…, не должно быть кам­нем преткновения. Каждое смущение мы можем устранить молитвою о том, чтобы Господь «отверз наш ум к уразумению Писания». (Лк. 24, 45).

8 ЯНВАРЯ

Бодрствовать со Господом

«Душа моя скорбит смертельно, по­будьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 38).

Это повеление, или скорее, просьба Спаси­теля к ученикам, но бедные, усталые уче­ники ее не исполнили. «Дух бодр, плоть же немощ­на» (Мф. 26, 4); даже в апостолах человеческая плоть заглушила духовную бодрость. Не обращен ли отчасти и к нам этот призыв Спасителя: «побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною»? Он нас не оставля­ет; хотя и невидимо, Он всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.

«Побудьте здесь», – говорит Господь, и ждите Моего призыва. Ждите, подчас среди тоски и стра­дания, но со взором, всегда устремленным к вос­ходящей заре, в твердой уверенности, что Он ви­димо предстанет пред нами. Мы услышим Его го­лос, зовущий нас: «встаньте, пойдем», – уже не к Голгофе, не ко кресту, но к воскресению, к небес­ной отчизне, в вечную радость!

«Бодрствуйте со Мною». Мы никогда не бываем одни в нашей скорби; «Близок Ты, Господи!» (Пс. 118, 151). Так близок, что каждый наш шепот Ему слышен, каждый вздох Им замечен. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь; тогда Он пошлет нам облегчение. Спаситель Сам нуждался в сочувствии, но по телесной своей немощи уче­ники не сумели в тяжелую минуту поддержать Его этим сочувствием. Кто же лучше Его может понять нашу тоску? Он всегда к нам близок, и Сам поможет нам ответить на Его призыв: «Бодрствуйте со Мною». Так, Господи! Помоги нам, пробуди нас от сна греховного, дай нам настолько быть в единении с Тобою, чтобы нам невозможно было дремать душою, когда Твое дело зовет нас, когда Ты нужда­ешься даже в немощных Твоих соработниках! «Жат­вы много, делателей мало» (Мф. 9, 37), – Ты Сам сказал. Ты Сам ушел на небо, но дело Твое осталось на земле; дай, чтобы, по нашему нерадению, не было ущерба этому святому делу!

9 ЯНВАРЯ

Господь утолит всякую жажду

«Так говорит Господь, создавший тебя, и образовавший тебя... не бойся... ибо Я излию воды на жаждущее и по­токи на изсохшее» (Ис. 44, 2. 3).

Он понимает все наши нужды, потому что Он создал нас Своею рукою, образовал нас, как горшечник образует из глины все, что ему угодно. Создавший, без сомнения, и поддержит Свое создание. «Не бойся, ибо Я излию воды и потоки всю­ду», – вот что Он говорит нам; где жажда, там будут источники воды живой. Мы жаждем ежеминутно Его присутствия, Его мира, Его спасения, и Он обещает потоки!

«Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим» (Пс. 104, 41). Только один Господь может это сделать. Тяжелый жизненный путь – это часто сухая, бесплодная пустыня, в которой изне­могают наши силы. Горе не всегда смягчает, а чаще ожесточает нашу душу; но, когда Господь прострет руку Свою над нашим горем, когда Он достучится до нашего ожесточенного сердца, тогда, и только тогда, польются на нас целебные потоки воды живой, орошающие все сухие, бесплодные места.

И если даже наши нравственные силы истощены до того, что мы сами не сознаем нашу жажду, пове­рим Ему, что мы земля иссохшая, нуждающаяся в небесной влаге, и попросим Его послать по­токи вод, чтоб оросить и оживить пустыню. Он облегчит, восполнит нужду нашу обильнее, чем мы можем себе представить, и утолить всякую духов­ную жажду.

В св. Писании сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исхо­дящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22, 1). Пока река эта течет, все жаждущие души могут приступить к ней и пить эту воду сколько хотят: ибо: «из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35, 9). Полнота радостей бесконечных ожидает нас, когда все земные скорби пройдут и когда Господь найдет нас готовыми вкусить блаженство небесное, которое Он уготовал нам.

