…здыхания неизреченные» ходатайствуют за нас перед Престо­лом Всевышнего!

Пусть неудержимая сила желания доходит иногда до боли, пусть наше сердце томится и плачет; Гос­подь в такие минуты творит великое в нашей душе, изливая на нас дожди благословения и утоляя жаж­ду нашу! Вот настоящая молитва: стремление души излить перед Господом все глубокое, неизреченное, непонятное для нас самих, не находящее слов и на­полняющее неопределенной тоской жаждущее сердце. И Дух Божий, живущий в нас, берет от нас это стремление, и Сам молится в нас!

11 ИЮНЯ

Господь не упрекает

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1, 5).

Господь дает щедро и без упреков. Мы же, когда даем, редко можем воздержаться от уп­реков. Мы упрекаем людей за то, что они так часто и много просят, и пользуемся случаем прочитать им целое нравоучение, напоминая об их неблагодар­ности за прошлые благодеяния. Господь поступает иначе с нами, грешными. Мы можем обращаться к Нему бесконечное число раз в один день, и Он никогда не упрекнет нас в этом. Мы можем приносить Ему, без различия, все наши бесчисленные нужды – Он не найдет их слишком многочислен­ными.

После долгих лет равнодушия, отчуждения, когда мы, наконец, обращаемся снова к Нему, Он не упрекает нас за это прошлое, и всегда готов излить на нас Свое милосердие и принять нас с любовью, как блудного сына, идя к нам навстречу. Это слово так верно выражает свойство Божие: «Он дает прос­то и без упреков».

Господь дает нам действительно все; Он отдал Себя Самого грешному человечеству – наша гре­ховность, наше недостоинство не может изменить Его любви, которая «все покрывает, всегда долго терпит». Не бойтесь же Его упреков, бойтесь только упреков вашей совести, если будете медлить в об­ращении к щедрому, любящему Отцу. Пусть мило­сердие Его, столь бесконечно часто вами испытан­ное, научит и вас не только просить и получать, но и давать, давать ближним вашим все, что можете, с нелицемерной любовью, так же просто и без уп­реков, как сами получили от Господа!

12 ИЮНЯ

Дух Господень

«Дух Господень на Мне» (Лк. 4, 18).

Христос Спаситель так определяет цель Своего пришествия: Он несет людям не дух науч­ный, философский или социально-политический, Он несет миру Дух Господень, Дух Божией правды и Божией любви, несет Бога в жизнь людей – про­буждает Божии чувства в сердцах человеческих. Дело Божие никакими руками человеческими раз­рушить нельзя. Оно свое возьмет, над злобой чело­веческой восторжествует.

Дух Божий даром получить нельзя. Его получает только тот, кто томится, жаждет Бога, как измучен­ный зноем пустынник жаждет воды в пустыне. В сердце каждого человека, как в глубоком роднике, сокрыт образ Божий – непробужденными спят чув­ства Божеские. Прислушайтесь к Божию роднику в глубине вашего сердца, дайте свободу светлым Божиим струям, внесите в жизнь хоть каплю Божи­ей любви и Божией правды, и не «потеряете на­грады своей» (Мф. 10, 42).

 

13 ИЮНЯ

Земля правды

«Научи меня исполнять волю твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142, 10).

Какая это великая мысль Псалмопевца. Он хочет сказать, что есть живая связь между нашими свойствами и нашим назначением. Благий Дух Божий должен привести в землю правды. Не заключается ли в этой мысли вся надежда наша на бессмертие? Мы сознаем в себе силу высших нрав­ственных стремлений, цель которых в этой жизни недостижима. Сердце наше ищет чего-то недосяга­емого, идеалы неосуществимые мерещатся нам, идеалы намерений, на исполнение которых не хватает нашей воли.

Не слышится ли в этих высоких побуждениях голос Духа Божия? Конечно, да, и вместе с тем это есть голос пророческий. Как мало этих намерений нами исполнено, как мало идеалов достигнуто, даже и в лучшие минуты нашей жизни! В нас столько противоречий, слабая наша плоть не может устоять против искушения страстей, и воля недо­статочно сильна, чтобы дать перевес духовным стремлениям.

