…риарху Алексию и всем у кормила церковного сущим право править слово истины, и чтобы нас всех Господь наставил так поступать, чтобы совестью не кривить против единства церковного, не погрешать и соблазнов не ублажать».

В 1947 году, освободившись из заключения, после Пасхи Владыка Антоний приехал в город Балашов Саратовской области. Его приезд предсказала матушка Серафима-слепенькая, которая в свое время руководилась святыми Оптинскими старцами Амвросием и Анатолием (Потаповым). Бог наградил ее еще даром исцеления, и по благословению старцев она лечила всех приходящих. Каждый день к ней собиралось человек по семьдесят. Обращались к ней за советом даже священники.

А священников после войны было очень мало, и вот люди жалуются: «Такое трудное время – некуда пойти исповедаться, негде причаститься. Скоро Пасха, а нам не радость, а слезы». Матушка Серафима ответила: «Молитесь, Господь пошлет нам скоро не просто священника, а Владыку, да такого, что он будет всех нас знать, как свои пять пальцев. Другому нужно много молиться, а ему Господь сразу все открывает. Но сам он очень скрытный, тайный молитвенник».

Владыка Антоний постриг матушку Серафиму в великую схиму. А затем уже начались его встречи с людьми, беседы, исповеди, службы. Молящимся у храма убогим Владыка Антоний раздавал милостыню. Заранее в конверты клал деньги и записочку с именами, за кого молиться. Быстро раздавал конверты и уходил на станцию, откуда ехал домой. Иногда брал сумку – корзину с хлебами, раздавал их и быстро уходил.

За ними была постоянная слежка. Однажды им приходилось уходить от погони на такси. У машины преследователей отвалилось колесо, но они, пересев на другую, продолжали погоню. Немного оторвавшись от нее, Владыка вышел и сел в стоящий на улице грузовик. Он набросил на себя плащ водителя, лег на руль и притворился спящим. Преследователи заметили его, но, решив, что это спит водитель, прошли мимо.

10 февраля 1950 года в 19 часов, накануне Вселенской родительской (мясопустной) субботы, архиепископа Антония и его духовных чад арестовали. За ними следили два года, отслеживали все письма, и аресты были совершены во многих городах в одно и то же время, чтобы никто никого не предупредил.

Богоборческие следственные органы сфабриковали уголовное дело и в своей бессильной злобе оклеветали Владыку, указав в материалах дела, что якобы он выдал арестованных. Также клеветали ему и на его духовных чад, но он этой клевете не верил. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех: ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. 20, 26 – 27). По уголовному делу Владыка Антоний проходил как Михайловский Иоанн Ильич – Голынский Тихон Иванович.

На допросах Владыке вырывали волосы, но они по милости Божией и в старости были у него очень красивые, серебристые с золотым оттенком. Он видел стоящих рядом с его мучителями бесов с хвостами, Владыка крестился, бесы приходили в смятение и исчезали.

На очных ставках, когда следователь что-то писал, Владыка Антоний шептал вроде бы про себя, но так, чтобы слышали его духовные чада: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Следователь ругался: «Что ты там, старик, шепчешь? Замолчи». А он опять что-нибудь из Евангелия им читает, для подкрепления.

Обвинили его в агитации против существующей власти и, присвоив позорную кличку контрреволюционера, т.е. врага народа и народной власти, осудили по пункту 10 статьи 58 Уголовного кодекса к 25 годам тюрьмы.Вину свою он не признал.

Духовные чада, осужденные к 10 годам, были благодарны Богу, что страдали вместе с Владыкой Антонием.

Отбывал он наказание в Мордовии, в Потьминских лагерях. Там же Бог даровал ему встречу с митрополитом Харбинским и Маньчжурским Нестором (Анисимовым; 1885–1962) и епископом Краснохолмским Сергием (Кудрявцевым; 1891–1955).

