…, благосло­вил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время пу­тешествия твоего по великой пустыне сей» (Втор. 2, 7).

Неужели забота Провидения простирается на каждого отдельного человека? Неужели Господь знает о моем ужасном унынии, о моем одиноком пути по безотрадной пустыне? А мне ка­залось, что я всеми покинут, потерял Бога моего. Я звал Его днем и ночью и думал, что Он меня не слышит. Однако, в то самое время все было известно Ему: и мое одиночество, и громадная, бесплод­ная пустыня, по которой я проходил.

Почему же я сомневался? Господь был все время ко мне близок. На этой самой казавшейся бесплод­ной почве, без моего ведома, в безмолвной тишине. Он посеял те семена, которые должны были взойти в земле обетованной. Итак, когда я проходил по пустыне, Он был со мною, Он сам вел меня к тихим водам и злачным пажитям. «Господь был в месте том, и я того не знал» (Быт. 28, 16).

Постигнув эту близость Господа, я возблагодарю Его больше всего за те одинокие часы душевной тоски и внутренней борьбы, когда Он невидимо был со мною, и наконец, я познал Бога и испытал на себе Его любовь.

Когда приходит эта близость Господня, тогда пус­тыня перестает быть пустыней, она превращается в «напоенный водою сад, в источник, которого воды никогда не изсякают» (Ис. 58, 11). И впереди видит­ся путь, уже проложенный, светлый и святой, на котором даже и неопытный не заблудится, потому что над ним бодрствует Сам Господь, у Которого исчислены все скитания Его земных странников.

23 МАЯ

Усыновление

«Отче наш, сущий на небесах» (Лк. 11, 2).

Отец наш! Как мало понимаем мы, что это означает! Христос даровал нам Отца; Он часто во время Своей земной жизни повторял слова: «Отец ваш небесный». Но с особенной силой воз­вестил Он об этом усыновлении перед смертью и после смерти. «Ты возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 23), – говорит Он Отцу. Трепет охватывает нас при этих словах – возможно ли, чтобы та же мера любви, данная Единородному, Возлюбленному Сыну, снизошла и на нас? Христос так сказал, Он знает Отца и просил у Него нашего усыновления, как мзду за Свое страдание. Восстав из гроба, Он провозгласил: «восхожу к Отцу Моему, и Отцу вашему» (Ин. 20, 17). Усыновление, Им совершенное, исполнилось.

Ап. Иоанн, сознающий всю драгоценность, всю радость, все преимущества этого усыновления, восклицает: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3, 1)!

Это усыновление объединяет всех верующих. «Отец наш», и в Нем мы друг другу родные. Это родство превыше, теснее, прочнее всякого другого. К Этому Отцу есть доступ непрестанный, к Нему должны притекать все наши печали и заботы, у Него неиссякаемый источник благ для уповающих на Не­го. И в Нем сливаются сердца, ибо «Один у них Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Ефес. 4, 6).

24 МАЯ

Молитва Господня

«Да святится имя Твое; да при-идет Царствие Твое» (Лк. 11, 2).

Твое имя, имя Отца моего небесного, я буду почитать и святить выше всякого имени. Ес­ли я осквернил, запятнал свое имя, я могу омыть его в имени Отца моего. Радуйтесь не делам вашим, не служению вашему, не вашей власти над злым духом, а тому, что «имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Христос один мог научить нас молиться, только через Него мы имеем мир с Богом и «получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5, 1, 2).

Господи! Имя твое – Правда, Любовь, Справед­ливость, Чистота, Премудрость, Милосердие, Мир, Святость, Смирение, Кротость – все великое, свет­лое, доброе. Да святится имя Твое в душе, в сердце, в уме, в жизни, в устах моих, да будет оно мне святыней, которая освятит меня и которой я по­свящу себя!

Да не похулится, не осквернится ничем, не отдалится никогда от меня святыня эта!

Да приидет Царствие Твое!