А между тем, стремления эти не покидают нас и борются, чтобы одержать победу! Неужели же можно считать пустой иллюзией этот внутренний голос, так сильно звучащий в нас? О нет, это голос пророческий. Он открывает нам в тайнике нашего сердца нечто несравненно высшее, чем то, что до­ступно нашим внешним чувствам; внутренний го­лос этот как будто предвещает нам грядущую силу, которая когда-нибудь будет нашей.

Не может быть, чтобы наши нравственные потребности остались бесплодными! Не может не уто­литься когда-нибудь эта душевная жажда. Нет, самая жажда эта есть залог будущего исполнения! «Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим!» (Пс. 16, 15).

Теперь мы несем в себе лишь задатки будущего, но задатки эти даны Духом благим, который живет в нас; в настоящее время в нас как будто дремлет весна, ожидая пробуждения, чтобы достигнуть полной летней красы, но эта загорающаяся заря предвещает радостный рассвет полуденного зноя. «Дух Твой Благий доведет меня до земли правды».

14 июня

Господи, войди в мое затворенное сердце

«Когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты... пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20, 19).

Не будем отчаиваться в появлении Христа и в нашем ожесточенном сердце. Доступ к нему как бы закрыт; мы сами упорно запираем двери сердца нашего ко всему хорошему, в безум­ной гордости отклоняем от себя «единое на по­требу» и стараемся заглушить голос нашей совести, который не дает нам покоя. Но даже в этом упор­ном отчуждении, в этой, по-видимому, неприступ­ной крепости, в которой мы запираемся, Господь может явиться неожиданно для нас среди всех на­ших себялюбивых, лукавых чувств, среди суетных помышлений и сказать нам: «Мир вам!» Господь хочет нашего спасения и, покрывая все наши бес­численные беззакония, Он стучится у двери нашего сердца; найдя дверь эту закрытой, Он все-таки вхо­дит в нее и озаряет Своим светом мрак нашей души.

Господи Иисусе, проникни и в мое сердце! Ты, воскресивший мертвого, Ты, Сам воскресший Хри­стос, воскреси и во мне заглохшее семя добра и даже сквозь затворенную дверь войди в мое серд­це, озари слепоту мою светом Твоего присутствия и дай мне услышать Священное Слово твое: «Мир вам!»

15 ИЮНЯ

Кто добрый и верный раб

«Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22, 27).

Служение Его продолжается и поныне. Он и теперь опоясывает чресла Свои, чтобы умывать нам ноги. Он снова и снова предлагает нам в пищу Свое Святое Тело, и дает нам пить чашу Своей Святой Крови. Он и теперь несет болезни наши. Исполняя волю Отца, уничтожает Свою волю, чтобы Отец Небесный, живущий в Нем, дей­ствовал через Него.

«Вы же Христовы» (1 Кор. 3, 23). Вспомним же, Кому мы принадлежим, и будем ежечасно испол­нять Его волю. Пусть и в нас живет Христос, а не мы. Он пожертвовал всем, отдал Самого Себя для того, чтобы довершить дело, порученное Ему Отцом Небесным.

Не пожалеем же и мы ничего, не остановимся ни перед какою жертвою для того, чтобы когда-нибудь услышать и к нам обращенные слова: «Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господина твоего» (Мф. 25, 21).

16 июня

Пути любящих Господа

«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28).

Люди постоянно забывают, что для Бога не существует различия между малым и вели­ким, это определение отвечает лишь человеческим понятиям. Они готовы признать волю Божию в ка­ком-нибудь потрясающем событии, в поразитель­ном проявлении правосудия Божия, они не со­мневаются в том, что Он управляет в общем челове­ческою жизнью, но в так называемых мелочах они отказываются видеть исполнение воли Божией, за­бывая, что ни один волос не падает с головы нашей без Его воли и что забота Его простирается и на каждого воробья.

Думающие так не сознают, что не версты и не мили одни составляют жизненный путь, но и каж­дый шаг ведет нас к той же цели. Любящим же Господа «все содействует ко благу!» Любовь эта видит во всем волю Божию, заботливость Его о каж­дом нашем шаге, о каждом нашем действии; она не сомневается ни на минуту в том, что, держа в Своих руках судьбы человечества, Он одновременно бли­зок к каждому отдельному лицу и что каждый из нас может прибегать к Нему в полном уповании со всеми нашими нуждами и заботами.