 

 

10 ЯНВАРЯ

Я ничего не имею

«Ты, Господи, не удаляйся от меня, Сила моя! поспеши на помощь мне!» (Пс. 21, 20).

Спаситель! Я прихожу к Тебе не потому, что могу принести Тебе веру твердую, непоколе­бимую, сердце, полное упования и покорности. Нет! Я прихожу, потому что я ничего не имею, потому что я обнищал. Я терплю голод и жажду, и Ты один можешь насытить меня хлебом жизни и напоить источником воды живой.

Господи! Я ничего не могу принести Тебе, кроме сердца сокрушенного, которое кладу к Твоим ногам. В мучительные часы одиночества, из глубины моей скорби, взываю к Тебе, зная, что Ты хочешь извлечь меня из бездны сомнений и греха, в которой я погряз, и призываешь меня Сам на Твой брачный пир. Да, хотя я нищ и убог, я знаю, что Господь хочет облечь меня в светлую одежду, превратить мою нищету в богатство нетленное, и мое убожество увенчать вечною славою. Он один силен истребить все злое в душе моей, озарить мрак Своим светом, наполнить всю пустоту мою полнотою Своей благодати.

 

 

11 ЯНВАРЯ

Какие мы на самом деле

«Сокровенный сердца человек»
(1 Петр. 3, 4).

Каждый из нас живет двойною жизнью. Есть человек внешней жизни, каким он представ­ляется посторонним, и есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом. Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека: тот, которого люди знают; тот, которого близкие друзья знают; тот, которого он сам знает, и тот, которого Бог знает. Эти четыре человека друг на друга большею частью мало похожи.

Человек не тот, каким он кажется не только лю­дям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, – это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.

Помнится у родительского дома одна тяжелая дос­ка, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней и с большим усилием приподнимали ее, чтобы посмотреть, что там под нею. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы скорее опускали доску, убе­гали подальше, а потом опять приходили посмотреть.

Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, поли­рованная, изящная, она нам самим нравится, и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле при­никла и все нечистое прикрывает. Поднять надо эти доски, пусть пропитается она насквозь светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет пред Богом «сокровенный человек», Ему угодный, которого «грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31, 1).

12 ЯНВАРЯ

Мы следуем за Христом издали

«Петр же следовал за Ним издали» (Мф. 26, 58).

Петр следовал, но это следование привело его к отречению, потому что он следовал «издали». Он отдалился от Христа, в этом было начало зла; он отстал от Него, и между ним и Учи­телем образовалось слишком большое расстояние. Он чувствовал некоторое влечение, он следовал за Ним, но не довольно близко.

Совершенно таким же образом и в наши дни многие следуют за Христом: они не покидают Его вполне, они не переходят на сторону неверующих, но они не связаны с Ним тесными узами, они не идут за Ним шаг за шагом, они следуют «издали». Сколько людей отдаются мирским заботам, светским удо­вольствиям и через то теряют общение со Христом; они слишком поглощены всякими делами, они под­ходят ко Христу лишь по обычаю в воскресный день, но теряют Его из виду в продолжении недели.

Молитвы их становятся реже и короче, они пере­стают изучать Слово Божие, вера их охладевает, все духовное обращается в мертвую букву. Только на вид они еще следуют за Христом, но на деле они очень далеки от Него и близки к полному отречению.

Спросим же и мы самих себя, как мы идем за Христом? С ревностью ли, с любовью, или отстаем мы, подобно Петру, отвлекаясь посторонними предметами? Такой путь всегда опасен: тот, кто сегодня удаляется от Христа, тому угрожает завтра полное отречение от Спасителя – и сколько горь­ких слез это будет стоить, сколько вреда будет через это принесено и себе, и другим!

13 ЯНВАРЯ

Будем хвалиться скорбями

«Господь показал ему (Моисею) дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Ис. 15, 25).

Вистории странствования народа Израильского по пустыне есть много утешительного для нас. Израильтяне пришли к источнику, но вода оказалась горькой, и они ее пить не могли. По обыкновению они стали роптать на своего вождя, Моисея, и он возопил к Господу. Тогда «Господь показал ему де­рево, и он бросил его в воду, и вода сделалась слад­кою». Вода осталась та же, но вкус ее изменился.

