанием на­ших грехов и уничтожить в себе корень зла силою духа Божия.

Только тогда цель наша будет достигнута, когда мы будем ходить с Господом постоянно, пребывать в Нем каждый час, и Он и Слово Его пребудет в нас. Надо любить Его всем нашим сердцем, всем разуме­нием нашим, и ближнего нашего, как самого себя. И не на словах только, не по букве закона, а всеми силами нашей души.

Насколько мы были рабами греха, когда наша воля была греховной, настолько мы должны сделаться рабами Христа, подчинив Ему каждую мысль, каждое движение внутренней нашей жизни, и приняв на себя добровольно полное подчинение Его воле.

Во внешней жизни цель наша, без сомнения, есть та же, и стремление к ней должно быть также всецело и постоянно. Выбор между злом и добром должен быть решительный, бесповоротный. Надо твердо решиться никогда не раздражаться, никогда не допускать в себе легкомысленного отношения к нарушению заповеди, строго относясь к каждой нечистоте и неправде. Никогда не уклоняться от исполнения воли Его и не отрекаться от имени Его.

Пусть во всех вопросах нравственной жизни запе­чатлеется в нас это строгое, непреклонное отрица­ние всякого зла. Верующий себе не принадлежит, он «куплен дорогой ценой», и ясная цель перед ним: твердо и неуклонно идти вслед за возлюблен­ным Господом, невзирая ни на какие препятствия.

16 СЕНТЯБРЯ

Верен Бог

«Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13).

Помните, что «верен Бог» и что Он «при искушении дает и облегчение так, чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Но, прося Господа «не введи нас во искушение», мы допускаем возможность этого искушения, могущего всегда нас постигнуть. Искушая нас, Господь в то же время является нам во всем своем могуществе. «Сами в себе имеем приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешаю­щего мертвых» (2 Кор. 1, 9), – говорит апостол.

Случается, что к нашей вере, надежде, любви и даже к радости служения нашего примешивается доля себялюбия. Эта доля, как бы она ни была ничтожна, должна быть истреблена вполне, пока ничего своего не останется в нас, и один Господь сделается для нас «всяческая во всех».

Итак, «бегайте идолослужения». В чем же заключается это идолослужение? В том, когда мы, выпуская из виду единственную, настоя­щую причину, управляющую всем, т. е. волю Божию, придаем значение причинам второстепен­ным, человеческим.

Видя одного Господа перед собою, не ожидая помощи ниоткуда, надеясь на Него одного, сдела­емся новою тварью. Он воскресит в нас все погиб­шее, все умершее, и мы почувствуем, что «прежнее прошло, теперь все новое». Взирайте на Иисуса, слушайте Слово Его, благодарите Его за те искуше­ния, которые дают вам более полное познание Его благости. Ожидайте от Него ежедневно хлеба насущ­ного.

Уповайте на Него даже и тогда, когда Он вам кажется далек, недостижим, когда ваш путь тяжек, когда испытания как бы превышают ваши силы. Учитесь тогда идти терпеливо по путям Господним, помня, что «верен Бог» и что Его непобедимая сила будет действовать в вашей немощи, в вашей нищете.

 

 

17 СЕНТЯБРЯ

Устоит ли твоя любовь?

«Любовь все переносит» (1 Кор. 13, 7).

Поразительно, что в своей хвалебной песне любви ап. Павел воспевает то, от чего воз­держивается любовь. Он начинает словами: «Лю­бовь долготерпит» – и кончает: «Любовь все пере­носит». В сущности, это почти одно и то же. Но нам казалось бы естественнее говорить о том, что любовь может совершить, а не о том, что она может пере­нести. Отчего не воспеть ее громкие подвиги, одо­леваемые ею препятствия, чудеса, которые она тво­рит? Но все-таки прав был ап. Павел.

В темном, незаметном, трудовом пути заключает­ся величие подвига, а трудовой путь любви есть долготерпение. В минуту увлечения, в минуту во­одушевления мы готовы на всякую жертву. Но не в чаду восторженного возбуждения пробный камень любви. Истинная любовь докажет свою силу в обы­денной жизни, не замеченная никем: в горячих, незримых слезах, в жертве, принесенной в уедине­нии, после жестокой душевной борьбы.