Любящие Господа не останавливаются на второ­степенных причинах, не приписывают людям ни­чего, но все относят к Тому, Кто руководит малейшими событиями и управляет всеми нашими дей­ствиями и даже мыслями. Тогда во всем слышится голос Божий, во всем видна благая цель, и все жизненные звуки сливаются в одну чудную гар­монию.

17 ИЮНЯ

Свет мира

«Вы свет мира. Не может ук­рыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца ва­шего Небесного» (Мф. 5, 14 16).

Спаситель указывает Своим ученикам, каким способом свет их должен светить людям, избегая двух крайностей: желание намеренно вы­ставлять этот свет и желание скрыть его от людей.

Он говорит о том, что город, стоящий на горе, скрыться не может, т. е. что в них самих есть сила, которую они не могли бы скрыть и при желании. Эта сила сама собою является людям и дает им ощущать как бы видимое присутствие чего-то нового.

Как же можем мы постигнуть это? Как можем мы светить сознательно и бессознательно? Сознавая нашу силу и вместе с тем отвергая нашу силу? Господь разрешает это затруднение. Он учит нас светить другим, ничего не присваивая себе, но принося всю славу Богу. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Пусть ваша сила будет силой любви, той силой, которая умирает ежедневно, чтобы ожить в жизни другого. Да будет слово Отца вашего Небесного вашей славой, Его заботы – вашими заботами, ва­ша воля пусть сольется воедино с волею Отца и бу­дет поглощена ею всецело. Да будет для вас вели­чайшею радостью Его радость, величайшею скор­бью – огорчать Его, сильнейшим вашим стремле­нием – служить Ему.

И действительно, достигнув этого, вы будете све­тить людям, как звезда на темном небе. Вы будете проводниками Его света, отражением Его Боже­ственных лучей. Забывая о своем личном счастии, вы приобретете небывалую дотоле силу. Люди будут дивиться вашей силе, и вы сами больше всех будете дивиться ей, потому что сила ваша будет силой смирения, силой тех душ, которые распинают себя, силой любви.

18 ИЮНЯ

Через страдания – к радости

«Во благо мне была сильная го­ресть» (Ис. 38, 17).

Блажен, кто может вполне искренно повторить эти слова. Блажен тот, чья скорбь не ожесто­чила сердце, а обратилась в благо для души. Такое влияние скорби вполне возможно по милости Божией, оно есть настоящее его назначение и цель.

Подчас в минуты самого тяжелого горя душа воз­вышается к Господу, и в порыве благодарности за все прошлые милости мы чувствуем как бы неудер­жимое влечение к Источнику всех благ, так щедро нас одарившему. Мы чувствуем, что, отнимая у нас даже самое дорогое, Он всесилен вселить внезапно в наши сердца чудный мир Свой, усмирить бурю и озарить Своим светом мрак наболевшей души!

Испытаниями Господь хочет смягчить наше серд­це, согреть его сочувствием к чужой нужде, открыть в нем доступ к чужому горю. Лишения, скорби – это Божий плуг, переворачивающий душу и готовя­щий ее к Божией ниве. В глубокой бездне страдания бросается Им семя великой будущей радости. В Своем безмерном милосердии Господь посылает нам подчас и здесь, в земной жизни нашей, живое сознание того, что действительно «временные стра­дания наши ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас!» (Рим. 8, 18). Не есть ли уже одно сознание этого величайшая ми­лость Божия?

19 ИЮНЯ

Память сердца

«И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 51).

Обыкновенно принято считать память свой­ством ума. Но мне кажется, что самая твер­дая память есть память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно остается вечно живо. Многие жалуются на забыв­чивость, но не происходит ли это большею частью от равнодушия? Если бы мы относились более сер­дечно к нашим обязанностям, мы бы не забывали о них. То, что мы любили в прошлом, оставляет неизгладимое впечатление в нашем сердце и уж забыться не может.

Как бы следовало развивать эту сердечную спо­собность! У нас есть сердечные очи, есть духовный слух, которые восприимчивее ко всему духовному, чем телесные наши свойства. Также и суждения сердца часто гораздо разумнее, чем холодное опреде­ление ума. Как живо восстает в нашем воображении давно минувшее, когда оно дорого нашему сердцу!

Отдадим же Господу эту нашу сердечную память, сохраняя в ней яркую картину всех тех благ, ко­торые мы получили от Него. И, вспоминая о них, будем надеяться получить их и в будущем. Почему Давид с такою уверенностью восклицает: «Я ни в чем не буду нуждаться!» (Пс. 22, 1). Не потому ли, что он уже испытал, как Господь «покоит на злач­ных пажитях, ведет к водам тихим, как Он подкреп­ляет душу» (Пс. 22, 2, 3). Испытав это, он запомнил, и не мог уже более бояться.

Пусть наша вера, опираясь на прошлое, почерп­нет в бывших милостях Господа надежду на бу­дущее. Сохраним же и мы в сердце своем не только живое воспоминание всего того, что мы получили от Господа, но, подобно Матери Его Пречистой, будем слагать в душе своей все слова Его, весь свет Его дивного образа, все чудеса и страдания Его, всю жизнь Спасителя нашего, в которой для нас источ­ник жизни вечной.

 

 

20 ИЮНЯ

Подыми глаза к небу

«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5, 45).

Влияние солнечного света имеет кроме громад­ной живительной силы еще ни с чем не срав­нимую красоту. Когда нет солнца, когда тучи покры­вают небо, тогда точно отуманивается, холодеет и мер­кнет красота природы. Но стоит из-за туч блеснуть одному солнечному лучу, как все преображается, все оживает, блещет, все точно улыбается и сияет радос­тью. Солнце своею теплотой будит жизнь, сокрытую в недрах земли, оно убивает микробы, побеждает холод и мрак, под его лучами тают снежные и ледяные глыбы, превращаясь в живительные потоки. Оно раду­ет своим светом, согревает своим теплом человека и всякую тварь, оно отражается и блещет в каждой капле росы, освещает каждую былинку в поле, к нему тянутся все растения, обращаются все взоры.

Такое же солнце, но с вечным, беспредельным, ничем не затемненным светом и теплотой существу­ет и в духовной жизни. Лучами его может и должна наполниться каждая душа человеческая, созданная для вечного блаженства. Солнце – это вечная прав­да, вечная любовь, вечное добро, подаваемое Мило­сердным Господом, повелевающим солнцу Своему восходить над добрыми и злыми.

Все люди получают в свою душу эти чудные лучи и могут отражать их далее, проливая Божий свет и теплоту кругом себя.

К сожалению, не все мы восприимчивы, и не всегда душа наша открыта для принятия этих лучей. Есть люди с великими дарованиями, но мы не чув­ствуем в них той бодрости, того утешения, которые дают нам люди, иногда менее одаренные, скром­ные, в которых живет сокрытый солнечный луч. Они ободряют, утешают, подымают дух и настрое­ние, помогают жить. Они обладают способностью всегда указать на светлую сторону, залить светом неприглядные стороны жизни, украсить и осветить самые темные уголки! Каждый из нас, хотя бы в са­мой скромной доле, может служить проводником света и тепла. Несчастны и жалки те люди, про которых сказал Спаситель, что они «более возлю­били тьму» (Ин. 3, 19).

Кто любит Свет, тот идет к Свету, и Свет в нем отражается. Осмотрись, взгляни вокруг себя, по­дыми глаза к небу, не найдется ли светлая голубая полоска между лучами? Укажи на нее угрюмым, унывающим. Напомни себе и другим, что за ту­чами солнце, пробуди надежду на лучшие дни. Подходи с улыбкой к малому и старому, возбуждай в трудящемся надежду на помощь Божию, в скор­бящем старайся пробудить упование, в равнодуш­ном и унылом зажечь искру добра. Чтобы не ут­ратилась в тебе самом сила светлых лучей, посто­янно проникайся светом любви Божией, лови вся­кий луч, замечай всякий оттенок разлитой всюду красоты, удаляйся от всего нечистого, уродливого, или же неси и туда всепобеждающие лучи света! Проси у Господа, дающего каждому «просто и без упреков», бери у Него воду живую, и она будет в тебе источником для других, бери свет немерцающий у Того, кто сказал: «да светит свет ваш перед людьми» (Мф. 5, 16).