Митрополит Нестор после освобождения говорил своему келейнику и духовнику отцу Мисаилу (Томину; в будущем – схиархимандриту Серафиму): «Мисаилушка, найди мне Владыку Антония. Это великий старец». Но встретиться после лагеря им не пришлось. Уже после упокоения митрополита Нестора отец Мисаил передал архиепископу Антонию его мемуары с надписью: «В молитвенную память о покойном Авве митрополите Несторе его личные «Мемуары». Высокочтимому Авве Высокопреосвященному архиепископу Антонию от нижайшего Вашего послушника недостойного игумена Мисаила».

Епископ Краснохолмский Сергий мученически упокоился в тюрьме – его заставили выпить таблетку с ядом. Своих верных духовных чад он завещал Владыке Антонию. За неделю до своего упокоения владыка Сергий потребовал у начальника тюрьмы, строго сказав ему о Суде Божьем, похоронить его вне тюремной территории, что тот и исполнил.

Владыка Антоний пишет в одном из своих писем: « В штрафном лагере много умирало людей, и я тоже заболел. Ходить не смог, и был выброшен под нары, где подушку заменял снег. По промышлению Божию прибыл в наш лагерь иностранный профсоюз, вошли в наш барак и спросили: «Есть ли жалобы?» Им отвечали: «Человек умирает под нарами, и никому дела нет». Они вытащили меня из-под нар и на руках вынесли на машину и отправили в дальнюю больницу, где работали частные свободные врачи. И по промышлению Божию старушка доктор, дочь протоиерея, верующая, выходила меня и отправила в инвалидные командировки. Значит, было Божие промышление сохранить мою жизнь, а там умирали очень здоровые люди».

Будучи в тюрьме, он заключенных утешал и укреплял, убеждая безропотно переносить страдальческий крест свой, в чаянии наград и венцов небесных. В знак благодарности заключенные сделали ему из картона крест и панагию.

«Деревянной пилой пилили, как пророка Исаию» – такой образ Владыка употреблял, когда вспоминал о том, что пришлось ему пережить в сталинские годы.

Однажды он сказал: «Все, что делалось в сталинские времена, нужно правильно понимать как Промысл Божий». Но подробно про те годы не рассказывал. Ино­гда только обмолвится о чем-нибудь, например, как он огорчался, что некоторые священники в лагерях не молились. Один протоиерей жаловался: «Как молиться? Книг нет, условий нет». А Владыка на это отвечал: «Где стоишь – там и молись».

К архиепископу Антонию в тюрьму перед освобождением ездила одна из его духовных чад. Ей разрешили свидание с Владыкой прямо в камере, и она пробыла с ним целые сутки – о ней забыли. Они все это время молились. В один момент она увидела, что Владыка Антоний молится, поднявшись в воздух над полом. От испуга она даже вскрикнула. Владыка на Евангелии запретил ей, чтобы никому не сказывала об этом до его упокоения.

В местах лишения свободы как заключенный он провел около 25 лет.

Где бы святитель Антоний не находился, он всегда ощущал особенное о себе Божественное промышление.

Когда Владыка Антоний освобождался из тюрьмы, то почти все заключенные вышли его провожать. Тюремное начальство негодовало: «Вот какого мракобеса выпускаем. Он в тюрьме и за ним столько народа идет, а что будет на свободе!?» Документы на освобождение задержали, сказав, что требуется его личная фотография, а фотографа в это время не было. К удивлению всех Владыка представил необходимую фотографию, которую заранее приобрел за большие деньги и хранил к этому моменту.

20 июня 1956 года архиепископ Антоний был освобожден из заключения по амнистии, его по состоянию здоровья актировала Высшая медицинская особая комиссия.

Служить в храмах по болезни Владыка Антоний не мог, здоровье у него было неважное. Относительно сведений о прохождении службы и прочего он писал непосредственно в Московскую Патриархию, а позже ездил в Москву лично. Патриарха Алексия, с которым он был знаком в молодости, в Москве не оказалось, он был в Одессе, на даче.

Владыку принимал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; † 1961). Вернувшись, Патриарх сожалел, что не встретился с Владыкой Антонием, послал ему богослужебные книги и благословил, по его просьбе, служить в домашних условиях. Митрополит Николай стал верным другом Владыки, приезжал к нему на исповедь и всячески ему помогал.