Поразительно, как часто Господь и теперь об­ращается с нами, как некогда с народом Израиль­ским. Испытания, болезни и скорби не минуют христиан, напротив, часто кажется, что они ими наделены вдвое больше других. Но на все эти ис­пытания, на все скорби наши Господь отвечает словами: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (Ин. 16, 33). Вот наше целебное дерево. Сам Господь наш Иисус Христос – один он может уте­шить в скорби и исцелить в болезни.

Какая духовная высота в словах апостола Павла: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происхо­дит терпение, от терпения – опытность, от опытно­сти – надежда» (Рим. 5, 3). И чем ярче описывает он испытанные им скорби, тем глубже и сильнее возда­ет хвалу той благодати, тому чрезвычайному утеше­нию, которыми все эти горести покрыты и услаж­дены. «Мы отягчены были чрезмерно.., но Бог изба­вил... избавляет... и еще избавит» (2 Кор. 1, 8 – 10).

Павел безбоязненно вкусил из этой горькой ча­ши, уповая на то, что по мере умножения страда­ния, умножается Христом и утешение (2 Кор. 1, 5).

Не будем же предаваться унынию, зная, что ни­когда не может пересилить нас никакая горесть земная, потому что «довольно для нас Его благо­дати», во всякое время.

14 ЯНВАРЯ

Наша жизнь – служение

«Она воспитала детей, прини-мала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу»
(1 Тим. 5, 10).

Таковы были диакониссы в первые века хрис­тианства; верные, усердные, отзывчивые на все нужды, неутомимые, проникнутые одной мыслию, одним стремлением – все делать во славу Божию.

«Все у вас да будет с любовью», – говорит апо­стол Павел. Что же могло внушить такой женщине совершать дела милосердия, что могло поддержать ее на высоте полного самоотречения, если не лю­бовь, способная согревать, оживлять и освещать все и всех вокруг себя. Забывая о себе, она отдавала себя Богу, а в Нем и всякому ближнему.

Такое служение доступно и нам. Господь, Кото­рый был среди людей «как служащий», научил Сво­их учеников служить. Так же и теперь: для истинных Его учеников вся жизнь – одно служение; они «хо­дят с места на место, делая добро», и испытывают, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). И когда перейдет такая душа в вечность, «дела ее пойдут вслед за нею» (Откр. 14, 13). Да, сделанное добро не умирает, зажженный светиль­ник не угасает; он светит нам долго после того, как отнято у нас дорогое существо; влияние его безконечно, и даже смерть не может его уничтожить, оно влечет нас к небесному.

Светлая звезда хоть и скрылась с нашего небоск­лона, но не угаснет никогда, и у Бога сохранится всякое доброе слово, всякая попытка ободрить и утешить несчастного, всякий благой совет, дан­ный своевременно и почерпнутый из единого Ис­точника истинной любви. Снова и снова встречают­ся нам, и на нас самих и на других людях, следы благодатного влияния тех, кого мы лишились, они становятся для нас тогда особенно живы, и мы с радостью и благодарением сознаем, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18) .

 

 

15 ЯНВАРЯ

Не пренебрегайте и малыми делами

«Теперь призовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тог­да рука Господня коснулась Елисея» (4 Цар. 3, 15).

Упророка Елисея, возмущенного нечестием царя Иорама, стало тяжело на душе, он не мог ни на что смотреть, ничего решать, ему захотелось хоть на минуту чего-то, успокаивающего растревоженный его дух. И вот он призывает гус­листа, и этот человек, имя которого даже не упо­минается, исполняет именно то, для чего он был призван. Бог ему дал музыкальное дарование, и он этим дарованием беспрекословно, своевременно послужил пророку Божию. Более того: чудное, ве­ликое дело совершилось во время его игры. «Рука Господня коснулась» смущенного сердца раба Сво­его Елисея, и ему открылось, ЧТО именно он дол­жен решить и сказать от Имени Господа.

Разум его прояснился, и уста его опять с тор­жественною уверенностью произнесли: «Так говорит Господь». Он успокоился, и в утихшей душе расслышал опять голос Божий. А способствовал всему этому послушный, усердный гуслист; он от­кликнулся на зов и послужил, чем мог. Может быть, он был очень незначительный человек, но тут он совершил великое дело.