Устоит ли твоя любовь против мелких, ежеднев­ных раздражений? Устоишь ли ты, видя себя непо­нятым, несправедливо осужденным? Устоишь ли, не получая ответа, встречая одно молчаливое нерас­положение? Устоишь ли в полном одиночестве, от­вергнутый всеми? Если и тогда твоя любовь не умрет, то действительно она достойна хвалебной песни ап. Павла.

18 СЕНТЯБРЯ

Моление о чаше

«И говорил: Авва Отче! все воз­можно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14, 36).

Глубина скорби в этих словах, но они выража­ют также всю глубину упования на любовь Бога Отца, на Его бесконечную власть и мудрость. «Пронеси чашу сию мимо Меня»! Никогда еще человеческое сердце не испытывало такой скорби, такого уныния, как сердце Сына Божия, возлюб­ленного Сына Его, когда эти слова, как отчаянный вопль, сорвались со Святых уст Его.

Страждущие! В этих немногих словах Вы найдете успокоение ни с чем не сравненное. Никогда душа человеческая не скорбела так, как та душа, которая «скорбела смертельно». Горе и страдание должны открыть нам путь к ближайшему общению со Спа­сителем. Просить об удалении горькой чаши не может быть грешно, Сам Христос молился о том – и был «услышан за Свое благоговение» (Евр. 5, 7) – так будет и с вами. Подчас, когда мы еще молимся, приходит ответ. «Явился же Ему Ангел с небес, и укреплял Его» (Лк. 22, 43).

Господь различными путями, невидимыми, со­крытыми от наших глаз, укрепляет и нас на нашем скорбном пути. Когда Он посылает особенно тяже­лое испытание, Он изливает и особенную благодать. «Господь дает силу народу Своему» (Пс. 28, 11). И скоро, очень скоро венец славы заменит чашу страдания. Господь Иисус в Своей бесконечной любви испил до дна эту горькую чашу, и «Он утрет всякую слезу с очей всех» (Откр. 7, 17).

Иной раз в горе мы склонны удаляться от Господа и искать утешения между людьми. Но люди не могут нас утешить. Скорбь без Господа превращает­ся в безводную пустыню, Господь хочет сделать из нее почву плодородную, процветающую. Он хочет в ней открыть нам Свой светлый образ, превратить ее в способ познания истины. Как Ноев ковчег плыл по поверхности вод, так бушующие волны понесут и нас к тихому пристанищу, если мы в горе будем опираться на ту бесконечную любовь, долго­терпение и мудрость, которые нас испытывают и вместе с тем раскрывают перед нами чудеса мило­сердия.

19 СЕНТЯБРЯ

Новое небо и новая земля

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут» (Мф. 6, 28).

Недаром мы празднуем Светлое Воскресение в то время года, когда природа просыпается от зимнего сна, птицы прилетают из южных стран, все цветет, семена, которые были брошены в землю и умерли, восстают снова, свидетельствуя нам о Вос­кресении Христовом. Они говорят нам, что все мы воскреснем, что и в нас жизнь победит смерть.

Каждая прилетающая птичка, каждый распуска­ющийся цветок говорят нам о Воскресении Христовом и о нашем воскресении. Вся природа повину­ется голосу Господа Вседержителя; она возвраща­ется к жизни и осуществляет в себе Воскресение Создателя Христа, Который был мертв и ожил, снизошел во ад и вознесся в рай, где Он царствует во веки.

Итак, каждый раз, когда мы празднуем светлый праздник Пасхи, мы вспоминаем Воскресение из мертвых Иисуса Христа, возвещающее нам, что и для нас самих придет час, когда жизнь победит смерть, свет покроет тьму, добро восторжествует над злом и радость над горем; когда вся тварь, которая «совокупно стенает и мучится до ныне» (Рим. 8, 22), обновится всецело, и будет «новое небо и новая земля» (Ис. 65, 17), где не будет уже ни плача, ни рыдания, но радость вечная над го­ловою.

20 СЕНТЯБРЯ

Будем сеять в смирении

«Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор. 15, 43).

Семя, посеянное в смирении, с упованием на Господа, всегда приносит желаемый плод. И плод этот, созревающий с благодатью Божией, всегда превосходит ожидания сеющего!