Архиепископ Антоний, как освобожденный из мест заключения, должен был регулярно отмечаться в органах милиции по месту жительства, но так как там его постоянно унижали и угрожали арестом, то он перестал туда ходить и находился в розыске.

В день ангела после заключения Владыка вспоминал: «В этот день в лютый мороз нас перегоняли из одной тюрьмы в другую. Люди падали на землю и замерзали», и он заплакал.

Владыке Антонию надлежало, согласно Божественному призыву, всю остальную жизнь провести в странствиях, не имея зде пребывающего града, но грядущего взыскуя (Евр. 13, 14), подобно Господу нашему Иисусу Христу, бывшему странником на земле и не имевшему, где приклонить голову.

Первое время Владыка проживает на Северном Кавказе в семье Ремизовых в Верхне-Хостинском чайсовхозе, в двадцати километрах от Сочи. Эта семья взяла его из заключения на поруки.

Во время пребывания Владыки Антония в чайсовхозе к нему из Адлера с проверкой приехал на лошади милиционер. Владыка спрятался и велел хозяевам принять нежданного гостя дружелюбно, угостить домашним вином, накормить, дать в дорогу гостинец. От такого радушия тот даже прослезился и уехал в добром настроении.

Просфоры на литургию привозили из Сочи чудным образом. Владыка посылал за ними своих духовных чад, но не говорил где и кто именно их передаст. К ним подходили знакомые с просфорами, и все происходило по словам Владыки. Его дар прозорливости в начале вызывал удивление, а со временем к нему привыкли.

Духовные чада доставляли ему продукты питания из Сочи. С тяжелыми рюкзаками шли через горы и с наступлением темноты заблудились. Выбились из сил и не имели надежды на спасение. Стали молиться и Владыку в молитвах на помощь звать. Чудным образом пришли к своему спасителю, ночь говели и утром на литургии причастились. В великой духовной радости шли домой пешком и не ощущали никакой физической усталости. Чтобы продлить свое неземное блаженство они от попутных машин прятались в кусты и хотели идти целую вечность.

К Владыке Антонию под Сочи приезжали его многочисленные духовные чада. Один из них, иеромонах Сергий, которого Владыка воспитывал с детства и очень любил, рассказывал. Однажды он, желая сократить дорогу, предложил Владыке пойти через болото. Тот согласился и, будучи уже в преклонных годах, легко его перешел, как птичка, а он, молодой и сильный, прыгая с кочки на кочку, весь в поту вышел на берег, когда Владыка быстро и с легкостью клал земные поклоны.

В другой раз к ним за советом пришел муж с женой. Владыка Антоний начал молиться перед иконами, они повторяют ему свой вопрос, а он не отвечает. И вдруг отец Сергий увидел, как на голову Владыки от икон сошел духовный благодатный свет в виде огненного венца. Он повернулся к пришедшим и начал говорить, как им поступить. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2).

Сам иеромонах Сергий жил в глухой деревне. Он имел Божий дар исцелять бесноватых, к нему приходили верующие люди из ближайших деревень. Богоборческие власти угрожали ему расправой, а позже заперли его в доме и сожгли.

За Владыкой непрестанно охотились богоборческие власти, но он был для них уже недосягаем, они даже не знали где он проживает.

Однажды он ехал в поезде. Вокзал оцепили, начали обыск, искали Владыку, но он ушел под вагонами к складам, взял на плечо палку и ходил у ворот. Было темно, один из преследователей пошел к нему, но он властно остановил его и предупредил, что будет стрелять. Тот испугался и ушел. Владыка сел на другой поезд и уехал на несколько месяцев в другой город.

Такова была на сие воля Божия, дабы он, как апостол, переходя из города в город, проповедовал Евангелие Христово, утверждая православных в вере, научая твердо держаться ее, укрепляя сомневающихся и раскрывая трудные для понимания тайны премудрости Божией о спасении. И он был действительно истинным апостолом Христовым. Эти слова из жития святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, по праву можно отнести и к Богоугодной жизни Владыки Антония.