Что же нам за польза от этого всего? Большинство людей хочет делать большие дела, ищет самостоятельности и славы и пренебрегает малой услугой мелким по видимому делом, считая его или ниже себя, или бесполезным. Не понимают они, что не то действительно велико, что кажется таким: мысли Божии не наши мысли, и Его оценка с нашей не сходится. Две лепты вдовицы были Ему дороже всех прочих сокровищ; каждое одеяние, сшитое для бед­ных благочестивой женщиной (Деян. 9, 36 – 43), пе­речисляется в Его слове, и музыка этого гуслиста тоже не забыта.

С другой стороны, многие громкие, видные дела человеческие не имеют у Него цены. Итак, «слу­жите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрый домостроитель многоразличной благо­дати Божией» (1 Петр. 4, 10), и помните, что служе­ние, принесенное одному из Его учеников, или про­роков, или вестников, получит от Него великое воз­даяние.

16 ЯНВАРЯ

Крест Христов есть основание и центр

«Многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос» (Мф. 24, 5).

Древняя легенда гласит о странном случае в жизни св. Мартиниана. Однажды, усердно занимаясь в своей келлии изучением Священного Писания, он услышал легкий стук в дверь. «Вой­ди», – сказал монах. Дверь отворилась и перед ним очутился прекрасный незнакомец с орлиным взглядом, в княжеской одежде. «Кто ты?» – спросил св. Мартиниан. «Я – Христос», – ответил незнакомец.

Повелительный голос и гордая осанка неждан­ного посетителя не смутили скромного инока; оки­нув его пытливым взглядом, он тихо сказал: «Где раны от гвоздей?» Он заметил отсутствие ран, этой неминуемой принадлежности распятого Спасителя. Царская осанка, богатая одежда незнакомца не мог­ли свидетельствовать о его подлинности. На холе­ных, покрытых драгоценными кольцами руках, не­доставало следов распятия.

Обличенный во лжи, застигнутый в злом замыс­ле, сатана – ибо это был он – поспешно бежал из келлии.

Мы можем и теперь извлечь полезный урок из этой легенды. Именем Христа прикрывается многое и в наши дни. Как узнать веру истинную, как разо­браться в бесчисленных новых началах и учениях, которыми хотят заменить все древнее, освященное веками? Святой инок нашел разрешение этого воп­роса: он искал следы распятия на явившемся ему видении человеческой славы.

Без крестной смерти Спасителя, без искупитель­ной жертвы Его, Евангелие потеряло бы всю силу. Крест Христов есть основание и центр, из Которого исходят светлые лучи мира, радости и надежды. То, что не носит на себе следов распятого Спасителя, что не проникнуто духом Креста и противоречит Еван­гельскому учению, не может называться Именем Христовым, не может принадлежать Ему и не от Бога исходит. «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4, 1).

 

 

 

17 ЯНВАРЯ

Праздные слова

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

Вснежных горах Швейцарии, в некоторых местностях, проводники предупреждают пу­тешественников, чтобы они не произносили ни од­ного слова, т. к. от малейшего колебания воздуха нависший снег может отделиться от глыбы и произ­вести обвал, уносящий все за собою в пропасть. Кто бы подумал, что одно слово может иметь такие страшные последствия? Однако нравственное влия­ние наших слов еще невыразимо значительнее. Не­обдуманные слова, которые мы так часто и легко бросаем на ветер, двигают событиями в течение веков, и великий день суда обнаружит страшные последствия наших слов.

В тот день мы дадим ответ «за всякое праздное слово». Не страшно ли подумать о множестве ска­занных нами слов, которые предстанут пред нами тогда с неумолимой ясностью? «Праздные слова» – это те, которые возникают из праздной жизни, слова ненужные, легкомысленные, часто вредные. Такие пустые слова, переходящие, от не­чего делать, из уст в уста, нередко чернят нравствен­ный облик человека, наносят раны, выражают зло­радство при виде чужой неудачи и из пустых стано­вятся жестокими.