На земле этой порочной, где мы боремся со гре­хом, со страстями, с самими собой, с миром зла и соблазна, где так много шума, пустоты, неправды, нечистоты, страданий, где царствует зло, мы – взы­ваем к Господу в жажде пришествия Царствия Его. Мы молимся, да покорится зло, да царствует правда Божия, да отрется всякая слеза, да не будет смерти, да придем и мы, как покаявшийся разбойник, к ногам Его, и да соединимся все в братской любви у Пре­стола славы Его во Царствии Его. Господи, услыши молитву нашу, и да приидет Царствие Твое в нашу душу, преобразив, омыв и обновив ее всецело.

25 МАЯ

Лучшая доля

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11, 2).

Лучшая доля для человека на земле – творить волю Божию. Не иногда, поверхностно, час­то неохотно, но так, как она творится на небе.

Три первых прошения молитвы Господней отно­сятся прямо к Отцу: Имя Твое, Царствие Твое, воля Твоя. Христос учит человека ставить Бога на первое место, которое Ему и принадлежит. Сперва небес­ное – потом земное, сперва духовное – потом те­лесное, сперва Божие – потом человеческое. Хри­стос отрывает взоры людские, прикованные к ок­ружающему, и устремляет их на Отца и на то, что Его касается.

У нас не так: свое стоит на главном месте. Свои заботы, нужды, дела поглощают все, и мы прибега­ем с ними к Богу, как единственному выходу из тяжелого положения. Он же Сам, может быть, не имеет в нашей жизни никакого места. Оттого не­правильность, греховность, бесцельность всесущес­твования. Христос признает только один порядок вещей и возвещает его в этой чудной молитве: «в начале Бог».

Когда человек тоже воспримет душой эту истину, тогда только для него наступит настоящая христиан­ская жизнь. Ища прежде всего воли Божией и творя ее по мере света, ему данного, он входит в область Царствия Божия и начинает познавать и прослав­лять имя Того, от Которого исходит всякая благо­дать и исполнение всякой нужды. Является тогда равновесие в его душе, и тогда воля Божия не просто принимается с печальной покорностью, но творится с полной энергией и доверием преданной любви.

В одной школе спросили у детей: «Как творится воля Божия на небе?» Множество посыпалось от­ветов: «охотно», «сейчас», «радостно»... Послед­ний голосок принадлежал очень маленькой девочке, которая благоговейно сказала: «Не спрашивая – почему!». Да, с доверием, которое не вопрошает, но исполняет, творят волю Божию те, которые созна­тельно произносят это третье прошение и согласуют с ним свою жизнь.

26 МАЯ

О хлебе насущном

«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11, 3).

Далее в молитве Господней следуют три про­шения, касающиеся человека и его нужд. Как заботится Отец о пропитании Своих детей! Он «ангельским хлебом» питал Свой народ, посылал этот хлеб прямо с неба каждый день. Он из камня извлекал для них воду в пустыне. Христос кормил голодных, исцелял больных, сострадал нуждам не только души, но и тела; Он учит нас и в этом прошении, куда обращаться прежде всего за по­мощью.

Люди обращаются к людям за помощью и огор­чаются, получая отказы, а надо обращаться прямо, просто, к Подателю всех благ.

Одна очень бедная женщина, которую спросили, куда она обращается за помощью, ответила: «К Богу, и к людям, только через Него. Сердца в Его власти, и Он их склоняет к жалости, когда хочет».

Чем дальше мы подвигаемся в нашей духовной жизни, тем более учимся мы этой полной зависи­мости от воли Бога Отца, полагаясь на Него во всем, каждую минуту нашей жизни, пока не поймем вели­кую истину этих слов: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). «Тело для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6, 13). Когда же Господь отказыва­ет в чем-нибудь, Он Сам восполняет все сторицею. Дети Его ни в чем не зависят от внешних обсто­ятельств, а зависят лишь от «всякого слова, исходя­щего из уст Божиих» (Втор. 8, 3).

Если и скуден бывает подчас земной хлеб, то Господь может приложить к нему такое благослове­ние, вложить в сердце человека такую радость, тер­пение и благодарность, что скудный хлеб превра­тится в Его руках в богатую духовную пищу, от которой при лишениях для тела окрепнет душа.

27 МАЯ

О прощении

«И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику на­шему» (Лк. 11, 4).