Все дни и ночи Владыки протекали в молитвенном подвиге, богомыслии и писании величайших богословских трудов. «Добротолюбие» всегда раскрытым лежало у него на столе.

В 1957 году он переезжает в Дрогобыч, Западная Украина. Туда раньше, по его благословению, переехал один человек, которого он этим прозорливо спас от ареста. Здесь же Владыка Антоний и пишет свой ценнейший богословский труд «О молитве Иисусовой».

Писал по ночам и написал около ста страниц. Духовные чада переписывали для себя этот и другие труды Владыки. Списки с подлинника он всегда проверял и только затем разрешал ими пользоваться.

Делание молитвы Иисусовой – тайну спасения – Владыка называет величайшим христианским православным мышлением, великим деланием из деланий. Он пишет: «Человеку нет ничего высшего, как умной молитвой беседовать всегда с вездесущим Богом, предстоять Богу умно и умолять Его о своих грехах».

Впервые в истории Церкви об умном делании – делании молитвы Иисусовой – подробно, без всяких сокрытий, просто и доступно пишется «то, с чем приходится встречаться всякому делателю покаяния, сие же, всеми проходимое, есть суть самая главная».

Если мы, православные христиане, гонимы за имя Христово, то как несравнимо более гоним Святитель Вселенской Православной Церкви архиепископ Антоний, написавший величайший богословский труд о том, как именем Иисуса Христа сражаться и побеждать. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется (1Петр. 4, 14).

Владыка Антоний очень почитал святую Марию Магдалину, прекрасный храм которой на Елеонской горе он видел в своем паломничестве. На этой горе Иисус Христос молился об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Этой молитвой и начнет Владыка свой «маленький труд» о молитве Иисусовой, указав, что «сие есть действенная суть молитвы Иисусовой: «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля святая Твоя».

Он продолжает: «Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом».

В этом Богомудром писании архиепископ Антоний пишет: «Молитва Иисусова должна быть неотъемлемой сутью всего монашества, да и мирянам, и вообще всем, семейно живущим, ее нужно читать, т.к. памятование Бога неотложно нужно всем».

Владыка Антоний отмечает: «Имеется великая нужда, дабы при делании сей и истинно духовно совершаемой молитвы имелся опытно знающий, включительно и зрительную духовную молитву, учитель-старец, который бы от своих опытов мог свободно и безбедно проводить ум и душу во всех искушениях».

Всех, кто не нашел такого учителя-старца, Владыка утешает такими братскими словами: «Брат или сестра! В случае поисков, много и много умолял Бога даровать тебе такового, не обрящешь и не получишь сего: таковые зело редцы; поиска всяко, сюду и сюду, семо и семо, и никого не обрящешь, не отчаивайся – не возможная человекам, возможна суть Богу. Делай согласно указанного, помогающу Богу, положив твердое намерение никако не отступать от избранного пути делания молитвы, твердо веруя, что Господь близ призывающих Его».

Бог и даровал архиепископу Антонию высшую степень всех добродетелей – молитву зрительную для зрения сокровеннейших тайн Божиих. О том, кто имеет сию добродетель, Владыка в этом же труде пишет: «В нем, пришедшем к истинно-духовному разуму, действует Сам Бог, обитаяй в сердце его, а воля его всегда бывает угодна Богу, так как живет он волею Божией».

В этом же труде Владыка указывает, какие книги надо читать при делании молитвы Иисусовой, и отмечает: «Но не пренебрегай и указаниями в этом маленьком труде, – он есть суть опыта с подтверждением святых отцов современных, и тебе может, при неимении книг, служить достаточным вполне руководством в делании молитвы Иисусовой умной и духовной».

Следует отметить, что подлинный текст этого богословского сочинения написан по правилам дореволюционной орфографии и со многими оборотами церковно-славянского языка, и это есть единственная внешняя прикровенность, которая легко снимается перед смиренным делателем молитвы Иисусовой.

И это Богомудрое писание по было искажено и издано под чужим именем, а, следовательно, руководством в делании молитвы Иисусовой быть не может. Но милосердием Божиим подлинный текст этого Богомудрого писания под авторством Владыки Анатония был впервые издан в этом юбилейном году[8].ссылка.