К «праздным словам» принадлежат и те разго­воры, вторгающиеся в сокровенную область семейной жизни, которые под видом пустой шутки или неуместного намека, могут пошатнуть основы се­мейного счастья. Нужно быть достаточно осторож­ным в употреблении слов. Пусть слова наши будут правдивы, просты, чистосердечны, пусть будут они доброжелательны и любвеобильны.

«Слово ваше да будет всегда с благодатью», – говорит ап. Павел (Кол. 4, 6). Мысль о суде Божием должна быть уздой нашему языку. Мы говорили бы с большей мудростью, если бы помнили постоянно, что слова наши слышны на небе и что в них мы найдем себе оправдание или обличение в последний день. Как священно было бы для нас каждое слово, как чисто, как правдиво, если бы мы помнили, что одно из имен Самого Иисуса Христа было – «Сло­во» (Ин. 1, 1).

18 ЯНВАРЯ

Молитва превращает зло в добро

«Ибо знаю, что это послужит мне во спасение, по вашей молитве и содействи­ем Духа Иисуса Христа» (Флп. 1, 19).

Когда ап. Павел писал эти слова, он находил­ся в весьма тяжелом положений, был в тюрьме и, быть может, накануне мученической смерти. Многие братья изменили ему, «думая уве­личить тяжесть уз его» (Флп. 1, 16), а забота о всех насажденных им Церквах постоянно угнетала его.

Однако, все это представляется Павлу в ясном свете, и он видит во всем благое значение. «Я знаю, – говорит он, – что это послужит мне во спасение». Все, что случилось с ним в Риме, пред­ставлялось Филиппийским друзьям его большим бедствием, но у Павла другая точка зрения: он во всем видит «спасение», успех благовествования, победу над злом и ожидает самых лучших последст­вий от всех постигших его напастей.

Только при ниспосланной свыше благодати Божией возможен такой благоприятный исход переносимых испытаний, Достижимый «молитвой» и «содействием Духа». Сами по себе никакие обсто­ятельства не послужат нам во благо. Только перене­сенные с молитвой и смирением, они могут достиг­нуть цели. Действие молитвы поразительно: как часто она превращает зло в добро! Под ее влиянием из тьмы появляется свет, горе обращается в радость, среди бури возникает тишина и утихает всякая боль. Ответом на молитву прежде всего бывает «содей­ствие Духа», и только при Его божественном содей­ствии все то, чтобы с нами ни случилось, послужит нам «во спасение».

19 ЯНВАРЯ

Какую же тень бросаю я?

«Тень проходящего Петра» (Де-ян. 5, 15).

Во времена апостолов люди спешили со сво­ими нуждами к ним и приносили больных и расслабленных, чтобы хотя тень проходящего Петра осенила их, уверенные, что тень эта принесет исцеление и жизнь. Каждый из нас, проходя по жизненному пути, бросает на него свою тень. Жизнь наша сама по себе отражается на окружающих, и мы должны прилагать все наши старания, чтобы это отражение приносило с собой пользу, облегчение и исцеление. Влияние наше на ближних действует не только сознательно, но невольно и незаметно. Что-то неуловимое распространяется вокруг нас от всего нашего существа на окружающих, как тонкий аромат цветов, незаметно насыщающий собою воз­дух. Деятельность наша может прекратиться, но жизнь не прекращается и одним нашим существова­нием мы помогаем, или мешаем, существованию других. Человеческие недостатки и качества зарази­тельны и даже бессознательно для нас самих влияют на окружающих. Это влияние, когда оно благотвор­но, напоминает живительное дуновение горного воз­духа, которое стольким приносит здоровье и силу.

Какую же тень бросаю я ежедневно вокруг себя? Действует ли она, как ядовитый, смертоносный змей, или же, как древо жизни, приносит целебный плод? Способна ли тень моя прикрыть от невзгод тех бесчисленных труждающихся и обремененных, которые встречаются повсюду? После случайной встречи со мною, после обмена несколькими сло­вами, чувствует ли себя встречный сколько-нибудь ободренным? Когда мы сами, под влиянием Духа Божия, проливаем любовь, участие и мир, то каждое наше слово, каждый взгляд может поднять дух в наших ближних, передавая им то, что нам Господь для них дает. Таким образом, даже тень некоторых людей действует благотворно. Такова ли моя тень?