Часто, прощая обиды, мы в глубине души питаем все же некоторое отчуждение к оби­девшему нас. Но в таком случае мы должны ожидать того же от Господа: «Какою мерой мерите, возмерится и вам» (Мф. 7, 2), – говорит Господь. Если мы думаем при этом про себя: «Я бы хотел прос­тить, но не могу», – мы недостойны приступить к Господу с молитвой о прощении. Лучше оставь все, твою молитву, твой труд, и прежде помирись вполне, всецело со всеми, и тогда обратись снова к Богу. Берегись, чтобы Господь не сказал тебе, как худому рабу: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего?» (Мф. 18, 32 – 33). Нам будет прощено на столько, на сколько мы прощаем. Только Сила Креста Господня может избавить нас от злопамятства и дать нам возмож­ность прощать так же, как нас прощает Господь.

«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примире­ния» (2 Кор. 5, 19). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 9).

В первые времена христианства жили в Антиохии два друга, священник Саприкий и мирянин Никифор. По какому-то случаю они поссорились и перестали видеться. Между тем открылось гонение на христиан, схватили Саприкия и предложили ему принести жертву богам или идти на смертную казнь. Саприкий избрал последнее, и его повлекли на смерть. Никифор, который уже и раньше искал с ним примирения, поспешил проститься с мучеником и, встретив его на пути, пал к ногам его, умоляя: «Мученик Христов, прости меня». Саприкий ничего не отвечал и отвернулся. Это повторилось несколько раз. Никифор последовал за осужденным до места казни и тут еще настоятельно просил у него проще­ния, но Саприкий оставался непреклонен. И что же?

В самую последнюю минуту, испугавшись казни, Саприкий отрекся от Христа и согласился принести жертву идолам. Исполнились на нем слова апостола Иоанна: «Кто ненавидит брата своего, тот находит­ся во тьме... и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 11).

Никифор же бесстрашно исповедал себя христи­анином и принял мученический венец.

 

 

28 МАЯ

Об искушениях

«Не введи нас во искушение» (Лк. 11, 4).

Слово «искушение» имеет двоякий смысл; во Второзаконии 8, 2 сказано: «чтобы испытать тебя», – и в том же смысле мы понимаем, что «Господь испытал Авраама» (Быт. 22, 1). С самой колыбели человечества Господь испытывает людей.

Уже в раю является первое испытание наших праро­дителей в познании древа добра и зла.

Другое значение приобретает это слово, когда диавол искушает человека для того, чтобы вовлечь его в грех. Такого рода искушение никогда не может исходить от Бога, и это становится нам ясно, когда мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушает злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Когда же человек «искушается, увлекаясь и обольщаясь соб­ственною похотию» (Иак. 1, 14), то это доказывает, что он уже не пребывает в духе Христа, потому что принадлежащие Ему «распяли свою плоть со страс­тями и похотями» (Гал. 5, 24).

Но, как только чадо Божие изменило своему месту у подножия Креста, оно легко может быть увлечено страстями и похотями своими. Наши внутренние похоти должны исчезнуть. Пока они еще живы, наше подчинение Духу Божию не совершилось вполне. С другой стороны, мы читаем в этом же послании: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

Господь в Своей любви посылает это искушение, дабы дело терпения созрело и достигло совершенст­ва, поэтому «с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2). «Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18).

Во всех внешних обстоятельствах, во всех сноше­ниях наших с ближними, даже во всех мелочах ежедневной жизни, мы должны молиться, чтобы Господь руководил нами и держал нас Своею рукою, охраняя от всего дурного. Мы будем безопасны только тогда, когда осознаем постоянную нашу за­висимость от Бога. Мы будем сильны нашей не­мощью, когда будем искать опоры и силы в Его всемогуществе. Если искушения и одолевают нас со всех сторон, будем постоянно повторять эти слова: «не введи нас во искушение», – помня, что Гос­подь держит в Своих руках все, касающееся нас, и что Он не допустит нас быть искушаемыми сверх сил, если наша молитва к Нему о помощи будет начинанием и основанием каждого нашего шага.

29 МАЯ

О духовной брани

«Избави нас от лукавого» (Лк. 11, 4).

«Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2, 12), – говорит Апостол Иоанн. Почему победили? Потому что «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4). Не силою человека одерживается эта победа – она сверх его силы. Но есть такая всемогущая власть, которая не подпускает врага к верующей душе. Он пускает в нее свои «раскаленные стрелы», но щи­том веры ей дано их угасить и, «все преодолев, устоять» (Ефес. 6, 13, 16).

Враг соблазняет ее разными способами, и козни его бесчисленны. Но Господь, Который обитает в Своих детях, больше искусителя и может защитить нас от всякого злого дела и сохранить для Своего Небесного Царствия. Молитва «избавь нас от лука­вого», искренне произносимая, никогда не может остаться без ответа, потому что Христос смертью Своею попрал силы ада, и «Сильнейший отнял добычу у сильного» (Лк. 11, 22). Сказано, что «лу­кавый ходит, как рыкающий лев, ища кого погло­тить» (1 Петр. 5, 8), ища душу беззащитную, само­уверенную, блуждающую по собственным путям, не прикрытую заступничеством Христа, – такую душу он может поглотить.

Но те, кто спрятаны под кровом Всевышнего, даже и самые бессильные существа, которые держа­тся за Христа, – вне его власти и могут с увереннос­тью сказать, как бы страшно ни казалось рычание врага: «Верен Господь, Который утвердит и сохра­нит от лукавого» (2 Фес. 3, 3).

30 МАЯ

Царство Божие

«Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь» (Мф. 6, 13).

Хотя Царство Его еще не проявилось, но оно существует несомненно. Устремим наши взо­ры к Царю Небесному в терпеливом ожидании пол­ной победы над всеми Его врагами. Сатана побеж­ден Христом и «Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16, 20).

Христос, Глава Церкви, победил и дал власть и победу членам Тела Своего. Хотя бы много времени прошло, пока сила и слава Его не про­явится в членах Его Тела, т. е. в нас, искупленных Кровью Его, мы все же не должны терять надежды, а повторять ежедневно: «Твое есть Царство!»

С каждым новым проявлением Его Царства, со­знание полноты вечной жизни глубже проникает в нашу душу; мы рождены для вечности, и время не может длиться слишком долго для нас. Обновлен­ные души в своем стремлении к вечности проника­ют все в новые тайны, открывающиеся им. Они не страшатся угроз сатаны; даже и тогда, когда почва под ними колеблется. Обращая свой взор к небу, они безбоязненно продолжают восклицать: «Твое есть Царство!»

Как ни велики их потери, как ни изнурительна их слабость, даже и тогда, когда по-видимому нет им спасения, они переходят от победы к победе, вос­клицая: «Твое есть Царство!» Тогда, когда им всего труднее, когда враг осаждает их с новою силою, они еще глубже вникают в жизнь (Кол. 3, 3) и все преодолевают «силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 37).

Заметим последовательность этих слов и приме­ним их каждый к себе, к своему сердцу и жизни. Могу ли я в своем сердце, по природе мятежном и своевольном, сказать Богу: «Твое есть Царство!»

Покорилось ли оно Ему вполне? Он ли там Вла­дыка и Распорядитель всего? Если так, то в этом сердце будет проявляться и Его сила. Где Он цар­ствует, там Он и действует могущественно. А где Его сила, там Его и слава. Человек не может хвалиться сам собою – он знает, что одна сила Божия творит в нем угодное Богу, и вся слава, и вся хвала воздается Единому достойному всякого поклонения, Все­сильному и Вселюбящему нашему Господу.

Да будет наше сердце обителью Его Царства и силы и да принесет оно Ему славу, честь и покло­нение.

31 МАЯ

Обновленная жизнь

«Мы погреблися с Ним крещени­ем в смерть, дабы, как Христос вос­крес из мертвых Славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).

Ходить в обновленной жизни! Проникнемся этими словами и постараем­ся понять, что именно должно умереть в нас для того, чтобы жизнь наша обновилась, как обновляет­ся природа с появлением весны. Должен умереть «ветхий наш человек» (Рим. 6, 6), т. е. человек греха, того греха, с которым мы родились, который с первого грехопадения человека распространился по земле.