Архиепископ Антоний Михайловский был из тех немногих редких, души которых очищены насколько это возможно и премного любимы Богом.

В 1958 году Владыка встречается с монахиней Антонией (Сухих), ставшей его верной помощницей, дарование которой ему предсказала одна благочестивая еврейка, которая привела всю свою семью к вере православной. Владыка причащал ее из уст в уста в тюремной больнице, где она и почила в Боге.

Матушка Антония вспоминает: «Когда я первый раз увидела Владыку, я кинулась ему в ноги. Я так рыдала, почувствовала, что нашла все, что искала. Я сразу поняла, что он мне всех заменит: и мать, и отца – всех. Я готова была с ним и в ссылку, и в тюрьму, куда угодно – в огонь и в воду. Это редкостный человек».

Архиепископ Антоний год жил у матушки Антонии на Донбассе в городе Снежное, а затем они переехали в город Ирпень, расположенный недалеко от Киева. В то время он с матушкой был в основном в разъездах, посещая своих многочисленных духовных чад.

На литургии Владыка Антоний, как епископ Русской Православной Церкви, всегда поминал Патриарха Московского и всея Руси и за него всегда на проскомидии вынимал первую частицу из просфоры о здравии. На вопросы своих духовных чад, почему он так делает, отвечал, что если он не будет поминать Патриарха, то он будет ересиарх. Верность Московскому Патриархату он сохранял в течение всей своей многострадальной жизни.

В Ростове-на-Дону Владыке Антонию Бог даровал напрестольный серебряный крест ростовского чудотворца протоиерея Иоанна Домовского (1843 – 1930). На кресте есть надпись «Досточтимому протоиерею О. Иоанну Домовскому от Приходского Совета и причта Александро-Невского Собора г. Нахичиван н/Д 1927 30/III». Отец Иоанн был настоятелем этого собора. Крест ему передал праведный Иоанн Кронштадтский, который почитал благодатного батюшку. В настоящее время этот крест, как великую святыню, сохраняет схиигумения Антония.

В 1966 году родители матушки Антонии купили дом в поселке Буча, рядом с городом Ирпень. Там Владыка обосновался и жил уже почти безвыездно. На вопросы о его жизни он отвечал: «Епископу не положено о себе рассказывать». Позже матушке сказал: «Я хотел быть мучеником. Вся жизнь моя – это сплошное мученичество».

Они жили «домашним монастырем», который предсказал матушке Антонии святой преподобный Кукша в Почаеве в 1950-е годы.

Почти ежедневно Владыка Антоний служил литургию, принимал непрерывно приезжавших к нему духовных чад. По праздникам у них в доме тайно собиралось до пятидесяти человек. Всю ночь накануне литургии шла исповедь. В 5 часов утра начиналась проскомидия.

Привозили ему много письменных исповедей и огромное количество записок на поминовение усопших. Когда Владыка вынимал за них частицы, то некоторые частицы отлетали в сторону. Он видел эти души, за которые просили молиться. Матушка Антония спрашивала: «Владыка, какие они?» Он отвечал: «Черные. Частицы за них нельзя класть в Чашу». Среди них были и некрещеные, и самоубийцы, и Владыка по одному имени видел, что это за души.

Служил он без сокращений, по монастырскому уставу. После службы говорил вдохновенные проповеди. Люди на службе не уставали, а уходили окрыленные, исполненные неизреченной благодати. К нашей великой духовной радости сохранилась запись живого голоса Владыки и почти вся его проповедь, когда он служил у себя в Буче на Пасху 1970 года.

На многочисленные письменные исповеди Владыка отвечал общим для всех «разрешительным письмом», текст которого заранее печатался на печатной машинке или писался от руки верными помощниками Владыки. Он только вписывал в него имя исповедника, а иногда несколько слов или краткое предложение. Центральная часть письма состоит из четырех предложений, совершенных по форме и духовному содержанию.