20 ЯНВАРЯ

Тьма потеряет над нами силу

«Веруйте в свет, да будете сы­нами света» (Ин. 12, 36).

Учитесь так жить, чтобы ваш взор всегда был обращен к свету, Свет же этот – Христос, сказавший: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).

Если мы будем ходить в этом свете, то станем сынами света, тьма потеряет над нами свою силу, и мы переселимся «от власти тьмы в Царство воз­любленного Сына Божия» (Кол. 1, 13).

Тогда мы сами будем светильниками, озаряющи­ми мрак скорби в жизни других, и научимся с самых молодых лет творить дела любви, самозабвения, милосердия, сострадания к ближним. И сила света, в нас действующая, не оскудеет и в старости, и оза­рит дни немощи, страдания, и минуту перехода в другой мир.

Будем ежедневно воспринимать какое-нибудь слово утешения из Священного Писания, будем хранить в нашем сердце залог радостных, ободряю­щих мыслей; будем постоянно всматриваться в Евангелие, взирать на светлый образ Христа, и на­ша душа обратится в живой источник света и радос­ти. Тогда радость в Господе и мир Божий, «который превыше всякого умa» (Флп. 4, 7), будут преоб­ладать в нашей жизни, и мы предвкусим уже здесь, на земле, что «блаженство в деснице Его во век» (Пс. 15, 11).

21 ЯНВАРЯ

Будем проводниками благодати

«Благословлю тебя... и будешь ты в благословение» (Быт. 12, 2).

«Благословляйте, – говорит ап. Петр, – зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Петр. 3, 9). Кто сам получил благословение, тот будет его передавать. Благодать Божия, любовь Божия не застаиваются в сердце: им свойственно идти дальше, и этому сердцу на­значено быть проводником благодати. Любовь свы­ше течет через одну душу на другие, и эта душа, источая благодать, опять наполняется от того «по­тока Божия, который полон воды» (Пс. 64, 10).

Так было с Авраамом, когда он верою повиновал­ся призванию и стал отцом всех верующих. Так было со многими ветхозаветными и новозаветными слугами Божиими. Тому же призванию должны по­виноваться и мы – призванию быть истинно веру­ющими, открыть душу широко, чтобы воспринять уготованное ей благословение во Христе, напол­ниться им до края и через край, помня, что это благословение дано человеку не только для себя, но для передачи всем его окружающим.

И эта передача совершается иной раз и без слов, тихо, без шума, тем беспрерывным, неуклонным влиянием, которое действует во всякой среде, при всяких обстоятельствах, несмотря на сопротивление и препятствия. Ребенок поддастся этому теплому отражению любви Христовой, и сердце его повер­нется к Спасителю; юноша беспечный остановится и задумается при встрече с таким носителем благо­словения; бедняк почувствует участие неземное и возблагодарит Бога. В семье такой сосуд благодати будет поддержкой, помощью, светом для всех. Грех не уживется в соседстве с ним, и грешник почув­ствует себя смущенным и обличенным. В благодати нуждаются люди, и дается она всякому, даже само­му немощному, который, сознавая свою немощь и пустоту, идет к Источнику и наполняется от него.

22 ЯНВАРЯ

Господь желает нашего совершенства

«Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3).

Некоторые верующие люди не сознают, что живая вера обязует их стремиться к совер­шенствованию; она у них бездействует, и они не становятся лучше. Довольствуясь тихой, безмятеж­ной жизнью, желая, чтобы все осталось по-преж­нему, они нисколько не думают о необходимости той великой перемены, которая должна произойти в нас при нашем обращении. «Вера без дел мерт­ва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2, 20), и дела любви, дела самоотвержения, развитие духовных наших сил, укрощение нашего нрава и греховных наклонностей, подражание нашему великому Учи­телю и Господу естественно истекают из истинной, глубокой веры. «Воля Божия есть освящение наше» (1 Фес. 4, 3).