Зародыши грехов есть в каждом человеке, но в нем есть и искра жизни, семя добра, которое должно произрасти и победить греховное семя. Мы все, верующие в Сына Божия, отдавшиеся Ему, тем самым обновляемся силою Духа Святаго. Все вет­хое, все истлевшее должно отстать от нас, как от­падают старые, сухие листья в ожидании молодых побегов. Будем же молить Господа очистить нас настолько, чтобы все греховные дела и помыслы, так часто осаждающие нас, отпали бы сами собою, не находя места в нашей душе, обращенной к свету, почитающей себя «мертвою для греха, живою же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6, 11).

Великое преимущество ходить в обновленной жизни! Воспользуемся же им с радостью и будем помнить, что мы уже ничего не можем иметь обще­го с той греховною жизнью, которой предавались прежде. Озаренные светом истинным, не допустим больше тьме проникнуть в нашу душу, но будем стремиться к еще большему Свету, Которого «тьма объять не может», – и тогда мы уже здесь, на земле, будем ходить «в обновленной жизни» (Ин. 1, 5).

1 ИЮНЯ

Вечная весна

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близ­ко лето» (Мф. 24, 32).

«Когда вы видите облако, поднима­ющееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так. И когда дует южный ветер, говорите: зной бу­дет, и бывает» (Лк. 12, 54 – 55).

Природа учит нас многому. Это постоянно открытая перед нами книга, доступная каж­дому, кто хочет по ней учиться. Весною все просыпа­ется, все как бы дышит и живет, невольно овладевает нами радость жизни – глаза отдыхают на чудном зрелище, все как бы смягчается в нас под живительными лучами солнца. Но в нас самих, в наших сердцах, в наших чувствах, не должно ли тогда про­будиться с новою силою все хорошее? При виде этих чудных красот природы, расточаемых перед нами, не должно ли еще сильнее согреться наше сердце ко всякой нужде – еще живее, еще неудер­жимее хлынуть поток нашей любви.

Возносятся ли тогда все наши мысли к нашему Творцу, чувствуем ли мы новый прилив благодар­ности за все, дарованное нам, и особенную потреб­ность раскрывать перед Ним нашу душу в горячей молитве?

Осень и зиму постоянно сравнивают с преклон­ными годами; и грустные мысли возникают неволь­но при мрачном виде умирающей природы. Но если мрачен вид обнаженного дерева, сквозь сухие ветки нам виднее голубое небо. Не одно счастливое, не одно радостное отпадает от нас с годами – отпадает все. Нам больше не нужно убранство молодости, нас больше не тревожат житейские дрязги и заботы, суета мирская не привлекает нас, все мелочи, при­ковывающие нас к земле, сами собою отпадают от нас, как сухие листья. Как-то легче становится, ког­да, освободившись от всего лишнего, мы можем отдаться вполне духовной жизни.

Усталый путник не грустит, приближаясь к давно ожидаемой цели; зачем же грустить нам, когда мы тоже приближаемся к цели, когда мы уже в пред­дверии того вечного блаженства, для нас еще непо­стижимого, когда нас охватывает подчас как бы предчувствие той вечной весны, для которой вос­креснем и мы, когда довершим наше земное по­прище!

 

2 ИЮНЯ

Притча о Самарянине

«Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 37).

Рассказав притчу о Самарянине, Спаситель выводит из нее заключение, примененное к слушателю. Человек этот, вероятно, не ожидал такого заключения и сам бы к нему не пришел. Oн хотел только озадачить Спасителя, обратившись к Нему с одним из тех двусмысленных вопросов, которые эти представители закона любили разби­рать между собой. Спаситель отвечает ему, но при этом обращается к его совести и проникает в глу­бину его сердца. Он хочет, чтобы свет этот отразил­ся на всей жизни этого человека, побуждая его к действию, вселяя в него силу и стремление к де­ятельному добру: «Иди, и ты поступай так же».