«Цель и смысл земной жизни – это подготовиться к жизни вечной, в Царствии Небесном через веру в Господа нашего Иисуса Христа, через соблюдение Его Евангельских заповедей.

Тайна жизни такова: что смерть для добрых верующих людей есть переход-рождение в жизнь вечную счастливую и безконечную, а для злых людей есть переход-рождение в жизнь адскую, вечно мучительную под властию злых бесов.

Есть свет и есть тьма, есть сладкое и есть горькое, есть ароматы и есть благовоние, есть смрад и зловоние, есть рай с Богом и ад с диаволом, – что посеешь, то и пожнешь.

Царство Божие внутри вас, – сказал Спаситель. Господь любящий всех призывает к покаянию и спасению, всех кающихся грешников помилует, а скорбями, слезами покаяния и милостынями очистит от всех грехов. Аминь».

Духовник-старец в Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Кирилл (Павлов) сказал об архиепископе Антонии: «Он на меня произвел хорошее впечатление, Владыка благодатный». Отец Кирилл лично знал его и неоднократно с ним встречался у его духовных чад в Сергиевом Посаде под Москвой и у Владыки в Буче под Киевом. Через отца Кирилла направлялись верные духовные чада Владыки на учебу в Московскую Духовную Семинарию, Академию и аспирантуру.

В Буче возле их дома постоянно прохаживались подозрительные лица, и люди после службы боялись выходить. Владыка подзывал к себе матушку Антонию и, указывая на улицу, с улыбкой говорил: «Сходи к нему и спой: Ты напрасно, Ваня, ходишь; ты напрасно ноги бьешь; все равно ты здесь ничего не получишь – в ад пойдешь». Все рассмеются, успокоятся и без страха выходят. И никого не задерживали, было впечатление, что их просто не видят.

Архиепископ Антоний в своем богословском сочинении «Забытый путь опытного познания или Тайна спасения» пишет: «Спасение и восхождение по ступеням к совершенству христианскому возможно во всяком месте и во всякой обстановке, но только при условии умного делания – непрестанном возведении ума к Богу или непрестанной молитве».

В этом же Богомудром писании Владыка Антоний раскрывает тайну спасения: «Делание молитвы Иисусовой – непрестанное призывание святого и спасительного имени Господа нашего Иисуса – это и есть спасительная тайна всех святых, которой они спасались. Это и есть сокровенный путь Богопознания или Богоношения, путь святых отцов, ныне совершенно забытый и христианством и монашеством».

Владыка отмечает: «Для всех желающих спасения остался один путь: внутренний. Нам должно спасаться среди мира умным житием, беречь свой ум, т.е. занимать его непрестанной молитвой. Вот это единственный путь для нас, доступный и открытый, да и по времени. Все другие пути для нас закрыты».

Теперь нам становится понятна причина той самой изощренной клеветы, которая изливалась и изливается на архиепископа Антония Михайловского. Он по благодати Божией указывает нам единственный путь спасения и по нему с отеческой любовью приводит к Богу.

Это Богомудрое писание также было искажено и издано под чужим именем.

В начале ХХ века появилась богоборческая ересь, которая унижала имя Господа Иисуса – имяборцы, она вызвала другую ересь – имяславскую. Эта ересь стала как бы превозносить имя Божие Иисус. Эти два заблуждения ума человеческого хорошо поняли два великих иерарха – святые митрополиты Московский Макарий (Невский; †1926) и Киевский Владимир (Богоявленский; †1918) и их единомысленные епископы, которые постановили передать этот церковный вопрос на усмотрение Вселенского Собора. В 1913 г. Святейший Правительствующий Всероссийский Синод опубликовал послание ко всечестным братиям, во иночестве подвизающимся. В нем были осуждены имяславцы – имябожники, а богоборческая ересь западников – «православных епископов» и их сторонников, унижающих имя Божие Иисус и отвергающих делание молитвы Иисусовой как путь спасения, оставлена без рассмотрения.