Никто не видит и не знает, как зреет зерно в глу­бине земли, как в маленьком, скромном семени, не имеющем ни вида, ни красоты, пробуждается жизнь и как эта жизнь растет, пробивается сквозь мрак к свету и распускается в пышном, благоуханном цветке. Чудо это творится Господом, но сеющий в смирении ждет этого чуда с тою же уверенностью, как стража ночная ждет восхода солнца после длин­ной, томительной ночи.

Сеющий сеет со слезами, а жнущий радоваться будет. Как глубока и утешительна эта мысль! Когда с великой скорбью, в невыразимом страдании мы предаем земле возлюбленного нами человека, мы можем, оторвав наш скорбный взор от могилы, поднять его к небу и вспомнить о той нетленной жизни, о том светлом воскресении, которое ожида­ет наших умерших. Когда мы, смиренные и согбен­ные под тяжелой ношей, с трудом возделываем ниву свою и кладем в нее зерно своей любви к ближнему, часто не зная, на какую почву оно попадает, часто не имея времени и возможности останавливаться и дожидаться плода, мы все же должны продолжать наш путь с упованием, что по­сеянное нами в уничижении и в немощи силой Божией восстанет во славе.

Всякое наше действие, наше раскаяние в грехе, наши слезные молитвы о помощи, сердечное жела­ние загладить сделанное нами зло, деятельное стремление к добру, – все это семена, данные нам Богом для посева.

Будем же их сеять, сеять непрестанно, сеять в смирении, в унижении, в нищете нашей, но с твердым упованием на солнце Божие, на росу благодати Его, под всесильным влиянием которых семена наши восстанут во славе и силе.

 

 

21 СЕНТЯБРЯ

Высшая премудрость

«Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес. 4, 26).

Конец каждого дня должен служить нам напо­минанием о конце нашей жизни, закате, после которого не взойдет больше для нас солнце. Вечер прекращает на известный срок нашу деятель­ность. Мы откладываем наши дела, наши занятия, даем отдых и мыслям, и даже чувствам. Работа дня кончена, кто знает, может быть, и навсегда.

Поэтому, оканчивая день, мы всякий раз должны испытать себя и привести в порядок все в нашем внутреннем мире, как бы перед концом самой жиз­ни. В особенности в час нашей вечерней молитвы мы должны очистить наше сердце от всего того, что накопилось в нем греховного или неправильного в течение дня: от всякого чувства горечи, досады или непокорности, от всякого порыва гнева, от все­го того, что удаляет нас от Бога. Жизнь наша мимо­летна, мы не знаем при наступлении ночи, увидим ли еще утреннюю зарю и дастся ли нам еще случай загладить и исправить многое. Перед Богом и на­шею совестью не позволим себе таить в сердце на сон грядущий никакой злобы, ни одной греховной мысли.

«Солнце да не зайдет в гневе вашем» – есть совет высшей премудрости.

 

22 СЕНТЯБРЯ

Мир душевный

«Мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27).

Господи, даруй и мне Твой мир! Во мне нет мирного духа кротости, я знаю, что ника­кими стараниями, никакими соображениями я его обрести не могу, ибо Он превыше всякого ума. Усмири мою тревожную, себялюбивую, неспокой­ную душу, как мать успокаивает плачущего ребен­ка. Не знаю, как Ты это сделаешь, но знаю, что, когда ребенок не может еще сам дойти до матери, мать спешит к нему, а Ты ближе всякой матери.

Ты – Всемогущий Отец, Ты вселяешь свет и жизнь во всякую тварь. Озари меня Твоим светом и вложи Твой мир в мою душу! Проникнуть в глу­бину Твоей любви я не могу, но я знаю, что Ты так возлюбил мир, что послал Сына Твоего Единород­ного, чтобы спасти этот мир и меня. Я знаю, что Твоя любовь покрывает весь мир и меня. Я знаю, что Собою Ты водворяешь мир на земле и благо­воление в человеках и что Твоим миром Ты усмиря­ешь и мою тревожную душу и простираешь Твое милосердие и на меня, первого из грешников.

 

 

23 СЕНТЯБРЯ

Источник жизни

«Велик мир у любящих закон твой, и нет им преткновения» (Пс. 118, 165).