У Него почерпнем со Светом и радость Его совер­шенную, и таким образом все, без исключения, будем содействовать тому, чтобы воссияло Солнце Правды во всей силе и славе Господней.

21 ИЮНЯ

Сокровище в глиняных сосудах

«Но сокровище сие мы носим в гли­няных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4, 7).

Какое это сокровище? Ап. Павел объясняет это в предыдущем стихе: «познание славы Божией в лице Иисуса Хри­ста» (2 Кор. 4, 6).

Почему же это познание должно содержаться в глиняных сосудах? Апостол дает нам понять этими словами, что высшие дары Божии находят примене­ние в самой простой, обыденной жизни, в ежеднев­ных отношениях наших с людьми, в самой незатей­ливой, обыкновенной обстановке.

Подчас нам кажется, что сокровище это надо искать далеко и высоко над землей, и мы хотели бы уйти из мира, думая найти удовлетворение нашей духовной жажды вдали от суеты мирской. Но, из­бегая затруднений и неминуемой борьбы, которым мы подвергаемся, живя среди людей, мы удаляемся и от той благодати, которую Господь готов нам даровать для этой борьбы, среди всех трудностей жизни, в самом общении с людьми, нередко вы­зывающем мелкие дрязги.

Вспомним же, что «познание славы Божией» со­держится в глиняных сосудах и что оно будет нам открыто в нашей ежедневной жизни. Если мы стремимся познать значение Креста Христова – подымем наш собственный крест с полной верою и понесем его без ропота. Он выпадает на долю каждого человека, состоит часто из ежедневных мелких забот и столкновений, раздражающих нас постоянным повторением. Быть может, этот самый крест, который мы охотно променяли бы на крест другого, и приведет нас к нашему сокрови­щу, к «познанию славы Божией в лице Иисуса Христа».

22 ИЮНЯ

Кротость –
выражение внутреннего благодушия

«Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Флп. 4, 5).

Очень многие христиане не считают кротость необходимой добродетелью, находя, что это только дело внешности. Если плод сладок, говорят они, кому какое дело, что древесная кора бывает груба? Какое значение имеет резкость в обращении, когда мы знаем, что под нею кроется доброе сердце, чистая совесть и честные побуждения?

Однако ап. Павел, сам человек порывистый и под­час – вспыльчивый, почти в каждом своем послании говорит о необходимости проявления кротости в чув­ствах и в действиях. Это внешность, положим. Но внешностью этой мы влияем на других, умиротворяя их. Потому ап. Павел хочет, чтобы кротость наша была «всем известна», чтобы она составляла отличи­тельную нашу черту, точно так же, как и Спаситель указывает на любовь, отличающую Его последовате­лей: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Вспомним же и мы, что «Господь близко». И, постоянно сознавая Его присутствие, проникаясь Его духом неизменной кротости, будем остерегаться нетерпеливым словом оскорбить кроткий образ Спасителя. Пусть кротость наша не будет одной только внешней сдержанностью, но выражением внутреннего благодушия, причастного каждому ис­тинному христианину.

23 ИЮНЯ

Искушения в пустыне

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» (Мк. 1, 13).

Нам часто кажется, что сатана имеет более власти над нами в толпе, чем в пустыне, но мы ошибаемся. В Библии часто показывается, что искушение всегда бывает сильнее в пустыне. Паде­ние великих людей случалось чаще всего в минуты их уединения. Моисей оставался твердым, стоя перед фараоном, и только в пустыне терпение ему изменило. Также и Давид поддался искушению лишь по окончании битвы, когда он расположился для отдыха. Всегда легче одолеть грех при свиде­телях, чем в тишине уединения; тогда-то грех этот осаждает нас с удвоенною силою. Главным источ­ником искушения служат мысли наши, осаждаю­щие нас с непреодолимой силой, когда мы одни. Потому-то ап. Павел и говорит: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противустать в день злой и, все преодолев, устоять» (Ефес. 6, 13).

Господи! Ты Один управляешь моими мыслями, будь мне Помощником в моей пустыне! Там, в часы одиночества, я всего больше нуждаюсь в Твоей за­щите. Дай мне, Господи, почувствовать, что лишь под сенью Твоею я буду безопасен! В минуту иску­шения, в минуту соблазна, тогда, когда никакая земная тварь не в силах устоять против врага, Ты один, Безгрешный, простри ко мне руку Твою и вы­веди меня из этой пустыни, в которой я скитаюсь! Ты, Который «Сам претерпел, быв искушен, можешь и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18).

24 ИЮНЯ

Письмо Христово

«Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и чита­емое всеми человеками» (2 Кор. 3, 2).

Вот как ап. Павел определяет степень нравственного уровня коринфян; для него они представляют собою письмо Христово, написанное Ду­хом Бога Живого «на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3).

Письмо это каждый из нас имеет в себе, оно есть то слово, которое Господь говорит каждому человеку, которое относится именно к нему, а не к другому, как личная благая весть, обращенная к нему. Оглянемся назад, на наше прошлое, и пе­ред нами возникает не один случай, когда в глу­бине нашего сердца прозвучал голос, призываю­щий нас к Господу. Этот божественный призыв, начертанный на скрижалях сердца нашего, и есть то письмо, которое не может и не должно никогда изгладиться.

Пусть же каждый спросит у себя, какое употреб­ление нашел он для этого письма? Неужели мы оставили его незамеченным, или отложили, как не­нужное, неужели начертанное Духом Бога Живого не приведет нас к полному перерождению?

Ап. Павел с такою уверенностью говорит про вновь обращенных коринфян, что они – письмо «узнаваемое и читаемое всеми». Очевидно, он не сомневался, что познание истины утвердило их в непоколебимой вере, которую они отныне от­крыто исповедуют, принося тем самым живое сви­детельство обретенной ими веры.

Пусть же пример этих коринфян не пройдет неза­меченным и для нас с вами. Будем чаще вспоми­нать, будем все больше проникаться тем высоким назначением, к которому мы призваны: мы – «храм Бога Живого», и мы «письмо Христово, на­писанное Духом Бога Живого». Будем же соблюдать храм души нашей в совершенной чистоте, в полном смирении, в непоколебимой вере. Воскурим в нем чистый фимиам неподдельной любви к Господу и беспрекословной покорности Его Святой воле. Будем и для других открытым письмом Божиим, возвещающим Слово Его каждым нашим действием и всею нашею жизнью!

 

 

25 ИЮНЯ

Мы принадлежим Христу

«Всегда Господни» (Рим. 14, 8).

Будем всегда твердо помнить о двух великих истинах, лежащих в основе нашей веры, ко­торые как будто сплетаются в одну неразрывную нить, руководящую всей нашей деятельностью, всей жизнью нашей. Во-первых, мы принадлежим Хри­сту – «всегда Господни». Во-вторых, мы соеди­нены с Ним – «соединяющийся с Господом, есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17).

«Живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Пусть же слова: «всегда Господни» будут запечатлены в нашем сердце на всем протяжении нашего жизненного пути. Будем просыпаться утром с этим чувством, и не с чувством только, но и с полным осознанием этого. Пусть осознание этого не покидает нас ни в тяготе полуденного зноя, ни в отдыхе вечерней прохлады, и пусть оно остается так же живо в глу­бине души нашей, когда мы заснем спокойно после пережитого тревожного дня. «Ибо Христос для того и умер и ожил, чтобы владычествовать над мерт­выми и над живыми» (Рим. 14, 9).

Быть под таким владычеством – вот настоящая свобода! Цепь, привязывающая нас к нашему Вла­дыке, в то же время освобождает нас от плоти, от греха. «Соединяющийся с Господом, есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17), уже теперь, уже и на этой грешной земле. Это не только обещание буду­щего блаженства, это уже совершившееся событие. В таком тесном единении с Ним самая слабая тварь несомненно дерзнет сказать: «Все могу в укрепляю­щем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13) – и тогда уже «никто не повредит вам» (Лк. 10, 19). Какой глубокий мир, какое совершенное успокоение на­полняет душу при сознании этого.

26 ИЮНЯ

Везде ли можно молиться?

«Заплакал, и печален был несколь­ко дней, и постился, и молился перед Богом Небесным» (Неем. 1, 4).

Мне хочется еще раз поразмыслить об этом случае из жизни Неемии. Перед нами душа человеческая во внезапном искреннем общении с Богом. Неемия обращается к своему Создателю, прося Его указания в решительную минуту своей жизни. В этом обращении мы можем найти много поучительного для нас. Неемия возносит молитву свою в пышных царских хоромах, в присутствии великого персидского царя и царицы, среди большого собрания и роскошного пира. Трудно, каза­лось бы, выбрать менее благоприятное время и мес­то для молитвы. Однако Неемия, «как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр. 11, 27).

Перед ним внезапно исчезает все земное величие, исчезает властелин персидского царства и окружаю­щая его торжественная обстановка; ничто не за­граждает ему доступ к Невидимому, и он свободно входит в общение с Богом своим.

Каждый из нас, вероятно, испытал на себе чуть ли не физическую невозможность обращаться с сокро­венной молитвой к Богу при известных обстоятель­ствах, в которых, однако, нам приходится находить­ся очень часто. Будь то пестрая толпа, нас окружаю­щая, шумное собрание или суета и пустота нравст­венного ничтожества – выходя оттуда, мы должны сознаться, что все время были очень далеко от Бога нашего, как бы вращались в другом мире. Но этого не должно быть. Господь наш есть не только «Бог холмов, но и Бог долин», и, если мы принадлежим Ему, наши мысли также свободно будут возноситься к Нему среди шумной толпы, как в уединении нашей горницы или в вечерний час, когда вся природа засыпает в безмолвной тишине.

Но в первой главе книги Неемии мы видим, как он «сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился перед Богом Небесным». И в этой-то искренней, уединенной молитве, он, несомненно, заранее почерпнул силу и возможность во всякое время и во всякой обстановке взывать к Господу. Душа его как бы бессознательным поры­вом возносилась к Богу в трудные минуты, зная, где искать опору и помощь.

Итак, в уверенности, что тайная молитва дает возможность молиться всегда и везде, мы должны приучить себя к постоянному ежеминутному иска­нию Бога в неотступной молитве, пользуясь мину­тами уединения. Тогда, когда придется нам проме­нять уединение на общение с людьми и «ходить перед сынами человеческими» (Пс. 30, 20), мы уже будем знать, как открывать «свои желания перед Богом» (Флп. 4, 6). Никакие внешние условия не будут уже в состоянии помешать нашему общению с Господом.

 

27 ИЮНЯ

Жертвенник Авраама

«И двинул Авраам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» (Быт. 13, 18).

Особенное значение имеет этот жертвенник, воздвигнутый Авраамом. Он уже прошел по всей святой земле, и когда, достигнув Хеврона, мог отдохнуть под тенью пальмовых деревьев, в нем, быть может, проснулось как бы предчувствие вечно­го покоя, и в порыве благодарности он вознес хва­лебную песнь к небесам.

Не случалось ли и нам испытать нечто подобное? Когда, после отчаянной борьбы против наших злых наклонностей, мы, наконец, достигаем возможнос­ти покориться и исполнить волю Божию, не чув­ствуем ли мы себя ближе к Богу, и не приближается ли Он к нам? Не видится ли нам тогда, пусть слабое, отражение вечного блаженства?

Быть может, мы хотели бы жить во времена про­роков и испытать на себе, как они, видимое прикос­новение Божества. Мы бы желали с Савлом пройти по пути в Дамаск, мы бы хотели видеть своими глазами те чудеса, свидетелями которых были апо­столы. Мы жаждем достигнуть в нашей жизни того величия, той славы, которая окружала ветхозавет­ных Патриархов, а между тем Господь призывает нас быть «верными в малом» – в тех бесконечных мелочах ежедневной жизни, которые проходят неза­метно в глазах людей. Вот в чем наше призвание.

Жизнь учит нас отречению от собственной воли, разбивает нашу гордость, смиряет наше самомне­ние. Господь призывает нас к великому подвигу терпения, к сочувствию ближним, к самозабвению в заботе о других – и все это кажется нам часто как бы недостойным старания. Но мы ничем не можем оправдать пренебрежение этой святой обязаннос­тью. Когда же мы поймем, наконец, что воля Божия должна быть для нас свята во всем и что ничто не может быть ниже нашего достоинства, самое прос­тое, незаметное, то, что кажется нам ничтожным, все это мы должны с одинаковым усердием испол­нять во славу Божию.

Евангельская истина так ясна в своей простоте, и мы должны так же просто, как малый ребенок, принять ее. «Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство небесное» (Мф. 18, 3).

28 ИЮНЯ

Об отчужденности

«И моря уже нет» (Откр. 21, 1).

Всем известно, что в физическом мире море занимает более пространства, чем суша. Можно сказать, что то же происходит и в мире духовном. Люди не живут дружно, как братья, од­ним неразрывным целым. Напротив, они составля­ют как бы бесконечное множество островков, раз­деленных бурными волнами. Огромная пропасть от­деляет нашу жизнь от жизни братьев наших, пере­шагнуть ее мы не в силах, и пропасть эта – эгоизм.

В нашей взаимной отчужденности кроется при­чина нашей постоянной тревоги. Мы живем для себя, и поэтому живем в неизбежной суете. Люд­ские мысли, как бушующие волны, постоянно воз­вращаются к исходной точке – к самим себе.

Но та высшая духовная жизнь, которая откры­лась перед апостолом Иоанном на Патмосе, пред­ставляла другую картину: все эти преграды, все пропасти исчезли, и не стало больше разделения на земле. Все человечество представилось ему как один цельный материк. Отдельные личности ис­чезли, и все объединились. Люди смотрели одними глазами, чувствовали за одно, трудились рука об руку – и видение небесной славы раскрылось пе­ред ними. Неся чужое бремя, каждый забыл о сво­ей собственной ноше. Бушующее море личных за­бот утихло, и мир глубокий, невозмутимый, охва­тил каждую душу.

В те минуты, когда мы изнемогаем под нашей тяжелой ношей, когда жизнь нам в тягость, когда мы ищем защиты от бури и непогоды, подымем наш взор к Тому, Чье иго благо и Чье бремя легко! Гос­поди, дай мне забыть самого себя, чтобы я мог войти в Твою радость, в Твой вечный покой. По­моги мне поднять мой крест, дабы сила этого креста понесла меня. Вдохни в меня дух отречения и люб­ви, уничтожающий всякое волнение и страх. При­соедини меня к великому материку братства всего человечества, тогда все волны вокруг меня утихнут, и моему сердцу станут понятны слова Откровения: «Моря уже нет».

29 ИЮНЯ

Я приду...

«Иисус говорит ему: Я приду и ис­целю его» (Мф. 8, 7).

Бывают молитвы, на которые Господь отвечает лишь обещанием исполнения в будущем. Сотник просил исцеления своего слуги, и Господь отвечал ему: «Я приду». Не повторяется ли то же самое и с нами? Тогда, когда наша молитва не бывает тотчас исполнена, мы все же чувствуем, что Господь не безмолвствует. Нечто, похожее на пред­чувствие, возникает в нашем сердце и, придавая нам небывалую бодрость, служит как бы залогом будущего счастья.

Как весною ласточки являются предвестниками лета, так и в глубине души у нас звучат тогда слова: «Я приду». Будем же благодарны за эти минуты; если они не приносят нам то, о чем мы просили, то указывают нам на лучшие времена в будущем. Бу­дем же ценить и то затишье, которое приходит к нам в минуты ожидания. Одно обещание уже ободряет нас, и мы чувствуем, что будет ответ.

Такие минуты бывали плодотворны и блаженны для многих. Вспомним, как Авраам оставил свою родину и дом отца своего, надеясь только на обеща­ние Божие. В этом обещании он нашел силу под­няться на гору Мориа и выдержать там величайшее испытание веры. Эта сила ему была дана словами: «Я приду».

И мы должны искать опору в этих словах. Мы тоже, пускаясь в тяжелый, дальний путь жизни, будем хранить в нашем серд

Бесплатный хостинг uCoz