Владыка Антоний разрешил этот вселенский вопрос в своем Богомудром писании «Об имени Иисус Христос», который состоит из 12 пунктов, первая половина которых написана в форме вопросов и ответов. Владыка пишет: «Имя Божие Иисус, произносимое и молитвенно призываемое, есть, подобно Кресту Христову, непостижимая и таинственная Божественная сила, боголепно почитаемая и действующая по благодати Божией в меру веры человеческой и промыслительного смотрения Божия. Как свет Фаворский пребывал в Иисусе на святой горе, так в Божием имени Иисус Христос пребывает Бог, а как — не испытуй, а веруй».

В конце этого писания Владыка делает заключение: «Здесь доказано, что тайна пребывания Бога в имени Божественном Иисус требует живой, глубокой, сердечной веры и добродетельной жизни по доброй совести, а крик плотяности, рассудочности, исследования дел и тайн Божьих — от лукавого».

Эта же вселенская тема рассматривается и в другом писании Владыки Антония «Мысли об имени Иисус Христос». Там 35 Богомудрых изречений. Заключающее из них: «Не одно и то же говорю я об именах Божьих и об именах человеческих: не мудрствуйте одинаково об именах и словах Божьих и человеческих. Насколько Бог разнится от человека, настолько и слово Его и имя Его разнится от человеческого. Слово Его и имя Его, как слово и имя Бога есть потому живо, непреложно, действенно – Бог истинный. Аминь».

О ереси имяборцев и имяславцев Владыка пишет: «...Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3). А потому те, так называемые верующие христиане (имяборцы), которые и после святого таинства воплощения и прославления Сына Божия с именем Иисус считают это имя простым человеческим именем, являются новозаветными иудеями-бого-убийцами. Это враги Иисуса Христа — Агнца Божия и враги Церкви — Невесты Христовой. А имяславцы, которые отделяют имя Иисус от Самого Господа Иисуса Христа и составляют одному имени акафисты и пр., имяславцы, которые учат, что имя Иисус равно существу Божию, тоже еретики».

В исключительно кратком богословском этюде «Об имени Пресвятой Богородицы МАРИЯ» Владыка Антоний пишет, что имя МАРИЯ, по-славянски, состоящее из пяти букв, указывает на известных пять великих жен Ветхого Завета, и он называет их.

Припев и тропарь «Акафиста Царице Небесной «Афонской» Игумении» дают достаточные основания утверждать, что автором этого Богодухновенного писания о последнем монашестве, известного под названием «Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея Афонския («Экономисса»)», является «заканчивающий монашество» архиепископ Антоний Михайловский. Вот слова припева: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, святых обителей и рассеянных иноков Преславная Игуменья. Тропарь, глас 6-й: «Царица Небесная, Пресвятая Госпоже Богородице Дево, Игумение Святыя Афонския Горы и всех святых обителей, вси иноцы, с верою к Тебе притекающия, избави от бед и скорбей, и укре­пи нас, в рассеянии живущих, и спаси в мире души наша».

Акафисты Владыка Антоний знал наизусть, и когда его просили их написать, то он писал по памяти и очень быстро. Мы кратко остановимся на Богомудрых писаниях Владыки, которые состоят из его бессмертных мыслей и советов, записанных в виде небольших по форме, но величайших по духовному содержанию, изречениях. Они, как драгоценные Евангельские жемчужины, даруют всем ищущим Царство Божие и правду Его. Некоторые изречения повторяются в разных писаниях и это промыслительно – они ясно указывают на их принадлежность одному автору – архиепископу Антонию Михайловскому.

Следует отметить, что при написании своих богословских трудов Владыка Антоний цитирует по памяти из Священного Писания, как на церковно-славянском, так и на русском языках. Ссылки на Греческое «Добротолюбие» указывают на совершенное знание им и этого языка. Приводятся многочисленные цитаты из святоотеческой литературы. Материал подается в совершенной творческой форме, легко доступной читателю и исключительно необходимой для его спасения в вечной жизни. Близко, при дверях (Мк. 13, 29). Он был истинный христианский философ и богослов. Его замечательно тонкий логический и психологический анализ и составляет тот неповторимый авторский стиль, который легко прослеживается во всех его Богомудрых писаниях.