Не будем же и мы довольствоваться одним чтени­ем Слова Божия, размышлениями, рассуждениями о нем. Знание Евангелия обязывает жить по нему. Каждое слово Священного Писания, каждая пропо­ведь несет в себе нравоучение, которое мы должны применить к себе и внести в свою жизнь. Истина есть семя, данное нам Богом для того, чтобы и мы сеяли его на нашем жизненном пути в делах любви и милосердия. Тогда семя Божие произрастет для нас в вечности, дав в жизни нашей часто не замет­ный для нас самих плод сторицею. «Иди, и ты поступай так же».

 

3 июня

Единение от смирения

«Единство духа» (Ефес. 4, 3).

Обращаясь к Ефесянам ап. Павел призывает их к «единству духа» в союзе мира. Единст­во это еще далеко не достигнуто христианами, и причиною тому, несомненно, служит отсутствие смирения не только перед Богом, но и перед людь­ми, которое ап. Павел ставит непременным услови­ем достижения единства, это то смирение, пример которого мы видим во Христе. Все мы еще не впол­не постигли, что в едином теле, которое есть Цер­ковь Христова, у каждого свое назначение, свое место и, очевидно, назначения эти не могут быть равными для всех. Есть степени выше и ниже.

Единство духа состоит, прежде всего, в мире ду­ховном, в согласии, взаимном снисхождении, еди­нении душ, стремящихся к единой высшей цели. Пусть каждый довольствуется своим назначением. Не превозносясь, не завидуя, проникнувшись хрис­тианским смирением и любовью, мы найдем луч­ший способ содействовать единству духа между хри­стианами и приблизимся, насколько возможно, к тому состоянию, о котором говорит ап. Павел.

Несомненно, что всей полноты этого единства мы достигнем лишь тогда, когда всемирная скорбь прекратится, когда все земное, греховное исчезнет и настанет за гробом полный расцвет наших духов­ных сил. Но и здесь, на земле, мы можем к нему стремиться.

 

4 ИЮНЯ

Мы созданы на добрые дела

«Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам испол­нять» (Ефес. 2, 10).

Вы, верующие в Господа, Который создал вас на добрые дела, не знаете разве, что Он вас предназначил исполнить эти добрые дела здесь по отношению ко всему, окружающему вас, с полною готовностью и от всей души? Вы, может быть, очень тяготитесь окружающей вас обстановкой? Быть мо­жет, обстановка эта кажется вам унизительной и раздражает вас? Быть может, круг вашей деятель­ности кажется вам слишком ограниченным или слишком обыденным? Но все это известно Господу. Малейшее страдание ваше находит в Нем отклик и сочувствие.

Пусть же утвердится в вас сознание того, что и для вас возможна блаженная жизнь, «сокрытая со Христом в Боге» (Кол. 3, 3), – жизнь, полная мира и радости, полная любви и свободы, жизнь благо­словенная, даже среди всех этих тяготящих вас об­стоятельств. В такой жизни все, с первого до пос­леднего часа, все наши личные заботы и обществен­ные бедствия, наш сравнительно легкий крест, так же, как и самый тяжелый, все является нам во свете Святой, непогрешимой воли Божией, и поэтому принимается нами «от души», без ропота! «Испол­няя волю Божию от души» (Ефес. 6, 6), вы почув­ствуете духовное общение с Духом Божиим, осеняющим вас. Вы «представите себя Богу, как ожив­ших из мертвых» (Рим. 6, 13), и все озарится для вас новым светом. «Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), но «Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению» (Флп. 2, 13) и по Своей святой воле. Не забывайте эту святую истину, она даст вам силу и радость, преобразит всю вашу жизнь.

5 ИЮНЯ

Доверься Богу

«Господь – Пастырь мой» (Пс. 22, 1).

Вэтом псалме Давид описывает отношение свое к Господу. Он в зависимости от Бога своего, как овца в зависимости от пастыря. Он сознает, что рука Господня над ним, что Господь его держит, и в этом сознании вся его сила. Он не уклоняется от пути, он идет туда, куда его ведет Господь; он не выбирает сам свою пищу, он все принимает из руки Дающего. И так он идет все дальше, достигая лучшего. Это пастбище приводит его к жилищу Самого Пастыря. Благодать изливает­ся на него обильно, и он счастлив.