Изучением слова Божия мы достигаем мира душевного. Посмотрите на тех, которые ос­новывают свою жизнь на Слове Божием, и вы уви­дите, что они обладают нерушимым миром. Но те из нас, которые не припадают к этому живоносному источнику, очень легко смущаются при малейшем искушении, и их мир душевный исчезает в одно мгновение.

Иногда прямо поразительно, до какой степени легко некоторые люди теряют равновесие. Каждое необдуманное слово, сказанное праздным челове­ком, может лишить их спокойствия. Но ничто не может отнять мир Божий у тех, которые им истинно обладают! Он истекает из высшего источника, он дается Самим Христом, который сказал: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 6).

Конечно, тому, кто питается этой духовной пи­щей, кто припадает в молитве к этому живому ис­точнику, «нет преткновения». Такой человек растет с каждым днем в постоянном труде на ниве Господ­ней. Те, которые не чувствуют потребности в этом слове живом, которые не изучают Священное Писа­ние, легко соблазняются и претыкаются. Они боль­шею частью утверждают, что не находят в учении Христа того, чего ожидали, но они нашли бы более ожидаемого, если бы вникали в глубокий смысл Слова Божия.

Они годами питаются одними рожками, далеко отошли от Господа, душа их терпит голод и жажду, не имея настоящей пищи. Она ослабевает и не может устоять. Мы питаем ежедневно бренное тело наше, которое должно вернуться к земле и истлеть, а внутреннее наше существо, душу живую и вечную, мы оставляем без пищи и допускаем ее погибнуть от голода.

24 СЕНТЯБРЯ

Со крестом

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасае­мых,  сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

Один монах имел в своей келлии окно в фор­ме креста, так что видел все внешнее сквозь этот крест. Каждый из нас может иметь в своем сердце такую же келлию и уединяться в ней. Когда мы преклоняем колени в молитве, будем просить у Господа, чтобы Он ничего не попускал нам, ни радости, ни горя, ни труда, ни искушения, ничего временного и ничего вечного, вне креста.

Итак, все, что мы получим небесного или зем­ного, да обратится для нас в благодеяние, осененное крестом Спасителя. И тогда все, что будет исходить от нас, все чувства, помышления, ощущения, осе­ненные крестом, будут обращены во славу Божию.

 

 

25 СЕНТЯБРЯ

О благодати

«Бог всякой благодати» (1 Пет. 5, 10).

Вэтих словах мы находим одно из имен, принад­лежащих Господу. В Священном Писании мы встре-чаем много имен Божества. Он есть Бог мира, Бог надежды, Бог всякого утешения; здесь апостол называет Его Богом «всякой благодати». Это опреде­ление покрывает собою всякую нашу нужду. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью» (2 Кор. 9, 8).

От нас требуется покорность Его воле, упование на Его любовь и милосердие для того, чтобы пребы­вать постоянно у источника Его бесконечной, не­престанной, всепобеждающей благодати. Никто из нас не узнает, что такое благодать, пока мы не научимся полагаться на всепрощающую любовь Господа к нам во Христе Иисусе.

Благодать есть незаслуженная милость, ею мы получаем то, чего мы недостойны. Она превышает всякие достоинства и спасает нас помимо наших заслуг. Но она также отвечает всякой нашей нужде, восполняет собою пустоту нашу.

Благодать Божия действует в нас не только тогда, когда мы, обремененные грехом и скорбью, прихо­дим к Нему впервые, но и на всем нашем жизнен­ном пути. Каждый час нашей жизни, когда мы, обращенные, примиренные, ходим во свете лица Его, как члены великой семьи Отца Небесного, она изливается на нас и обогащает нас, чтобы мы были «богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9, 8).

26 СЕНТЯБРЯ

Отражение славы Божией

«Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исх. 34, 29).

Моисей удостоился говорить с Господом на горе Синае в течение сорока дней. Какой чудный это должен был быть разговор! И слава Господня преобразила Моисея и отражалась на нем. Но он не замечал собственного сияния, не знал, что «лицо его стало сиять лучами», он был занят только Светом, озаряющим лицо Самого Господа.

«Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа», – говорит ап. Павел. И важнее всего для нас, чтобы ничто посто­роннее не вставало между нашею душою и Господом. А сколько преград воздвигается ежедневно между нами и Господом! Не грех один мешает нам взирать прямо на Него. Являются

Бесплатный хостинг uCoz