Господь желает нашего совершенства, и в Нем мы не только найдем избавление от искушения, но и неисчерпаемый источник духовных сил. Господь прощает грехи с тем, чтобы мы от них отказались. Он открывает дверь перед нами, но Он не впустит нас в эту дверь необновленными, с нашими ста­рыми грехами, с дурными наклонностями, с пороч­ными мыслями. Одержимые проказой нуждаются не только в прощении, но и в исцелении. Так и с на­ми; прощение нам необходимо, но вместе с тем нам нужно и целебное средство от нравственного недуга. В письме к собрату одно духовное лицо говорит: «Никогда не прекращай внушать твоей пастве, что высшее счастье состоит в святости и что конечная цель искупительной жертвы Спасителя есть привле­чение людей к святости и подражанию Христу».

23 ЯНВАРЯ

Дай, Господи, и мне быть готовым

«Я готов» (Рим. 1, 15; Деян. 21, 13).

Готов служить, готов страдать, готов умереть вот к чему готовился ап. Павел! Дай Бог нам такую же готовность ко всему, в чем состоит воля Божия о нас. Обращение ап. Павла было цельное, бесповоротное. В нем не было никаких колебаний, он не обращался за советом к людям, не искал одобрения, не торговался со своею совестью, не стоял в нерешительности на пороге долга. Жизненный подвиг простирался перед ним, и, твердо идя ему навстречу, он говорит: «Я готов»! Вступить в самый центр языческого мира для личной, непо­средственной борьбы с язычеством было не легко. Но, не останавливаясь ни на минуту перед этим подвигом, Павел говорит: «Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1, 15), и он был одинаково «готов» все перенести для исполнения воли Божией.

Иерусалим был тогда местом казни святых после­дователей Христа, неминуемая опасность ожидала их там, однако Павел был «готов умереть в Иеруса­лиме» (Деян. 21, 13); и когда наконец он стал лицом к лицу со смертью, он был «готов» отдать себя в жертву, готов сложить голову за свои убеждения. Высшая черта в характере ап. Павла есть именно эта готовность неуклонно идти навстречу всякому долгу, будь то страдание или даже смерть.

Дай Бог всякому такую готовность! Дай, Господи, и мне с радостью стремиться туда, куда Ты мне повелишь, и неустанно исполнять твою волю, ни­когда не ослабевая в усердии. Да буду и я послушен Тебе, даже если придется оторваться от моей де­ятельности и быть обреченным на узы бездействия. И когда наступит мой смертный час, дай мне быть готовым оставить все дорогое в Твоих руках и, ус­тремившись всем сердцем к Тебе, доверить душу мою Твоей любви!

24 ЯНВАРЯ

Одно только нужно...

«Слушают слово, но, отходя, забо­тами, богатством и наслаждениями жи­тейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8, 14).

Так описывает Спаситель допускающих тер­нию заглушить Слово Божие. Семя пускает корни, пробивается наружу и даже достигает неко­торого роста, но подавляется мирскими влияниями и не приносит плода. Тут есть знаменательное сло­во – «отходя». Они возвращаются, впадают снова в водоворот житейской суеты, и в этом омуте не остается места никаким возвышенным чувствам. На этой почве Слово Божие произрасти не может. Житейское часто задерживает духовное.

Влияние Слова Божия подавляется наслаждени­ями плоти, влечением к светским утехам и удоволь­ствиям. Невозможно отдаваться одновременно Цар­ству Божию и царству мирскому. Пока мы «забо­тимся и суетимся о многом» (Лк. 10, 41, 42); – мы неизбежно забываем, «что одно только нужно».

Люди, особенно молодые, иной раз опасаются христианской жизни, думая, что она отнимет у них всякую радость и откроет им путь суровый и бес­цветный. Какое ложное представление, побуждаю­щее многих оставаться на полдороге! «Вкусите и увидите, как благ Господь» (Пс. 33, 9), – говорит Священное Писание. И все, которые вкусили, убе­дились, что никакие земные наслаждения не могут сравниться с тем изобилием радости и той глубиной мира, с той полнотой жизни, которую дает Господь любящим Его.

 

25 ЯНВАРЯ

Я никогда не умру

«И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему?» (Ин. 11, 26).