А ты, брат мой, на каком пути находишься? Укло­няешься ли ты от верного пастбища, вкушаешь ли от запрещенного плода, утоляешь ли свою жажду у зараженного источника греховных наслаждений? Как относишься ты к воле Божией, даешь ли ей первое место в твоем сердце, в твоих стремлениях?

Или ты уклоняешься от Его слова? Если так, то ты не найдешь ни покоя, ни истинного счастья! Душа твоя очутится в безводной пустыне. Поспеши же к доброму Пастырю, посох Его тебя направит; Он, положивший душу Свою за овец, один может напол­нить Собою всю жизнь нашу. Доверимся Ему и, не колеблясь ни минуты, последуем за Ним, чтобы Он привел нас к тихим водам и злачным пажитям. Он «подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды, ради имени Своего» (Пс. 22, 3).

6 ИЮНЯ

О служении ближнему

«Каждый помогает своему това­рищу и говорит своему брату: «крепись!» (Ис. 41, 6).

Один известный духовный писатель сказал: «Мы только тогда уподобляемся Богу, когда становимся полезными». И действительно, служе­ние ближнему – это Божественный закон. Христос принял образ раба – пришел служить и научил слу­жить: «Я посреди вас как служащий» (Лк. 22, 27). Он служил непрестанно, словом, делом, жизнию – служил душе и телу окружающих людей, терпеливо, неутомимо, всегда имея их благо перед глазами. «Он ходил с места на место, делая добро» (Деян. 10, 38), – божественная любовь выразилась служени­ем, сопряженным с жертвой даже самой жизни.

На небе служат день и ночь, говорит нам Писа­ние. Ангелы, называемые служебными духами, нисходят на землю для особого служения людям. Бог Сам служит людям бесконечным радением об их вечном благе, непрестанно призывая, привлекая, смягчая, направляя души грешников.

И нам надлежит служить, и нас Бог почтил тем, что призвал нас на дело, подобное Его делу. Помо­гать людям, ободрять их, поддерживать, быть гото­выми на всякое служение ради того, чтобы принес­ти им истинную пользу.

«Бог есть любовь, – и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). «Каждый помогал ближнему своему» – это Божие назначение для всех Его созданий, не для некото­рых только, избранных, но для каждого. Не жди себе какого-нибудь громкого, видного служения, поступи лучше сейчас в число этих каждых, которые простирают руки на помощь ближним, и увидишь, что, ободряя, согревая, поддерживая брата твоего, ты сам ободришься, согреешься и утвердишься на христианском пути.

7 ИЮНЯ

Утешающий

«Утешающий нас во всякой скор­би нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1, 4).

Различны способы, которыми «Бог всякого утешения» утешает нас, – их и не исчислить. Подчас Он посылает луч света на нашем мрачном пути в виде случайно попавшегося нам на глаза изречения из Священного Писания; иногда в душе нашей звучит утешительное слово Божие, и как бы невольно повторяется нами, приобретая все возрас­тающую силу. Иногда оказанное нам неожиданное внимание, ласковое слово, обращенное к нам, на­поминает нам о той Любви, которая неусыпно о нас радеет. Или же внезапное появление любимого друга утешает нас, как были утешены коринфяне прибытием Тита (2 Кор. 7, 6).

Нет такого мрачного дня, безотрадной участи, в которую Господь не вложил хотя бы каплю Своего утешения. Он не всегда отнимает боль, нужную нам как полезное врачевание, но всегда дает нам силу пройти через горнило страдания и выйти из него победителями.

Будем искать и ловить эти лучи небесного света, посылаемые нам Господом. Нет той скорби, за ко­торой не следовало бы утешение; если мы его не ощущаем, то потому только, что слишком погло­щены этой скорбью, и, проливая слезы над свежей могилой, мы не замечаем Ангела Утешителя, витаю­щего над нею. Кроме того, скорбь наша часто для нас невыносима потому, что кажется нам бесцель­ной, но мы забываем, что во всяком посланном нам испытании всегда есть у Господа определенная, хотя для нас невидимая, цель.