Надо помнить и то, что это был период жесточайших гонений за веру во Христа в России. Православные христиане были лишены не только богослужебных и богословских книг, но и возможности спокойно жить, пребывая всегда под угрозой ареста и мучений, даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8).

«Мысли о спасении» – это 211 богоносных мыслей, которые не рассуждают об истине – они видят ее лицом к лицу. Владыка пишет: «София – это мир Божественных идей – не отделимая от Божества сила» (5). Он отмечает: «Бессмертна мысль, пришедшая в разум истины. Если нет никакого жизненного соприкосновения между Богом и человеком, то не может быть и восприятия Божеского в человеческом. Откровение – истинная вера есть по самому существу своему выражение внутренней жизненной связи Бога и человека. Богочеловечество есть внутренний имманентный критерий религиозной мысли» (174).

Владыка строго обличает и пророчествует: «Современная культура – превращение человеческого общества в усовершенствованного зверя, попирающего всякий закон – Божеский и человеческий. Головокружительные успехи науки, техники и головокружительное быстрое падение человека и человечества» (183). «Ад утверждает себя – как исчерпывающее содержание всей человеческой жизни и культуры. Близится откровение Царства Божия – мировая катастрофа становится глубже и шире – гибнет временное – близится космический переворот. Предродовые и родовые муки уже при дверях» (185).

Архиепископ Антоний пишет: «Человек, который равнодушно относится к одичанию человеческого общества, к нарушению в нем всякого права и правды и к превращению людей в хищных зверей, – тем самым доказывает полное отсутствие любви к ближнему. Христос не хочет иметь ничего общего с теми, кто алчущего не питал, нагого не одел, страждущего и находящегося в темнице не посетил. Не холодным и пассивным отношением к человечеству, а деятельным, самоотверженным служением ближним надо служить Христу» (149).

Владыка отмечает: «Христианское учение составляет откровение не для того, кто его принимает как мертвую букву, а для того, кто им живет. Откровение – от Бога данный талант – мы должны растить его, а не зарывать в землю. В человеческом сознании откровение Бога беспрерывно и растет, и раскрывается подобно зерну горчичному; чтобы найти Христа человек должен принять на себя труд и подвиг Его искания» (181).

В заключение он пишет: «Свидетельством истинного покаяния являются живая сердечная вера в Бога и практическое повседневное соблюдение заповедей Евангельских – это путь тесный, прискорбный.… Это есть искание Бога, и Царствия Божия, и правды Его – приведет человеческий ум к встрече с умом Божиим, что видим на примере древних ученых мудрецов-волхвов, поклонившихся Христу и принесших ему дары свои».

«Советы духовного отца» Владыка Антоний благословил прочитывать в праздники. Они состоят из 255 изречений и начинаются словами «Надо нудить себя, без труда и напряжения умного ничего духовного не достигнете. Иисус Христос сказал: Царствие Божие силою берется», а заканчиваются эти советы следующим изречением: «Кто ради искания Царствия Божия и вечного спасения терпит осуждение, клевету, бесчестие, обиды, узы, изгнание – тот шествует верным апостольским путем в Царствие Божие: в общение с Богом, с Пречистой Богородицей Девой Марией и всеми святыми всех племен и народов».

Эта же тема продолжается в последующем Богомудром писании архиепископа Антония «Мысли и советы духовного отца о вечном спасении». Оно включает в себя 150 изречений и говорит о том, что именно это и составляет цель и смысл жизни – «это есть жизнь в Боге – в общении с Богом, с Пречистой Богородицей – Богоматерью и Девой Марией и всеми святыми всех народов».

В заключение Владыка пишет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие. Я есмь путь, истина и жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Веровать в Бога, Творца неба и земли, всех тварей есть нравственный долг человека. Правильная бескорыстная логическая мысль приведет лучших ученых всех народов ко Христу. Это мы видим на примере мудрецов – ученых волхвов, которые пришли, поклонились Христу и принесли свои дары.

Лучшие истинные философы, ученые всех народов веровали и веруют в Бога. «Мы веруем в присутствие во Вселенной независимого Духовного нач

Бесплатный хостинг uCoz