Да, Господи, я верую сему – и никогда не умру. Когда душа моя разлучится с телом, то будет лишь подобие смерти, потому что моя душа никогда не разлучится с Богом. И не будет уже той смерти, от которой спас нас Христос, избавив от злейшего врага, порожденного грехом. «Последний же враг истребится, – смерть» (1 Кор. 15, 26). Мы верим сему твердо и непоколебимо, ибо «кто от­лучит нас от любви Божией»? (Рим. 8, 39).

Мы члены Тела Христова, мы принадлежим Ему, мы сочетались со Христом на веки, Он не выпустит нас из Руки Своей. Как можем мы умереть, если Дух Божий обитает в нас? Жизнь, дарованная Богом, не может разлучиться с Ним, Источником Жизни. Сам Христос есть жизнь наша, и Он сделался для нас от Бога не только «искуплением, но и праведностью», чтобы мы, очищенные от греха, стали пригодны для того Небесного Царствия, куда «не войдет ничто нечистое» (1 Кор. 1, 30). Взирая на Него, мы прос­тираемся вперед в непоколебимой уверенности, что души наши погибнуть не могут. Искупленные Свя­тою Кровью Христа, умирая в Нем для греха, они в Нем и оживут для вечной жизни, для вечного блаженства.

26 ЯНВАРЯ

Тайна жизни нашей

«Знаю, что придет Мессия, то есть Христос, когда Он придет, то возве­стит нам все» (Ин. 4, 25).

Мы многое хотели бы знать, а знаем так мало! Столько вопросов остаются неразре­шенными, столько непонятного в нашей жизни, что мы, конечно, готовы присоединиться к трепетному ожиданию, выраженному в словах Самарянки: «знаю, что придет Мессия... возвестит нам все».

Напрасно мы ищем здесь, на земле, хотя бы наме­ка, бросающего некоторый свет на загадочные со­бытия, которыми полна наша жизнь; нет, тайна жизни нашей и ее значение остаются для нас со­крытыми. Но как все изменится с явлением Спаси­теля! Когда Он придет, вековое молчание, которым мы так тяготимся, будет прервано, объяснение будет дано – «Он возвестит нам все». Он раскроет все непонятные свойства человеческой природы; мы уз­наем значение скорби, омрачившей наше сущест­вование, причину несправедливости и неравномер­ности в судьбе человеческой; мы поймем тогда мно­гое, казавшееся непонятным и ненужным, на что мы так часто жаловались и с чем примириться не могли. «Когда придет Мессия», глаза наши откро­ются.

Сколько неразгаданных тайн уносит с собою мо­гила, сколько необъяснимого в судьбе каждого, сколько недоразумений, портивших часто лучшие отношения, все это нам станет ясно, «когда придет Мессия». Тогда мы увидим, что все содействовало ко благу (Рим. 8, 28), а пока еще длится время ожидания, не будем терять этого времени в бесплодных вопрошаниях. Усвоим то, что уже открыто, что не исчерпа­ется во всю жизнь нашу и что может дать нам силу жить для Христа и умереть с Ним. Будем помнить эти слова, касающиеся каждого из нас: «сокрытое при­надлежит Господу Богу, открытое же вам и сынам вашим на веки» (Втор. 29, 29).

27 ЯНВАРЯ

Где основание наше?

«И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 25).

Однажды в чудное весеннее утро две птички вылетели свивать гнездышки. Одна из них выбрала прелестный уголок и расположилась между ветками густого дерева. Воздух благоухал ароматом свежей зелени, внизу журчала речка, весело сверкая днем на солнышке, а ночью отражая бесчисленные небесные светила. Но вдруг, поздно вечером, раз­разилась буря; речка превратилась в бурный поток, выступила из берегов и затопила всю местность далеко кругом, уничтожая все по пути. Дерево было сломано, гнездо разрушено, и исчезло уютное жи­лище бедной птички. Она свила его слишком низко, рассчитывая лишь на теплые, солнечные дни и тихие звездные ночи.

Другая птичка поднялась на недосягаемую высь и свила гнездышко в диком ущелье, на высокой скале. Там скоро закипела молодая жизнь, гнездышко наполнилось п

Бесплатный хостинг uCoz