Вспомним же, что и мы призваны «утешать нахо­дящихся во всякой скорби» и что для этого сами должны пройти через испытания. Придет время, когда все, пережитое нами, послужит уроком и уте­шением страждущим братиям нашим. Наш опыт несомненно будет нужен другому, и когда разбитая жизнь ближнего, наболевшее его сердце, откроется перед нами, у нас найдется слово утешения, свиде­тельствующее о той безграничной милости, ко­торою Господь вывел нас самих из мрака к свету.

Слово наше, сильное опытом, спасет от отчаяния скорбящего брата и будет для него якорем спасения, а для нас самих откроется в этом подвиге любви блаженная цель Господа, испытавшего нас в свое время неизбежной скорбью и страданием.

8 ИЮНЯ

Иди на голос Своего Пастыря

«Он зовет своих овец по имени и выводит их» (Ин. 10, 3).

Взагробном мире «Агнец будет пасти их, и во­дить их на живые источники вод» (Откр. 7, 17). Но и здесь, на земле, Он творит с нами то же самое; Он непрестанно ведет нас, шаг за шагом, выводит из старого к новому, из знакомого к неиз­вестному, из оконченного дела вперед к другому, из достигнутого нами знания к открытию новых, еще неведомых нам тайн.

Ведет Он нас все вперед различными путями – обстоятельствами, сближением с людьми, чтением, познанием Священного Писания. И знающие голос Пастыря следуют за Ним повсюду, когда слышат этот знакомый голос. Но, чтобы идти за Ним, надо принадлежать к Его стаду и быть внимательным к Его голосу – тогда исполнится чудное обещание Господне, выраженное в словах Спасителя: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10, 28).

9 ИЮНЯ

Господь не оставит

«Он идет перед ними» (Ин. 10, 4).

Взирая на доброго Пастыря, идущего впереди, будем помнить, что Он видит и знает прежде нас все то, что ожидает нас в жизни. Глазами веры мы всегда увидим впереди себя Его священный образ, сглаживающий неровности пути, отвращаю­щий от опасности, ограждающий нас Своим при­сутствием.

Как утешительно сознавать, что Он Сам прошел через все то, что нам предназначено испытать; изве­дал все страдания и понес болезни наши, которые уже не могут уничтожить нас своею тяжестью. Он как бы пробивает путь для нас сквозь дремучий лес, через, по-видимому, непреодолимые скалы, мимо пропасти, и нам остается только покорно следовать за Ним!

В этом весь смысл блаженного состояния челове­ка: не заглядывая тревожно вперед, не страшась за следующий шаг, не выбирая сам свою дорогу, не возлагая на себя заранее бремена будущих бедствий, без страха, с твердою верою, спокойно следовать за Пастырем, шаг за шагом, радуясь и помня всегда, что «Он идет перед ними».

10 ИЮНЯ

О чем молиться?

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно; но Сам Дух ходатайствует за нас воздыхани­ями неизреченными» (Рим. 8, 26).

Никогда мы не ощущаем так сильно наши немощи, как во время молитвы. Как часто наши мысли разбрасываются на все стороны, и мы ослабеваем в усилии возвысить их к Господу! Кто из нас не страдал от этой неспособности молиться, кто не испытал этого охлаждения, этой сухости, овла­девающей нами, против которых мы бессильны бо­роться? Мы не знаем подчас, о чем молиться, мы не о том просим, что нужнее всего, – мы не умеем постигнуть самый дух молитвы, мы не имеем той веры, которая бы научила нас приносить свою тяже­лую ношу к ногам Христа и оставлять ее там с пол­ным упованием.

Мы сами бессильны и немощны, но Дух Божий может подкрепить нас – «Он подкрепляет нас в не­мощах наших». Единый с Богом Отцом, Ему из­вестно то, что Господу угодно даровать нам, и когда мы сами не знаем, о чем молиться, Он ходатайству­ет за нас «воздыханиями неизреченными».

Дух Божий, животворящий, может дать нам по­чувствовать почти невольно овладевающую нами могучую волну высших желаний и стремлений, от­решающую нас от земной суеты; отдадимся этой волне всем существом нашим, оставляя за собой все наши мелкие житейские дрязги, часто приковывающие нас к этой земле, – подымемся выше, хотя бы и в бессловесной молитве, зная, что «во… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz